А.С.Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила". Итоговый урок - викторина.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Итоговый урок-викторина по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Командные, индивидуальные, групповые задания и конкурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruslan_i_lyudmila_viktorina.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ: литература, 5 класс.
РАЗДЕЛ/БЛОК: Творчество А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».
ТЕМА: итоговый урок по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся, закрепить пройденный материал.
ЗАДАЧИ: образовательная: проверка знаний, умений и навыков, обобщение, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание уважительного отношения к партнеру по команде, сплоченности, личной ответственности, уважения к национальной культуре;
развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, творческих способностей, навыков работы в группе.
ВИД УРОКА: урок-викторина.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: конкурсные задания, соревнование, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, модельный метод (обучающие игры).
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, карточки с заданием, плакаты, выставка рисунков, призы, аудиоаппаратура, элементы костюмов для театрального конкурса и конкурса «Шапка Черномора».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: игровые технологии, технология дифференцированного обучения, групповая технология.
ХОД УРОКА:
- Организационно-психологический этап.
- подготовка психологического настроя;
- обеспечение порядка;
- проверка состояния классного помещения;
- взаимное приветствие;
- проверка отсутствующих;
- проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся.
II Этап постановки темы, цели и задач урока:
Задачи:
- организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
- показать значимость изучаемого материала;
- поставить перед учащимися учебную проблему.
Музыка в качестве фона: М.И. Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Слово учителя:
Сегодня мы заканчиваем изучение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Несколько уроков мы с вами находились в красивой волшебной сказке, переживали приключения вместе с героями поэмы.
Сто девяносто один год назад Пушкин написал это произведение. И до сих пор оно интересно читателю. Каждый увидит в этой поэме то, что близко ему: борьбу добра и зла или красивую историю любви и верности, опасное очарование колдовства или пример доблести и мужества русского витязя, «преданья старины глубокой» или волшебную сказку. А со сказкой всегда очень жаль расставаться.
В классе сегодня сказочная атмосфера: звучит музыка великого русского композитора П.И. Чайковского, которую он написал специально для балета «Руслан и Людмила», класс украшает выставка ваших рисунков - иллюстраций к поэме.
Сегодня мы с вами вспомним сюжет и героев поэмы, сказочный пролог к ней, ответим на интересные вопросы, выполним различные задания. Чтобы все это стало еще интереснее, устроим конкурс команд.
III. Этап проверки домашнего задания.
Задачи:
- установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
- выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях;
3. осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.
Конкурс № 1. Представление команд.
Представление команд, названий, презентация эмблемы и плаката.
Название команды | Команда «Кот ученый» | Команда «Руслан и Людмила» | Команда «Черномор» |
Объяснение названия | В прологе Пушкин написал, что эту сказку поведал ему кот ученый. | Руслан и Людмила – главные герои поэмы. | Черномор - главный противник Руслана. |
Презентация эмблемы | Учащиеся объясняют, что и почему изображено на эмблеме их команды. | ||
Плакат – иллюстрация | На плакате – дуб, кот и сказочные герои пролога. | На плакате – карта «Путь Руслана». | На плакате – сад Черномора. |
Презентация плаката | Кот ученый живет на волшебном дубе и рассказывает чудесные сказки. | Изображен путь Руслана к Людмиле, все его подвиги, встречи и приключения. | Этот прекрасный волшебный сад создан чарами Черномора. |
Взаимооценивание домашнего задания (оценка эмблемы и плаката по пятибалльной системе).
IV. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Задачи:
- воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- опора на жизненный опыт учащихся.
Конкурс № 2. Словарный конкурс.
В поэме много устаревших слов. Многие из них Пушкин употребил нарочно, чтобы передать читателю ощущение «старины глубокой». Читая и анализируя поэму, мы объясняли эти слова и выражения. Сейчас проверим, как вы это усвоили.
Условия конкурса: участники команд выходят по одному к доске и объясняют одно слово из списка, предназначенного для его команды.
Музыка в качестве фона: М.И. Глинка, «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».
«Кот ученый» | «Руслан и Людмила» | «Черномор» | |||
слово | значение | слово | значение | слово | значение |
Чашники | Слуги | Десница | Правая рука | Лобзать | Целовать |
Вещает | Говорит | Венец | Корона | Балдахин | Занавес над постелью |
Яхонт | Рубин | Перл | Жемчуг | Карла | Карлик |
Багрить кровью | Убивать | Искусство брани | Боевое искусство | Рыцари парнасских гор | Поэты |
Гридница | Зал для пиров дружины | Риза | Верхняя одежда | Ретивый | Быстрый |
Совместная проверка (учитель с учениками), оценивание –по баллам.
- Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.
Задачи:
- установить правильность и осознанность изученного материала;
- обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Конкурс № 3. «Пролог»
Слово учителя: поэма начинается с пролога, в котором Пушкин вводит читателя в мир народной сказки, где обитают чудеса, волшебство, живут сказочные герои.
Вы должны хорошо знать строки пролога.
Задание: составьте отрывок пролога из разрозненных строчек.
Условия выполнения: командное задание (учитывается быстрота и правильность выполнения).
Музыка в качестве фона: М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
«Кот ученый» | «Руслан и Людмила» | «Черномор» |
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо - песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках | Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пеняет грозного царя; | Там королевич мимоходом Пеняет грозного царя; Там в облаках, перед народом Через леса, через поля Колдун несет богатыря; Царевна там в темнице тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с бабою - Ягой Идет-бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! |
Проверка: учащийся читает пролог наизусть, участники-соперники проверяют задание другой команды, учитель контролирует проверку.
VI. Этап обобщения и проверки ранее усвоенных знаний.
Задачи:
1. повторение, обобщение и проверка полученных на предыдущих уроках знаний;
2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;
Конкурс № 4. Конкурс «Блиц-опрос» на знание героев произведения.
Условия конкурса: конкурс похож на игру «Ручеек». Участники команды выстраиваются друг за другом. Сначала задается вопрос первой тройке игроков –соперников. Тот, кто первый ответит на вопрос, возвращается к команде (снова встает в очередь), остальные двое выбывают (садятся за парты). Игра продолжается до тех пор, пока на игровом поле не останутся представитель/представители одной команды.
Конкурс «Блиц-опрос» | |
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
1. Людмила брюнетка или блондинка? | Блондинка. |
2. В какое животное превращалась Наина? | В черного дракона. |
3. Кем приходится Черномор Голове? | Братом. |
4. Назовите имя и титул отца Людмилы. | Князь Владимир. |
5. В чем сила Черномора? | В бороде. |
6. Какая волшебная вещь помогала Людмиле? | Шапка-невидимка. |
7. Кого из своих соперников вынужден убить Руслан? | Рогдая. |
8. Кто возвращает Людмилу отцу? | Фарлаф. |
9. Почему Людмила, вернувшись домой, не обнимает своего отца? | Она спит волшебным сном. |
10. Какую вещь дарит Финн Руслану? Для чего она нужна? | Волшебный перстень. Он должен разбудить Людмилу. |
11. Что происходит с Черномором в финале произведения? | Он стал шутом у князя. |
12. Какую помощь оказывает Финн Руслану в финале поэмы? | Воскрешает его. |
13. О чем просит Голова Руслана? | Отомстить Черномору. |
14. Зачем голова была нужна Черномору? | Охраняла волшебный меч. |
15. Как Черномор заманил Людмилу в сеть? | Обманом и волшебством: превратился в Руслана. |
Победившая команда получает пять призовых баллов. Команда, выбывшая второй – 2 балла. Команда, выбывшая первой получает 1 балл.
Конкурс № 5.
Конкурс «Восстанови сюжет». Командный конкурс.
Слово учителя: В поэме несколько сюжетных линий. Пушкин внезапно оставляет одну на самом интересном месте, чтобы переключиться на другую. Так он держит читателя в постоянном нетерпении, желании узнать: «Что же будет дальше?»
Задание: На карточках представлены эпизоды поэмы. Восстановите сюжет, надпишите карточки цифрами 1, 2, 3, 4 и т.д.
Музыка в качестве фона: М.И. Глинка, «Танцы» из оперы «Руслан и Людмила».
ВОССТАНОВИ СЮЖЕТ | СЮЖЕТ |
История Головы. | 1. Пир-свадьба. |
Победа над печенегами. | 2. Похищение Людмилы. |
Поединок Руслана и Рогдая. | 3. Встреча Руслана с Финном. |
Предательство Фарлафа. | 4. К Людмиле попадает шапка Черномора. |
Встреча Руслана с Финном. | 5. Поединок Руслана и Рогдая. |
Черномор заколдовал Людмилу. | 6. Наина предупреждает Черномора. |
Руслан возвращает Людмилу к жизни. | 7. История Головы. |
К Людмиле попадает шапка Черномора. | 8. Черномор заколдовал Людмилу. |
Финн оживляет Руслана. | 9. Поединок Руслана и Черномора. |
Похищение Людмилы. | 10. Предательство Фарлафа. |
Наина предупреждает Черномора. | 11. Финн оживляет Руслана. |
Поединок Руслана и Черномора. | 12. Победа над печенегами. |
Пир-свадьба. | 13. Руслан возвращает Людмилу к жизни. |
Проверка: совместная проверка (учитель и ученики), подсчет правильных ответов. Количество правильных ответов – количество баллов добавляется к общему счету команды.
