ОДНКНР Православие в Древней Руси
план-конспект урока (5 класс)
Конспекты уроков по теме "Православие в Древней Руси" по предмету "Основы духовно-нравственной кудьтуры народов России" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnyy_urok.docx | 181.85 КБ |
pravoslavie_v_drevney_rusi_chas_2.docx | 22.64 КБ |
pravoslavie_v_drevney_rusi_chas_1.docx | 30.88 КБ |
prezentatsiya_pravoslavie_v_drevney_rusi_chas_1.pptx | 906.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России на тему «Вводный урок» по программе А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, для 5 класса.
Учитель: Мололкина Ксения Андреевна.
Цель: дать определение понятиям «духовность», «нравственность», «религия», «культура».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
1. Образовательные: помочь детям усвоить новые понятия (культура, духовность, нравственность, религия);
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Воспитательная:
- стремится формировать знания о основах культурного наследия своего народа, а так же формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки;
- приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности;
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Предметные УУД: уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура».
Этапы урока | Ход урока | Деятельность детей |
I.Орг.момент. | - Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Садитесь. Меня зовут Ксения Андреевна и сегодня мы приступаем к изучению новой дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России». (Слайд 1) | Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга Духовность, нравственность. Культуру народов России Дети высказывают свои предположения Что такое нравственность? Что такое духовность? Что такое культура? Какие народы населяли и населяют нашу страну? Дети высказывают предположения Дети записывают определение в тетрадь Дети записывают определение. Благодарность, честность, смелость, аккуратность бескорыстность, щедрость, ответственность, способность с любовью относится к окружающим Вежливого, воспитанного Это умения, знания, обычаи традиции и религия У нашей страны многонациональная культура Вера Христианство, ислам, буддизм. Нет Исследователи – люди, занимающиеся научным исследованием. Исследовать – осмотреть для выявления, изучения чего-то. Работа с раздаточным материалом ( Приложение 1 и 2) |
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | - Все ли слова в названии нашего предмета вам понятны? - Как вы думаете, что мы будем изучать? - Для чего это изучать? - На какие вопросы нам предстоит ответить в ходе урока? (Слайд 2) - Сейчас вам очень трудно самостоятельно объяснить, что такое «нравственность» и «духовность». Для того что бы это сделать мы посмотрим мультфильм, снятый по стихотворению В. Маяковского «Крошка сын пришел к отцу…» (Слайд 3) | |
III. Открытие новых знаний. IV. Физкультминутка | - Что такое нравственность? - Вы во многом правы, ребята! Но более точное определение нравственности звучит так: нравственность − это способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия, а так же способность принимать любые поступки, основываясь на совести. Запишем определение в тетрадь. - Нравственность - это показатель степени духовности человека. (Слайд 4) Чтобы наиболее отчетливо понимать, что такое нравственность, давайте дадим определение духовности. Духовность – это самое светлое, что можно найти в человеке: лучшие качества характера, искренние чувства. (Слайд 5) Запишем определение в тетрадь. - Какие качества лучшие черты характера продемонстрированы в мультфильме? - Верно, вы молодцы! Духовная красота проявляется в поступках, в манерах поведения, эмоциях, словах. -Нам необходимо вспомнить, что же такое культура? Какого человека называют культурным? - Из курса «Окружающего мира», который вы изучали в начальной школе, вам известно, что культура бывает не только у человека, но и целой страны. Что такое культура? - Чем отличается культура нашей страны? - Верно! В нашей живут самые разные народы. Их больше 190. Самый многочисленный народ - русские. За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. (Слайды 6,7,8,9,10) Союз народов скрепляет и общая история. -У каждого народа свой язык и самобытная культура. Большое место в культуре народов России занимает религия. Как вы думаете, что такое религия? - Религия – это вера людей в сверхъестественные силы, в жизнь после смерти (в богов, духов, душу, идолов) и поклонение им.(Слайд 11) Запишем определение в тетрадь. - Какие религии вам уже известны? - Эти религии называются мировыми, так как почитание этих религий объединяет людей по всему миру.(Слайд 12) - Многонациональная культура нашей страны формировалась веками. Знаете ли вы, ребята, кто населял Российские земли в древности и какую религию исповедовали эти народы? -Что-бы это узнать, я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Как вы думаете, кто это такие? - Сейчас вы изучите карту и дополнительный материал по теме урока, я буду выступать в роли консультанта.(Слайд 12) У каждого будет свой объект для исследования:
