Конспект урока "Разговор о ценностях. духовное наследие С.Пермского"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.
Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.
Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.
На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.
Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.
Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.
На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.
Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.
Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.
На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.
Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.
Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.
На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.
Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.
Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.
На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.
Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.
Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.
На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.мАктуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.
Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.
Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.
На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razgovor_o_tsennostyah.docx | 939.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Разговор о ценностях: наследие Стефана Пермского»
Автор: Калашникова Татьяна Борисовна, учитель истории МАОУ «СинТез» г. Перми
Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России, истории родного края. На уроке учащиеся познакомятся с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки.
Данную тему можно изучать на уроке обществознания в 8-9-х классах при изучении темы «Мораль» и на уроках истории в ходе изучения истории Прикамья XIV века.
Замысел урока заключается в попытке осмысления учащимися 8-9-х классов традиционных моральных ценностей на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения их актуальности в наше время.
На уроке применяется кейс-технология, которая предполагает самостоятельную деятельность учащихся, развитие навыков смыслового чтения, критического мышления, групповой работы, публичного выступления. Выбор кейс-технологии связан с особенностями подросткового возраста: поиском идентичности, выбором моральных ценностей, интересом к дискуссиям.
Цель урока: формирование модели нравственного поведения учащихся на примере жизни и деятельности святителя Стефана Пермского.
Задачи:
- познакомить учащихся с миссионерской деятельностью Стефана Пермского;
- развить навыки работы с кейс-технологией;
- определить значение традиционных моральных ценностей в современном обществе.
Возраст участников: учащиеся 8-9-х классов. Количество: три команды по 5-6 человек общей численностью 15-18 человек.
Продолжительность урока: 45 минут.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся объясняют понятие «святитель», делают вывод о значении миссионерской деятельности Стефана Пермского;
- учащиеся определяют моральные ценности Стефана Пермского, делают вывод об актуальности традиционных моральных ценностей в XXIвеке;
- учащиеся развивают навыки решения кейса, групповой работы.
Пространство и ресурсы: урок проходит в учебном кабинете с проектором, компьютером. Раздаточный материал: кейс «Наследие Стефана Пермского» (информация о Стефане Пермском, инструкция командам, словарь урока).
План урока
I. Вводная часть:
1.) актуализация знаний: вопросы учащимся о столкновении традиционных моральных ценностях и ценностей XXI века.
2.) мотивация:
а) вопросы учащимся об исторических деятелях Пермского края.
б) знакомство с документальным фильмом «Стефан Пермский: огнем и словом».
3.) постановка проблемы: актуальны ли сегодня традиционные моральные ценности?
II. Основная часть: решение кейса «Наследие Стефана Пермского» тремя командами.
1-я команда «Прошлое» определяет моральные ценности святого на основе его жизни и деятельности.
2-я команда «Настоящее» выясняет, насколько наследие Стефана Пермского (ценности, опыт жизни и деятельности) актуально в наше время.
3-я команда «Будущее» решает, можно ли найти ценности XXI века в деятельности Стефана Пермского.
III. Заключительная часть:
1.) Подведение итогов: вывод учащихся об историческом значении миссионерской деятельности Стефана Пермского, о значении традиционных ценностей в современном обществе, о возможности диалога ценностей.
2.) Оценивание: выставление отметок по итогам работы на уроке.
3.) Рефлексия: выяснение отношения учащихся к теме и ходу урока, к возникшим трудностям.
4) Домашнее задание: подготовить творческий ответ на вопрос о значении традиционных ценностей в современном обществе, о возможности диалога ценностей (ролик в инстаграм или tic toc, плакат, эссе).
Сценарий урока «Разговор о ценностях: наследие Стефана Пермского»
Добрый день, сегодня я предлагаю вам провести необычный урок – разговор о ценностях. Формат разговора предполагает честность, открытость, уважение к позиции всех участников, поиск ответов на сложные вопросы. Предлагаю вам вместе поразмышлять над одним из главных вопросов современности – проблемой ценностей.
Современные философы говорят о кризисе традиционных моральных ценностей. Информационное общество бросает человечеству новые вызовы, мораль XXI века гласит: будь успешным, молодым, живи для себя, наслаждайся! Ученые констатируют столкновение традиционных и современных ценностей (демонстрация презентации «Традиционные и современные ценности»).
