Роль МО в решении проблем перехода к ФГОС
статья
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад по теме:
«Роль методического объединения в решении проблем перехода на ФГОС ООО»
подготовила
учитель математики МОУ СОШ № 21
Короткевич В.М.
2016 год.
Целью методической работы школы является рост уровня педагогического мастерства учителя и педагогического коллектива в целом, оказание методической помощи учителям, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение педагогической квалификации педагогов.
При переходе новым Федеральным государственным образовательным стандартам необходима целенаправленная и слаженная работа школьных методических объединений, направленная на успешную реализацию ФГОС ООО.
В современном, быстро меняющемся мире предъявляются принципиально новые требования к образованию, к его результатам. Новое понимание образовательных результатов легло в основу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, реализуемых сегодня в системе общего образования Российской Федерации. Изменение требований к образованию неизбежно влечет за собой и изменение требований к учителю. Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога является условием и средством обеспечения нового качества образования: от компетентности педагога – к компетентности ученика.
Основной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Тем не менее именно учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Функцией методического объединения становится разработка новых критериев к составлению плана и технологической карты урока, анализу урока, так как урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения, но урок по-прежнему остаётся ведущей формой работы с учащимися.
Одним из важнейших направлений работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС. Основными задачами, стоящие перед педагогами методического объединения, являются следующие:
▪ развитие профессионализма педагогических кадров;
▪ выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта;
▪ создание педагогами собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса;
▪ разработка и обсуждение рабочих программ учебных предметов;
▪ конструирование уроков в соответствии с ФГОС ООО.
Решению этих задач зачастую мешают следующие проблемы:
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением учителей, имеющих большой опыт работы;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной работы;
- отсутствие или недостаточное количество наглядных пособий, электронных образовательных пособий, компьютеров и т.д.;
- нежелание педагогов менять привычную систему не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что перестроиться очень трудно.
Учителю трудно перестроиться, но он должен понимать, что сейчас на первое место выходит не обучение и передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а способность научить ребенка учиться самому, самостоятельно добывать знания. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в социуме. Метапредметным, включающим освоенные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной схемы. Предметным, включающим умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
На современном уроке:
- Педагог не только признает право учащегося на собственное суждение, но и заинтересован в нем.
- Новое знание является истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений.
- Материал урока включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику содержания урока, показывает способы применения на практике изучаемого знания.
- Общение с учащимися строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения знаний и вариантов его использования.
- Педагог строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у учащихся и стимулирует самостоятельный поиск ответов по ходу урока. Добивается того, что ученик думает совместно с ним.
Открытые уроки, организация мероприятий в рамках предметных недель - одна из важных форм организации методической работы. Ежегодно учителями школы проводятся открытые уроки и мероприятия, повышающие интерес обучающихся к различным предметам.
Члены МО является активными участниками разнообразных сообществ и объединений учителей. Сетевые сообщества или объединения учителей - это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Сочетание форм образования педагога посредством курсов повышения квалификации, дистанционным обучением, просмотром вебинаров, посещением круглых столов, семинаров позволят повысить уровень готовности педагогов к введению ФГОС и осуществить переход работы школы на новые образовательные стандарты. Результативность и качество педагогической деятельности зависит, в первую очередь, от созданных в образовательном учреждении условий: методического сопровождения, материально-технического оснащения образовательного процесса, учебных кабинетов, благоприятного психологическом климате в педагогической среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
Представление опыта работы по введению ФГОС на территориальном семинаре «Выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО и поиск решений по их устранению».
Выступление на семинаре ФГОС...
Роль администрации образовательного учреждения в организации деятельности в связи с переходом на ФГОС НОО
2011 год стал для российского образования, в некотором смысле, знаменательным. Ведь именно с 1 сентября 2011 года все первые классы всех общеобразовательных учреждений страны осуществили п...
Статья: Роль и задачи деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС
В данной статье говорится о инновационном характере ФГОС, дается определение урока метрами советской педагогики, современным учителем, учениками, формулируется определение урока по ФГОС, приводи...
Статья: Роль и задачи деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС
В данной статье говорится о инновационном характере ФГОС, дается определение урока метрами советской педагогики, современным учителем, учениками, формулируется определение урока по ФГОС, приводи...
Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»
Методический материал -Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»...
Роль философии в решении глобальных проблем современности.
План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...