Мотивация
статья

Анастасия Владимировна Корепанова

Способы повышения мотивациив учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы повышения учебной мотивации детей на уроке

Работу выполнила: Корепанова Анастасия Владимировна

Учитель информатики

МКОУ СОШ п. Рудничный

Верхнекамского района Кировской области

Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Одной из достаточно острых проблем современной школы  является сложное отношение школьников к учению. Для повышения эффективности педагогического процесса необходим устойчивый познавательный процесс школьников к учебной деятельности. Формирование учебной мотивации является актуальной проблемой современной школы. Выявление характера мотивации, смысла учения для школьников дает возможность рациональнее подбирать методы педагогического воздействия.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания.

Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом должен стимулировать ее развитие системой приемов.

Один из таких приемов это эксперимент! Школьникам всегда материал более понятен, если он наглядно продемонстрирован. Наглядность эксперимента вызывает интерес и побуждение к дальнейшей работе в этом направлении.

Проведем исследование мотивов учебной деятельности учащихся в школе. В результате чего узнаем, какой из уровней мотивации больше всего присутствует у учащихся разных  классов.

Исследование проведем методом письменного анкетирования, так как этот метод позволяет охватить большое количество школьников. Были составлены вопросы на выявление мотивации учения. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации присутствует у учащегося. В анкете приводится описание четырех уровней мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно характеризует его поведение в школе.

Перед этим учащимися была изложена суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся анкете. По результатам проведенного исследования можно будет уже судить о том, какой уровень мотивации характерен для детей данного учебного заведения. После обработки полученных данных, скорее всего, будет виден самый "популярный" уровень мотивации. Следует разобраться, почему большинство выбрали именно тот или иной ответ. Также интересно будет узнать отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из анкеты, которое окажется "непопулярным", то есть в меньшинстве.

В исследовании по выявлению уровня мотивации приняло участие учащиеся 8 – 9 классов. Проанализируем результаты опроса. Мотивация определяется по 4 уровням: высокий, средний, низкий и очень низкий. По результатам преобладает мотивация 2 уровня, т.е. средняя, что не так и  плохо!

Подростковый возраст можно отнести к одному их самых важных в формировании мотивации учебной деятельности. Как показывает анализ имеющихся данных, в подростковый период происходит снижение мотивации учения.

Проведем исследование у старших классов. В течение недели будем в конце каждого урока проводить эксперимент,  наглядно демонстрировать тему урока.

Результаты проверим  с помощью теста «Мотивация», где каждый вопрос имеет свой балловый вес и просуммируем их.

Исходя из данных видно, что методика формирования мотивации  дала положительный результат. Уровень мотивации значительно повысился. У большинства он высокий, более 70%, а исходя из первого раза,  не превышал 50%.

Формирование мотивации учения школьников должно происходить на основе четко поставленной цели – получение хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учиться, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в этом. Для этого педагогам необходимо разрабатывать методики для привлечения интереса учащихся.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке, особая система работы по воспитанию приемов самообразования (на уроке, на ученических собраниях, на часе классного руководителя).

Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации

Без  знания географической номенклатуры  невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с  позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...

«Виды мотивации и способы формирования мотивации. Методика и технология: сходства и различия»

Доклад на методическом совете о видах мотивации и способах ее формирования, о сходстве и различиях понятий "мотивация" и "педтехнология"....

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школ...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так...

Сценарий педагогического совета "От мотивации учителя к мотивации ученика"

Современные психологи и педагоги считают, что одной из главных проблем современной школы является проблема снижения мотивации к обучению, что, в первую очередь, видно по снижению таких показателей, ка...