Творческая импровизация как способ социализации младших школьников на уроках музыки.
статья
Обучение музыкальному искусству в начальной общеобразовательной школе является важным шагом социализации в жизни школьника. Социализация любого образовательного процесса опирается на образовательно-воспитательные функции педагогики искусства.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Творческая импровизация как способ социализации младших школьников на уроках музыки.
Обучение музыкальному искусству в начальной общеобразовательной школе является важным шагом социализации в жизни школьника. Социализация любого образовательного процесса опирается на образовательно-воспитательные функции педагогики искусства. Сложно переоценить их роль в становлении индивида человеком, членом общества, культурной личностью. Уровень культуры современной личности определяется ее приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей.
С педагогической точки зрения образовательно-воспитательные функции следует рассматривать как средства, активизирующие познавательный процесс усвоения как социальных, так и специальных знаний, умений, навыков в области искусства в системе художественного образования, результатом которой является подготовка обучающихся к занятиям творчеством (умению импровизировать), к познавательной деятельности.
Познавательная деятельность воспитывает способность личности концентрировать в себе социальный опыт множества поколений людей, знания об окружающем мире и тем самым создает благоприятные возможности для их познания и освоения.
Процесс социализации характерен тем, что ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания учащихся. Они формируют и регулируют их поведение, а в целом определяют те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в различных сферах: в семье, школе, быту, производстве и, естественно, имеет систему определенных предписаний и запретов.
Одним из факторов успешной социализации является комплексное образовательное пространство. С точки зрения педагогики искусства оно определяется как коллективно-культурные, нравственно-этические, художественно-эстетические и духовные условия существования и деятельности, оказывающие решающее воздействие на формирование и развитие личности. Постоянно и интенсивно изменяясь под влиянием познавательной художественно-творческой деятельности развивающейся личности, оно изменяет и саму личность.
Педагогическими признаками комплексного образовательного пространства являются: креативность (творческий характер); комплексность (многоаспектность компонентов); интегративность (взаимосвязь составляющих компонентов). Данные признаки определяют душевно–формирующую (связанную с эмоционально–чувственной сферой) и духовно–преобразующую (связанную с «возвышением» - духовным ростом, развитием личности) направленность художественного обучения на формирование творческого потенциала учащихся.
Отметим, что основополагающую роль воспитательно-образовательных функций в структуре любого образовательного процесса определяет устойчивая совокупность внутренних связей, обеспечивающая целостность системы художественного образования. Совокупность внутренних связей в структуре играет важную роль не только в общей теории образовательной системы, но и в различных областях творческой деятельности. Одной из сфер творческой деятельности на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы является обучение элементарной импровизации.
В начале обучения музыкальные впечатления младшего школьника основывались на синкретическом образно-эмоциональном восприятии музыкального искусства. Эти впечатления включали его в посильные формы музицирования (пение, танцы, игровые действия).
Важным условием введения младших школьников в мир музыки является увлеченность на уроках. Путь к этому лежит через формирование творческого интереса в процессе импровизации, через практическое музицирование. Живого музицирования, обычно, принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности.
Но достичь это, можно только овладев элементарными теоретическими знаниями. Главное в этом процессе научить каждого ребенка представлять себе звучание музыки «зашифрованное» в нотах или буквах, или ручных знаках и т.д. Одним словом, развить у ребенка музыкальное мышление, которое поможет воспринимать музыкальное произведение и идти от него к теоретическим понятиям.
Музыкальное развитие и воспитание младших школьников дело сложное, ответственное, но благодарное. Для достижения определенных успехов не достаточно владеть только методикой музыкального обучения, необходимо быть хорошим музыкантом-исполнителем, чутким воспитателем-психологом, и обязательно, увлекающимся человеком.
Обучаясь в младших классах общеобразовательной школы, школьник получает начальные представления о музыкальных произведениях, музыкальном творчестве. Освоение доступных детскому восприятию средств выразительности связано с последовательным движением от конкретных, эмпирически воспринимаемых элементов через образно-смысловые представления к формированию творческого интереса через импровизацию.
Давая определение содержанию, будь то, музыкальная пьеса, живописная картина, стихотворение, танец и т.д., младший школьник неизбежно ассоциирует все с кругом человеческих эмоций, в частности тех, что были осознаны им самим. Происходит очень важное в художественном воспитании постижение: установление ассоциативных соотношений музыкальных, живописных, поэтических, танцевальных, театральных явлений с собственным социальным жизненным опытом.
Опыт показывает, что обучение творческой импровизации младших школьников на уроках музыки, позволяет воспитать в их способность адаптироваться к социальной действительности. Младшие школьники хотя и подвижные, впечатлительные, мечтательные, любопытные, но уже умеющие серьезно размышлять и самозабвенно трудиться. Они прилежно учатся слушать музыку, эмоционально переживают и выражают собственные чувства и мысли. Самостоятельно находят связь музыки с повседневной жизнью и связь детских пьес, песен с «большой», взрослой музыкой. Обучение средствами музыкального искусства способствует воспитанию всесторонне развитых социально счастливых людей, что отвечает общей цели педагогики искусства - развитию социально устойчивой личности ученика.
Отсюда и воспитательные задачи : развить в каждом ребенке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность, дисциплинированность в работе с коллективом, помочь освободиться от комплексов, приобрести веру в себя и смелость в индивидуальных выступлениях и т. д.
Таким образом, в процессе обучения творческой импровизации на уроках музыки младшие школьники сталкиваются с теми же проблемами, которые ставит перед ними социальный окружающий мир. Творчество, являясь великолепным средством адаптации к окружающей социальной действительности, преображает, оказывает воспитательное и психолого-оздоровительное воздействие на личность ученика.
Cписок литературы
1. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. - М., 1980.
2. Гальперин Г. Как приходят новые идеи //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления /Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.В. Петухова. - М.: Из-во МГУ, 1981.
3. Пуанкаре А. Математическое творчество //Арамар Ж. Исследование процесса изобретения в области математики. - М., 1970.
4. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления //Деятельность и психологические процессы: Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. - М., 1977.
5. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. - М., МИП N В Магистр, 1992.
6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-31464-1394624621.jpg)
Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры
В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти ...
Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"
Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, само...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-212620-1361901311.jpg)
Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки
В реферате рассмотрен очень важный аспект музыкального развития ребенка- ритмическая сторона. Многие годы педагоги "бьются" над этой проблемой и не секрет, что неритмичных детей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-393227-1390938021.jpg)
РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки 1.1.Понятие «ассоциативное мышление» 1.2.Музыка как средство ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-471611-1481452177.jpg)
Публикация на сайте pedsovet.ru "Музыкальное развитие младших школьников на уроке музыки средствами импровизации"
Музыкальное развитие – результат процесса музыкального обучения и воспитания, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/08/picture-631351-1431117085.jpg)
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362095-1386329828.jpg)
Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...