Конспект урока "Разговор о ценностях. духовное наследие С.Пермского"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Татьяна Борисовна Калашникова

Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.

Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.

Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.

На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии  связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.

Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.

Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.

На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии  связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.

Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.

Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.

На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии  связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.

Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.

Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.

На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии  связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.

Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.

Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.

На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии  связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.

Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.

Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.

На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии  связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.мАктуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.

Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.

Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.

На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии  связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razgovor_o_tsennostyah.docx939.54 КБ

Предварительный просмотр:


Урок «Разговор о ценностях: наследие Стефана Пермского»

Автор: Калашникова Татьяна Борисовна, учитель истории МАОУ «СинТез» г. Перми

Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.

Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.

Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.

На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии  связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.

Цель урока: формирование модели нравственного поведения учащихся на примере жизни и деятельности святителя Стефана Пермского.

Задачи:

- познакомить учащихся с миссионерской деятельностью Стефана Пермского;

- развить навыки работы с кейс-технологией;

- определить значение традиционных моральных ценностей в современном обществе.

Возраст участников: учащиеся 8-9-х классов. Количество: три команды по 5-6 человек общей численностью 15-18 человек.

Продолжительность урока: 45 минут.

Прогнозируемые результаты:

- учащиеся объясняют понятие «святитель», делают вывод о значении миссионерской деятельности Стефана Пермского;

- учащиеся определяют моральные ценности Стефана Пермского, делают вывод об актуальности традиционных моральных ценностей в XXIвеке;

 - учащиеся развивают навыки решения кейса, групповой работы.

Пространство и ресурсы: урок проходит в учебном кабинете с проектором, компьютером. Раздаточный материал: кейс «Наследие Стефана Пермского» (информация о Стефане Пермском, инструкция командам, словарь урока).

План урока

I. Вводная часть:

1.) актуализация знаний: вопросы учащимся о столкновении традиционных моральных ценностях и ценностей XXI века.

2.) мотивация:

а) вопросы учащимся об исторических деятелях Пермского края.

б) знакомство с документальным фильмом «Стефан Пермский: огнем и словом».

3.) постановка проблемы: актуальны ли сегодня традиционные моральные ценности?

II. Основная часть: решение кейса «Наследие Стефана Пермского» тремя командами.

1-я команда «Прошлое» определяет моральные ценности святого на основе его жизни и деятельности.

2-я команда «Настоящее» выясняет, насколько наследие Стефана Пермского (ценности, опыт жизни и деятельности) актуально в наше время.

3-я команда «Будущее» решает, можно ли найти ценности XXI века в деятельности Стефана Пермского.

III. Заключительная часть:

1.) Подведение итогов: вывод учащихся об историческом значении миссионерской деятельности Стефана Пермского, о значении традиционных ценностей в современном обществе, о возможности диалога ценностей.

2.) Оценивание: выставление отметок по итогам работы на уроке.

3.) Рефлексия: выяснение отношения учащихся к теме и ходу урока, к возникшим трудностям.

4) Домашнее задание: подготовить творческий ответ на вопрос о значении традиционных ценностей в современном обществе, о возможности диалога ценностей (ролик в инстаграм или tic toc, плакат, эссе).

Сценарий урока «Разговор о ценностях: наследие Стефана Пермского»

Добрый день, сегодня я предлагаю вам провести необычный урок – разговор о ценностях. Формат разговора предполагает честность, открытость, уважение к позиции всех участников, поиск ответов на сложные вопросы. Предлагаю вам вместе поразмышлять над одним из главных вопросов современности – проблемой ценностей.

Современные философы говорят о кризисе традиционных моральных ценностей. Информационное общество бросает человечеству новые вызовы, мораль XXI века гласит: будь успешным, молодым, живи для себя, наслаждайся! Ученые констатируют столкновение традиционных и современных ценностей (демонстрация презентации «Традиционные и современные ценности»).

Давайте попробуем разобраться: нужны ли в современном обществе традиционные моральные ценности, и возможен ли диалог ценностей?

