Статья на тему "Подросток как субъект взаимодействия"
статья

Предеин Сергей Алексеевич

Статья на тему: "Подросток как субъект взаимодействия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostok_kak_subekt_vzaimodeystviya.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Подросток как субъект взаимодействия

Особенности взаимодействия подростков не существует как нечто неизменное, они выступают как определенные тенденции его развития. Знание этих тенденций составляет необходимое условие взаимодействия педагога с подростками.

В последнее время все больше появляется исследований, где раскрываются теоретические аспекты общения подростков со всеми категориями партнеров, дается анализ эмпирических данных. Были проведены специальные исследования: общения с детьми, взрослыми, учителями (Т.И. Комиссаренко, Н.М. Неупокоева, Е.С. Сухарева); управления общением в различных видах деятельности (Р.С. Буре, П.Г. Нежнов, С.Г. Якобсон); речевого общения (Н.П. Готгельф, М.В. Осорина); обучения общению (Н.И. Бабич, А.С. Спиваковская, Л.А. Шустова). Психолого-педагогические особенности общения и взаимодействия раскрывались на основе анализа потребностно - мотивационной сферы, содержательной стороны общения, интенсивности контактов с детьми и взрослыми.

Исследование психологов показывают, что если существенные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны, прежде всего, с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.

Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода - бурное физическое развитие, которое осознается и переживается подростком. Но у разных подростков эти переживания протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение.

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо нужно выделить формирующееся у него чувство взрослости и «Я - концепцию».

Чувство взрослости проявляется прежде всего в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к подростку не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой мере пытается утвердится подросток, какой характер приобретает его самостоятельность - в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен ребенок - признание или непризнание его взрослости родителями, педагогами, сверстниками.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я – концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образ «Я». Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно.  Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

Познание себя, своих различных качеств, приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я - концепции». С эти связаны еще два: оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников.

В конце подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я - концепцию». Это новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста - в самоутверждении и общении со сверстниками.

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождения от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях - неучебных занятиях.

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учении, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями.

Ведущей деятельностью в этот период становится личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. В подростковом возрасте близкие друзья, как правило, - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, по сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении.

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны, но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится намного шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых, что еще более важно, образуются неформальные группы и компании.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам.

Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со взрослыми, прежде всего с учителями и родителями.

Влияние родителей уже ограничено - ими не охватываются все сферы жизни подростка, как это было в младшем возрасте, но его значение трудно переоценить. Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят, в первую очередь, от позиции родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стоя воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Общение и взаимодействие с педагогом вводит ребенка в разнообразие отношений. Его деятельность не изолирована от активности педагога, а всегда содержит элемент коммуникации, превращающей индивидуальную деятельность в кооперацию, сотрудничество.

Педагог решающим образом воздействует на развитие коммуникативной деятельности ребенка и стимулирует у него потребности в общении. На каждом возрастном этапе потребность в общении включает и потребность детей в участии взрослого в решении задач, типичных для данного возраста.

В подростковом возрасте идет интенсивное становление концептуального образа «субъект» общения.

В качестве субъекта подросток чувствует себя весьма комфортно. Отношения со сверстниками становятся для него особым актом познания, оценок и переживаний.

Субъектность развивается в подростковом возрасте как сложное образование. Ее структура характеризуется наличием двух компонентов - осознаваемого и неосознаваемого, претерпевающих на протяжении данного возраста в своем становлении определенную динамику. Функционирование субъектности связано с реализацией двух уровней -теоретического и практического. Первый отражает развитие у подростка знаний о себе, осознание им своих потребностей, целей, перспектив формирования личности; второй связан с их реализацией, т.е. с воплощением в конкретные действия, поступки, выбор общих стратегий поведения и деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что общение подростка - сложное педагогическое явление, развивающееся во времени пространстве, обусловленное социальными условиями, индивидуальными особенностями детей.

Подводя итог, следует отметить, что принцип неразрывности является ведущим в подготовке студентов к взаимодействию с подростками. Знание будущими педагогами роли общения в педагогическом процессе, формировании коллектива, а также закономерностей общения необходимо для организации взаимодействия с детьми. Поэтапность педагогического общения способствует эффективной разработке стратегии и тактики взаимодействия.

Общение подростка - сложное педагогическое явление, развивающееся во времени и пространстве, обусловленное социальными условиями, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательного процесса, спецификой пространства общения.

Анализ подходов к сущности понятия готовности к педагогической деятельности и системе педагогических умений, определение профессионально-значимых качеств личности педагога, теоретических знаний и умений, необходимых для взаимодействия с подростками позволили определить понятие профессиональной готовности как способности к уверенно выполняемой и эффективной профессиональной деятельности, включающей три взаимосвязанных компонента: психологическую, научно-теоретическую и практическую готовность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Беседа для старшеклассников "Семья как субъект взаимодействия и развития личности ребенка."

Семья является органической частью общества, её ячейкой, и выполняет ряд функций. Семья является сложным организмом, имеющим как  внутренние связи между членами данной группы, так и внешние связи...

Статья: "Система патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней,старшей и подготовительной группах"

Статья:"Система патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней,старшей и подготовительной группах"...

Статья для родителей и педагогов "Взаимодействие семьи и школы".

Материал содержит информацию для родителей класса,  о необходимости взаимодействия школы и семьи для воспитания достойного человека нашего общества, в связи с недостаточным вниманием родителей кл...

Статья на тему "Формирование межличностного взаимодействия посредством альтернативной коммуникации у лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями"

В связи с изменениями в социальной сфере актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Особого внимания в этом плане требуют лица с на...

Статья для журнала "Северная Двина" "Взаимодействие учителя и семьи в обучении детей и подростков здоровому образу жизни"

В статье рассказывается об основных формах работы учителя физической культуры с семьей по формированию у обучающихся потребности вести здоровый образ жизни...

Статья на тему "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Статья на тему: "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...