Эссе по теме «Я – учитель»
материал
Предварительный просмотр:
Я учитель
Линейка первого сентября. На школьном дворе шумно и весело. Все нарядные и с букетами цветов. Я иду в первый класс, рядом мои будущие одноклассники. Но ближе и роднее мне, среди всех учеников школы, выпускники. С ними я летом ходила на турслет, весной высаживала кедры, даже была на некоторых уроках. Я знаю у всех десятиклассников имена и фамилии, знаю, кто может рассказать интересную историю, а кто поднять высоко-высоко! Знаю, потому что классный руководитель у них моя мама.
Несомненно, «педагогическая наследственность» повлияла мой выбор профессии. Уже в 9 классе твердо решила, что стану учителем.
Еще в школе я любила читать, особенно, если в аннотации было сказано, что произведение о труде педагогов. Однажды в домашней библиотеке обнаружила произведение «Если Вы учитель» Анатолия Маркуша. Автор приводил примеры из школьной жизни, рассказывал, как по разному поступают люди в одинаковых ситуациях. Предлагал читателям задуматься, а как бы поступили они. Книга произвела на меня большое впечатление, я хотела походить на всех «хороших» учителей из книги. Да что там «хотела»! Я была уверена, что стану таким учителем!
Я закончила университет, и вот работаю учителем математики в сельской школе.
Первый год учительства. Это была проверка на прочность. Мне доверили два девятых класса. В одном ребята умные, целеустремленные, работоспособные – мечта, а не класс! В другом – полная противоположность, но каждый правильно решенный пример, каждое усвоенное правило в этом классе я считала своей маленькой победой.
Нет, трудности не оттолкнули, не разочаровали меня. Да, было немало проблем, ошибок, сомнений, но были и открытия, и удачи. Это были мои первые шаги в освоении учительской профессии.
В поисках нужной мне информации вновь наткнулась на книгу А. Маркуша, открыла и зачиталась. Многое я помнила хорошо, что-то смутно, что-то забылось.
Научитесь сомневаться – это совет автора книги «Если Вы учитель».
«Самое опасное – быть снисходительным к себе хотя бы в некоторых случаях и искать причину несовершенства в других людях или объективных условиях»,- читаю я у Маркуша. И, действительно, учитель ежедневно входит в класс и, вглядываясь в ребячьи лица, передает детям свои знания, мысли, чувства. Его слушают, ему редко возражают, еще реже с ним спорят. Постепенно учитель привыкает к своей якобы непогрешимости, к своей абсолютной правоте, ему начинает казаться, будто он несет истину в последней инстанции…Научиться сомневаться, не казаться своим ученикам непогрешимой, дать им возможность высказать свою точку зрения – правило, которого я стараюсь придерживаться.
Я преподаю математику. Математика так важна, математика так интересна! Какие тут могут быть сомнения? С такими мыслями я пришла в школу.
А затем пришли вопросы. Всем ли математика важна? Всем ли интересна?
Вот что написал журналист Ю.Рост: «Господи, каким только мусором не забивали нам голову учителя! Что, какая часть из того, чем мучили нас и чем мучают теперь наших детей, сгодилась нам в жизни для дела, любви, радости?»
Возможно, некоторые из школьников никогда не будут использовать алгебру и геометрию в своей деятельности. И в самом деле – мои друзья, специалисты гуманитарных профессий, из всего школьного курса помнят разве что теорему Пифагора.
Я убеждена, что математическое образование должно с достаточной полнотой отражать все стороны математической науки. И отражать не только на бумаге: в программах, учебниках, но и в практической работе учителя. Но, как это не покажется парадоксальным, оно должно быть в каком-то смысле еще шире. За счет чего?
Во-первых, за счет исторических сведений. Математика - это не талмуд, это живая, развертывающаяся во времени деятельность, а раз так – это драма идей и людей, их триумфы и заблуждения. Расцветить историей можно почти каждый раздел курса.
Во-вторых, математика – мир чудес. «Клянусь Богом, это невозможно!» - воскликнул философ Томас Гобсс, когда в возрасте примерно сорока лет впервые познакомился с теоремой Пифагора. Как передать это ощущение чуда? Ведь мы учителя математики, так привыкли к своему делу, что никаких чудес в математике уже и не видим.
«Три медианы в треугольнике имеют общую точку»
- Какое же это чудо? – заявили мне семиклассники, когда увидели сей факт, аккуратно выполнив построение в тетрадке.
- Но это же получилось у всех? – говорю я. – А вы можете объяснить, почему это получилось у всех? Еще нет. А то, что нельзя объяснить, но происходит, и есть чудо.
Еще в журнале «Русский Начальный Учитель» писали «Какая польза будет от школы, если ученик выучиться в ней только считать! Всякий человек может выучиться считать и без школы, а занимающийся торговлей всегда отлично считает. Школа должна дать больше. Научив счету, она должна заставить вдуматься в делаемые вычисления и этим подействовать на ученика, вызвать к деятельности его душу. Только тогда влияние школы будет прочно».
На мой взгляд, вызвать к деятельности душу ученик, это самое трудное, и это же главное в профессии учителя.
Процесс воспитания учащихся никогда не прерывается. В какой-то момент нужно обратить особое внимание на воспитание аккуратности, в других — уважительного отношения к другим, в третьих — настойчивости в учебе и т. д. Вот на это нужны громадные ежедневные трудозатраты души. Я стараюсь понять своих учеников, стараюсь поставить себя на их место, разглядеть в каждом то, что на первый взгляд не видно.
Читая эту книгу, я как бы подводила какой-то итог своей работе, рассказывая себе той, пятнадцатилетней, о себе нынешней, чем-то хвасталась, о чем-то просила прощение.
«…Поверьте, мне очень хочется стать настоящим учителем. Бывает, среди ночи просыпаюсь и думаю – ведь никакого запаса знаний, хотя бы и очень солидного, никакого практического опыта для достижения этой цели не хватит. Нужен еще и нелегкий и нескорый труд души»
…Я перелистываю страницы книги, которая (не боюсь этих громких слов!) дала мне путевку в жизнь. И каждый раз нахожу что-то новое для себя. Конечно, в жизни все гораздо труднее, чем в книге…
И я еще не волшебник, я только учусь. Учусь каждый день, учусь у своих учеников, учусь быть Учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-эссе на тему: «Памятник Учителю – необходимость…».
Сегодня непристижно быть учителем... Почему? Много причин, но главная - это сформированное общественное мнение, которое характеризует учителя не лучшим образом! С этим надо что - то делать!!! Надо пок...
эссе на тему: "Я учитель, а это значит..."
Я педагог, а это значит... А что это значит? Что стоит за этим выражением «моя профессия - педагог»? Этот и многие другие вопросы, ответы на которые я попыталась дать в своём лирическом монологе...
Эссе на тему "Я - учитель"
В работе представленны мои рассуждения на тему "Я - учитель"...
Эссе на тему «Я - учитель»
Что для меня значит быть учителем? Профессиональный успех учителя – это прежде всего успешность его учеников, постоянное движение вперед, совершенствование и личностный рост. Этому не просто было...
Эссе на тему "я- учитель". Учитель года- 2019
Одно из конкурсных испытаний конкурса "Учитель года- 2019"...
Эссе на тему "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2019"
Творческая работа, где я описываю, почему я выбрал профессию учителя, чем она меня привлекла, какие планы имею на будущее....
Эссе на тему "Я - Учитель!", конкурсный материал участника конкурса "Учитель года 2020 г."
Участие в конкурсе "Учитель года 2020 г". Эссе натему : "Я - Учитель!...