Работы
материал

Мои разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.48 КБ
Файл individualnoe_zanyatie_logopeda_r-r.docx17.18 КБ
Файл konsultatsiya.docx20.79 КБ
Файл pamyatki_dlya_roditeley.docx17.89 КБ
Microsoft Office document icon proekt_veselyy_veterok.doc1.07 МБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование интерактивно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, как фактора развития речи ребенка»

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства, т.к. группа детского сада для детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.

В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно–развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе развития речи, становления личности ребенка, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно – предметно–развивающая среда в ДОУ.

 Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно–развивающую среду. Вопрос организации предметно–развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно–пространственная среда. Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением – создание интерактивной образовательной среды.

Использование педагогами ИКТ, является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, перенос центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности педагогов и воспитанников. В связи с этим педагог, в большей степени, становится соучастником, помощником.

Использование компьютерных технологий помогает:

 − привлекать пассивных детей к активной деятельности;

− делать НОД более наглядными, интенсивными;

− активизировать познавательный интерес;

− активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

− развить фонематический слух, закрепить звукопроизношение.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

 Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

 1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

 2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

 3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

 4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

 НО необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

 Интерактивная доска является одним из средств ИКТ. Способы применения интерактивной доски в ДОУ разнообразны:

 − презентация;

− интерактивные обучающие программы;

Компьютерные технологии педагоги применяют при введении новой темы или ее завершения, участии в проектах, играх, подготовке материалов, досуге, диагностике и т. д. Таким образом, информационные технологии являются важным средством формирования интерактивной среды в ДОУ и способствуют реализации интерактивных методов общения и обучения.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в  переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети), ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С Выготский) его дальнейшую перспективу. Развивающая предметно–пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

− игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

 − двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

− эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно–пространственным окружением;

− возможность самовыражения детей.

 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

 3) Полифункциональность материалов предполагает:

− возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

− наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов–заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

− наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

− периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 5) Доступность среды предполагает:

− доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей–инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс

6) Безопасность предметно–пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Создавая предметно–пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

«Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) .

 В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

 В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

 ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

 Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

 Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

 Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

 Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

 Свои навыки я применяю в работе:

 - с детьми

 - с родителями

 - с коллегами

 - в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

 Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

 Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

 Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

 Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

 Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

 1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

 2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

 3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

 4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

 5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

 6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

 Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

 Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

 Применение ИКТ усиливает:

 1. Положительную мотивацию обучения.

 2. Активизирует познавательную деятельность детей.

 Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

 на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

 обеспечивает наглядность;

 привлекает большое количество дидактического материала;

 способствует повышению качества образования.

 Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.

 Это задание можно выполнить 3-мя способами:

 1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

 2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

 3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

 ПМК по «Развитию речи» А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

 Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

 1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;

 2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;

 3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;

 4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

 Программа включает следующие разделы:

 1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

 2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.

 3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

 4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

 5. специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

 Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

 Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.

 Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

 Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой! » разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.

 Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

 Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

 1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

 2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

 3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

 4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

 5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

 6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

 Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

 Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

 Применение ИКТ усиливает:

 1. Положительную мотивацию обучения.

 2. Активизирует познавательную деятельность детей.

 Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

 на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

 обеспечивает наглядность;

 привлекает большое количество дидактического материала;

 способствует повышению качества образования.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» р.п. Ковернино

Индивидуальное занятие на тему: «Приключение рыбака. Звуки Р-РЬ»

Выполнила учитель-логопед

Еремичева Л.С.

р.п. Ковернино

Задачи

Коррекционно-образовательные:

 - автоматизация и дифференциация звуков Р-РЬ;

 - закрепить произношение в изолированном виде, слогах, словах, фразах;

- закреплять название геометрических фигур;

- закреплять умение образовывать слова с уменьшительным суффиксом-ик.

 - учить правильной речи, как средству общения и культуры.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие, фонематический слух.

- развивать внимание, память, мелкую моторику;

- развивать и обогащать активный словарь.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи, интерес к занятию.

Материал к занятию: картинки тигр с тигренком, рыбак, рыба из геометрических фигур, картинки-рыбки на звуки р-рь, медвежонок, сюжетные картинки.

I. Вводная часть

Логопед: Сегодня я расскажу удивительную историю, которая случилась с моим другом. Отгадай, кто он

Кто у речки на песке,

Дремлет с удочкой в руке?

Он нам всем давно знаком

Он зовется…(рыбаком)

Логопед: (выставляет картинку) правильно, мой друг- рыбак. Как ты думаешь, что берут с собой на рыбалку? (палатку, удочку, спички, котелок…)

II.Основная часть

Логопед: Мой друг всегда брал на рыбалку гитару.  По вечерам, сидя у костра, он играл на ней и пел такую песенку ра-ра-рарара, ре-ре-ререре, ри-ри-ри.

