Туркулец Людмила
творческая работа учащихся (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Туркулец Людмила

Воронежский музыкальный колледж им. Ростропович

Память сердца.

События более чем семидесятилетней давности, вылившиеся в масштабную и кровопролитную по размерам и  жертвам войну, тяжкой тенью воспоминаний легли на судьбы людей прошлого столетия. Военные действие остались в прошлом, но и спустя время  внушают ужас. Вместе с тем, об этом говорят  с гордостью, ностальгически, не без оттенка грусти, вспоминая об утратах, которых было немало.

Так и в моей семье, среди людей, чьему мужеству я обязана жизнью, были и свидетели, и непосредственные участники событий военного времени. Сделанный ими выбор предопределил как их личный путь, так и будущее современного нам мира, что не может не стать поводом для гордости.

Делясь детскими воспоминаниями, Виктор Васильевич Туркулец (1938 г. р.), мой дедушка по отцовской линии, воссоздал некоторые фрагменты своей жизни и жизни своих родителей: «Мой отец, Туркулец Василий Антонович, родился в 1908 году в семье крестьян Одесской области Новомиргородского района, село Мартоноша. Мать, Туркулец (Флоря) Ефросиния Никитична, родилась в 1915 г и работала на плантациях по выращиванию сельскохозяйственных культур. В 1938 году была образована Кировоградская область, и родители продолжали там трудиться в составе колхоза.

Великая Отечественная война началась внезапно, что не могло не сказаться на ходе боевых действий первых лет, и перестройка экономики на военный лад требовала определенного времени. Быстрыми темпами враг продвигался в глубь территории, в то время, как в тылу оставались пожилые люди, женщины и подростки, взявшие на себя тяжесть работы по производству необходимой для фронта продукции. Немцы, уничтожавшие целые селения и деревни, вывозившие материальные и культурные ценности, убивавшие мирных жителей, оккупировали многие районы страны, где установили свою временную власть. Коменданты и полицаи заставляли работать оставшееся население для обеспечения их потребностей, на собственные нужды вывозили и готовую продукцию. За неподчинение били нагайкой, расстреливали и вешали. В такой ситуации оказалась  наша область и наше село.

В родительском доме расположился немецкий штаб, в огороде стояла немецкая техника. В отсутствии отца, призванного исполнить свой воинский долг, забота обо мне и сестрах- малютке Екатерине и средней дочери Маше - легла на плечи матери. Ее я запомнил как мужественную, решительную женщину с возвышенным сердцем, стремившуюся сберечь наши хрупкие детские жизни любой ценой. Помню, на защиту коровы, главного на тот момент источника пропитания, она бросилась всем телом; вооружившись вилами, отчаянно и эмоционально, она стояла на своем. Растерянность немцев сопровождалась издевательским смехом, глумящимися выкриками, но под натиском ее взгляда врагам пришлось отступить.

Запомнился один немецкий солдат, сажавший нас на колени и угощавший шоколадом меня и сестер. Находясь вдалеке от семьи, он тосковал  по жене и сыну - их довоенная фотография хранилась в кармане его формы. Полагаю, отсюда  происходил неожиданный трепет и слезы в его глазах…

С 1943 года мой отец воевал на 1-м Украинском фронте в качестве стрелка. Освобождая Украину, Венгрию и Чехословакию, он дошел до Германии, где при штурме высоты у г. Марейнбурга был смертельно ранен в область сердца и скончался на глазах у товарища, вернувшегося с фронта без обеих ног - их он потерял в том же бою, в котором погиб мой отец 25 января 1945 года».

К сожалению, лишь эти сведения составляют мое сегодняшнее представление о личности моего доблестного прапрадеда. Мать моего дедушки, прожившего относительно долгую и счастливую жизнь, погибла в 1949 году при несчастном стечении обстоятельств в огне, как и его сестра Мария. Екатерина Васильевна Туркулец не сохранила об отце никаких воспоминаний. Их единственная встреча состоялась в сентябре 1944 года, незадолго до трагической гибели прадеда.

В начале осени в Первомайском районе Николаевской области происходило переформирование советских войск. Среди военнослужащих был и старший лейтенант Туркулец. Оказавшись в родных краях, он надеялся увидеться с семьей, с новорожденной дочерью Катей – о чем и просил в письме к жене. Их свидание состоялось. Какой была эта последняя встреча, остается лишь догадываться, но ради этого момента были прожиты все предыдущие месяцы  нелегкой военной службы. Некоторые детали того мимолетного свидания подросшая Катюша узнает уже будучи девушкой. В тот день Ефросинью Никитичну сопровождала ее родственница Галина, она-то и поделится своими воспоминаниями: «Василий стоял под большим раскидистым деревом, нежно прижимая к груди Катю, которой исполнилось 2 недели. Из глаз его текли слезы…»

 

Другой мой прадед, Дмитрий Степанович Марченко (1916 г.р.), ушел на фронт в возрасте 25 лет спустя неделю после начала войны. Во время боевых действий он встретился с Иваном Никитовичем Кожедубом (1920-1991), трижды Героем Советского Союза, ставшим маршалом авиации. К подвигам прославленного летчика непосредственно причастен и Дмитрий Степанович - простой русский солдат, наделенный отвагой и волевым импульсом. Даже в непогоду, по бездорожью и под огнем вражеских истребителей он доставлял снаряды, авиабомбы и солдат на передовую; не раз рискуя жизнью, был дважды легко ранен, хотя и «бывал, - по его словам, - в таких передрягах»!

Из сопроводительных документов к приказу о награждении известно, что, будучи шофером автороты в батальоне аэродромного обслуживания, за всю войну он преодолел около 135 тысяч километров;15 длинных рейсов, с общим километражем 3407 км, сделаны им за время наступления 1-го Белорусского фронта в январе 1945г.; около 18 тонн боеприпасов, 12 тонн продовольствия и другого имущества успешно доставлены до места назначения. Показав «высокие образцы в работе по обеспечению боевой авиации», Дмитрий Степанович награжден медалью «За боевые заслуги».

Мария Павловна Марченко, потерявшая мужа во время Гражданской войны, с тревогой дожидалась возвращения единственного сына, о котором молилась на протяжении долгих пяти лет. В 1946 году, объездив всю Европу, Дмитрий  вернулся домой живым. В числе его наград была и медаль «За оборону Сталинграда».

Каждый миг сегодняшней действительности, исчезнет бесследно и неизбежно. Человек, бессильный в своей подвластности времени, в воспоминаниях находит единственное отрадное начало. Людская, на первый взгляд, недолговременная память, выстраивает немыслимые связи, способные запечатлеть миг в вечности, тысячелетиями оберегая эпоху присутствия на Земле человека от фатального забвения, которым грозит нам время. Возможно, поэтому, я чувствовала, что обязана восстановить памятные для моей семьи события. Словно исполнив свой негласный человеческий долг, подарить этой малой части истории еще одну жизнь, жизнь после смерти…

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Люд...

А.С.Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила". Итоговый урок - викторина.

Итоговый урок-викторина по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Командные, индивидуальные, групповые задания и конкурсы....

Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....

Интерактивный кроссворд по поэме А.С.Пушкина"Руслан и Людмила"

Интерактивный кроссворд по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"

Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого  - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пу...

Викторина по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Викторина содержит вопросы, проверяющие знание текста учащимися...

Уроки литературы в 5 классе по произведению А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

В конспектах уроков литературы по программе ГИ. Беленького по произведению А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" рассматривается связь народной и авторской сказки, их идейной направленности.(В основе уроков ...