Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья-2017, научно-практическая конференция
статья

Дроздова Анна Юрьевна

В  сборнике представлены научные материалы, подготовленные участниками Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы трудового ипрофессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», прошедшей 31 октября 2016 г. в стенах Российского государственного социального университета. Материалы издания посвящены различным аспектам трудовой и профессиональной ориентации учащихся с инвалидностью и сограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Роль Управляющего совета в условиях инклюзивного образования Дроздова Анна Юрьевна, член Управляющего совета,заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СШ №1», г. Нижневартовск, drozdova-nvschool1@mail.ru Сегодня ни для кого не секрет, что по вопросам стратегического управления школой решения принимает и Управляющий совет образовательного учреждения. В 28 МБОУ «Средняя школа №1» Управляющий совет создан для решения следующих основных задач: - определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения, особенностей его образовательной программы; - повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения; - содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; - контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания в общеобразовательном учреждении. Приказом Департамента образования администрации города Нижневартовска от 1 сентября 2015 года №427 МБОУ «СШ №1»определена как базовое учреждение для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического здоровья и детей, не имеющих нарушения развития. При введении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ администрацией школы совместно с Управляющим советом выстроена проектная ступенчатая модель, определяющая последовательность и содержание действий по созданию условий для реализации нового стандарта обучающихся с ОВЗ в образовательной организации: нормативно-правовых,финансово-экономических, организационных, кадровых, информационных и материально-технических. В первую очередь на заседании Управляющего совета рассмотрен вопрос о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ плана мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития).Это позволило провести в дальнейшем большую разъяснительную работу о системе инклюзивного (интегрированного) образования среди обучающихся и родителей. Совместно с членами Управляющего совета разработана и утверждена форма договора с родителями обучающихся с ОВЗ, внесены изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части 29 введения комплексного подхода к оценке результатов образования при реализации ФГОС НОО дляобучающихся с ОВЗ. Обеспечение кадровых условий – одно из основных направлений деятельности образовательной организации при реализацииадаптированных образовательных программ.Чтобы организовать образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ, педагогами школы изучены особенности психологического развития детей с ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом, с бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси». Наше образовательное учреждение совместно с Управляющим советом ежегодно участвует в общероссийском проекте «Школа цифрового века», что позволило педагогам школы пройти обучение на дистанционных модульных курсах «Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ», «Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма». Эти модульные курсы важны, так как разработка Адаптированной основной образовательной программы, Программы коррекционной работы, Специальной индивидуальной образовательной программы имеют свои особенности; это новое направление работы для управленческой и педагогической команды школы. Управляющий совет школы помогает педагогическому коллективу в создании учебно-методических и информационных условий реализации адаптированной основной образовательной программы. Для обучающихся с задержкой психического развития в школе создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, а именно: удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе и ближайших планах. Для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ подготовлены специальные кабинеты для отдыха, релаксации и коррекционно-развивающих занятий: - кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий педагога - психолога; 30 - кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий учителя - логопеда. Данные кабинеты оснащены мультимедийной аппаратурой, музыкальными центрами с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); видеотекой учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов; специальной литературой. В образовательном учреждении совместно с Управляющим советом проводится внутренний контроль за соблюдением условий инклюзивного образования. Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. При реализации адаптированной программыобучающемуся с задержкой психического развития обеспечена возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога – комплектование включает от 8 до 12 обучающихся в классе. При освоении адаптированной программы ученики I–IV классов обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья. При этом применяются специальные, учитывающие особые образовательные потребности приложения к книгам, дидактические материалы, рабочие тетради на бумажных или электронных носителях,обеспечивающие поддержку освоения АООП НОО и направленные на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся. МБОУ «СШ №1» - одна из первых общеобразовательных школ города, которая реализует ФГОС НОО ОВЗ. На базе школы в 2016 году сформирован (согласно рекомендаций ТПМПК для родителей) класс для детей с ОВЗ по варианту 7.1. (для детей с задержкой психического развития (ЗПР). В 2017-2018 учебном году с учетом мнения Управляющего совета в школе открыт еще один класс для детей с задержкой психического развития. В интеллектуальном плане эти дети не уступают сверстникам, просто они медленнее взрослеют, медленнее думают, им требуется больше внимания, заботы, доброты, тепла, любви, понимания. Задача педагога состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых их таланты и способности раскрылись бы в полной мере. 31 Учебный процесс организуется по традиционной системе. Планируются и проводятся уроки с обязательным проведением физкультминуток, зрительной гимнастикой. В процессе работы определены следующие принципы организации работы для детей с ЗПР: - регулярное использование на уроках наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности; - внедрение элементов игры, которые являются ведущими в учебной деятельности ребёнка; - стимулирование познавательного интереса различными приемами занимательности: работа над загадками, задачами-шутками, элементами театрализации выполнение творческих заданий; - максимальное использование слухового, зрительного анализаторов. Еще одно направление деятельности Управляющего совета – это содействие обобщению опыта образовательного учреждения. Опыт работы по созданию условий для реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ представлен образовательным учреждением на расширенном заседании Координационного совета при Департаменте образования администрации города Нижневартовска по вопросам организации введения ФГОС общего образования 05 мая 2016года, а также региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» 01 декабря 2016 года. Таким образом, роль Управляющего Совета в условиях инклюзивного образования многогранна. Во-первых, Управляющий совет может помочь педагогическому коллективу школы узнать мнение родителей обучающихся о том, как школа должна учить, воспитывать, развивать детей в условиях инклюзивного образования, услышать пожелания семьи к школе и учителям. Во-вторых, Управляющий совет может улучшить условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад школьной жизни. Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность образовательной среды, хорошее устройство 32 школьного быта, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха – все это забота членов Управляющего совета. В-третьих, Управляющий совет может повлиять на обучение детей: он имеет право согласовывать учебники и учебные пособия, а также школьный компонент учебного плана образовательного учреждения. Роль Управляющего советасводится к тому, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы в условиях инклюзивного образования, помогать находить ресурс для реализации мероприятий данного направления и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь руководителем, учительским коллективом,обслуживающим персоналом. Важно помнить, что коллективные решения имеют более важное значение чем те, которые приняты единолично.Образовательному учреждению будет легче решать поставленные задачи, если Управляющий совет будет содействовать развитию и становлению инклюзивного образования в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»

I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»...

"Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

В материале представлен отчет об участии в Региональной научно-практической конференция Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Актуальные вопросы общего и профессионального образован...

Сценарий Городского праздника-мастерской «Золотые ручки» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья - 2017

          Праздник-мастерская разработан для  социальной реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных условий для их творческой...

Выступление: "Создание условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «Клеменовская школа-интернат» для получения качественного образования".

Одной из главных задач образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья является их социализация. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественны...

Программа региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Программа научно-практической конференции представляет содержание и регламент ее работы, включая названия докладов и фамилии ее участников, выступающих на пленарных заседаниях, нау...

Муниципальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», 2024г.

Абилимпикс — это международный конкурс профессионального мастерства, в котором участвуют инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья....