«Отечественные ценности духовности в образовании»
статья
Духовно – нравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvennye_tsennosti_duhovnosti_v_obrazovanii.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальный конкурс «Профессионал»
«Отечественные ценности духовности в образовании».
Тема «Духовно-нравственные ценности в образовании»
«Отечественные ценности духовности в образовании».
«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт.
«Духовная атмосфера в школе живет
не на бумаге, а в характере большинства
учителей и оттуда уже переходит в
характер воспитанников».
К. Ушинский
Духовно – нравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования.
Перед нашим обществом стоит важная цель – формирование духовного, нравственно и физического здорового человека. Нам исключительно важно знать, каким будет человек будущего и в какой мере он освоит социальные роли: роль гражданина и роль патриота.
Историческому образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к государству, к будущему нашей страны.
Одна из основных стратегических задач российского образования - повышения качества образования. Школа является одним из ключевых звеньев для выполнения данной задачи, оказывает большое влияние на нравственное сознание учеников, формирует их мировоззрение.
Моя педагогическая деятельность заключается в повышении качества знаний обучающихся на уроках истории. Чтобы достичь данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Совершенствование процесса преподавания истории;
2.Развитие творческого потенциала учащихся;
3.Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.
Моя задача как учителя - помочь учащимся в выработке у них чувства гордости за свою страну, за людей, кому небезразлична судьба России. Моя задача, как учителя истории, сводится к тому, чтобы формировать нравственные качества на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством. Источником нравственной культуры я считаю нравственные формы притч, легенд, религиозных учений, труды отечественных и зарубежных мыслителей, произведения искусства, в которых воспитываются духовные идеалы.
Мне, как учителю, важно, какими будут мои ученики в будущем и как они освоят социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Подрастающее поколение неравнодушно к подвигам своих прадедов, Великая Отечественная война генетически заложена в их памяти.
Я предлагаю ученикам старших классов темы для проектных работ: «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Курская дуга».
Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, на уроках иллюстрирую картины, карты, плакаты, фотографии. С этой целью я организую походы и экскурсии, привлекаю учеников к разработке презентаций.
Очень важно на уроках давать развернутые характеристики исторических личностей: Дмитрия Донского, Ивана Сусанина, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, героев Отечественной войны 1812 г., героев Великой Отечественной войны, современных героев.
В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование личности. Учащиеся стремятся к самоутверждению, ищут свое место в мире. В этот период важно научить подростка самостоятельности и обоснованной оценки явлений. Особое значение для формирования мировоззрения, как совокупности взглядов, убеждений, воли имеют предметы гуманитарного цикла. Источником духовно-нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории.
Моя задача как учителя истории вооружить учащихся знанием диалектики общественного развития, расширять и обозначать их общественный опыт.
Я считаю, что духовно – нравственное воспитание начинается, прежде всего, в семье учащихся, и школа только усиливает этот процесс. Я стараюсь в своей работе установить тесные связи между школой и семьей. Для подросткового возраста характерна неустойчивость суждений и взглядов, склонность к раздражению. И учителю важно научить подростка самостоятельности и обоснованной оценке явлений и своих поступков.
Передо мной стоит задача - помогать учащимся в сложных ситуациях.
Я стараюсь развивать в своих учениках сострадание, защищать всех, кто нуждается в помощи. Дети должны проявлять благодарность родителям, от которых они получили все, что имеют. Любовь к родителям - это и любовь к ближним, с неё начинается и любовь к Родине.
Отечественные ценности духовности – постоянно размышлять о нравственности. Учитель должен держать учеников в непрерывном потоке событий, поступков, имеющих нравственное содержание.
Современный учитель должен быть нравственным, культурным, интеллигентным, укорененным в отечественной традиции. Я считаю, что в воспитательном процессе огромную роль играет сама личность учителя. Доброта, чуткость, справедливость, такт, честность – это обязательные профессиональные качества учителя.
Разумный учитель может и должен воспитывать людей, полезных обществу, истинных патриотов. В этом я вижу свою основную задачу как учителя истории и обществознания.
Аникина Ольга Игоревна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное образование и воспитание в образовательной системе современной России.
В статье говорится о духовно-нравственной составляющей современного общества. О необходимости возврата истинных ценностей в жизнь общества и роли школы в этом процессе. Рассказывается об организ...
«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...
Система работы по литературному краеведению, направленная на реализацию духовно-нравственного образования и воспитания. "Исцеление добротой" (художественный мир Бориса Екимова)
Рассказ о работе по изучению творчества волгоградского писателя Бориса Екимова. Характеристика его творчества, основных художественных особенностей....
Цитаты великих людей о ценности учения и образования
В данном разделе размещены цитаты великих ученых, мыслителей, писателей, полководцев о ценности учения и образования. ...
Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в области духовно- нравственного образования по теме «Нравственные ценности в культуре Поморья»
Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в области духовно- нравственного образования по теме «Нравственные ценности в культуре Поморья»...
Конспект урока "Разговор о ценностях. духовное наследие С.Пермского"
Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов Рос...