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка. Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед, назад) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтобы думать и читать, И совсем не уставать. (рывки перед грудью) Голова устала тоже, Так давайте ей поможем: Вправо, влево, раз и два. Думай, думай голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | |
V. Закрепление изученного материала. | - Что такое «нравственность» и «духовность»? - Кто такие наши предки? - Какими они были? - На каких территориях они расселились? - Найдите Черное и Балтийское море, вам знакомы эти названия и территория. - По берегам каких рек шло расселение славян? - Какое из племен занимало наибольшее пространство? - Как жили наши предки? - Всегда ли возвращались с охоты с добычей? - Легка ли была жизнь древних славян? - Как называлась религия древних славян? -Как назывались статуи богов у славян? | Древние славяне Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям Да Днепр, Волга, Ока, Западная Двина В землянках, занимались собирательством, охотой, рыболовством, земледелием Нет Тяжела Они были язычниками, обожествляли силы природы. Идолы |
VI. Домашнее задание. | - Многие народы, которые жили по соседству с славянами уже поклонялись одному Богу. Первыми к Единобожию пришли древние евреи. Вслед за евреями к единобожию пришли Византийцы, которые были ближайшими соседями славян. - Сегодня мы с вами разделились на группы. Домашнее задание вы тоже будете выполнять в группах. 1 ряд - используя интернет ресурсы самостоятельно выясните, как была устроена жизнь в государстве до принятия христианства.
|
Приложение 1.
«Жизнь древних славян»
Нашими предками были славяне. Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Полторы тысячи лет тому назад, в 5 веке н. э. славяне устремились на земли, простирающиеся от Черного моря до Балтийского. Как гласит летопись, славяне «пришли и сели по Днепру и назывались полянами», потому что жили они на больших полянах – местах, где лес был не таким густым (найдите на карте полян), а другие древлянами, потому что сели в лесах (найдите древлян), а еще другие сели между Припятью и Двиной и назывались Дреговичами, потому что «дрягва» - это болото, болотистая местность(найдите дреговичей). Иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, впадающей в двину по имени Полота, от нее и получили название полочане (найдите полочан на карте). Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем словенами (найдите племя словен). А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянамим. И так разошелся славянский народ (найдите северян). Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом и на своем месте. Жильем служили землянки, выкопанные в земле. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили пищу. Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в дверь или отверстие в потолке. Славяне селились по берегам водоемов. Поэтому одним из занятий было рыболовство. Жизнь среди лесов определила еще одно занятие славян – охоту. В лесах было много разных зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охота давала не только дополнительное пропитание, но и одежду. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие. Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. Женщины и дети занимались собирательством. Собирали дикие ягоды, орехи, грибы и травы. Но главным занятием славян было земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Люди всегда трудились, чтобы выжить. Древние славяне были язычниками т.е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, которые повелевали этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам. Они совершали обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы. С почитанием природы были связаны многие славянские праздники. Основными праздниками у всех древних народов были: приход зимы, весны, лета и осени.
Приложение 2.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России на тему «Православие в древней Руси» час 2 по программе А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, для 5 класса.
Учитель: Мололкина Ксения Андреевна.
Цель: дать представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране; анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: нравственность, этика и др.
Задачи:
1.Образовательная:
- иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране;
- характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру;
- обеспечить усвоение и отработку понятий (митрополит, крещение, монастырь, монахи, Лавра).
2.Развивающая:
- стремится совершенствовать навыки целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; формулирования определений понятий;
- развивать умение делать выбор в учебных моделях жизненных ситуаций и отвечать за него.
