Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по музыке (5, 6, 7 класс) на тему
«У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовности к творческим свершениям где бы то ни было».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ermolova_m.a._-_statya.docx | 8.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала личности младшего школьника на уроках музыки в процессе интеграции в свете реализации ФГОС
М.А.Ермолова
С развитием человечества в каждой эпохе всегда менялось отношение к процессу творчества и человеку как к творцу. Созерцатель, художник, мыслитель, учёный, конструктор – предшественники человека-творца третьего тысячелетия с его индивидуальной неповторимостью в разнообразной деятельности. «У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовности к творческим свершениям где бы то ни было» [2].
Стремительные изменения в жизни требуют от нас новых человеческих качеств, которые позволяют творчески и продуктивно подходить к этим изменениям, т.е. активизировать весь свой творческий потенциал.
Меняющийся мир диктует новые требования к обучению и воспитанию. Школа неизменно является центром созидания и воспитания новой личности. Педагоги ставят перед собой задачу воспитать личность, которая будет готова к творческому поиску, самостоятельно добывать и обновлять знания, саморазвиваться и самосовершенствоваться, которая способна успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.
Изучение искусства в основной школе по программам ФГОС второго поколения направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной эстетической кртине мира, и предполагает развитие и становление эмоционално-образного, художественного типа мышления, что обеспечивает становление целостного мышления учащихся [3].
Руководствуясь тем, что искусство - это средство гуманизации школы, путь приобщения ребенка к мировой культуре, общечеловеческим ценностям, способ познания Природы, Человека, Общества, Истории, законов Нравственности и Красоты учителю необходимо найти новые пути воспитания и обучения детей, стремясь не только передать знания, развить ребенка эмоционально, сформировать у него творческое мышление, но и воспитать личность, способную успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.
Образовательная область «Искусство» в учебном плане представлена следующим предметами музыка и изобразительное искусств [1]. Смежными предметными областями являются история, и обществознание, русский язык и литература, мировая художественная культура, география.
Виды искусства образуют культуру общества и никогда не выступают для ребенка отдельно друг от друга и от жизни в целом. Однако, изучая мир искусства в школе, ребёнок знакомится с различными видами художественной деятельности в отрыве друг от друга [1].
Возникают главные противоречия педагогической деятельности: между неразрывным восприятием видов художественной деятельности у ребёнка и технологически отдельным освоением каждого вида искусства.
Выявленное противоречие позволяет найти теоретическое обоснование для необходимости использования реальной интеграции предметов эстетического цикла и смежных предметов в музыкальном образовании для эффективного познания мира искусства.
Многие учёные считают проеблему творчества чрезвычайно актуальной, и решение её видят в ряде областей, в том числе и в современной образовательной школе.
Уроки эстетического цикла способствуют творческому развитию учащихся, вырабатывают в них стремление самостоятельно мыслить, проявлять собственную инициативу. В дальнейшем эти качества окажут положительное влияние на будущую деятельность, в какой бы области она не была.
Большинство инновационных технологий перед собой ставят цель – создать такую систему, которая будет формировать у обучающихся целостное восприятие мира. Т.е. проблема может быть решена, если создать гибкую интегрированную общеобразовательную систему, которая будет успешно развивать творческий стиль мышления, умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, прогнозировать и обобщать информацию.
В изучении предмета «Музыка» усвоение новой информации не может осуществляться без умения теоретического обобщения и систематизации знаний. Возникает необходимость в интегрированном обучении, т.к. оно отражает важную концепцию современной педагогики.
На современном этапе в развитии образовательных систем наблюдаются довольно разнообразные тенденции. Гуманизация, информатизация, стандартизация, дифференциация и интеграция образования - вот некоторые из тех, которым посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования.
Интеграция искусств – перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике.
Все виды искусства взаимно обогащают друг друга, несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многократно отражать жизнь в ее сложных процессах. Именно поэтому в истории искусства всегда наблюдалось как сохранение видовых характеристик отдельных искусств, так и их взаимовлияние, взаимообогащение [1].
Музыка как самостоятельное, специфическое искусство, обладает свойственными ей выразительными особенностями и связано со многими сферами других искусств.
Каждое искусство имеет право на самовыражение и стремлению полного высказывания. Иногда эта полнота может достигаеться при взаимодействии с выразительных средств другогих видов искусства. При выработке целостного ощущения элементов содержания и формы в искусстве, мы создаём условия для формирования навыков культуры целостносного восприятия искусства у детей независимо от того, на какие виды и жанры оно делится.