Давайте попробуем разобраться: нужны ли в современном обществе традиционные моральные ценности, и возможен ли диалог ценностей?
Для этого я предлагаю обратиться к жизни и деятельности Стефана Пермского, одного из главных исторических деятелей Прикамья, святителя зырян, создателя зырянской азбуки. Несколько лет назад был снят документальный фильм о Стефане Пермском, давайте посмотрим кадры из него (Демонстрация кадров из фильма «Стефан Пермский: огнем и словом»).
Стефан Пермский был миссионером, крестил зырян, оставил потомкам богатое духовное наследие. Я предлагаю вам решить кейс «Наследие Стефана Пермского». Мы разделились на три команды «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее», у каждой команды есть задания, время на решение кейса 10 минут.
Задание 1-й группе «Прошлое»
- Прочитайте документы кейса.
- Ответьте на вопрос: какими моральными ценностями руководствовался Стефан Пермский в жизни и миссионерской деятельности?
- Для ответа используйте «Словарь урока».
- Найдите аргументы (доказательства) вашей позиции в кейсе.
- Выберите, кто будет выступать от команды.
- Время для выступления 2-3 минуты.
Задание 2-й группе «Настоящее»
- Прочитайте документы кейса.
- Ответьте на вопросы
- есть ли в современной жизни ситуации, похожие на ситуации из жизни Стефана Пермского?
- можем ли мы использовать опыт жизни и деятельности Стефана Пермского в наше время?
- Для ответа используйте «Словарь урока».
- Найдите аргументы (доказательства) вашей позиции в кейсе.
- Выберите, кто будет выступать от команды.
- Время для выступления 2-3 минуты.
Задание 3-й группе «Будущее»
- Прочитайте документы кейса.
2.Ответьте на вопрос: можно ли найти ценности XXI века в опыте жизни и деятельности Стефана Пермского.
3. Для ответа используйте «Словарь урока».
4.Найдите аргументы (доказательства) вашей позиции в кейсе.
5.Выберите, кто будет выступать от команды.
6.Время для выступления 2-3 минуты.
Уважаемые команды, начинаем разговор о ценностях, слово 1-о команде, ваш взгляд на прошлое. Спасибо, есть ли вопросы, размышления по этому вопросу у других команд?
Слово предоставляется 2-й команде. Актуально ли сегодня духовное наследие Стефана Пермского? Спасибо, можно задать вопросы и высказать свое мнение.
А теперь слушаем 3-ю команду. Можно ли найти ценности XXI века в опыте жизни и деятельности Стефана Пермского? Спасибо, есть ли мнение по этому вопросу у других команд?
Спасибо за ваши размышления, давайте подведем итоги, ответьте на вопросы: нужны ли традиционные ценности в современном обществе, возможен ли диалог традиционных и современных ценностей, или будет столкновение ценностей?
Слово командам.
Спасибо за ваши мнения, данная тема дискуссионна, хочется верить в диалог ценностей, ведь без прошлого, нет настоящего и будущего. Сегодня мы попытались найти ответы на вопрос о ценностях на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского. Духовное наследие святителя – это православная вера, надежда на процветание России и любовь к жителям Прикамья.
Кейс «Наследие Стефана Пермского»
Документ 1 «Стефан Пермский»
«Стефан Пермский занимает особое место среди русских святых. Епископом Пермским его стали назвать после крещения им жителей бассейна реки Вычегды на территории современной Республики Коми, которую в то время называли Пермской землей или Пермью Малой. В Перми Великой в то время жили восточные пермяки, которых крестили преемники Святого Стефана.
Стефан Пермский родился около 1346 года в Великом Устюге в семье одного из низших церковнослужителей местного собора.
В детские годы будущий проповедник все свое свободное время посвящал чтению Святого Писания. Еще в юном возрасте он оставил мирскую жизнь и полностью посвятил себя служению Господу.
