«Валидация с точки зрения обучения в течение всей жизни»
статья на тему

Перегудова Екатерина Эдуардовна

Проект «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций,  2011-2014»  нацелен на поддержку процессов модернизации системы квалификаций и развитие непрерывного профессионального образования в России в соответствии с последними европейскими тенденциями в системе профессионального образования и подготовки кадров.

Задача проекта – разработать модель оценки и признания квалификаций, полученных  в результате формального, неформального и информального обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rts_vappo26.02.14.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение  «Колледж «ПетроСтройСервис»

           «Опыт работы Ресурсного Центра по реализации программы

    Финско-российского проекта «ВАЛО:  вклад в развитие современной    

                              системы квалификаций, 2011-2014»

   Тема: «Валидация с точки зрения обучения в течение всей жизни»

Методист Ресурсного Центра  - Л. И. Пойманова.

СПб ГБ ПОУ «Колледж «ПетроСтройСервис» (ранее СПб ГБОУ СИПЛ №50)  с 2011 года участвует в работе Финско – российского проекта «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций,  2011-2014». Проблема обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики профессиональными кадрами, модернизация системы непрерывного образования одинаково актуальна сегодня как для сферы образования, так и для сферы труда. В Финляндии накоплен значительный опыт создания системы, основанной на результатах оценки обучения, которая является прочной основой для национальной квалификационной структуры. Подтверждение и признание обучения осуществляется в Финляндии в ходе экзаменов и демонстрационных испытаний.

Проект «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций,  2011-2014»  нацелен на поддержку процессов модернизации системы квалификаций и развитие непрерывного профессионального образования в России в соответствии с последними европейскими тенденциями в системе профессионального образования и подготовки кадров.

Задача проекта – разработать модель оценки и признания квалификаций, полученных  в результате формального, неформального и информального обучения.

Применительно к системам качества, согласно стандартам

ISO серии 9000: под валидацией  подразумевают  документальное утверждение и серию мероприятий по аттестации процесса.  

Для любого изделия или услуги важно понятие  «качество». В проверке и подтверждении этой характеристики и заключается смысл валидации.

И так, валидация – это процедура  дающая высокую степень уверенности в том, что конкретный процесс, метод или система будет последовательно приводить  к результатам, отвечающим заранее установленным критериям.

Национальные факторы, сообщающие введению системы валидации неформального и спонтанного обучения:

  • Факторы системы образования – упрощение доступа к формальной системе образования и повышение её эффективности.
  • Экономические факторы – потребности экономики знаний отражаются на работе предприятий.
  • Социальные факторы – предоставление возможностей социально не защищенным людям и лицам с ограниченными возможностями. Валидация может способствовать интеграции в рынок труда и общества людей с ограниченными возможностями.
  • Демографические факторы – старение  население и растущая миграция.
  • Технологические факторы – развитие новых технологий повышает потребности в технических умениях и компетенциях, полученных с помощью неформального и спонтанного обучения.
  • Возросший уровень осведомленности – принятие валидации заинтересованными сторонами.

До сих пор учитывалась лишь формальное образование, а остальным категориям (неформальное и информальное образование) практически не уделялось внимания.

Валидация и оценка предшествующего обучения является одной из ключевых тем европейской образовательной политики. Её роль неуклонно возрастает как в сфере образования, так и в сфере труда. Квалификационная и компетентная рабочая сила – важный фактор экономического роста Европы. Российский бизнес сталкивается с проблемами найма квалифицированной рабочей силы, особенно в строительном секторе. Для взрослого населения получение компетенции часто означает обучение с отрывом от работы или учёбу на курсах повышения квалификации. В то же время полезное обучение происходит на рабочих местах. Производственные компании и взрослое население выигрывают, если будут происходить признание уже существующих умений и компетенции, а повышение квалификации будет организовано на рабочем месте или в образовательном учреждении.

Для обеспечения качества образования и квалификации на рынке труда необходимо создать прозрачную систему валидации.

  1. Какие преимущества можно получить от процесса валидации и почему?
  • Индивидуальный соискатель и расширение его возможностей
  • Визуализация знаний,  умений и компетенций.
  • Разработка индивидуального  образовательного маршрута.
  • Повышение возможностей трудоустройства, сохранение работы и    улучшение карьерного роста.
  • Признание неформального и спонтанного обучения.
  •    Содействие более быстрому и гибкому пути получения квалификации в отличие от пути через традиционное обучение.

В рамках Ресурсного Центра  проводились обучающие семинары по разработке индивидуальных образовательных маршрутов учебных дисциплин и профессиональных модулей. В результате учащиеся совместно с преподавателями составляли свой образовательный маршрут. Разработанные индивидуальные образовательные маршруты, согласно способностям и возможностям учащихся оказались эффективными при изучении тем учебных дисциплин, профессиональных модулей и учебной практики.                            

2. Кто получает преимущества?

  • Компании и бизнес сообщества.
  • Валидация  способствует максимальному увеличению компетентностного потенциала работников (повышение квалификации, непрерывное обучение)
  • Создание с помощью валидации внутренней специфической для данной компании системы обучения или путей развития персонала.
  • Приверженность работников к развитию бизнеса.
  • Если целью валидации не является формальное признание, то компания может определить свои собственные результаты обучения (стандарты).
  • Валидация позволяет персоналу получить формальную квалификацию быстрее, чем с помощью традиционного образования.

На производственных предприятиях, в рамках Ресурсного Центра, где учащиеся проходят производственную практику проводятся беседы о валидации, о ее международном значении. Компании заинтересовались и ставят вопрос о необходимости разработки  системы независимой оценки результатов обучения, методики и механизмов регулярного подтверждения работающими специалистами своей квалификации.

3.Различие между валидацией и аккредитацией.

  • Процесс валидации сосредоточен на идентификации и признании компетенции, приобретённых в повседневной жизни, на работе, во время занятий любимым делом и т.д.
  • Аккредитация относится к признанию предшествующего формального образования  (полученного в образовательном учреждении).
  • В процессе валидации используются различные свидетельства и доказательства наличия компетенции. Обычно это демонстрация практических умений.
  • Валидация  - признание всей палитры компетенций и знаний независимо от времени и места их приобретения.

 Валидация используется не только в образовании, она имеет широкие  

 возможности, должна оказывать поддержку обучению в течение  

 всей жизни, во всех различных контекстах обучения. Идеальная ситуация  

 в обществе, если после каждого переходного этапа в жизни человека

 возможно осуществление процесса валидации.  

  28.02.2014г.

  Методист РЦ – Л. И. Пойманова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни с точки зрения науки

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели методического обьединения точных наук...

Генезис категории "здорового образа жизни" с точки зрения философии

На сегодняшний день наблюдается всплеск разговоров о человеке и человечности. Люди надеются на духовное возрождение, веря в моральную суть человека, которая не является чем-то извечным. На место одних...

«Здоровый образ жизни с точки зрения науки»

Интегрированный урок по физике, математике и химии с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект урока «Здоровый образ жизни с точки зрения науки».

Обобщение, систематизация и закрепление знаний деформации тел, законах диалектического материализма в различных проявлениях природы и на уроках физики. Воспитание ответственного отношения к здоровью....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Современное образование – непрерывное образование в течение всей жизни.

Данная статья анализирует тенденции современного образования, формы неформального и информального образования педагогов....

Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста с точки зрения обучения иностранному языку

Когда учащийся изучает иностранный язык, многое зависит от его темперамента и склонностей, и возрастные особенности помогают лучше понять, как выстроить преподавание....