Конспект урока "По следам Христофора Колумба"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Фоминых Светлана Николаевна

Этот урок проводится в 5 классе при изучении темы:  "Открытие Америки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Урок географии

Тема: «По следам Христофора Колумба»

Класс: 5

Тема «По следам Христофора Колумба» изучается во первом полугодии в разделе «История географических открытий»

Методологическая база:

Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.

Технологии обучения: проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель урока: сформировать представление об  истории открытия Америки.

 Задачи  урока.
Предметные:

Узнают:

  • Кто открыл Америку;
  • Куда плыл и какую ошибку совершил Колумб;
  • Кто такой Америго Веспутчи;
  • Кто такие индейцы.

Умения объяснять:

  • Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • Влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умения определять:

  • Причины и следствия географических путешествий и открытий;
  • Маршруты путешествий.

Метапредметные  умения:

Познавательные:

  • Находить в учебнике информацию о вновь открытых землях и находить их на географической карте;
  • Анализировать,  в чем заблуждался Колумб;
  • Используя ИКТ уметь представлять интересную информацию;
  • Развивать интерес к предмету.

Регулятивные:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Выявлять причинно-следственные связи;
  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Коммуникативные:

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;
  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные:

  • Формировать эстетическое восприятие географической картины мира;
  • Воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей.
  • Формировать толерантное отношение друг к другу.

Основные понятия,  изучаемые на уроке:

  • Америка, Новый свет
  • имена путешественников: Христофор Колумб, Америго Веспутчи.

Основная идея: Изучение поверхности Земли – результат героических усилий многих  поколений людей.

Оборудование: Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Вид используемых на уроке ИКТ:   видеофильм,  программы: Киностудия, Фотошоп.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично – поисковой, репродуктивный.

Форма организации обучения:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

Сценарий урока

Ход урока

1.Организационный урок

Здравствуйте ребята! Вот здоровье нам сегодня очень пригодится! Мы сейчас отправимся маршрутом знаменитых путешественников, а вот куда… это мы выясним прямо сейчас, открыв эту шкатулку!

2.Актуализация опорных знаний.

Из шкатулки ребёнок достаёт свиток и читает: «12 октября 1492 года Х.Колумбом была открыта новая часть света Америка. Действительно ли Колумб причастен к этому открытию?»

Учитель: Сегодня мы познакомимся с плаваниями Христофора Колумба и его  Великими открытиями. Как можно сформулировать тему нашего урока?

Дети:  «Тема нашего урока – «По следам Х.Колумба»,

Учитель: значит наша цель…

Дети:  узнать как можно больше о путешествии Х.Колумба.

Учитель: Ребята, для достижения этой цели нам, видимо, необходимо решить несколько задач. Как вы думаете, какие это задачи?»

 Дети:

Задачи:

  • Кто…
  • Когда…
  • Куда…
  • Что делали…
  • Что видели…
  • Что открыли…

Детям: «Теперь я выдвигаю гипотезу (вывешиваю на доске): 

Х.Колумб является первооткрывателем Америки.

Открытие новых знаний.

Детям: «Для того, что бы выполнить все задачи, нам нужно отправиться по следам Х.Колумба и проверить нашу гипотезу.

Вступительное слово учителя: Америка сравнительно поздно стала известна европейцам. Но ученые доказывают, что ещё в  III в.д.э. на берегах Америки побывали кельты. Но первооткрывателем Америки считается Христофор Колумб.

Это было более 500 лет назад. В это время европейцы вели большую торговлю с Индией. В Индии европейские купцы покупали пряности (перец, корицу, гвоздику), которые в Европе очень ценились. Но не только этим были богаты Индия и другие страны Азии.

Торговые пути проходили по суше от Средиземного моря через полуостров Малая Азия к Персидскому заливу. Турки перестали пропускать европейских купцов через свои земли. Нужно искать морской путь в Индию. На поиски новых путей отправился смелый и опытный мореплаватель Христофор Колумб.

Друзья, а готовы вы превратиться в Колумбов и вновь открыть Америку?  Я приглашаю Вас занять места. Совсем скоро мы поплывем к далеким берегам Южной Америки. А по окончанию вашего плавания, вы должны выполнить задачи, которые мы поставили перед собой и проверить нашу гипотезу.  Итак,  мы отправляемся в путь, с собой мы возьмем лишь сотовые телефоны (макеты), а то мама будет волноваться.

Раздаются макеты сотовых телефонов. Приложение 1

Изучение нового материала

Просмотр видеофильма (6 мин)  Приложение 2

Беседа:

Ответьте на вопросы:

- Когда началось ваше путешествие?

- Кто из монархов согласился финансировать ваше плавание?

- Почему первый остров был назван Сан-Сальвадор?

- Кого вы встретили на берегу, как их назвал Колумб?

- Сколько раз вы побывали в «Индии»?

- Принесло ли плавание вам славу?

 Практическая работа на контурной карте.

-Используя карты атласа нанести ваш маршрут и годы плавания.

-Определить какой океан вы пересекли во время своего путешествия?

