Внеклассное мероприятие по ОПК в форме игры «Что? Где? Когда?», посвященное житию святых.
материал (6, 7, 8 класс)

Раздел: ОПК

Тема: Жития святых.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила игры С помощью стрелки выбирается вопрос. Правильный ответ – 1 балл. Значение секторов: Z – зеро, за правильный ответ команда получает приз Б – блиц вопросы: 1 балл за ответ на 1 вопрос. 3 вопроса по 20 секунд, всего 3 балла. П – помощь клуба знатоков, за правильный ответ – 1 балл. Музыкальная пауза. Подсказчик удаляется из зала, команде присуждается штрафной балл (-1) К игре

Слайд 2

Выйти из игры 11 Z 12 13 14 15 Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 П

Слайд 3

Вопрос 11 По жизнеописанию св. Матроны Московской при ее крещении поднялся столб ароматного дыма. По жизнеописанию св. Николая Угодника при крещении младенец самостоятельно простоял в купели около 3 часов без посторонней помощи. По жизнеописанию св. Сергия Радонежского, он трижды вскричал во время службы, находясь еще в утробе матери. Какой еще фактор, упомянутый в жизнеописании всех перечисленных святых, указывал на то, что благодать Божия была на каждом из младенцев? Старт 10 20 30 40 50 Стоп . В среду и в пятницу младенец не брал грудь и не пил коровьего молока, но отворачивался и оставался без еды в течение всего дня, а в прочие дни, кроме среды и пятницы, питался как обычно; по средам же и пятницам младенец оставался голодным.

Слайд 4

ССЫЛКА НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ https://yadi.sk/d/wdaDOlSY54QfZA



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по ОПК

в форме игры «Что? Где? Когда?»,

посвященное житию святых.

Тема: Жития святых.

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Форма проведения: соревнование между двух команд.

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ: https://yadi.sk/d/wdaDOlSY54QfZA

Цель: пробудить интерес и познакомить с жизнью людей, причисленных Православной Церковью были к лику святых,  повествовать об их подвигах и трудах на пути к Богу, о любви к Богу и своим ближним.

Задачи:

1. Знакомство обучающихся с житием святых; формирование представлений о чудесах, творимых по молитвам святых.

2.Формирование представлений о духовно-нравственной сфере человеческой жизни, ценностях любви и добра, раскрытие духовно-нравственного потенциала обучающихся.

Ресурсы: музыкальный центр, экран, проектор, микрофоны, ноутбук, фонограмма музыкального сопровождения.

В качестве наглядных пособий используются картины художников, фотографии, иллюстрации, репродукции икон.

 

Ход мероприятия:

  1. Муз. Вступление.
  2. Слово директора.
  3. Приветствие ГОСТЕЙ.
  4. Приветствие команд.
  5. ПРАВИЛА игры.
  6. Начало игры.

КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ?

Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?

Святой это не только и не столько подвижник — то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.

Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.

Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями — даром прозорливости или умением исцелять — хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.

Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:

  • отдать дань святому;
  • показать пример пути к святости, чтобы каждый живущий на земле мог найти вдохновляющий или ободряющий для себя пример.

Сонм святых — это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека — а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.

Святой- это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.

  • Апостолы-ученики Иисуса Христа. 
  • Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана — то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.
  • Благоверные - монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. 
  • Блаженные (они же — юродивые)- святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но — Призванием…
  • Мученики -отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
  • Великомученики — те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
  • Равноапостольные - святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей — то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев — абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.

1 раунд. Вопрос 11.

По жизнеописанию св. Николая Угодника при крещении младенец самостоятельно простоял в купели около 3 часов без посторонней помощи.

По жизнеописанию св. Матроны Московской при ее крещении  поднялся столб ароматного дыма.

По жизнеописанию св. Сергия Радонежского, он трижды вскричал во время службы, находясь еще в утробе матери.

Какой еще фактор, упомянутый в жизнеописании всех святых, указывал на   то, что благодать Божия была на каждом из младенцев?

Ответ: в среду и в пятницу младенец не брал грудь и не пил коровьего молока, но отворачивался и оставался без еды в течение всего дня, а в прочие дни, кроме среды и пятницы, питался как обычно; по средам же и пятницам младенец оставался голодным. Уточнение: Николай приступал к трапезе после вечерней молитвы родителей.


2 раунд. Вопрос № 3.

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы.

Как назывался один из важнейших жанров в системе средневековой христианской литературы, содержащий повествование о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми?

Ответ: агиография

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

3 раунд. Вопрос № 1.

