Интеграция и инклюзия в России и за рубежом (Испания)
материал

Севостьянова Александра Николаевна

Специальное образование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispaniya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция - процесс,  при котором инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. Интеграция позволяет конкретному ребенку постепенно наращивать свой образовательный и социальный потенциал.

При интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной.

Существует интернальная интеграция (внутри системы специального образования) и экстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования).

Формы интегрированного обучения:

1) комбинированное – ребенок с ОВЗ способен обучаться в классе здоровых сверстников, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога;

2) частичное -  ребенок не способен на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спецклассах, а часть дня – в обычных классах;

3) временное – дети с ОВЗ, обучающиеся в специальных классах и учащиеся обычных классов объединяются для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий;

4) полное - 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные классы; эти дети по уровню психофизического, речевого развития близки к  возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения.

Интеграционный подход достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования. При таком подходе только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования. При этом не происходит изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».

Инклюзивное образование – это более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

При инклюзивном подходе система образования адаптируется к особым образовательным потребностям учащихся. При таком подходе  необходимо реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

При интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся. Главным отличием инклюзивного подхода от интегративного является качество изменений социально-педагогической среды, основанное на полной перестройке учебно-воспитательного процесса, создании полномасштабной социально-образовательной среды  и высокой готовности всех членов микро- и макросоциумов к личностным и профессиональным изменениям в интересах детей.


Специальное (инклюзивное) образование в Испании

Инклюзивное обучение – это концепция, предусматривающая совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Инклюзивному образованию в Испании насчитывается более 70 лет. В 1940 впервые был официально закреплен в Общем законе об образовании термин «специальное образование», в 1975 году создается самостоятельное учреждение Национальный институт специального образования. В 1978 году испанская конституция устанавливает: «Органы исполнительной власти будут осуществлять политику предупреждения, лечения, реабилитации и интеграции инвалидов с физическими, сенсорными и психическими заболеваниями, нуждающихся в особом внимании и будут специально защищены, чтобы они могли воспользоваться своими правами, которые конституция предоставляет всем гражданам».

В Саламанской декларации сформулированы основные принципы внедрения законодательных инициатив в инклюзивное образование:

  • Каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать необходимый уровень знаний;
  • Каждый имеет уникальные особенности, интересы, способности и образовательные потребности;
  • Необходимо разрабатывать такие образовательные программы, которые учитывают разнообразие этих особенностей и потребностей;
  • Школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в обществе и обеспечения равных возможностей в образовании для всех; они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и рентабельность системы образования.

Цели и задачи инклюзивного образования включают в себя возможности существенно изменить структуру, функционирование и содержание деятельности школы для удовлетворения образовательных потребностей всех детей на равных условиях. В инклюзивной школе все учащиеся получают образование, соответствующее его потребностям, возможностям и желаниям.

В 1985 специальный королевский декрет устанавливает, что инвалиды имеют равные образовательные права по сравнению с обычными людьми, их образование должно «базироваться на общем для всех образовании, всегда имея в виду индивидуальные особенности».

В 1990 году принят закон, который отныне регулирует и определяет специальное образование внутри общего образования, устанавливает включение специального образования в общеобразовательную систему, а также вводит понятие специальных образовательных потребностей. Дети со специальными образовательными потребностями могут быть приняты к обучению как в общеобразовательные школы, так и в специальные. Этот документ также устанавливает, что дети со специальными образовательными потребностями должны включаться в общеобразовательный процесс обучения через адаптацию каждой школьной программы к индивидуальным возможностям любого из учеников. Обучение в специальных школах может иметь место только тогда, когда потребности ученика не могут быть удовлетворены в рамках общеобразовательной школы.

В 2006 году принят закон, который ввел новое понятие «специальные потребности в образовательной поддержке», в которую входят одаренные дети, дети со специальными образовательными потребностями, дети иностранцев, дети, нуждающиеся в образовательной компенсации (например, включившиеся в образовательную систему с опозданием). Ученики со специальными образовательными потребностями имеют помощников.

