Духовно-нравственное воспитание школьников
презентация к уроку
Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.
Духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом. Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и на внеурочных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_zdorove_shkolnikov_2.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовно-нравственное здоровье — это способность всего общества в целом и отдельных людей в частности формировать свой жизненный уклад согласно общечеловеческим представлениям о добре и зле.
Нравственное здоровье - необходимое условие полноценного развития ребенка. Нравственное здоровье связано с духовностью, с ориентацией на абсолютные ценности: Истину, Добро, Красоту.
Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Ребёнок и общество , семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них все то, чему их учит. (Себастьян Брандт)
Проблемы у ребенка из несчастливой семьи. Ребенок из семьи, где родители не любят друг друга, растет с ворохом психологических проблем. Давайте посмотрим, каких: 1. У него заниженная или низкая самооценка. В какой-то мере ребенок всегда считает себя в ответе за то, что в семье нет счастья. 2. Часто такие дети недисциплинированные, потому что у родителей нет общей линии в воспитании. А еще можно просить защиты у одного из родителей, когда второй что-то не разрешает или заставляет. В общем, манипулирование в этом случае развито очень хорошо.
Проблемы у ребенка из несчастливой семьи. 3. Ребенок не уважает своих родителей, потому что они друг друга не уважают, ругают друг друга, делают замечания, не поддерживают. 4. Ребенок растет тревожным и неуверенным в себе, потому что постоянно переживает, наблюдая ссоры и неразрешенные конфликты. 5. Ребенок не учится решать конфликты, имея перед собой неправильный образец поведения.
Проблемы у ребенка из несчастливой семьи. 6. Эти дети зачастую не имеют желания чего-то добиваться. У них слабая мотивация к достижениям, потому что его желания не поддерживаются семьей, как целостным организмом. Его может поддерживать папа, а может мама. Но вместе они не существуют.
Проблемы у ребенка из несчастливой семьи. 7. Такие дети хуже учатся. 8. У ребенка стерто понимание правильных семейных отношений. Эту же неверную позицию он понесет из детства в свою будущую семью.
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.
Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Какую роль в жизни подростка должна играть семья и школа? Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Задачей школы является воспитание ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.
Темами для проведения внеурочных мероприятий могут быть следующие: классные часы: «Мои интересы, мои увлечения», «Мой дом - моя семья», «Милосердие в наши дни», «Памятные даты моей семьи», «Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты» , «Профессии милосердия и добра», «Герои среди нас»;
практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела», «Можно, нельзя, нужно»; акции: «Помоги зимующим птицам», «Чистая улица радует сердце», «Дети - ветеранам»;
Беседы : «Спешите делать добро», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Еще раз о товариществе и дружбе», «Военная летопись моей семьи», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «Национальные традиции в моей семье», «В дружбе - сила», «Моя «малая родина», «Памятные даты моей страны», «Люди, на которых хотим быть похожими», «Профессии милосердия и добра»;
Выставки рисунков: «Я и моя семья», «Мой город», «Мы - за безопасность на дорогах» и др.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...
Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...
Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.
Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....
Использование возможностей краеведения в духовно-нравственном развитии младшего школьника.
Краеведение в дополнительном образовании (из опыта работы)....