Конкурс № 6. Конкурс «Шапка Черномора».
В шапку кладутся сложенные билетики по числу учащихся. В билетах написаны вопросы по сюжету поэмы. Игроки выходят по очереди (по одному от команды). За правильный ответ получают приз. Победита команда, к которой больше призов. Количество призов - баллов добавляется в общий счет команды.
Конкурс «Шапка Черномора» | |
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
1. В чем был не побежден Фарлаф? | «В пирах никем не побежденный». |
2. Что обещал князь Владимир тому, кто вернет ему дочь? | Людмилу в жены и полкняжества. |
3. Как Руслан узнал о похитителе Людмилы? | От Финна. |
4. Почему Финн стал волшебником? | Чтобы добиться любви Наины. |
5. Как четыре витязя выбрали себе дороги? | Их кони сами разошлись. |
6. Кто самый трусливый из витязей? | Фарлаф. |
7. Имя молодого хазарского хана. | Ратмир. |
8. Витязь, ставший призраком. | Рогдай. |
9. Когда финн узнал, что Наина – колдунья? | Когда сам стал колдуном. |
10. Зачем Рогдай погнался за Фарлафом? | Ошибся, думал, что это Руслан. |
11. Почему Финн отверг Наину? | Она стала старухой. |
12. В чем тайна Черномора? | Его волшебная сила в бороде. |
13. Что увидела Людмила из окна в замке Черномора? | Заснеженные горы. |
14. Как Людмила обнаружила волшебство шапки Черномора? | Примеряла ее перед зеркалом. |
15. Как волшебная шапка оказалась у Людмилы? | Она сняла ее с головы Черномора. |
16. Почему Наина стала помогать именно Фарлафу? | Он был самый легковерный и управляемый. |
17. Зачем Наина мешала Руслану? | Он был счастлив в любви. |
18. Кем был брат Черномора? | Великаном. |
19. Как Черномор победил своего брата? | Обманом. |
20. Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя? | «Завизжала так, что всех арапов оглушила». |
Команды подсчитывают призы. Учитель подводит итоги.
Конкурс № 7. Театральный конкурс.
У каждой команды было еще одно тайное задание: представить коротенькую сценку-пантомиму. Вы знаете, что пантомима –это сценка без слов. Актеры должны играть с помощью жестов, движений и мимики. Задание для команд – определить эпизод, представленный командой - соперницей.
Музыка в качестве фона: М.И. Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Команда | «Кот ученый» | «Руслан и Людмила» | «Черномор» |
Сценка/ Эпизод | Первая встреча Людмилы и Черномора. | Поединок Руслана с Черномором. | Наина уговаривает Фарлафа ехать домой. |
Оценивание: совместное (ученики и учитель) по пятибалльной системе. Критерии: выразительность, наличие элемента костюма, узнаваемость.
VII. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Задачи:
- выявить качество и уровень знаний;
- дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.
Подведение итогов | Награждение команд. |
Рефлексия | Совместный анализ работы команды и каждого учащегося.
|
Результат учебной деятельности. | Сегодня мы с вами снова побывали в сказке. Оказалось, что ее вы хорошо знаете. Вы не только играли и соревновались, но и продемонстрировали свои знания и умения, а еще повторили все то, что мы изучали на нескольких уроках. Не забывайте: «Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» |
Перспектива дальнейшей работы. | На следующем уроке мы продолжим изучение творчества А.С. Пушкина. |
Домашнее задание. | Прочитать стихотворения А.С.Пушкина : «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Няне». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок-викторина по произведению Н.С. Лескова «Левша»
Итоговый урок в форме литературной викторины "Умники и Умницы"...
Итоговый урок-викторина в 6 классе
Итоговый урок-викторина в 6 классе...
Итоговый урок - викторина за курс 6 класса.
Итоговый урок - викторина за курс 6 класса....
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина
Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....
Итоговый урок – викторина по математике в 5 классе
Урок обобщения и систематизации знаний за курс 5 класса....
Итоговый урок -викторина за курс 6 класс
Итоговый урок...
Итоговый урок -викторина за курс 6 класс
Итоговый урок...