Логопед: Однажды рыбак встал по раньше, попил чаю из чашки (артикуляционная гимнастика «Чашечка») и пошел в лес за ветками для костра. Слышит, дятел стучит «Дятел». Остановился мой знакомый, слушает. А дятел с дерева на дерево перелетает и постукивает-как, будто зовет рыбака за собой «Дятел». Вышел рыбак на поляну, огляделся и ахнул: грибов там видимо-невидимо «Грибок», и у березки гриб стоит, и под елочкой, и в канавке «Грибок».

Вдруг рыбак услышал шум в кустах, оглянулся и увидел…Отгадай кого?

Этот зверь на кошку похож

Он-сильный хищник

И очень пригож.

Шерсти такой

Не бывает у кошки

На рыжем фоне черные полоски. (картинка тигра)

Логопед: Правильно, в кустах был тигр. Он был не один, а с маленьким тигренком. Тигр увидел человека и громко зарычал Р-Р-Р. Тигренок тоже зарычал, но он был маленький и у него получилось  РЬ-РЬ-РЬ.

Дидактическая игра «Чья песенка»

Цель: развитие слухового внимания и памати

Как рычал тигр?

Как рычал тигренок? (ребенок повторяет).

Мой знакомый решил успокоить тигра и крикнул

- Я рррыбак. Ловлю рррыбу в ррреке. А здесь собиррраю грррибы.

Логопед: повтори, что сказал рыбак.

Дидактическая игра «Собери рыбу»

Цель: закрепить название геометрических фигур

Логопед: Тигр с тигренком развернулись и скрылись в лесу. А рыбак поймал вот такую рыбу. (показ рыбы, сделанной из геометрических фигур).

Логопед: Что есть у рыбы?

      Из каких фигур состоит рыба?

      Выложи такую же.

Логопед: Но рыбак поймал не одну рыбу, а сколько? (посчитай рыбок от 1до 10).

Дидактическая игра «Веселая рыбалка»

Цель: дифференциация звуков Р-РЬ

Логопед: рыбки перепутались. Нужно разложить их в разные ведерки: рыбки на которых картинки со звуком Р- в синее ведерко, а рыбки на которых нарисованы картинки со звуком РЬ-в зеленое ведерко.

 Рыбки лежат на столе картинками вниз. Ребенок берет по одной рыбке называет изображенный на ней предмет и прикладывает к нужному ведерку.

Логопед: А когда рыбак пошел домой, ему встретился медвежонок. (картинка)

Дидактическая игра «Попугай»

Цель: формировать умение изменять предложение по образцу

Медвежонок мало что умеет, а вот хвастать он любит. Рыбак с медвежонком будут хвастать что они делали, а ты будешь говорить про себя.

Мы загорали…………………Я загорала

Мы смотрели…………………

Мы собирали…………………

Мы варили……………………

Мы играли……………………

Мы рубили……………………

Мы здоровались………………

Логопед: А сейчас научи, пожалуйста, медвежонка говорить ласковые слова.

Дидактическая игра «Ласковые слова»

Цель: закреплять умение образовывать слова с уменьшительным суффиксом-ик.

Шар…………..шарик

Двор………….

Комар…………

Топор…………

Ковер………….

Логопед: На обратном пути рыбак стал вспоминать, как прошел его день. Вспомни вместе с ним.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель: формировать умение составлять предложение с опорой на картинки.

(составление предложений по картинкам).

III.Заключительная часть

Логопед: Ну и в конце нашего занятия послушай, что я тебе скажу:

Вот, ребята, например

Вам слова со звуком Р-

Пар, дорога, пароход,

Карта, город, парта, рот,

Ну-ка дайка свой пример

Разных слов со звуком РЬ (ребенок придумывает слова).

Логопед: На этом наше занятие закончено. Молодец. Спасибо.



Предварительный просмотр:

«Советы по автоматизации у детей поставленных звуков речи на занятиях и в режимных моментах»

(консультация для педагогов)

Задачи:

- повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах закрепления правильного звукопроизношения детей, имеющих нарушения речи.

- сформировать у воспитателей представления о важности их роли и участии в коррекционно-логопедическом процессе.

- познакомить воспитателей с разновидностями дидактического материала для организации и проведения логопедических занятий в режимных моментах по закреплению правильного произношения.

Развитие речи, автоматизация поставленных звуков и вообще в целом успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию речи, не может уследить за речью каждого ребёнка: во время игр, на занятиях, на прогулке.       Именно воспитатель следит за речью детей, закрепляя пройденный материал на своих занятиях, в играх, различных режимных моментах. В свою очередь логопед может подсказать те или иные приёмы.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука.

Что включает в себя подготовительный этап?

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходит артикуляционная гимнастика.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с воспитателями.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Виды артикуляционных упражнений:

• Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

• Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

• Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик).