 Дошкольная система образования предназначена для детей с рождения до шести лет с целью содействия в их физическом, эмоциональном, социальном и интеллектуальном развитии. Оно распределено на два цикла: первый предназначен детям до трех лет; второй, бесплатный, для детей от трех до шести лет. В Испании дети-инвалиды, в том числе дети с ДЦП и дети с синдромом Дауна, посещают обычные детские сады и школы.

В университетах Испании сегодня существует достаточное количество магистерских программ , подготавливающих специалистов в сфере инклюзивного образования. В результате педагоги, получившие такую подготовку, способны уделять внимание всем детям и создавать равные образовательные возможности для всех детей, обучающихся в классе.

Традиционно в Испании дети-инвалиды обучаются либо в обычных школах вместе со сверстниками, либо в специализированных классах  на базе обычной школы, либо в специализированных образовательных центрах. Как правило, в образовательных центрах проходят обучение те дети, для которых практически невозможно создать все необходимые условия обучения. Преимущественно дети с ограниченными возможностями учатся наравне со всеми детьми. К тому же, инклюзивное образование считается самым эффективным для обучения детей-инвалидов, поэтому в начальных и средних школах концепция инклюзии очень сильно развита.

В результате инклюзивное образование позволяет детям-инвалидам не быть изолированными, а включаться в общую систему образования наравне со всеми. Дети-инвалиды получают возможность общаться со своими сверстниками, развиваться и получать необходимые знания, жить полноценной жизнью как все. Обычные дети, в свою очередь, учатся быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями, гуманными и отзывчивыми.

Поступление в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья проходит точно так же, как и у обычных детей. В Законе о качестве испанского образования от 2002 года прописаны положения, регламентирующие поступление детей-инвалидов в обычные школы в соответствии с их возрастом и уровнем развития ребенка. В случае, когда психолого-педагогическая комиссия признает, что конкретному ребенку необходим несколько иной тип обучения, или школа не обеспечивает все условия для обучения такого ребенка, его направляют в спецшколу или определяют в специализированный класс на базе школы.

При этом в Испании решение психолого-педагогической комиссии регулярно пересматривается, чтобы дать ребенку возможность быть интегрированным в нормальное общество и получать образование в обычной школе вместе с другими детьми.

В классе, где обучается ребенок-инвалид, количество учеников не должно быть больше 25 человек. В специализированных классах количество детей должно быть не больше 12 человек. В учебных классах, где обучаются дети с психическими отклонениями или дети, страдающие аутизмом, число учащихся не должно превышать 3-5 человек.

В Испании также разработаны циклы школьного обучения детей-инвалидов:

  • Начальная и средняя школа  – обучение доступно для детей-инвалидов в возрасте 6-12 лет;
  • Старшая школа – обучение для детей 12-16 лет.

После того, как дети с ограниченными возможностями проходят оба цикла школьного образования, им вручают диплом об обязательном среднем образовании. Если ребенок не смог пройти цикл обучения, он получает документ, где отражены годы обучения и баллы, полученные за каждую пройденную дисциплину.

 Имея такой документ об образовании, дети получают доступ к специальным программам соцобеспечения – профподготовка и дальнейшее трудоустройство.

После успешного прохождения циклов школьного образования дети с ограниченными возможностями могут продолжить обучение по следующим программам:

  • программа, согласно которой дети получают профессиональную квалификацию;
  • программа для тех, кто хочет продолжать обучение в университете (программа доступна для детей 16-18 лет).

В Испании сегодня существует достаточное количество программ, позволяющих получить достойное образование детям с ограниченными возможностями. Часть программ разработано в стране, некоторые образовательные программы для детей-инвалидов разрабатываются в рамках сотрудничества Испании со странами ЕС.

Инклюзивное образование для детей-инвалидов реализуется и в университетах королевства. Согласно положениям королевского декрета 1/2013, университеты обязаны создавать равные возможности и приемлемые условия для обучения детей-инвалидов. В связи с доступностью высшего образования количество детей с ограниченными возможностями, пожелавших учиться в ВУЗах, неуклонно растет.