Для этого я предлагаю обратиться к жизни и деятельности Стефана Пермского, одного из главных исторических деятелей Прикамья, святителя зырян, создателя зырянской азбуки. Несколько лет назад был снят документальный фильм о Стефане Пермском, давайте посмотрим кадры из него (Демонстрация кадров из фильма «Стефан Пермский: огнем и словом»).

Стефан Пермский был миссионером, крестил зырян, оставил потомкам богатое духовное наследие. Я предлагаю вам решить кейс «Наследие Стефана Пермского». Мы разделились на три команды «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее», у каждой команды есть задания, время на решение кейса 10 минут.

Задание 1-й группе «Прошлое»

  1. Прочитайте документы кейса.
  2. Ответьте на вопрос: какими моральными ценностями руководствовался Стефан Пермский в жизни и миссионерской деятельности?
  3. Для ответа используйте «Словарь урока».
  4. Найдите аргументы (доказательства) вашей позиции в кейсе.
  5. Выберите, кто будет выступать от команды.
  6. Время для выступления 2-3 минуты.

Задание 2-й группе «Настоящее»

  1. Прочитайте документы кейса.
  2. Ответьте на вопросы

- есть ли в современной жизни ситуации, похожие на ситуации из жизни Стефана Пермского?

- можем ли мы использовать опыт жизни и деятельности Стефана Пермского в наше время?

  1. Для ответа используйте «Словарь урока».
  2. Найдите аргументы (доказательства) вашей позиции в кейсе.
  3. Выберите, кто будет выступать от команды.
  4. Время для выступления 2-3 минуты.

Задание 3-й группе «Будущее»

  1. Прочитайте документы кейса.

2.Ответьте на вопрос: можно ли найти ценности XXI века в опыте жизни и деятельности Стефана Пермского.

3. Для ответа используйте «Словарь урока».

4.Найдите аргументы (доказательства) вашей позиции в кейсе.

5.Выберите, кто будет выступать от команды.

6.Время для выступления 2-3 минуты.

Уважаемые команды, начинаем разговор о ценностях, слово 1-о команде, ваш взгляд на прошлое. Спасибо, есть ли вопросы, размышления по этому вопросу у других команд?

Слово предоставляется 2-й команде. Актуально ли сегодня духовное наследие Стефана Пермского? Спасибо, можно задать вопросы и высказать свое мнение.

А теперь слушаем 3-ю команду. Можно ли найти ценности XXI века в опыте жизни и деятельности Стефана Пермского? Спасибо, есть ли мнение по этому вопросу у других команд?

Спасибо за ваши размышления, давайте подведем итоги, ответьте на вопросы: нужны ли  традиционные ценности в современном обществе, возможен ли диалог традиционных и современных ценностей, или будет столкновение ценностей?

Слово командам.

Спасибо за ваши мнения, данная тема дискуссионна, хочется верить в диалог ценностей, ведь без прошлого, нет настоящего и будущего. Сегодня мы попытались найти ответы на вопрос о ценностях на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского. Духовное наследие святителя – это православная вера, надежда на процветание России и любовь к жителям Прикамья.

Кейс «Наследие Стефана Пермского»

Документ 1 «Стефан Пермский»

«Стефан Пермский занимает особое место среди русских святых. Епископом Пермским его стали назвать после крещения им жителей бассейна реки Вычегды на территории современной Республики Коми, которую в то время называли Пермской землей или Пермью Малой. В Перми Великой в то время жили восточные пермяки, которых крестили преемники Святого Стефана. 

Стефан Пермский родился около 1346 года в Великом Устюге в семье одного из низших церковнослужителей местного собора.

В детские годы будущий проповедник все свое свободное время посвящал чтению Святого Писания. Еще в юном возрасте он оставил мирскую жизнь и полностью посвятил себя служению Господу. 

В 1365 году в монастыре Григория Богослова в Ростовемолодого послушника постригли в монахи и нарекли именем Стефан. С усердием изучив Священное Писание, выучив греческий язык, Стефан решает осуществить жившее в нем с детства, стремление обратить в православие язычников из числа народов коми.