Понедельник посвящен ангелам и архангелам — некоторые верующие в этот день накладывают на себя пост в образ ангельского чина, который постится всегда и не вкушает вообще ничего, служа Богу. Вторник — это день памяти Иоанна Крестителя. В среду мы прославляем Божию Матерь, а еще — вспоминаем предательство, которое совершилось над Спасителем. Пятница — день распятия Христа, мы вспоминаем Крест Его. Суббота — день перед Воскресением Христовым, день Пресвятой Богородицы и Всех святых. И, наконец, воскресный день — Воскресенье Христово, малая Пасха.

Кого православные верующие чтят в четверг и почему?

Ответ: В четверг мы чтим подвиг апостолов и Святителя Николая.


4 раунд. Сектор «П» - можно взять 20-тисекундную подсказку зала.

В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть на него, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей. Окончил свои дни в Городце под Владимиром. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». 

ПОДСКАЗКА:

Сын переяславльского князя Ярослава Всеволодовича, князь новгородский. Вошел в историю как победитель шведов, разгромил Ливонский орден, во время своего княжения выстраивал мирные отношения с Золотой Ордой.

Ответ: святой благоверный князь Александр Невский


5 раунд. Сектор Z

Укажите, после какого события в 50-е годы в центре Средне-Волжской области резко усилились религиозные настроения: вопреки увеличению количества научно−атеистических лекций в 2,5 раза, люди реже веселились во время поста; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах?

Ответ: В период с 14 по 20 января 1956 года в городе Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской наблюдалось невиданное скопление людей, привлеченных устными сообщениями (слухами) о том, что в указанном доме якобы стоит окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой св. Николая Угодника в руках. (Стояние Зои).

6 раунд. Вопрос № 4.

Этого святого художник Михаил Васильевич Нестеров любил с детства: в его семье он был одним из самых почитаемых святых. В этом святом Нестеров нашёл воплощение идеала чистой и подвижнической жизни,

и художник создал целый цикл картин, посвящённых жизни и деяниям этого святого.
За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых этому святому.

Вопрос: какому святому были посвящены картины?

ответ: игумену земли Русской, Преподобному Сергию Радонежскому, всея Руси чудотворцу.


7 раунд. Вопрос № 12.

Стараниями этого святого и митрополита Кирилла была учреждена в столице Золотой Орды епархия Русской православной Церкви, наступила эпоха великой христианизации языческого Востока.

Вопрос: укажите имя этого святого.

Ответ: святой благоверный князь Александр Невский

8 раунд. Вопрос № 13.

Перед вами одна медная копейка 1762 года.

Вопрос: с кем из святых вы можете связать такую монету и почему?

Ответ: блаженная Ксения Петербургская деньги как милостыню не принимала, брала только «Царя на коне» - медные копейки, чтобы раздать их беднякам.

Купцы считали,: если святая возьмет монетку – торговля пойдет успешно.

9 раунд. Вопрос № 2.

По преданию, о ней, 14-ти летней, святой Иоанн Крондштадский сказал: «Вот идет моя смена – восьмой столп России».

Ответ: Речь шла о Матроне Московской.В отрочестве Матроне представилась возможность попутешествовать - дочь местного помещика Лида Янькова, девица благочестивая и набожная брала ее во все свои паломнические поездки. Во время одного из таких путешествий произошла встреча Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: "Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России". Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.


10 раунд. Вопрос № 5.

В день похорон мужа ОНА надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, после чего родственники мужа и знакомые решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. ОНА же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, которая давно умерла». Так началось ее скитание по улицам города.

Вопрос: о ком идет речь?

Ответ: о святой блаженной Ксении Петербургской

11 раунд. Вопрос №6.

Кто и при каких событиях послужил прообразом современного Санта-Клауса

Ответ: Прообразом Санта-Клауса является Николай Чудотворец (Санта — «святой», Клаус — «Николай»), известный своей благотворительностью — помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей

12 раунд. Вопрос № 7.

На иконе великомученица Екатерина Александрийская держит в правой руке Распятие, и пальмовую ветвь — символом победы над смертью

Вопрос: что за колесо она придерживает левой рукой?

Ответ: Левой рукой она придерживает колесо — орудие пыток, которым ее подвергали, символ ее мученической кончины.

13 раунд. Вопрос № 15.

…отрок учился медленно и плохо. Наставник прилежно обучал его, но отрок не понимал его, плохо учился и отставал от товарищей, занимавшихся вместе с ним. За это его часто бранили родители и строго наказывал учитель, а товарищи укоряли.

 Вопрос: что произошло дальше и как звали отрока?