Для студентов с ограниченными возможностями доступны различные формы обучения: очное, дистанционное, смешанное. Кроме того, на базах многих ВУЗов работают специальные центры, занимающиеся поддержкой студентов-инвалидов. Большинство студенческих кампусов имеют пандусы и специальные лифты, а на автостоянках организованы места для студентов-инвалидов.

Согласно статистическим данным, в 2007 году в университетах Испании обучалось лишь 4% детей-инвалидов, то в 2012 их количество составило 14.7% от всех учащихся. В 2014 году число студентов-инвалидов, обучающихся в университетах Испании, достигло 17.3%. Из них 6.2% - это студенты аспирантуры (доктората).


Сравнение специального образования в Испании и в Японии

Испания

Япония

1.Позиция общества к людям с ОВЗ.

В Саламанской декларации говорится о том, что каждый ребенок имеет право на образование, в соответствии со своими возможностями и потребностями. Учитываются уникальные особенности, интересы способности и потребности каждого. С их учетом разрабатываются специальные образовательные программы.

В Японии очень трепетно относятся к людям с ограниченными возможностями. С детских лет жителям этой страны прививают заботливое отношение к людям с недостатками.

2.Характеристика специального образования.

Традиционно в Испании дети-инвалиды обучаются либо в обычных школах вместе со сверстниками, либо в специализированных классах  на базе обычной школы, либо в специализированных образовательных центрах.

•        Начальная и средняя школа  – обучение доступно для детей-инвалидов в возрасте 6-12 лет;

•        Старшая школа – обучение для детей 12-16 лет.

Дошкольная система

распределена на два цикла: первый предназначен детям до трех лет; второй, бесплатный, для детей от трех до шести лет.

В Законе о школьном образовании определены начальные школы, средние школы, высшие школы, а также специальные школы, школы для слепых и глухих. В специальных школах обучаются дети с умственной отсталостью, нарушениями двигательной сферы или с физической ослабленностью. Школы для слепых и глухонемых детей вошли в систему обязательного образования в 1948 году, в 1979 году специальные школы в Японии стали обязательными. Благодаря этому сейчас в Японии все дети, независимо от степени тяжести нарушения, получают образование в школе. Дети, которые не могут посещать школу вследствие своего дефекта, обучаются на дому.

3.Система ранней педагогической помощи.

Дошкольная система образования предназначена для детей с рождения до шести лет с целью содействия в их физическом, эмоциональном, социальном и интеллектуальном развитии. Оно распределено на два цикла: первый предназначен детям до трех лет; второй, бесплатный, для детей от трех до шести лет. В Испании дети-инвалиды, в том числе дети с ДЦП и дети с синдромом Дауна, посещают обычные детские сады и школы.

В 1969 году один из основателей фирмы «Сони» Массара Ибука создал организацию «Японская ассоциация раннего развития», которая дает возможность тысячам малышей в возрасте до трех лет учиться по программе, которую он разработал. В основе этой программы лежит великая вера в силу воспитания и в потенциальные возможности ребенка. Раннее развитие полезно не только для здоровых детей, но и для тех, кто появился на свет с теми или иными отклонениями от нормы. Как замечает Массара Ибука, раннее развитие не должно обходить их стороной, наоборот, именно в силу тяжелого положения детей необходимо определить их недостаток как можно раньше, чтобы с помощью техники раннего развития компенсировать эти недостатки насколько это возможно.

4.Интеграция/инклюзия.

Преимущественно дети с ограниченными возможностями учатся наравне со всеми детьми. К тому же, инклюзивное образование считается самым эффективным для обучения детей-инвалидов, поэтому в начальных и средних школах концепция инклюзии очень сильно развита.

В результате инклюзивное образование позволяет детям-инвалидам не быть изолированными, а включаться в общую систему образования наравне со всеми. Дети-инвалиды получают возможность общаться со своими сверстниками, развиваться и получать необходимые знания, жить полноценной жизнью как все. Обычные дети, в свою очередь, учатся быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями, гуманными и отзывчивыми.