В 1365 году в монастыре Григория Богослова в Ростовемолодого послушника постригли в монахи и нарекли именем Стефан. С усердием изучив Священное Писание, выучив греческий язык, Стефан решает осуществить жившее в нем с детства, стремление обратить в православие язычников из числа народов коми.
В 1379 г.из Ростова в Пермь Вычегодскую к зырянам-язычникам с христианской миссией и охранной грамотой Дмитрия Донского отправляется Стефан. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь.
Стефан Пермский создал азбуку для зырян, перевел православные молитвы, вел проповеди, строил храмы. Первый из них был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Усть-Выми, ставшем центром христианизации.
В 1383 году была основана Пермская епархия, которую возглавил Стефан. Богословская образованность епископа, его кротость и мудрость создали ему высокий авторитет в Русской православной церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных соборах.
В начале 1396 года по приглашению святого митрополита Московского Киприана святитель Стефан вновь отправился в Москву. Там он заболел и 26 апреля 1396 года скончался и был погребен в соборе Спаса на Бору.
В XVI веке Русская православная церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых. В Прикамье действует Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, а в самой Перми - часовня Святого Стефана Великопермског»[1].
Документ 2 «Методы миссионерской деятельности Стефана Пермского»
Осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю. Перед Стефаном стояла сложнейшая задача – крестить язычников-зырян, которые поклонялись природным стихиям (воде и огню), зверям и деревьям. Для этого надо было вступить в борьбу с жрецами или волхвами, которые пользовались большим влиянием.
Первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь, стал Пырас (Котлас). Жители Пыраса старались помешать миссионеру, а однажды даже хотели сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, тронула их сердца. Почти все жители Пыраса приняли святое крещение[2].
Затем святой Стефан отправился вверх по течению р. Вычегды и крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама[3]. В Усть-Гаме, большом зырянском селении, святой Стефан подвергся наибольшей опасности. Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросились на Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него.
Стефан шел дальше, от селения к селению, по дороге ставил кресты, основывал церкви, часовни, а идолов сокрушал: рубил «обухом в лоб» идола, разрубал его на мелкие щепки и сжигал, а вместе с ними и все дары, которые были ему принесены: не хотел брать себе «части неприязненной». На месте бывших идолов и кумирен святой Стефан строил храмы, которые украшал иконами, часть которых была написана им самим.
Первой построенной Стефаном церковью стал храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Зыряне приезжали посмотреть на «красоту и добротность церковного здания», послушать пение[4]. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил зырян созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги
Документ 3 «Поединок с Памом»
Решающим моментом миссии Стефана Пермского стал поединок с Памом, главным зырянским жрецом. В споре никто из них не смог убедить противника. Тогда они решили испытать веру «огнем и водою»: пройти сквозь костер и подо льдом р. Вычегды. Но Пам отказался войти в горящую хижину на краю селения. Тогда Стефан предложил ему пройти испытание водой: вместе они должны были войти в одну прорубь, выше по течению, и выйти из другой, ниже по течению. Но Пам отказался и от этого. Победа над Памом способствовала успеху миссии Стефана Пермского.
«…И так собирался смело войти в огонь, и обратился к волхву, и сказал ему: «Пойдем оба вместе, взявшись за руки, как обещались». А он не пошел, устрашившись шума огненного, испугавшись, туда не вошел».
«…И привел его к реке, и сделали две большие проруби, одну выше, а другую ниже. В ту, которая была верхней, должны были оба вместе нырнуть, взявшись за руки, а из нижней, дойдя до нее подо льдом, вынырнуть. Чародеец-волхв и там побежал, осрамился».
«…Преподобный обратился к народу и сказал: «Вы свидетели всему этому, скажите мне, что вы думаете?» Они сказали: «Подлежит казни». Тогда мужи пермские подошли и взяли его, а взяв, отдали Стефану, говоря: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть, потому что слова Божьего не слушает, Евангелие хулит, проповедь ангельскую укоряет. И как же он не подлежит казни, как же не должен умереть?
«…А Стефан отвечал им и сказал: «Да не будет так, не поднимется рука наша на врага. Ни руки не подниму на него, ни казню, ни смерти не предам. Потому что послал меня Христос не бить, а благовестить, и повелел мне не мучить, а учить с кротостью и увещевать с тихостью, повелел не казнить, а учить с милостью»[5].