- развивать умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- способствовать развитию яркой эмоциональной монологической речи формированию умения излагать и аргументировать собственные суждения, обогащению активного словаря терминами данного периода.
3. Воспитательная:
- стремится формировать знания о основах культурного наследия своего народа, а так же формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки;
- приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.
Планируемые результаты:
Личностные: знание основ культурного наследия своего народа. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные:
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, совершенствование навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения, формирование определений понятий.
РегулятивныеУУД: совершенствование навыков целеполагания.
Коммуникативные УУД: совершенствование навыков формирование собственной точки зрения, в сотрудничестве с партнерами, адекватное использование письменной и устной речи.
Предметные: иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру.
Основные понятия: митрополит, крещение, монастырь, монахи, Лавра.
Тип урока:
Этапы урока | Ход урока | Деятельность детей |
I. Проверка домашнего задания. | - Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к работе. - Прежде чем перейти к новой теме давайте проверим домашнее задание и вспомним материал, который мы уже изучили на прошлом уроке. - Какой народ населял территорию современной России в древности? - Какую веру исповедовали славяне? - Верно, большинство народов древнего мира, в том числе и древние славяне были язычниками. Кто же такие язычники? - Какую роль сыграло крещение Руси в развитии культуры? - В каком году произошло Крещение Руси? - Какие современные праздники являются языческими? - Князя Владимира в народе звали Владимир Красное…? | Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга Дети обмениваются своими работами, решают кроссворд по теме «Православие в Древней Руси» в течении 10 минут Древние славяне. Язычество. Это люди, которые верят во множество божеств, олицетворяющих силы природы. Христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси. 988 г. Масленица, Новый год, Ивана Купала Солнышко Как культура Византии влияла на Культуру Руси? Дети дополняют рассказ учителя той информацией, которую они узнали в хоте выполнения домашнего задания |
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | - Сегодня мы продолжаем говорить о Крещении земли Русской. На прошлом уроке мы выяснили, что славяне крестились по Византийскому образцу. Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия? Сегодня мы продолжаем изучать тему предыдущего урока – «Православие в Древней Руси» | |
III. Актуализация знаний. | - Вы уже знаете, что после крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Многие народные праздники – это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. К примеру Масленица, праздник Ивана Купала, колядки и Новый Год. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок. Однако Русь переняла у византийцев многие традиции и достижения культуры. По византийским образцам строились храмы, монастыри и писались иконы и даже митрополита – долгое время присылали из Византии. | |
IV. Открытие новых знаний. | - Думаю, что все вы слышали слово «Митрополит». Как вы думаете, что оно означает? -Запишем в тетради, ребята. Митрополит – высшее духовное лицо в православной и некоторых других церквах. - Самостоятельно поработайте со страницами учебника 5-7 и выясните кто был первым русским митрополитом и какой монастырь он основал. - Изучая текст параграфа, с какими знакомыми словами, но смысл которых вам не понятен вы столкнулись? - Давайте поразмыслим и предположим, что означают эти слова? Затем запишем определения в терадь. Монашество – религиозная группа, члены которой (монахи) принимают обеты отказа от всех семейных и общественных связей, имущества, ставя целью спасение души. Монастырь (греч. μοναστήριον от греч. μόνος «один, одинокий») — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих. Лавра (греч.Λαύρα—городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение. - Давайте посмотрим фильм о Киево-Печерской Лавре и узнаем о ней немного больше. Есть ли у вас вопросы, ребята? | Работник церкви Монастырь, монах, лавра Выслушать детей, произвести корректировку Илларион Учитель отвечает на вопросы детей В Киеве Пещера Монахи - религиозная группа, члены которой принимают обеты отказа от всех семейных и общественных связей, имущества, ставя целью спасение души. Антоний Дети отвечают на вопросы |
IV. Закрепление изученного материала. | - Кто был первым русским митрополитом? - Где был основан первый монастырь? - Что по-древнерусски значит «печера»? -За что Илларион был выбран митрополитом? - Кто такие монахи? - Кто был приемником Иллариона? - Какую роль сыграло крещение Руси в развитии культуры? | |
V. Домашнее задание | - Всем спасибо за урок! Вы сегодня отлично поработали! Ваше домашнее задание – «Тема 1. Православие в Древней Руси», страницы 5-7. Ответьте на вопросы 1-3 на странице 10. |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России на тему «Православие в древней Руси» час 1 по программе А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, для 5 класса.