Примерно к 1979 в стране движение за введение интегрированного обучения начало расти и крепнуть. В то же время движение за интегрированное обучение в Японии критиковалось в западных странах, потому что, как полагали критики, детей "вбрасывали” в образовательную среду, которая не была готова удовлетворить их специальные потребности. Интегрированное образование, как полагали, было просто непрактичной идеей в Японии, потому что только немногие учителя были готовы обеспечить соответствующее образование для детей с проблемами в развитии в обычных классах основной школы. Немногие специалисты-дефектологи также понимали важность развития образования в специальных обязательных школах и не считали, что интегрированное обучение позволит получить детям с множественными проблемами в развитии образование в общей школе. В результате движение за интегрированное обучение себя исчерпало.

Целью инклюзивного образования является успешная социальная адаптация лиц с особыми потребностями. Не просто стремление быть как все, а реализация собственных возможностей и способностей.

Первый комитет по реформе в системе специального образования, Комитет по организации специальных классов (ресурсных классов), был учрежден в 1990 г. под председательством профессора К. Ямагучи. Специальные классы (ресурсные классы) были предназначены для детей с неглубокими нарушениями в развитии. Такие дети посещают большинство занятий в обычных классах начальной школы или первой ступени средней школы, но часть уроков с ними проводят учителя в специальных классах (ресурсных классах) в соответствии с возможностями детей

Японию принято считать передовиком инклюзивного образования.

В короткое время эта страна перешла от дискриминации инвалидов до создания им необходимых условий и включения их в общество. Формально это связывают с присоединением к Конвенции о правах инвалидов и принятием Саламанкской декларации. Фактически ещё с 1970-х годов Правительство Японии начало разрабатывать нормативные акты способствующие расширению возможностей образования инвалидов. Основные законы, закрепляющие национальные стандарты и политику государства относительно лиц, имеющих физические отклонения были приняты в 1990 году, это законы Об образовании и О защите инвалидов.

5.Профессиональное образование.

Инклюзивное образование для детей-инвалидов реализуется и в университетах королевства. Университеты обязаны создавать равные возможности и приемлемые условия для обучения детей-инвалидов. В связи с доступностью высшего образования количество детей с ограниченными возможностями, пожелавших учиться в ВУЗах, неуклонно растет.

Для студентов с ограниченными возможностями доступны различные формы обучения: очное, дистанционное, смешанное. Кроме того, на базах многих ВУЗов работают специальные центры, занимающиеся поддержкой студентов-инвалидов.

На текущий момент можно говорить о несомненном успехе Японии, достигнутом в области получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями. Процесс включения инвалидов в жизнь общества, в том числе доступ к образованию, в Японии ведется в двух направлениях: устранение «средовых» и устранение «отношенческих» барьеров. «Средовые» барьеры устраняются как в процессе реконструкции имеющейся инфраструктуры вузов с учетом новых архитектурных требований безбарьерной среды, так и путем разработки индивидуальных траекторий движения маломобильных студентов по территории вуза. «Отношенческие» барьеры преодолеваются с помощью внутривузовских программ волонтерской помощи учащимся с ограниченными возможностями, в которую вовлечены студенты, прошедшие специальные подготовительные курсы, а также муниципальные и государственные программы социализации инвалидов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс на тему "Жизнь подростков в России и за рубежом"

элективный курс о жизни подростков в России и за рубежом. Сравнение жизни подростков разных стран....

Интеграция и инклюзия в части получения образования детьми инвалидами в общеобразовательном учреждении

Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть ре...

Интеграция и инклюзия.

Материал для различения понятий....

«Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом»

В статье «Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом» рассматриваются проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей и подростков ...

Тест 8 класс "Образование в России и за рубежом"

Комплексный тест (аудирование, чтение, лексико-грамматический тест)...

Информационный проект «Физическая активность молодежи в России и за рубежом»

Проект «Физическая активность молодежи в России и за рубежом»...

От интеграции к инклюзии: почему тема инклюзии так актуальна?

В последние годы педагоги слышат много рассуждений об инклюзивном образовании в ходе обучения на курсах повышения квалификации, на педсоветах, в радиоэфире, с экранов телевизоров, от представителей об...