Документ 4 «Мнения историков»
Н.М. Карамзин оценил роль Стефана Пермского как «отца пермян», который «учил, благодетельствовал, во время голода доставлял им хлеб из Вологды, ездил в Новгород ходатайствовать за них у правительства»[6].
В.О. Ключевский отметил национальное и церковно-политическое значение миссионерства Стефана Пермского[7].
Г. П. Федотов отметил «совершенно особое место Стефана Пермского в сонме русских святых: стоя несколько особняком от широкой исторической традиции, но означая новые, быть может, не вполне раскрытые возможности в русском православии». Автор высоко оценил его миссионерскую деятельность, создание зырянской азбуки на основе местных рун, перевод на зырянский язык Священного Писания[8].
Д.С. Лихачев сделал анализ Жития Стефана Пермского на фоне развития русской культуры конца XIV - начала XV вв. и назвал это время Предвозрождением, развитием национального самосознания, индивидуализма, психологизма. Д.Лихачев отмечает особенность Жития - отсутствие описания чудес: Епифаний Премудрый уделяет главное внимание умственным качествам и труду святого Стефана по созданию пермской грамоты и пермской церкви[9].
А.Б. Ефимов: главное, что осталось после святого Стефана, – «это опыт обращения к малому народу не с целью вовлечь его в русскую культуру и лишить самобытности, а с тем, чтобы умалиться до уровня этого непросвещенного народа, дать ему свою собственную письменность, богослужение и Священное Писание на его языке и тем помочь войти в Царство Божие»[10].
По мнению А.Марченко, святитель зырян продолжал традицию святых Кирилла и Мефодия, его «миссионерские принципы полностью соответствовали сложившейся византийской традиции православного миссионерства, основанной исключительно на силе живого проповедничества»[11].
Документ 5 «Легенды и тайны Стефана Пермского»
- По преданию Стефан Пермский написал несколько икон для основанных им храмов. До нас дошла «Зырянская Троица». Легенда гласит, что внизу иконы сам Стефан написал несколько слов на зырянском языке.
- Духовным собратом Стефана Пермского был Сергий Радонежский. По преданию, проезжая мимо обители Сергия Радонежского в 1390 году, Стефан поклонился ему со словами. "Мир тебе, духовный брате!". Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: "Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!"
- Азбука Стефана Пермского быстро вышла из употребления, но использовалась московскими писцами до XVII века для тайнописи[12].
- В 7000-й год от сотворения мира ожидался конец света. Не смотря на это, Стефан Пермский начал миссионерскую деятельность (1492 год).
- По преданию Стефан прибыл с верховьев Камы, взял камень, положил на воду и плыл на нем по Каме. Затем камень долго лежал на берегу, здесь служили молебен Стефану [13].
Словарь урока
Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.
Воля – это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.
Внутренний мир человека - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
Выбор нравственный – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять.
Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.
Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает требованиям нравственности, и того, что противоречит им: благодеяния, добродетели, справедливости и др.
Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
Долг – необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент.
Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности: самосознание и самоконтроль личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе
Ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими.
Любовь — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги
Мораль – форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни.
Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека. Мужеству присущи такие качества, как смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.
Навыки – действия, которые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В моральной деятельности посредством навыка может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.
Норма – это определенный стандарт поведения представителей человеческого общества.
Ответственность – такое свойство личности с точки зрения выполнения, ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.
Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
Совесть – способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Сострадание – это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему. Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.
Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага зла между людьми. Нравственная справедливость – вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требованиями.
Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
- Вычегодско-Вымская летопись // Родники пармы. - Сыктывкар, 1989.
- Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. – СПб.: ГЛАГОЛЪ, 1995. – 279 с. : ил.
II. Литература
- Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. Изд., 1958. – 244 с.
- Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1901. Т.1.
- Давыдов И.П. Миссионерство ∕∕ Новая Российская энциклопедия. Том X. - М.: Энциклопедия : ИНФРА-М, 2012. С. 471.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников // www.r-komitet.ru/school/program/action
- Дмитриев А. К 500-летию блаженной кончины Стефана, первосвятителя Пермского ∕∕ Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1896 год. – Пермь, 1895. - С. 34-47.
- Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М.: , 2007. - 688 с.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2. Т V. - М.: НАУКА, 1989. – С. 64.
- Клосс Б.М. Избранные труды. – М.: ЯЗ. РУС. КУЛЬТУРЫ, 1998. – 554 с.
- Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. - М.: Наука, 1988. - 512 с.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Том первый. - М.: КНИГА, 1991. – 537 с.
- Котылев А. Учение и образ Стефана Пермского в культуре Руси / России XIV-XXI веков. - Сыктывкар, 2012. – 217 с.
- Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конецХIV – начало XVI в). – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 65-71.
- Макарий. Сказание о жизни и трудах святого Стефана епископа Пермского. - СПб., 1856.
- Марченко А. Святитель Стефан Пермский – продолжатель дела святых Мефодия и Кирилла ∕∕ www.Богослов.RU
- Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1930.
- Попов Е. Святитель Стефан Великопермский (Жизнь его с литографированным изображением). – Пермь, 1885. – 82 с.
- Прохоров Г.М. Равноапостольный Стефан Пермский // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. - СПб.: ГЛАГОЛЪ, 1995. – С. 3 – 35.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981. – 607 с.
- Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. (Вторая половина ХIV – XVI в.). Ч. 1. А–К. - Л.: Наука, 1988. – 515 с.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: МЫСЛЬ, 1991. Т. 15.
- Стефан Великопермский// www.visitperm.ru/
- Федотов Г. Святые древней Руси. - Ростов Н/Д.: ФЕНИКС, 1999. – 383 c.
- Чагин Г.Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Пермский ∕∕ Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Том I. - Пермь, 1997. С. 39-44.
- Чернецов А.В. Посох Стефана Пермского // ТОДРЛ. - Л., 1988. Т. 41. С. 215-240.
- Шевелев А. Святой Стефан, епископ Пермский. - М.,1896.
[1]Стефан Великопермский// www.visitperm.ru/
[2] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 87.
[3] Попов Е. Святитель Стефан Великопермский (Жизнь его с литографированным изображением). Пермь, 1885. С. 29.
[4] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 93.
[5] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 123-147.
[6] Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2. Т V. М., 1989. С. 65-66.
[7] Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1988.
[8] Федотов Г. Святые древней Руси. Ростов Н/Д., 1999.
[9] Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец ХIV – начало XVI в). М; Л., 1962. С. 3-5.
[10] Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007. С. 34-35.
[11] Марченко А. Святитель Стефан Пермский – продолжатель дела святых Мефодия и Кирилла ∕∕ www.Богослов.RU
[12]Стефан Великопермский// www.visitperm.ru/
[13]Чагин Г.Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Пермский ∕∕ Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Том I. Пермь, 1997. С. 39-44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовное наследие" - акция по духовно-нравственному воспитанию.
Акция "Духовное наследие" - это пример использования интерактивных форм в организации воспитательного пространства в школе....
Героические традиции народа – наше духовное наследие
Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из покол...
Грани духовного наследия В.М. Шукшина.
Учебный материал в форме презентации содержит сведения о малой родине писателя, его жизни и творчестве. Рекомендован для учащихся 11 классов....
Выступление на муниципальной научно-практической конференции «Духовное наследие князя Владимира».2015 г.
"Путь к идеалам святой Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга".Ольга - первая русская святая. Именно с неё на Руси пошло православие. Имя её навсегда войдет в историю нашей страны, как имя женщин...
Подвиг и духовное наследие Мусы Джалиля как средство патриотического воспитания учащихся на уроках иностранного языка.
Патриотическое воспитание...
Элективный курс французского языка «Цивилизация. Культурные ценности и наследие Франции»
Данный элективный курс предназначен для обущающихся 11 класса (углубленный уровень)...
ПЛАН воспитательной работы на год по направлению: « Духовно-нравственное воспитание и приобщение к духовному наследию»
ПЛАНвоспитательной работы на год по направлению: « Духовно-нравственное воспитание и приобщение к духовному наследию»Цель направления: формирование общечеловеческих ценностей и соотв...