мастер-класс "Использование облака слов на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал

Ковляр Евгения Анатольевна

Данный мастер-класс научит генерировать облако слов для использования их при работе с учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование «Облака слов» на уроках русского языка и литературы

Пользование  интернет – сервисами  значительно повышает информационные и организационные компетенции учителя и позволяет создать развивающую образовательную среду, делает «педагогический дизайн урока» современным и мажорным.

Необычно, забавно, весьма полезно для визуалов  использовать на уроке облако слов.

Облако тегов (Облачные теги, Облако слов) — это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. 

Цели создания «облака слов»
1. Визуализация результатов работы
2. Освещение основных моментов выполненной работы

3. Представление информации и т.д. 

Универсальные учебные действия

  • Личностные – умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор
  • Регулятивные - умение организовать свою деятельность
  • Познавательные – умение логически мыслить
  • Коммуникативные - умение общаться, взаимодействовать с людьми

Преимущества «облака слов»

  • Визуальность
  • Простота использования
  • Доступность

Сервисов по генерации облака из слов в интернете существует предостаточно, я работаю в нескольких сервисах с понятным интерфейсом: Wordart и image chef.

В результате я поняла, что облако слов не просто еще одна интернет-безделица, а замечательный помощник учителю на уроке. Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности. Особенно удачно складывается групповая и парная работа.

Этот нестандартный прием можно использовать на любом этапе уроке.

Примеры использования «облака слов»:

  • «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
  • «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
  • «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
  • «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
  • «Составьте предложения или рассказ» - используется как можно больше слов из облака;
  • «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака. 
  • Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой. Ученики при работе с учебником или дополнительной литературой по предложенной теме выделяют наиболее важные слова (понятия) в текстах для составления определений, их запоминания и анализа. В дальнейшем они могут использовать составленные облака слов в качестве плана ответа или презентации.

И последнее замечание: создавать собственное облако слов - большое удовольствие. А видеть, как увлечены на уроке дети, - радостное душевное удовлетворение.

  1. Иван Сергеевич Тургенев
  2. Федор Михайлович Достоевский
  3. Николай Алексеевич Некрасов
  4. Антон Павлович Чехов
  5. Лев Николаевич Толстой
  6. Александр Сергеевич Пушкин
  7. Михаил Юрьевич Лермонтов
  8. Николай Васильевич Гоголь
  9. Александр Александрович Блок
  10.  Владимир Владимирович Маяковский
  11. Афанасий Афанасьевич Фет

  1. Иван Сергеевич Тургенев
  2. Федор Михайлович Достоевский
  3. Николай Алексеевич Некрасов
  4. Антон Павлович Чехов
  5. Лев Николаевич Толстой
  6. Александр Сергеевич Пушкин
  7. Михаил Юрьевич Лермонтов
  8. Николай Васильевич Гоголь
  9. Александр Александрович Блок
  10.  Владимир Владимирович Маяковский
  11. Афанасий Афанасьевич Фет

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

«Многоаспектный анализ слова как один из путей работы со словарями на уроках русского языка и литературы»

  По большому счёту урок русского языка  – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому оч...

Статья "Приобщение детей к искусству слова на уроках русского языка и литературы"

Уроки русского языка и литературы развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся. Что дают такие уроки мне и моим ученикам? Главное – это сопереживание, соразмышление...

«Работа над словом на уроках русского языка и литературы».

В работе рассмотрены формы  работы над словом  на уроках русского языка и литературы в V - IX классах. Работа над словом - один из путей повышения языковой культуры учащихся....

Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»

    Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...

Презентация "Использование приёма «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса у обучающихся + доклад

Данная презентация и доклад подготовлены для участия в районном семинаре  учителей русского языка и литературы. Приём "облако слов" я использую недавно. Чтобы на семинаре перед коллегам...