Учитель: Мололкина Ксения Андреевна.
Цель: дать представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране; анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: нравственность, духовность и др.
Задачи:
1.Образовательная:
- иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране;
- характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру;
- обеспечить усвоение и отработку понятий (митрополит, крещение, монастырь, монахи, Лавра).
2.Развивающая:
- стремится совершенствовать навыки целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; формулирования определений понятий;
- развивать умение делать выбор в учебных моделях жизненных ситуаций и отвечать за него.
- развивать умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- способствовать развитию яркой эмоциональной монологической речи формированию умения излагать и аргументировать собственные суждения, обогащению активного словаря терминами данного периода.
3. Воспитательная:
- стремится формировать знания о основах культурного наследия своего народа, а так же формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки;
- приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.
Планируемые результаты:
Личностные: знание основ культурного наследия своего народа. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные:
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, совершенствование навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения, формирование определений понятий.
РегулятивныеУУД: совершенствование навыков целеполагания.
Коммуникативные УУД: совершенствование навыков формирование собственной точки зрения, в сотрудничестве с партнерами, адекватное использование письменной и устной речи.
Предметные: иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру.
Основные понятия: митрополит, крещение, монастырь, монахи, Лавра.
Оборудование и демонстрационный материал: ноутбук, экран, учебник, текст из «Повести временных лет».
Тип урока:
Этапы урока | Ход урока | Деятельность детей |
I. Орг. момент. | - Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к работе. | Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга Ответы обучающихся Когда и при каких обстоятельствах Православие пришло на Русь |
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | - Сегодня, мы проведем с вами необычный урок. Закройте глаза (звучит музыка), представьте, что машина времени перенесла нас в прошлое. - Сейчас я прочту стихотворения, а вы внимательно послушайте и попробуйте самостоятельно определить в какое время мы попали, где мы оказались и попробуете сформулировать тему урока. Когда-то князь Владимир свой народ Укутал верой, принесённой с Византии Под алой мантией, согрев славянский род, Он заложил в умах величие России… Храня историю, той Киевской Руси, Мы собираем веры истинной обломки Уже одиннадцатый век нам крест нести Дай, Бог, помогут православные потомки… В. Кухарь (Слайд 2) - Итак, правильно, мы оказались в Древней Руси и наш урок будет посвящён Крещению земли Русской. - На ваших столах лежат Карты урока (Приложение 5), все интересное, что вы сегодня узнаете, будете записывать. Сейчас запишите тему урока – «Православие в Древней Руси». | |
III. Актуализация знаний. | - Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия? -Сегодня мы узнаем, кто первым из русских князей принял христианство, когда произошло крещение Руси и как звали правителя крестившего Русь. А также как древние славяне восприняли крещение? (Слайд 3) | |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. | - На прошлом уроке Вы разделились на три группы «Древние славяне», «Византийцы», «Князь Владимир и бояре» используя различные ресурсы, самостоятельно выясняли, как была устроена жизнь в государстве в то время. Я предлагаю выступить представителям первой и второй группы и убедить князя Владимира в своей правоте. Славяне попытаются убедить нас, что люди не нуждались в принятии Христианства, а византийцы, что это было необходимо. В конце урока мы узнаем, чьи доводы были убедительнее и какое решение принял князь. - Итак, первая группа, пожалуйста, мы слушаем ваши аргументы (Приложение 1, Слайд 3). - А сейчас представители группы «Византийцы» расскажут нам, почему же славяне нуждались в смене религии (Приложение 2, Слайд 4). - Ребята третьей группы посовещайтесь и скажите, чьи же аргументы были для Вас убедительными и почему? - А пока ребята совещаются, я попрошу прочитать какие аргументы Вы записали в карту урока. - Князь Владимир, скажите какое решение приняли, чьи доводы оказались убедительными и расскажите нам кто впервые проложил дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси? (Приложение 3) - Ребята из третьей группы подготовили сценку, в которой продемонстрируют нам, как князь выбирал веру для Руси. (Приложение 4) | Выступают обучающиеся от первой группы Выступают обучающиеся от второй группы Ответы обучающихся третьей группы. Работа с картой урока Ответы обучающихся первой и второй группы Выступление обучающего третьей группы Обучающиеся разыгрывают сценку. Работа с картой урока Ответы обучающихся Работа с картой урока На выбор учеников |
