Конспект НОД «По следам осени»
материал
Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_sledam_oseni.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «По следам осени»
Цель: Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени используя образные слова и выражения, связную речь .
• Закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы .
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путём сделать вывод о наличии хлорофилла в листьях.
•Познакомить с нетрадиционной формой рисования на молоке пищевыми красками и жидким мылом.
•Воспитывать творчество, любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая и индивидуальная.
Оборудование и материал: Посылка, гелиевый шарик; тайное письмо, сундук, мнемотаблица- загадка, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики; листья настоящие крупные и мелкие разной формы; молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, кисточки; мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран, музыкальное сопровождение НОД.
Ожидаемый результат: У детей сформирована интонационная выразительность речи , умеют сочетать движенье с речью. Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
ХОД НОД
(Дети входят в группу ) Слайд №1
Воспитатель
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. Ребята, посмотрите к нам пришли гости,
давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
Воспитатель: (обращает внимание на кучу листьев на полу) Ребята, а кто это листья принёс? Ты Милена? Никита? Катя убери, пожалуйста, листья. (Входит почтальон, вручает посылку, вылетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
- Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
- Воспитатель-это какой-то чистый лист, ну и что это может быть?
(Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или молоком)
Воспитатель- А вы знать как узнать, что в нем написано? Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо. А у меня как раз есть такая водичка.
Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель – Посмотрите, проявляется что-то.
- оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Слайд №2 Дети находят сундук
Воспитатель:
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
Слайд №3 (Отгадывание загадки по мнемотаблице).
Слайд №4 Дети: Это письмо от осени
Воспитатель – (читает письмо от осени)
Дорогие ребята ! Одни говорят, что осень только началась, другие говорят, что зима уже приближается. Я не знаю, что делать. Пора уходить, или ещё ненадолго остаться? Подскажите мне, пожалуйста, все ли дела я успела сделать? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
-Поможем осени. Тогда для начала предлагаю вспомнить и назвать признаки осени, а поможет нам в этом мяч.
Ты скорее мяч лови,
И примету назови
Игра с мячом «Назови признаки осени».
Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают.
Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают в тёплые края.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
День осенью — день осенью становиться короче
Ночь осенью — ночь осенью становиться длиннее
Люди осенью — люди осенью одевают демисезонную одежду
Небо осенью —небо осенью хмурое, скучное, тёмное.
Воспитатель : - А какой осенний месяц называют рябинником? Почему? Сентябрь – рябинник (потому что в это время появляется рябина).
- А какой осенний месяц называют листопадником? Почему ? Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
- А какой осенний месяц называют зимником? Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман, град). А что вы можете сказать про осенние осадки?
Воспитатель: - А что можно сказать об осени? Осень какая? ( яркая, хмурая, теплая, холодная, богатая, разноцветная, грустная, дождливая …и т. д.
Слайд №5 Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что осенью часто идут дожди. А я вам предлагаю поиграть с дождем, изобразить его, какой он бывает разный. А для этого нам понадобится спинка вашего соседа, сделаем массаж спины.
Физминутка
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
( поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
Встают в круг
Воспитатель: - Ребята, мы с вами на прогулке наблюдаем как наш участок с каждым днем становится красивым, деревья стоят с разноцветными листьями.
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Слайд №6 (нарисована лупа и лист)
Воспитатель: Что бы ответить на этот вопрос нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории. Я предлагаю вам на время стать учеными, проходите в лабораторию, которая у нас расположилась в спальне.
Слайд №7. Уходят в спальню
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть лист, что нам понадобится?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой.(Лупа, листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
Исследование №3 «Как падают листья?»
На прогулках мы с вами замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Для того чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться, мы проведём опыт.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель. Что вы заметили?
Ответ детей. (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Вывод. Крупные листья падают быстрее и почти не кружатся, а маленькие листья падают медленнее и больше кружатся.
Воспитатель. Что происходит дальше с опавшими листьями ?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (да) Воспитатель шуршит коробочками, сначала с сухими листьями, а потом с недавно опавшими.
Вывод. Сухие листья шуршат сильнее.
Поиграем с листочками:
Слайд №8 Физминутка «Осенние листья»
В правую руку возьмите большой лист, а в левую маленький. Проверьте соседа, правильно, ли все взяли листья?
-Листья на ветках всё лето висели (Покачивание листьями в стороны)
Сентябрь пришёл и они пожелтели (вращение листьями)
Октябрь принес за собой листопад (плавно опускаем листья)
Листья летают и в танце кружат ( кружатся)
Ноябрь пришел и весь лист облетел. ( присели)
Воспитатель вспоминает про сундук. Ой, ребята, я кажется еще что – то видела на дне сундука. (педагог достаёт кисточку)
Слайд № 9 Это волшебная кисточка осени, которая помогала ей творить множество чудес. Именно ей Осень раскрашивала листочки сразу несколькими красками, и они получались такими разноцветными.
- А вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из сундучка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик, где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают, как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
Слайд №10 Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Ребята, что было самым интересным? - Какое задание вам показалось самым сложным?- А какое было самым лёгким?
Что вам больше всего понравилось?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: - Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
Ребята, если вы , считаете что хорошо справились с заданиями возьмите себе листья красного цвета, а если считаете что вам что-то не удалось, возьмите листья зелёного цвета.
- Я вас всех благодарю за активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....
Конспект урока «По следам путешественников каменного века»
Тема урока: «По следам путешественников каменного века »Тип урока и его структура: Изучение нового материалаДанный урок в разделе «История географических открытий». Первый по счет...
конспект урока "По следам Жюль Верна"
Целью нашего урока стало желание познакомить учащихся с творчеством Жюля Верна, заинтересовать сюжетом его романов.Обратить внимание учащихся на описание географических объектов. Способство...
Конспект классного часа "Следи за здоровьем и физическим развитием" по программе Г. К. Селевко "Саморазвитие личности"
В программе Г. К. Селевко в 5 и 6 классах изучаются вопросы, связанные с познанием особенностей собственного внутреннего мира. Среди прочих в 6 классе выделяется блок тем, направленных на познание уча...
Конспект урока "По следам Олимпийского факела берем со спортсменов пример!"
Приобщение детей к олимпийскому движению через знакомство с пригородами Петербурга - улицами города Пушкина....
Конспект урока "По следам Христофора Колумба"
Этот урок проводится в 5 классе при изучении темы: "Открытие Америки"...
Конспект занятия на тему "Осень, осень, листопад..."
Конспект занятия "Осень, осень, листопад..." разработан для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Это занятие дает представление о временах года, помогает уточнить основные признаки осе...