внеклассное мероприятие по школьной форме
классный час

Каменщикова Ольга Сергеевна

Данная разработка будет полезна классным руководителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронцова Ольга Сергеевна

учитель  технологии

МБОУ  СОШ № 27 г. Йошкар-Ола

Сценарий  внеклассного  мероприятия

Школьная форма: за и против. Разработка модели школьной формы

6 класс

Цель:    1)  Рассмотреть  историю  появления  школьной  формы, её  развитие.

               2)  Ознакомить учащихся  со  школьной  формой  в  других  странах.

             3)   Провести обсуждение по данной теме с учениками.

              4)  Разработать модели школьной формы

Тип мероприятия:  круглый стол

Оборудование: компьютер, проектор.

ХОД   МЕРОПРИЯТИЯ

Введение

Психологи утверждают, что форма прививает детям стиль в одежде. Каждый человек должен понимать ЧТО и КУДА надевать. Спортивная одежда для спорта и активных прогулок, торжественная одежда для праздников или важных событий, а деловая одежда для школы, работы и т.д. Плюс школьная форма поддерживает имидж школьного учреждения. К тому же, школьная форма растворяет социальные слои, из-за которых, порой, формируются комплексы. Ведь дети в школе из разных семей. Кто-то может себе позволить модную одежду, а кто-то донашивает рубашки старших братьев.

Надевая классический костюм, ребенок осознает, что в общественном месте необходимо выглядеть опрятно, красиво, элегантно. Он растет морально. 

Конечно, детям хочется проявить себя, свой  характер и вкус  в одежде. Однако с раннего возраста необходимо воспитывать этот вкус. Поэтому выразить себя в одежде возможно на улице, дома, на даче, а посещать учреждения надо в другом виде.

Далеко не всегда ребенок протестует против школьной формы. Обучаясь в некоторых гимназиях, где есть своя специализированная одежда, он наоборот гордится ей.

1.  История  школьной  формы  в  России.

В Россию школьная форма пришла из Англии в 1834 году. До 1917 года форма гимназистов была привилегированной одеждой, т.к. учились в гимназиях дети не бедные. Такая форма была предметом гордости!

В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.

Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражкишинели и гимнастёрки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с чёрным козырьком, цветным кантом и эмблемой.

Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастёрки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной чёрным лакированным ремнем с серебряной пряжкой. Брюки у гимназистов были чёрные, без канта. Ботинки были чёрные, на шнуровке. Летом гимназисты носили гимнастёрки с серебряными пуговицами.

В женских гимназиях также существовала форма. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета.

В 1917 году форма была отменена, по официальным сведениям, как пережиток буржуазного прошлого, а фактически из-за бедности населения, которое просто одежду не могли себе позволить купить, не то что форму.

Вновь школьная форма появляется в 1948 году, причем по всем параметрам она напоминала ту, буржуазную.

Эта форма существовала до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.

У  девочек это темно-коричневых шерстяные платьях и черные  передники , в праздничные дни фартуки заменялись на белые. На платьях в виде украшения предполагались белые воротники и манжеты.

А у мальчиков   форма состояла из серых военных гимнастерок и брюк. Позже, примерно в 1973 году, мальчики стали носить синие костюмы. На них в виде украшения была эмблема.

В 1984 году появилась новая форма для старшеклассниц, это был  костюм-тройка синего цвета, который состоял  из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Сочетать эти вещи можно была в нескольких вариациях. Советские старшеклассницы гордо носили блузки с этим «чудо» костюмом, но это был уже прорыв и первые попытки выглядеть моднее.

У мальчиков синие брюки и куртка преобразовались в костюм того же цвета.

Ещё одним украшение формы были значки - октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах). Пионеры с гордостью носили пионерский галстук.

Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.

2.  Школьная  форма  других  стран.

А как же в других страна? Носят ли школьники форму ?

Великобританию считают местом, где впервые появилась школьная форма. В каждой школе есть своя школьная форма, хранящаяся там же и выдаваемая всем ученикам бесплатно.  К форме обязательно прилагается кепка  или шляпа с логотипом школы и фирменный галстук.

В Германии до сих пор нет единой школьной формы, в некоторых гимназиях имеется своя.