V. Выражение решения проблемы. | - И так, князь Владимир решил принять православие. В 988 году от Рождества Христа он призвал жителей Киева креститься в реке Днепр. Он объявил через гонцов: “Если кто не придет завтра на реку креститься – будь он богатый или бедный – будет мне враг”. В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал заобрядом крещения. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. (Слайд 6) - Ребята, а как вы понимаете слово «Крещение»? -Крещением называют христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…” | |
VI. Закрепление изученного материала. VII. Рефлексия. VII. Домашнее задание | - После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Многие народные праздники – это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. (Слайд 7) Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок. Однако Русь переняла у византийцев многие традиции и достижения культуры. По византийским образцам строились храмы, монастыри и писались иконы и даже главу Русской православной церкви – митрополита – долгое время присылали из Византии. - Какую же роль сыграло крещение Руси в развитии культуры? На этот вопрос мы ответим с вами на следующем уроке. - Сейчас, я порошу Вас выбрать одно из предложений и закончить его: - На уроке я узнал …. - Я хочу больше узнать про … - Интереснее всего мне было …. (Слайд 10) - Молодцы, ребята, Вы сегодня хорошо работали. Ваше домашнее задание – узнать, какие праздники, которые мы отмечаем и в настоящее время, пришли к нам из язычества и рассказать о них. Или составить кроссворд по теме «Православие в Древней Руси» (Слайд 11) |
Приложение 1
До появления на Руси христианства наши предки были язычниками. Населения верило в высшие силы природы и очень уважительно и бережнок ним относилось. Урожай, скот, благосостояние — все это зависело от богов. Верховным божеством славяне считали Дажьбога — покровителя солнца. Также среди известных богов были Сварог и Коляда — покровители неба, Ярило — бог весны, Лада — богиня счастья и другие. Славяне считали природу живой, животворной. Они верили, что лес — это дом леших, а в воде живут русалки. Дед Домовой был для племени олицетворением духа предков. Ведь славяне почитали и оберегали свои традиции. Для своего времени население было довольно развито. Они умели строить дома с окнами и дверями, производить украшения. Занимаясь скотоводством и пчеловодством, славяне научились добывать и варить мед, готовить сыр. Славяне были воинственным народом, умели защищать свои дома, строили вокруг окопы. Они были смелыми, а свободу любили больше всего. Сын княгини Ольги, которая первой из русских правителей приняла христианство, Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов и совершать успешные военные походы вместе со своим войском. С особым уважением Святослав почитал: Перуна - покровителя молнии и воинов, Семаргла – бога смерти, Велеса - покровителя торговли, книг, мудрости и магии, Стрибога - бога ветра.
Приложение 2
Во всем мире переход от язычества к мировым религиям происходил примерно в одно время, до десятого века новой эры. Позже всего он происходил в Древнерусском государстве.
Надо сказать, что язычество – самая древняя религия, точнее система мировоззрения, взглядов. Оно было у всех народов на начальных этапах развития. В свое время, во времена первобытного строя, оно прекрасно отвечало всем потребностям еще примитивного общества. Но ведь это самое общество развивалось. А язычество как бы стало отходить на второй план, оно потеряло свой авторитет. Но почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития?
- Язычество было разрозненным. А каждому государству, которые начинали появляться и совершенствоваться, нужна была единая религия, поддерживающая власть. Ведь для язычников существовала только одна власть – природная. А монарху или правителю такой расклад совершенно не подходил.