Ученые - педагоги и психологи исследовали психолого-педагогические особенности творческого процесса в различных видах деятельности (В.С.Мухина, Н.А.Дудина).
Творческая активность не может развиваться уединенно от других качеств личности. Между тем, в науке идет дискуссия по вопросу «Одинаковы ли по содержанию понятия «креативный потенциал» и «творческий потенциал». В педагогической науке нет единого мнения о сущности понятия «креативность». Некоторые исследователи (Н.С.Лейтес, Т.С.Лопатина) отождествляют понятия «креативность» и «одаренность».
Сейчас «особенно остро стоит вопрос о методическом вооружении учителя музыки. Новые принципы требуют новых методов». [3, с.3]. Отмечу, что в процессе интеграции можно применять активные, проблемные методы обучения, и инновационные технологии.
В настоящее время отечественные учителя успешно разрабатывают и внедряют концепции, эстетические блоки, спецкурсы, программы и сценарии уроков, основанные на интеграции. Их инновационные разработки направлены на решение проблем развития, обучения и воспитания творческой личности в едином интегрированном пространстве.
Интеграция искусств нашла свое выражение в учебных темах 5 класса, таким как «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Подготовительным этапом к осмыслению этих тем стали «встречи» детей с взаимодействием искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства, танца, театра уже в начальной школе. Его идеи, наполняясь новыми смыслами и значениями, продолжают совершенствоваться и на сегодняшнем этапе развития музыкальной педагогики. Однако, в основном, существующие программы для общеобразовательной школы сосредоточены на интеграции трех видов искусства – музыки, изобразительного искусства и литературы. А ведь возможно уделять внимание интеграции музыки и смежных предметных областей, музыки и информатики и др. т.к. самые интересные открытия совершаются ребятами на стыке искусств. Учебная программа «Музыка» принципиально вариативна, необходимо творческое отношение учителя к работе. Использование интегрированных уроков, на мой взгляд, дает возможность наиболее широко развивать идеи интеграции искусств художественно-педагогической концепции.
Темы интегрированных уроков помогают подробно рассмотреть все грани естественного взаимодействия видов искусства.
Большое значение уделяется народной культуре Белгородцины. К фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства. Любое фольклорное произведение полиэлементно. Художественно-образные элементы, изначально заложенные в самом человеке – движение его тела (мимика, жест, танец), звук его голоса (интонация, слово, напев) – обеспечивают целостность творческого акте – исполнения фольклорного произведения. В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый еще синкретизмом.
Знакомство с разнообразными народными музыкально-театральными жанрами на интегрированных уроках играет большую роль в формировании творческой личности, т.к. они охватывают все элементы (или виды художественного творчества), в которых каждый ребенок без исключения может с успехом себя проявить.
Интегрированные уроки искусства имеют определенные преимущества:
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
- способствуют рассмотрению предмета, явления искусства жанра с двух сторон: теоретической и практической;
- способствуют развитию умений и навыков различных (интегрируемых) предметов;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) учащихся;
- обладая большой информативной емкость, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют развитию творческого подхода к выполнению учебного задания;
- способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой навык технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению [1].
Все используемые методы тесно взависвязаны и помогают учителю формировать творческую личность школьника.
Предлагаемая модель художественно-творческого развития личности средствами искусства может быть использована учителями художественно-эстетического цикла на уроках и во внеурочное время на внеклассных мероприятиях.
Используемая литература
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Прсвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
- Столович Л.Н. Жизнь ― творчество ― человек: Функции художественной деятельности. – М.: Политиздат, 1985.
- Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе: теория и практика: новые технологии / П.И. Третьяков. – М., 2004. 568 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...
Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки
В реферате рассмотрен очень важный аспект музыкального развития ребенка- ритмическая сторона. Многие годы педагоги "бьются" над этой проблемой и не секрет, что неритмичных детей...
Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспи...
«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....
Презентация: мастер-класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки.»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с учителями музыки по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки, посвященный знакомству...
Методическое сопровождение образовательного процесса – путь к развитию творческого потенциала личности
В настоящее время возрастает роль методического сопровождения образовательного процесса. С целью организации эффективного методического пространства техникума необходимо грамотно организовать методиче...