В США и Канаде в почти во всех частных школах  имеется школьная форма , в  государственных школах единой одежды нет, но может присутствовать dress code. Школьная форма в этих странах служит отличительной особенностью одного учебного заведения от другого.

 На Кубе школьная форма обязательна , и не только для школьников, но и для студентов.

В Индии школьная форма обязательна и состоит  из светлой рубашки и темных или синих брюк - для мальчиков. А у девочек  рубашка и юбка, в некоторых школах это может быть ещё сари, единого цвета и кроя. В дополнение галстук.

В  Турции почти все школьники  во всех государственных и частных образовательных учреждениях носят форму. На разных возрастных ступенях – различают цвета в форме. Летом ношение формы может быть отменено.

В  Японии школьная форма обязательна. Впервые форму  стали носить студенты Токийского императорского университета в 1885 году, и с тех пор уже более ста лет она не сильно изменилась. В каждой школе она своя, но обычно примерно одинаковая - это белая рубашка и темные пиджак и брюки,  и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек

Ещё немного  разновидностей школьной формы из разных стран представлено на слайдах.

3.  Современные  школьники  и  школьная  форма.

Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят, кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.

Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной. Однако оказалось, что всё  это  также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды. Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры,   мягко говоря, выглядят на  занятиях не очень эстетично.

4. Разработка модели школьной формы

Эта часть мероприятия проводится в форме обсуждения. Девочки делятся на 3 группы: «за школьную форму», «против школьной формы», жюри. Деление на группы происходит методом жеребьевки, но существует также возможность поменяться местами.

Задания для команд:

  1. Написать доводы за и против школьной формы, используя выражения-помощники.

Пока девочки обсуждают, на проекторе идет пятиминутный фильм «Нужна ли школьная форма?». Каждая команда выступает со своими доводами, жюри оценивает и задает дополнительные вопросы.

  1. Разработать свою модель школьной формы

Каждая команда с помощью цветной бумаги придумывает свою модель школьной формы. Жюри оценивает с помощью критериев предложенные варианты школьной формы команд.

5. Заключение

В заключении хотелось бы сказать следующее: в школьной форме одинаковое количество плюсов и минусов. Но все же, учитывая чрезмерную "демократичность" наших детей, форма помогает воспитывать внутреннюю дисциплину, прививает вкус. Посмотрите, в чем большинство школьников ходят на занятия: тут и спортивные костюмы, и голые животы с пирсингом, и декольте, и "шпильки"! Самое обидное то, что старшеклассники не понимают, что школа - это учреждение, а не ночной клуб и правило хорошего тона требуют носить деловую одежду, так принято во всем мире. Однако в последнее время есть тенденция к возврату школьной формы, особенно в лицеях, гимназиях и частных школах. Вопрос только в том какая она будет. Следует помнить, что школьная форма – это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит 5-6 дней в неделю. Идеальный вариант – это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года.  Думаю, что предпочтительней конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и не требует особого ухода.

Школьной форме быть. А какой именно решаете вы.

В конце мероприятия каждая ученица пишет на доске прилагательное, относящееся к школьной форме (Школьная форма какая?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Осенний школьный КВН"

Внеклассное мероприятие "Осенний школьный КВН". Данный материал был использован в 6-9классах. Школьные команды соревновались в находчивости по теме "Осень"...

Внеклассное мероприятие «Наша школьная семья».

Внеклассное  мероприятие «Наша школьная семья»....

Внеклассное мероприятие "Лучший школьный концерт"

Внеклассное мероприятие "Лучший школьный концерт"....

Внеклассное мероприятие в игровой форме 10 класс

Внеклассное мероприятие в игровой форме 10 класс...

УГА - 2017 Внеклассное занятие. Тема "Школьная форма"

Занятие для ребят 12-16 лет. Беседа о школьной форме. Время -20 минут....

Игра- путешествие "Мир любимых предметов", внеклассное мероприятие в нестандартной форме

Тема: «Мои любимые предметы».Дидактическая цель мероприятия для обучающихся, воспитанников: показать  возможность организации внеурочной предметной деятельности в нетрадиционной форме...