- Язычество объясняло все явления слишком наивно, по-детски. В то же время люди стали более наблюдательными. Теперь для них дождь был не милостью божией, а одним из элементов круговорота воды в природе.
- Язычество тормозило процесс научных познаний, письменности.
- Язычество позволяло людям жить в свое удовольствие. А это очень мешало укреплению принципиально нового общественно-политического строя.
- Нужна была религия, которая объединила бы всех людей одного государства. Ведь язычество имело разные модификации даже на территории одной страны.
- Язычество было слишком варварским, диким. А ведь у людей уже появились представления о гуманности, доброте, милосердии.
- Язычество не давало ответов на вновь возникающие вопросы. Например, о появлении неравенства в обществе, о морали.
- Для некоторых государств (в частности для Древнерусского) одной из важных причин стало то, что во всем другом мире уже отказались от язычества. То есть Киевская Русь находилась в некой изоляции от остальных. Нельзя было заключить династического брака, активно торговать и сотрудничать с другими народами.
Таким образом, мы остановились на основных причинах отказа от язычества. Конечно, это лишь часть. И не стоит думать, что язычество было оставлено мгновенно. Конечно нет. Предпосылки к этому складывались на протяжении нескольких десятилетий. И переход от язычества к мировым религиям был вполне закономерным этапом развития общества.
Приложение 3
Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она прониклась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, Князю Владимиру. В то время, когда он правил, единства в верованиях и меж племенами не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. А так как самих богов никто не видел, то славяне создавали идолов, деревянные изображения .Владимир пытался свести верования различных племен в одно. Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги. Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Соседние страны не могли заключить с язычниками мир и считали их дикарями – ведь они клялись соблюдать мир именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере. Решил Владимир пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать и решить, что для Руси милее всего будет.
Приложение 4
«Выбор веры»
Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своей вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.
Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммада.
Владимир: А какова вера ваша?
Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммад, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.
Владимир: На Руси пить вино - главное веселье.
Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы – простому дереву.
Владимир: В чем вера ваша?
Католик: Все, что мы делаем – во славу Божию.
Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.
Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.
Владимир: Где же земля ваша?
Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.
Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.
Православный: Нет лучше нашей веры, так как она - правильная.
Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть де испытают веру.
1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.
2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.
3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.
Владимир: Так посему и быть.
Приложение 5
Карта урока.
Дата:___________________
Тема урока: _____________________________________________________________________________________________
Аргументы против принятия православия | Аргументы за принятие православия |
ВЫВОД________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Год принятия православия _______________________________________________________________________________
Имя Князя _____________________________________________________________________________________________
Крещение -_____________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. Кухарь Когда-то князь Владимир свой народ Укутал верой, принесённой с Византии Под алой мантией, согрев славянский род, Он заложил в умах величие России… Храня историю, той Киевской Руси, Мы собираем веры истинной обломки Уже одиннадцатый век нам крест нести Дай, Бог, помогут православные потомки…
Вопросы на которые мы ответим в ходе занятия -Кто первым из русских князей принял христианство? -Когда произошло крещение Руси? К ак звали правителя крестившего Русь? Как древние славяне восприняли крещение?
Группа «Древние славяне»
Группа «византийцы»
Крещение славян в реке д непр
Языческие праздники сохранившиеся до наших дней Масленица Колядки
закончи предложение: - На уроке я узнал …. - Я хочу больше узнать про … - Интереснее всего мне было ….
Домашнее задание узнать, какие праздники, которые мы отмечаем и в настоящее время, пришли к нам из язычества и рассказать о них. Или составить кроссворд по теме «Православие в Древней Руси»
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение
Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...
Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Цель урока: расширить, закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
технологическая карта и презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»
технологическая карта и презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»...
презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»
презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»...
Презентация по ОДНКНР Православие в Московской Руси.
Презентация для урока ОДНКНР в 5 классе по теме "Православие в Московской Руси"...
Технологическая карта урока по истории Древней Руси на тему: Главные политические центры Руси
План-конспект урока по стандартам ФГОС...