- Какие острова вы открыли?

- Что вы привезли из Америки в Европу?

     - Кого вы встретили на островах? 

Физминутка: «Танец индейцев».  Дети надевают на голову танцевальный  роуч.

Учитель: Слово индеец нам понятно, откуда произошло, а почему часть света названа Америкой? Ведь открыл ее Колумб.

Откуда же взялось название «Америка»?

Об этом нам расскажет Новоселова Лилия, которой было дано опережающее задание.

Ребята, помните, какую мы выдвинули гипотезу перед нашим плаваньем?

Дети: Х.Колумб является первооткрывателем Америки. Это мы доказали, но путешественник так и не узнал о своем открытии. Колумб умер так и думая, что нашел новый путь в Индию.

Учитель: А теперь, давайте вспомним, что мы брали с собой в путешествие?

Дети: Сотовые телефоны

Напишите сообщение вашему самому близкому человеку о вашем путешествии, следуя нашим задачам.

Рефлексия «СМС-ка»

Кому__________

От кого________

Текст смс:  Кто? Когда? Куда? Что делали? Что видели? Что открыли?

Д.З.

П.13, печатная тетрадь с.46-49

На контурной карте подпишите географические объекты, названные в честь

Х. Колумба.

Учитель: Ребята, а теперь подойдите к доске, к карте с островами и повесьте свой кораблик, на остров, который вы сегодня посетили, побывав на уроке.

А в память о нашем путешествии, я хотела бы подарить вам фото с корабля Санта-Мария, на котором вы совершали свое плаванье. Приложение 3

На каждом этапе урока, ребята вели себя активно, очень внимательно слушая все то, что говорил учитель, так как дети чувствовали свою причастность к этому уроку. 1.Организационный  момент.

Прошёл  быстро,  эмоционально,  психологически  и  мотивационно. Ребята подготовились к активной работе на уроке.

2. Актуализация знаний.

Использовались  приёмы  повторения  ранее  изученных  учебных  действий  и  знаний. Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Использование  УУД,  общеучебные - воспроизведение  информации  по  памяти, регулятивные - планировать свою деятельность под руководством учителя,  коммуникативные.
3.
 Этап изучения новых знаний и способов действий. Сообщение  темы  урока, (целей) проводилась  с  учётом  выделенных  учителем  ориентиров,  дети  сами  пытались  определить  цели  урока (целеполагание), (регулятивные  УУД). 

При  объяснении  нового  материала  использовались новые технологии, был показан видеофильм с участием ребят (познавательные  УУД);  поиск,  выделение  информации  из  видеоматериала (коммуникативные  УУД),  выделения  материала,  соответствующего  конкретно-поставленному  вопросу (логические  УУД ). Ребята были удивлены, увидев себя в роли команды Колумба, с любопытством слушали рассказ учителя про свое путешествие.

Для  активизации  учебно – познавательной  компетенции  использовались  ТСО,  ИКТ,  физкультминутка, при которой ребята смогли примерить головные уборы индейцев и познакомиться с культурой туземцев,  что тоже вызвало «бурю эмоций». Позволило детям расслабиться и раскрепоститься. Это способствовало закреплению  эмоционально – положительной  атмосферы  урока, (здоровьесберегающие  технологии).
4 и 5. При  закреплении  нового  материала  проводилась  практическая работа по контурной карте и атласу, ребята работали вместе на одной большого формата контурной карте, каждый принимал участие в составлении маршрута своего путешествия.

6.Рефлексия  проводилась в виде беседы с учащимися, предлагалось написать смс своим близким людям на макетах сотовых телефонов, в которых учащиеся делились впечатлениями от проделанной работы, о своем плаванье. Осуществляемый  на  всех  этапах  урока  контроль  и  рефлексия  показали,  что  цель  урока достигнута,  ребята остались довольны уроком и подарками: фотографиями, выполненные с помощью программы Фотошоп,  и роучами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые два путешествия Христофора Колумба

В ходе экспедиции была открыта Южная Америка. Нога европейца впервые ступила на острова Карибского моря — Гуанахани (Багамские острова), Эспаньола (Гаити), Хуана (Куба). ...

Христофор Колумб

Знаменитый путещественник Христофор Колумб...

Презентация "Христофор Колумб - великий путешественник"

Презентация предназначена для использования на уроках географии в 5-6 классах для того, чтобы сформировать представление о трудах великого путешественника Христофора Колумба. Презентация содержит иллю...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Знаменитые люди. Христофор Колумб»

Форма учебной работы: классно-урочнаяТип урока: комбинированныйВид урока: практическое занятие Цели:·        Познавательный аспект: расширять кругозор;·...

«Открытие Нового Света. Приключения Христофора Колумба».

Конспект интегрированного урока по географии и биологии для учащихся 5 класса по программе"Школа-2100"...

Презентация "Христофор Колумб"

Презентация подготовлена  и может быть использована при изучении тем "Великие путешественники"...

Урок-презентация "Христофор Колумб"

Подробная информация о путешествия Колумба в Америку....