Статья: "Система патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней,старшей и подготовительной группах"
материал на тему
Статья:"Система патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней,старшей и подготовительной группах"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Система патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней, старшей, подготовительной группах»
«Племя, неспособное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Д.Ж.Байрон.
«Любовь к родному краю, родной культуре, народной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д.С.Лихачев.
Детство - это один из этапов в жизни ребёнка. Становление человека, гражданина происходит в самый нежный и чувственный период в жизни.
Ребёнок сам познаёт и принимает многообразие внешнего мира. Но способность оценивать его, разумно жить, бережно и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря усилиям взрослых-родителей , педагогов и тех , кто оказывается рядом с ребёнком в каждый миг его жизни.
В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок.
Ребёнок впервые начинает открывать мир ценностей, смыслов, отношений, прежде всего через социальную картину своей семьи. Поэтому целесообразно включить в образовательную программу – « Формы работы с родителями для привлечения семьи к нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников».
В практико-ориентированные материалы, необходимые для реализации задач программы, входят содержание работы воспитателей и четыре категории вовлечения родителей в педагогический процесс.
Категории вовлеченности родителей в педагогический процесс
1.Участие родителей в создании предметно-развивающей среды по «Патриотическому воспитанию»:
-участие в сборе экспонатов для мини - музея в группе;
-помощь в создании тематических уголков, фотовыставок;
-изготовление этнических кукол;
-помощь в создании для групп тематических коллекций значков, открыток, минералов края и т.д.
-помощь в изготовлении тематических альбомов : «Достопримечательности города, края», « Фольклорные праздники на Руси», «Они сражались за Родину», «Столица нашего государства», «Народные гулянья на Масленицу в старину», виды изобразительного искусства» и т.д.;
-подбор иллюстраций для тематических папок;
-организация выставок семейных альбомов: «Армейский альбом дедушек», «Армейский альбом папы» и др.;
-помощь в организации групповой выставки
генеалогических древ семьи.
2.Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе патриотического воспитания ребёнка:
-совместные экскурсии;
-совместные туристические походы и прогулки;
-совместное педагогическое мероприятие «Традиции в нашей семье»;
-совместные акции «Сирень Победы», «Встречаем птиц с кормушками», «Аленький цветочек», «Масленица. Блинная неделя» и т. д.;
-совместные спортивные развлечения: «Мама, папа, я - вместе мы семья», «Казачьему роду-нет переводу» и т.д.;
-совместное посещение выставок;
-совместные посиделки «Масленица дорогая - наша гостюшка годовая» и т.д.;
-досуг и развлечение «Инсценирование военных песен»;
-военно-спортивные развлечения: «Командные эстафеты» ;
- совместные викторины: «О военных профессиях и родах войск», «О военной технике», «О военных праздниках» и т.п.;
-«Операция-Радость»- изготовление подарков и вручение их участникам Великой Отечественной войны;
-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, праздничные концерты и чаепитие.
3.Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе:
-совместное рисование на предложенную воспитателем тему;
-беседы с детьми о родословной, изготовление генеалогического древа семьи;
-помощь в осуществлении предшествующей работы с детьми при подготовке занятия или образовательного проекта: рассказы, беседы, экскурсии, чтение, разучивание стихов, пословиц и т.д.
4.Педагогический диалог с родителями:
-консультации для родителей по вопросам нравственного и патриотического воспитания и формирование духовных черт личности ребёнка;
-организация обмена опытом семейного воспитания детей;
-«Педагогическая гостиная»;
-«Телефон педагогического доверия»;
-дискуссия «Спрашивали? Давайте подумаем вместе над правильным решением».
Категории вовлеченности родителей в педагогический процесс группы в ДОУ.
Средняя группа
Примерные варианты участия родителей в создании развивающей среды в группе, на участке, в семье.
(Создание отношений помощи семей воспитанников педагогам и детям группы ДОУ).
Иллюстрации , фото- и видеоматериалы:
-о родном городе, его достопримечательных местах;
-о знаменитых соотечественниках.