Пропускаем этап постановки звука.

Что такое автоматизация звуков?

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звука - это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.

Как только учитель-логопед вызвал у ребенка нужный звук, начинается этап автоматизации. У разных детей он проходит по-разному.

Обычно свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'] и шипящие [ш], [ж] автоматизируются вначале в прямых слогах, потом в обратных (са — прямой слог, ас — обратный), а затем в слогах со стечением согласных (ста, сна...).

Звуки [ц], [ч], [щ] — наоборот: сначала в обратных, а затем в прямых слогах. Звук [л] можно начинать автоматизировать как с прямого слога, так и с обратного. Здесь нужно руководствоваться индивидуальными особенностями ребенка.

Звук [р] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Успехи ребенка будут во многом зависеть от совместной работы учителя-логопеда, воспитателя и родителей.

Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие.

 При автоматизации звука в слогах когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей  предлагаю использовать.

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог. Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный слог проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал, слог.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог.

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог.

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами, «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

«Песочные часы». Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).

«Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Педагог оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

«Шарик». Во время произнесения слога дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

 «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая звук.

«Заборчик». Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Бусы». Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

«Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

«Тихо-громко». Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

 «Ступеньки» 1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог, слово. 2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или кирпичиков. Задание остается прежним.

Для закрепления звука в словах можно рекомендовать такие приемы работы, как:

1. Называние предметных картинок.

> Выделение изучаемого звука из слова, указание его места в слове (в начале, в середине, в конце).

> Игра «Поставь картинку к схеме»: определение количества слогов в слове.

> Игра «У кого больше картинок». Играющие получают картинку только при условии правильного произнесения нужного слова.

> Игра «Что пропало». На столе выкладывается ряд картинок. Ребенок называет их и запоминает, затем закрывает глаза, а воспитатель убирает одну картинку. Ребенок должен определить, какую картинку убрали.

> Из ряда картинок нужно выбрать и назвать только те, про которые можно сказать мой, моя, мое.

> Игра «Один — много». Взрослый говорит слово «сок» и спрашивает: «А если много, то как скажем?» (Соки.)

> Выбрать из стопки картинки на заданный звук.

Для закрепления звуков в предложениях и текстах можно рекомендовать следующие игры:

> Назвать картинку и составить предложение (отвечая на вопрос воспитателя или самостоятельно).

> Дополнить начатое воспитателем предложение.

> Исправить предложение «Цепь сидит на собаке».

> Составить предложение из слов книга, полка, лежать, на (по картинке и на слух).

> Заучивание кратких стихов, загадок, чистоговорок.

Пересказы кратких рассказов, сказок.

> Составление рассказов по сюжетной картине, серии картинок.

> Составление описательных рассказов.

> Театрализованные игры

Можно придумать много других игр, способствующих закреплению звуков.

Если ребенок нуждается в дифференциации звуков, то эта работа проводится в той же последовательности, как и при автоматизации: вначале звуки дифференцируют в слогах, затем в словах, потом во фразе.

Игры и приемы работы по дифференциации звуков:

1. Игра «Телеграф». Повтори слоги: са-ша-са, со-шо-со и т. д.

2. Повтори слова парами: мышка — миска, касса — каша.

3. Составление предложений со словами, имеющими сходные звуки.

4. Заучивание стихов.

5. Пересказы рассказов.

ПРИЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ ДЕТЕЙ

Следует помнить, что ребенок не сразу начнет произносить поставленный звук. Для этого нужен постоянный речевой контроль со стороны взрослых и самоконтроль, который у детей необходимо формировать. Для автоматизации звуков и введения их в речь можно использовать приемы контроля.

Учитель-логопед и воспитатель должны нацеливать ребенка на контроль за собственным звукопроизношением («Следи за звуком [ш]!», «Следи за звуками!» и т. д.). Чувствуя, что сейчас ребенок назовет слово с закрепляемым звуком неправильно, нужно предупредить ошибку взглядом, мимикой (нахмурить лоб, сделать удивленное или расстроенное лицо), артикуляционной или ручной подсказкой ([с] — губы в улыбке или кисть руки внизу, [ш] — губки хоботочком или кисть руки поднять вверх).

Чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоционально положительного настроя, можно давать установки на контроль с отсрочкой. Сначала выслушать ребенка, а потом попросить еще раз рассказать эту же историю для другого ребенка группы.

(«Расскажи для него эту историю, но помни, что ты должен следить за звуком [с]».)

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

 



Предварительный просмотр:

Памятки для родителей детей, имеющих различные речевые нарушения

ПАМЯТКА № 1

"ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!"

 Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?

 Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.

 Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания. Недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной – дефектов звукопроизношения.

 Устранить речевые нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут учитель-логопед, педагоги-специалисты, воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя Вы родители.