Ответ: У раба Божия Кирилла, было три сына – первый Стефан, второй Варфоломей, третий Петр; отец воспитывал их, всячески наставляя в благочестии и чистоте. Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не сразу овладел чтением, но будучи послан отцом своим Кириллом искать скот, Варфоломей встретил черноризца, незнакомого старца, святого и чудного, саном пресвитера, который стоял на поле под дубом и усердно, молился. Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву.

Помолившись, старец подозвал Варфоломея к себе, и спросил: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте».

Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред Богом, усердно помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Дав Варфоломею кусочек просфоры, старец сказал: «о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

14 раунд. Вопрос № 8.

Почему на некоторых иконах св. Николая Чудотворца слева и справа часто изображаются фигуры Христа и Богоматери?

Ответ: Согласно церковному преданию, святой Николай во время споров дал пощечину нечестивому Арию, за что был лишен священства. Но многим было видение, как Сам Спаситель и Божия Матерь принесли св. Николаю Евангелие и омофор - знаки святительского достоинства. После этого ему вернули сан архипастыря.

15 раунд. Вопрос № 9.

Почему в монастыре Святой Екатерины монахи дарят верующим серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝA (святая Екатерина). 

Ответ: Раздача колец — давняя монастырская традиция. Появилась она благодаря одному эпизоду из жизни великомученицы Екатерины. Святая, жившая на рубеже 3-го и 4-го веков, отказалась выходить замуж, объявив, что душа ее обручена с Богом. Свидетельством тому было кольцо, которое чудесным образом появилось на пальце святой.

Когда Екатерина была прославлена Церковью как святая, каждому, кто приезжал поклониться ее мощам, было решено давать на память кольцо. Оно служило символом великой верности Богу, которую проявила Екатерина


16 раунд. Вопрос № 14.

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску.

Вопрос: что за предметы в руках у Святителя Николая и что они символизируют?

Ответ: Следуя  преданию о защите Можайска Святителем Николаем, Можайск был осажден врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде — в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его. Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города.

17 раунд. Вопрос № 10.

Этот святой благословил на битву князя Дмитрия Донского, отпустив с ним двух братьев-монахов из своего монастыря, один из которых открыл начало битвы.

Ответ: Великий князь Дмитрий Иванович незадолго до отбытия войск в поход против Мамая ездил с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем на поклон к Сергию Радонежскому. Правитель желал получить от игумена лесной обители благословение перед трудным и опасным делом. Сергий упросил князя отстоять Литургию, а затем — разделить трапезу. Князь, в замешательстве, просил Сергия отпустить его, «ибо пришли к нему вестники, что уже приближаются поганые татары». Но тот задержал Дмитрия Ивановича, сказав: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся». Князь не посмел ослушаться, откушал монастырского хлеба. Тогда Сергий «…окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе». Потом он сказал Дмитрию Ивановичу: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш».
Половцами в ту пору иногда, по старой памяти, называли ордынцев.
Дмитрий Иванович попросил у игумена двух воинов из иноческой братии — Александра Пересвета и его брата Андрея Ослябю. Сергий призвал к себе обоих и велел отправляться с Дмитрием Ивановичем, «ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили». Преподобный дал им «…вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Во время битвы схимник Пересвет сошелся с ордынским богатырем Челубеем, и оба пали, нанеся друг другу смертельные удары копьями…

18 раунд. Блиц-вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физической культуре игра "Слабое звено."

Внеклассное мероприятие по физической культуре.Игра "Слабое звено"Петрова Светлана Валерьевна , учитель физической культурыМероприятие отнесено к разделу: Спорт в школе и здо...

Внеклассное мероприятия по аналогии телевизионной игры "Своя игра"

Данная разработка представляет собой внекласное мероприятие для 8-9 классов. В основу положен принцип телевизионной игры "Своя игра"....

Внеклассное мероприятие в игровой форме 10 класс

Внеклассное мероприятие в игровой форме 10 класс...

Игра- путешествие "Мир любимых предметов", внеклассное мероприятие в нестандартной форме

Тема: «Мои любимые предметы».Дидактическая цель мероприятия для обучающихся, воспитанников: показать  возможность организации внеурочной предметной деятельности в нетрадиционной форме...

Внеклассное мероприятие по профильному труду "Игра-соревнование"Своя игра"

Закрепление знапний обучающихся по трудовому обучению; систематизация знания о профессиях;обобщение знания о технологии (устройство инструмен6тов, технологии изготовления изделий)...

внеклассное мероприятие по школьной форме

Данная разработка будет полезна классным руководителям....