В 1379 г.из Ростова в Пермь Вычегодскую к зырянам-язычникам с христианской миссией и охранной грамотой Дмитрия Донского отправляется Стефан. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь.

Стефан Пермский создал азбуку для зырян, перевел православные молитвы, вел проповеди, строил храмы. Первый из них был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Усть-Выми, ставшем центром христианизации.

В 1383 году была основана Пермская епархия, которую возглавил Стефан. Богословская образованность епископа, его кротость и мудрость создали ему высокий авторитет в Русской православной церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных соборах.

В начале 1396 года по приглашению святого митрополита Московского Киприана святитель Стефан вновь отправился в Москву. Там он заболел и 26 апреля 1396 года скончался и был погребен в соборе Спаса на Бору.

В XVI веке Русская православная церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых. В Прикамье действует Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, а в самой Перми - часовня Святого Стефана Великопермског»[1].

Документ 2 «Методы миссионерской деятельности Стефана Пермского»

Осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю. Перед Стефаном стояла сложнейшая задача – крестить язычников-зырян, которые поклонялись природным стихиям (воде и огню), зверям и деревьям. Для этого надо было вступить в борьбу с жрецами или волхвами, которые пользовались большим влиянием.

Первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь, стал Пырас (Котлас). Жители Пыраса старались помешать миссионеру, а однажды даже хотели сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, тронула их сердца. Почти все жители Пыраса приняли святое крещение[2].

Затем святой Стефан отправился вверх по течению р. Вычегды и  крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама[3]. В Усть-Гаме, большом зырянском селении, святой Стефан подвергся наибольшей опасности. Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросились на Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть  на него.

Стефан шел дальше, от селения к селению, по дороге ставил кресты, основывал церкви, часовни, а идолов сокрушал: рубил «обухом в лоб» идола, разрубал его на мелкие щепки и сжигал, а вместе с ними и все дары, которые были ему принесены: не хотел брать себе «части неприязненной». На месте бывших идолов и кумирен святой Стефан строил храмы, которые украшал иконами, часть которых была написана им самим.

Первой построенной Стефаном церковью стал храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Зыряне приезжали посмотреть на «красоту и добротность церковного здания», послушать пение[4]. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил зырян созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги

Документ 3 «Поединок с Памом»

Решающим моментом миссии Стефана Пермского стал поединок с Памом, главным зырянским жрецом. В споре никто из них не смог убедить противника. Тогда они решили испытать веру «огнем и водою»: пройти сквозь костер и подо льдом р. Вычегды. Но Пам отказался войти в горящую хижину на краю селения. Тогда Стефан предложил ему пройти испытание водой: вместе они должны были войти в одну прорубь, выше по течению, и выйти из другой, ниже по течению. Но Пам отказался и от этого. Победа над Памом способствовала успеху миссии Стефана Пермского.

«…И так собирался смело войти в огонь, и обратился к волхву, и сказал ему: «Пойдем оба вместе, взявшись за руки, как обещались». А он не пошел, устрашившись шума огненного, испугавшись, туда не вошел».

«…И привел его к реке, и сделали две большие проруби, одну выше, а другую ниже. В ту, которая была верхней, должны были оба вместе нырнуть, взявшись за руки, а из нижней, дойдя до нее подо льдом, вынырнуть. Чародеец-волхв и там побежал, осрамился».

«…Преподобный обратился к народу и сказал: «Вы свидетели всему этому, скажите мне, что вы думаете?» Они сказали: «Подлежит казни». Тогда мужи пермские подошли и взяли его, а взяв, отдали Стефану, говоря: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть, потому что слова Божьего не слушает, Евангелие хулит, проповедь ангельскую укоряет. И как же он не подлежит казни, как же не должен умереть?

«…А Стефан отвечал им и сказал: «Да не будет так, не поднимется рука наша на врага. Ни руки не подниму на него, ни казню, ни смерти не предам. Потому что послал меня Христос не бить, а благовестить, и повелел мне не мучить, а учить с кротостью и увещевать с тихостью, повелел не казнить, а учить с милостью»[5].