Литературные произведения (книги и видео): Г.Сапгир «Садовник», С.Георгиев «Бабушкин садик», Е.Чарушин «Лисята», «Воробей» и др.
Изготовление украшений для оформления группы к праздникам.
Создание условий (атрибутов)для элементарных сюжетно-ролевых игр « в профессии».
Дидактические игры, знакомящие детей :
-с профессиями;
-достопримечательностями города;
-природой родных мест.
Участие родителей в НОД
(Построение взаимодействия с семьей ,согласно которому признается право родителей на участие в жизни детского сада, совместная деятельность в триаде «педагоги – родители – дети»
Привлечение родителей к подготовке и участию совместно с детьми в театрализованных представлениях по сюжетам русских народных сказок.
Привлечение родителей к подготовке и участию совместно с детьми в концертах : «Мы слушаем музыку», «Любимые песни нашей семьи».
Совоспитательский аспект участия родителей в воспитательном процессе ДОУ
(Создание взаимозависимых отношений с семьями воспитанников)
Приглашение родителей на детские праздники: «День защитника Отечества», праздники народного календаря.
Привлечение родителей к подготовке совместно с детьми праздников и развлечений по мотивам русского народного творчества: «Бабушкины сказки», «Любимые русские народные игры», «Русские пословицы и поговорки», « В гостях у русской сказки».
Семейный праздник в детском саду: «День матери», «День отца», «День семьи»(15 мая), «Всероссийский день семьи, любви и верности» (8 июля).
Категории вовлеченности родителей в педагогический процесс группы в ДОУ.
Старшая группа
Примерные варианты участия родителей в создании развивающей среды в группе, на участке, в семье.
(Создание отношений помощи семей воспитанников педагогам и детям группы ДОУ).
Иллюстрации , фото- и видеоматериалы:
-о гербе, флаге, гимне страны;
-достопримечательных местах родного города, страны;
- о людях других национальностей, живущих в России.
Дидактические игры, знакомящие:
- с профессиями;
-достопримечательностями города, страны;
-природой родных мест;
-военно-патриотическими памятниками города, страны.
Создание условий (атрибутов):
-для элементарных сюжетно – ролевых игр « в професии»;
-для изготовления макетов для игр, отражающих старинный быт и уклад жизни народов родного региона.
Изготовление украшений для оформления группы к праздникам.
Литературные произведения ( книги и видео): С.Маршак «Почта», А.Гайдар «Чук и Гек», Г.Виеру «Мамин день», М.Исаковский «Поезжай за моря – океаны» и др.
Участие родителей в НОД
(Построение взаимодействия с семьей ,согласно которому признается право родителей на участие в жизни детского сада, совместная деятельность в триаде «педагоги – родители – дети»
Проведение совместно с родителями тематических развлечений и праздников: « М.И.Глинка – основоположник
Русской музыки», «Об обычаях и традициях русского народа», « Русские посиделки», «Народные игры», «Русские праздники», «День города». Привлечение родителей к подготовке и участию совместно с детьми в концертах: «Русские народные песни и танцы», «Мы любим песни», «Слушаем музыку».
Совместные тематические вечера: «Русские загадки, пословицы, поговорки», «Были и небылицы».
Привлечение родителей к подготовке и участию с детьми в КВН и викторинах: «Знатоки природы», «Путешествие в страну родного края».
Семейный проект «Генеалогическое древо нашей семьи».
Организация совместных видов творческого взаимодействия родителей и детей в форме музыкальных викторин, в образовательный контент которых входят музыкальные произведения патриотического содержания.
Совоспитательский аспект участия родителей в воспитательном процессе ДОУ
(Создание взаимозависимых отношений с семьями воспитанников)
Приглашение родителей на детские праздники: «День Победы», «День защитника Отечества», праздники народного календаря.
Семейный праздник в детском саду: «День матери», «День отца», «День семьи»(15 мая), «Всероссийский день семьи, любви и верности» (8 июля).
Категории вовлеченности родителей в педагогический процесс группы в ДОУ.
Подготовительная группа
Примерные варианты участия родителей в создании развивающей среды в группе, на участке, в семье.
