Мастер-класс по теме: Критическое мышление - актуальная перспектива современного образования.
материал

Охрицкая Алла Ивановна

   Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации.

  Наглядность: - раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов и методов);  - материал для выполнения практической работы участниками трибуны; 

 Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение  участников в групповую работу,  рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  по теме:

Критическое мышление - актуальная перспектива современного образования.

   Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации.

  Наглядность: - раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов и методов);  - материал для выполнения практической работы участниками трибуны; 

 Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение  участников в групповую работу,  рефлексия.

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом работы

Тема «Критическое мышление - актуальная перспектива современного образования»

Слайд 2 . По утверждению Д. Халперн, «образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмыслить и применить полученную информацию». На это нацелены ФГОС второго поколения, которые включают в себя не только освоение учащимися базовых национальных ценностей, основных понятий, относящихся к области знаний, но и формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Слайд  3.  Если раньше давали готовые знания, то теперь надо учить ребенка добывать эти знания, направляя, давая ему выходы. Мы должны научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового открыл он для себя. А затем эти мыслительные навыки использовать в будущем.

Это и есть цель технологии развития критического мышления .

Слайд 4. Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Слайд   5.Использование данной технологии помогает обучающимся на уроках вырабатывать: умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Приемы развития критического мышления, используемые учителями в урочной системе помогают педагогам систематизировать знания учащихся, обеспечивают комфортные условия для познавательной деятельности. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

В настоящее время широко распространены следующие приемы критического мышления: «Мозговой штурм», стратегия «Fishbone», «Insert», «Круги по воде», таблица тонких и толстых вопросов, заполнение различных кластеров, «Синквейн», составление диаграмм, написание творческих эссе и мн. др.

Практическая часть.

Для каждой из стадий урока применяются свои различные методические приемы. Их достаточно много. Вашему вниманию предлагаю  несколько приёмов, которые очень нравятся моим учащимся и применяются  на уроках. Итак, рассмотрим прием круги по воде

Слайд  7.           Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

 

Слайд с видео 8.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.   Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc. Слайд   9

Слайд 10

 Следующий не менее интересный прием – это кластер.

Приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР», который я использую в своей практике для развития и формирования новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Я считаю, что использовать кластер можно на любом этапе уроке. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске (обычной и интерактивной), на компьютере и в тетради; индивидуально, в парах и в группах. Кластер можно представить в виде ромашки,  солнышка,  дерева, домика, паровоза и т.п.   В своей практике я использую как свои кластеры, так и взятые из интернет-источников.  

Например, на этапе при введении новых лексических единиц я предлагаю ребятам следующий кластер.

В центре тема, затем английские слова и картинка к слову или выражению. Таким образом, сохраняется принцип наглядности. Это вариант работа с презентацией.

Слайд 11.Кластер неплохо использовать при составлении монологического высказывания. Он служит своеобразным планом. Сколько работаю в школе, столько сталкиваюсь с той проблемой, что наши дети при составлении рассказов о себе, начинают лезть в дебри, совершенно не умеют пользоваться тем материалом как лексическим, так и грамматическим и текстовым. Поэтому для меня подобные планы в виде кластеров стали спасением.

Слайд   12. Активно использую кластеры и при работе с грамматикой. Хочу представить несколько из них. Их же я предлагаю учащимся использовать как памятки.

         Составление кластера даёт свободу для фантазии, эксперимента. Он может стать отправной точкой творческого исследования учащегося или группы учащихся.

Таким образом, я убедилась, что кластер – это интересная и полезная форма работы. Детям тоже нравится пользоваться кластерами. Ведь кластер – это ещё и элемент занимательной игры для школьников.

Слайд     13

   Прием “Написание синквейна”

 Используется на стадии рефлексии. Позволяет учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.

Использую этот способ как синтез материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. Синквейн может быть творческим домашним заданием.

На этапе «рефлексии» происходит возврат к результатам, сравнение с первоначальными знаниями и знаниями после прочтения текста. 
Слайд 14

Подведение итогов:

Итак, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности. Мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, умея отстаивать собственное мнение. Я за ученика думающего, целеустремленного, творческого.

А теперь хочу предложить вам творческое задание, написать синквейн, тема которого Рождество

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления школьников с современными учебно-методическими комплексами

Статья о развитии критического мышления школьников с новыми учебными комплексами, в частности, с УМК  по  биологии авторского коллектива под руководством Н. И. Сонина ...

Формирование транспортной культуры - актуальная задача современного образования

Статья посвящена проблеме профилактики дорожно-транспортного травматизма....

Актуальные проблемы современного образования

В статье изложены краткие сведения об актуальных проблемах современного образования, а также ключевые аспекты, которые привели к проблемам в образовании....

Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС

Зачем использовать технологию критического мышления на современном уроке. Личный опыт использования приёмов технологии критического мышления на различных этапах урока технологии....

Технология критического мышления при проектировании современного урока в контексте ФГОС.

Инновационные методы и формы обучения с учетом требованийСтандартов второго поколения :1. ИКТ2. Проблемное обучение3. Технология сотрудничества4. Здоровье сберегающая технология5. Педагогика сотруднич...