Документ 4 «Мнения историков»

Н.М. Карамзин оценил роль Стефана Пермского как «отца пермян», который «учил, благодетельствовал, во время голода доставлял им хлеб из Вологды, ездил в Новгород ходатайствовать за них у правительства»[6].

В.О. Ключевский отметил национальное и церковно-политическое значение миссионерства Стефана Пермского[7].

Г. П. Федотов отметил «совершенно особое место Стефана Пермского в сонме русских святых: стоя несколько особняком от широкой исторической традиции, но означая новые, быть может, не вполне раскрытые возможности в русском православии». Автор высоко оценил его миссионерскую деятельность, создание зырянской азбуки на основе местных рун, перевод на зырянский язык Священного Писания[8].

Д.С. Лихачев сделал анализ Жития Стефана Пермского на фоне развития русской культуры конца XIV - начала XV вв. и назвал это время Предвозрождением, развитием национального самосознания, индивидуализма, психологизма. Д.Лихачев отмечает особенность Жития - отсутствие описания чудес: Епифаний Премудрый уделяет главное внимание умственным качествам и труду святого Стефана по созданию пермской грамоты и пермской церкви[9].

А.Б. Ефимов: главное, что осталось после святого Стефана, – «это опыт обращения к малому народу не с целью вовлечь его в русскую культуру и лишить самобытности, а с тем, чтобы умалиться до уровня этого непросвещенного народа, дать ему свою собственную письменность, богослужение и Священное Писание на его языке и тем помочь войти в Царство Божие»[10].

По мнению  А.Марченко, святитель зырян продолжал традицию святых Кирилла и Мефодия, его «миссионерские принципы полностью соответствовали сложившейся византийской традиции православного миссионерства, основанной исключительно на силе живого проповедничества»[11].

   Документ 5 «Легенды и тайны Стефана Пермского»

  1. По преданию Стефан Пермский написал несколько икон для основанных им храмов. До нас дошла «Зырянская Троица». Легенда гласит, что внизу иконы сам Стефан написал несколько слов на зырянском языке.
  2. Духовным собратом Стефана Пермского был Сергий Радонежский. По преданию, проезжая мимо обители Сергия Радонежского в 1390 году, Стефан поклонился ему со словами. "Мир тебе, духовный брате!". Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: "Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!"
  3. Азбука Стефана Пермского быстро вышла из употребления, но использовалась московскими писцами до XVII века для тайнописи[12].
  4. В 7000-й год от сотворения мира ожидался конец света. Не смотря на это, Стефан Пермский начал миссионерскую деятельность (1492 год).
  5. По преданию Стефан прибыл с верховьев Камы, взял камень, положил на воду и плыл на нем по Каме. Затем камень долго лежал на берегу, здесь служили молебен Стефану [13].

 

Словарь урока

Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Воля – это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

Внутренний мир человека  - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

Выбор нравственный – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает требованиям нравственности, и того, что противоречит им: благодеяния, добродетели, справедливости и др.

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

Долг –  необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент.

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности: самосознание и самоконтроль личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе

Ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими.

Любовь — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги

Мораль – форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни.

Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека. Мужеству присущи такие качества, как смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

Навыки – действия, которые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В моральной деятельности посредством навыка может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

Норма – это определенный стандарт поведения представителей человеческого общества.

Ответственность – такое свойство личности с точки зрения выполнения, ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

Совесть – способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Сострадание – это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему. Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.

Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага зла между людьми. Нравственная справедливость – вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требованиями.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

  1. Вычегодско-Вымская летопись // Родники пармы. - Сыктывкар, 1989.
  2. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. – СПб.: ГЛАГОЛЪ, 1995. – 279 с. : ил.