(Создание отношений помощи семей воспитанников педагогам и детям группы ДОУ).
Иллюстрации , фото- и видеоматериалы:
-о гербе, флаге, гимне страны;
-достопримечательных местах родного города, страны;
-людях других национальностей, живущих в России;
Дидактические игры, знакомящие:
- с профессиями;
-достопримечательностями города, страны;
-природой родных мест;
-военно-патриотическими памятниками города, страны.
Создание условий (атрибутов):
-для элементарных сюжетно – ролевых игр « в професии»;
-для изготовления макетов для игр, отражающих старинный быт и уклад жизни народов родного региона.
Изготовление украшений для оформления группы к праздникам.
Литературные произведения ( книги и видео): обрядовые песни «Коляда! Коляда», «Как на Масляной неделе», «Масленица, Масленица»; С.А. «Первый ночной таран», П. Воронько «Лучше нет родного края» и др.
Создание генеалогического древа своей семьи для организованной образовательной деятельности в группе.
Создание вернисажа в группе к совместному празднику «Загляните в семейный альбом».
Участие родителей в НОД
(Построение взаимодействия с семьей ,согласно которому признается право родителей на участие в жизни детского сада, совместная деятельность в триаде «педагоги – родители – дети»
Акции «Сирень сорок пятого года», «Благотворительный концерт».
Семейный проект «Генеалогическое древо нашей семьи».
«Семейный театр в гостях в детском саду» (творческое объединение нескольких семей и педагогов-воспитателей, музыкального руководителя- с целью повышения уровня эстетического развития детей и взрослых средствами театрального искусства, познания истории и культуры Родины).
Организация совместных видов творческого взаимодействия родителей и детей в форме музыкальных викторин , в в образовательный контент которых входит музыкальные произведения патриотического содержания.
Совоспитательский аспект участия родителей в воспитательном процессе ДОУ
(Создание взаимозависимых отношений с семьями воспитанников)
Приглашение родителей на детские концерты: «Песни о Родине», «Любимые произведения».
Приглашение родителей на детские праздники: «День Победы», «День защитника Отечества», праздники народного календаря.
Приглашение родителей на тематические праздники и развлечения «Веселая ярмарка».
Привлечение родителей к подготовке совместно с детьми праздников и развлечений по мотивам декоративно- прикладного искусства: «Вологодские кружева», «Гжельские узоры», «Народная игрушка», «Хохлома» и др.
Привлечение родителей к организации маршрутов выходного дня : знакомство с памятниками и историческими местами родного города.
Семейный праздник в детском саду: «День матери», «День отца», «День семьи»(15 мая), «Всероссийский день семьи, любви и верности» (8 июля).
Для всех возрастных групп.
Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, формирующим патриотические черты личности, и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье и группе ДОУ.
Формы совместной деятельности, воссозданные в современном социокультурном контексте.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории."
Гражданство-это понятие которое характеризует гражданско патриотическую позицию человека. Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучаю...
Система работы "Патриотическое воспитание через учебную и внеурочную деятельность"
Система работы преподавателя-организатора ОБЖ в школе по патриотическому воспитанию школьников через учебную и внеурочную деятельность....
Проектная работа по теме: «Система патриотического воспитания через традиции казачества: история и современность»
Исследовательская работа преподавателя истории по изучению традиций казачества...
статья ""Гражданско-патриотическое воспитание школьников через проведение литературно-музыкальных композиций "Россия-Родина моя."
Статья об использовании литературно-музыкальных композиций как формы гражданско-патриотического воспитания школьников. В качестве примера приводится сценарий и презентация,, литературно-музыкаль...
Статья "СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ"
статья посвящена теме патриотического воспитания школьников России. Автором рассмотрены ценностные ориентиры и воспитательно-образовательные задачи. Ключевые слова: патриотическое воспитание школьнико...
Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.
Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...
Интерактивные формы взаимодействия с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию через музыкально – творческую деятельность»
Ознакомить родителей с вариантами оркестровых пьес с элементами самобытных музыкальных инструментов, способствующих взаимодействию взрослых и детей дошкольного возраста....