 Уважаемые родители, от вас зависит способность ребенка работать, усваивать новые знания, способность понимать то, что дают ему педагоги. От вас зависит, как скоро ликвидируется нарушение речи.

 Первым и главным является то, что Вы должны внимательно присмотреться к ребенку и оценить его особенности и возможности:

 • в какой мере он понимает речь;

 • хорошо ли владеет речью;

 • чем отличается поведение ребёнка от поведения его сверстников (застенчив, агрессивен, обидчив, тревожен);

 • обратить особое внимание на ручные умения (умение одеваться, застёгивать пуговицы и т.д.);

 • обратить внимание на игры ребёнка: насколько он самостоятелен в играх, проявляет ли сообразительность, находчивость, однообразны или разнообразны игры;

 • оценить степень любознательности, интереса ребёнка к новому, его эмоциональность и способность сопереживать, замечать настроение окружающих и соответствующим образом реагировать;

 • выяснить, каковы особенности самооценки ребёнка (уверен ли он в своих силах);

 Очень важно, уважаемые родители, быть в контакте с неврологом, который назначит медикаментозное лечение, в случае необходимости, психологом, который поможет выработать линию поведения с ребенком.

 ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ - НЕЛЬЗЯ, МОЖНО, НАДО

 Надо стремиться к тому, что:

 • «можно» для ребенка всегда означало бы «можно»;

 • «нельзя» - всегда означало бы «нельзя»;

 • слово «надо» ребёнок должен научиться понимать как необходимость какого-нибудь действия.

 Эти замечания кажутся на первый взгляд банальными, но они являются основными правилами воспитания ребёнка, если их соблюдают все члены семьи.

 Не забывайте эти правила. Ваша чрезмерная забота о состоянии речи ребёнка может принести вред, если Вы ребёнку это показываете. Никогда не стоит подчёркивать дефект в присутствии ребёнка. Это может привести к нарушению самооценки ребёнка, о которой было сказано выше (т.е. он почувствует себя неполноценным, замкнется в себе или начинает требовать к себе особого отношения).

ПАМЯТКА № 2

"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК"

 «ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» СУХОМЛИНСКИЙ В.А.

 Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи (исследования М.Н. Кольцовой, Л.В. Фоминой, О.С. Бот).

 Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.

 Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).

 Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук

 • Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).

 • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

 • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением («Этот пальчик папочка») и без речевого сопровождения («Зайчик», «Козочка», «Очки», «Деревья», «Птицы»).

 • Пальчиковый театр.

 Для развития ручной умелости дети должны:

 • запускать пальцами мелкие «волчки»;

 • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

 • сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

 • делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

 • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

 • махать в воздухе только пальцами;

 • собирать все пальцы в щепотку;

 • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

 • завязывать узелки на шнурке, веревке;

 • застегивать (расстегивать) пуговицы;

 • играть с конструктором, мозаикой;

 • складывать матрешки, пирамидки;

 • рисовать в воздухе;

 • мять руками поролоновые шарики, губки;

 • рисовать, раскрашивать, штриховать;

 • резать (вырезать) ножницами;

 • выполнять аппликации;

 • скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

 • складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

 • перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

 • легко нажимать на кнопку пульверизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

 • вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

 • «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

 • Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе)

 Рекомендуемая литература:

 -Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов/Дон, 2008.

 -Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2005.

 -Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб., 2008.

 -Лопухина И. Логопедия речь-ритм-движение. СПб., 1997.

ПАМЯТКА № 3

"МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК"

 Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

уважаемые родители, «поиграем с ручками»  вместе с детьми!

 первый вариант

 • дети растирают ладони до приятного тепла.

 • большим и указательным пальцем одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

 • массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

 • переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

 • переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди.

 • вытягивам пальчики вверх и шевелим ими.

 • дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

второй вариант

 массаж биологически активных точек (бат), которые находятся на кончиках пальцев.

 для этого необходимо положить кончик каждого пальца под ногтем одной руки между указательным и большим пальцем другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать по часовой стрелке (30 раз) увеличивая силу нажима, затем против часовой стрелки (30 раз), ослабляя силу нажима. Таким образом массируем все пальцы правой и левой руки. На каждый палец затричиваем по 1 минуте, на все пальцы 10 минут. Этот массаж выполняется строго 30 дней подряд, так как за это время формируется нервный импульс, если пропустили один день массаж начиется сначала.

третий вариант

 массаж с помощью различных предметов:

 • работа с иппликатором кузнецова или логопедической щеткой «ежик», мячика с шипами, ореха, шишки;

 • прокатывание между ладонями ребристого карандаша, бигуди витые, бигуди ворсистые (вертикально);

 • прокатывание пальцев руки по ребристой поверхности;

 • работа с наждачной бумагой.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...