II. Литература

  1. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. Изд., 1958. – 244 с.
  2. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1901. Т.1.
  3. Давыдов И.П. Миссионерство ∕∕ Новая Российская энциклопедия. Том X. - М.: Энциклопедия : ИНФРА-М, 2012. С. 471.
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников // www.r-komitet.ru/school/program/action
  5.  Дмитриев А. К 500-летию блаженной кончины Стефана, первосвятителя Пермского ∕∕ Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1896 год. – Пермь, 1895. - С. 34-47.
  6. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М.: , 2007. - 688 с.
  7. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2. Т V. - М.: НАУКА, 1989. – С. 64.
  8. Клосс Б.М. Избранные труды. – М.: ЯЗ. РУС. КУЛЬТУРЫ, 1998. – 554 с.
  9. Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. - М.: Наука, 1988. - 512 с.
  10.  Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.   Том первый. - М.: КНИГА, 1991. – 537 с.
  11. Котылев А. Учение и образ  Стефана Пермского в культуре Руси / России XIV-XXI веков. - Сыктывкар, 2012. – 217 с.
  12. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конецХIV – начало XVI в). – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 65-71.
  13. Макарий. Сказание о жизни и трудах святого Стефана епископа Пермского. - СПб., 1856.
  14. Марченко А. Святитель Стефан Пермский – продолжатель дела святых Мефодия и Кирилла ∕∕ www.Богослов.RU
  15.  Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1930.
  16. Попов Е. Святитель Стефан Великопермский (Жизнь его с литографированным изображением). – Пермь, 1885. – 82 с.
  17. Прохоров Г.М. Равноапостольный Стефан Пермский // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. - СПб.: ГЛАГОЛЪ, 1995. –  С. 3 – 35.
  18.  Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981. – 607 с.
  19. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. (Вторая половина ХIV – XVI в.). Ч. 1. А–К. - Л.: Наука, 1988. – 515 с.
  20. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: МЫСЛЬ, 1991. Т. 15.
  21.  Стефан Великопермский// www.visitperm.ru/
  22. Федотов Г. Святые древней Руси. - Ростов Н/Д.: ФЕНИКС, 1999. – 383 c.
  23. Чагин Г.Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Пермский ∕∕ Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Том I. - Пермь, 1997. С. 39-44.
  24.  Чернецов А.В. Посох Стефана Пермского // ТОДРЛ. - Л., 1988. Т. 41. С. 215-240.
  25.  Шевелев А. Святой Стефан, епископ Пермский. - М.,1896.


[1]Стефан Великопермский// www.visitperm.ru/

[2]  Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 87.

[3] Попов Е. Святитель Стефан Великопермский (Жизнь его с литографированным изображением). Пермь, 1885. С. 29.

[4]  Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 93.

[5] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 123-147.

[6] Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2. Т V. М., 1989. С. 65-66.

[7] Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1988.

[8] Федотов Г. Святые древней Руси. Ростов Н/Д., 1999.

[9] Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец ХIV – начало XVI в). М; Л., 1962. С. 3-5.

[10] Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007. С. 34-35.

[11] Марченко А. Святитель Стефан Пермский – продолжатель дела святых Мефодия и Кирилла  ∕∕ www.Богослов.RU

[12]Стефан Великопермский// www.visitperm.ru/

[13]Чагин Г.Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Пермский ∕∕ Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Том I. Пермь, 1997. С. 39-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовное наследие" - акция по духовно-нравственному воспитанию.

Акция "Духовное наследие" - это пример использования интерактивных форм в организации воспитательного пространства в школе....

Героические традиции народа – наше духовное наследие

Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из покол...

Грани духовного наследия В.М. Шукшина.

Учебный материал в форме презентации содержит сведения о малой родине писателя, его жизни и творчестве. Рекомендован для учащихся 11 классов....

Выступление на муниципальной научно-практической конференции «Духовное наследие князя Владимира».2015 г.

"Путь к идеалам святой Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга".Ольга - первая русская святая. Именно с неё на Руси пошло православие. Имя её навсегда войдет в историю нашей страны, как имя женщин...

Элективный курс французского языка «Цивилизация. Культурные ценности и наследие Франции»

Данный элективный курс предназначен для обущающихся 11 класса (углубленный уровень)...

ПЛАН воспитательной работы на год по направлению: « Духовно-нравственное воспитание и приобщение к духовному наследию»

ПЛАНвоспитательной работы на  год по направлению: « Духовно-нравственное воспитание и приобщение к духовному наследию»Цель направления: формирование общечеловеческих ценностей и соотв...