Элективные курсы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Имею право» предназначена для учащихся 10-11 классов, курс рассчитан на 35 часа, 1 час в неделю. Программа элективного курса составлена на основе программы «Основы права. 10-11 класс» (Автор Никитин А.Ф.-М.: Дрофа, 2006г.). Занятия курса расширяют и углубляют базовый компонент по предмету «Обществознание».
Цель: формирование научного представления об основных принципах правовой системы РФ, умения эффективно и достоверно применять правовые знания в повседневной жизни, вырабатывать свою гражданскую позицию по правовым вопросам и аргументированное отстаивать ее, осознавать основные положения и ценности правового государства и гражданского общества, усвоить свои гражданские права и обязанности как гражданина страны.
Задачи:
1.Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.
2.Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
3.Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.
4.Усвоение знаний об основных аспектах прав человека.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать/понимать:
систему и структуру права, современные правовые системы;
общие правила применения права;
содержание прав и свобод человека;
понятие и принципы правосудия;
органы и способы международно–правовой защиты прав человека;
основные юридические профессии.
характеризовать
право как элемент культуры общества;
систему законодательства;
основные отрасли права;
систему конституционных прав и свобод человека и гражданина;
механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти;
порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;
формы социальной защиты и социального обеспечения;
порядок получения платных образовательных услуг.
объяснять
происхождение государства и права, их взаимосвязь;
механизм правового регулирования;
содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;
содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом.
различать
формы (источники) права, субъектов права;
виды судопроизводства;
основания и порядок назначения наказания;
полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека;
объекты гражданского оборота;
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
имущественные и неимущественные права и способы их защиты;
отдельные виды гражданско-правовых договоров.
приводить примеры
различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
гарантий реализации основных конституционных прав;
экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде;
общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
уметь:
в области познавательной деятельности:
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
участвовать в проектной деятельности, в организации проведении учебно-исследовательской работы;
владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
в области информационно-коммуникативной деятельности:
проводить поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график),
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации,
передавать содержание информации адекватно поставленной цели;
уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,
владеть основными навыками публичных выступлений.
в области рефлексивной деятельности:
объективно оценивать свои учебные достижения
учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности
уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
осуществлять осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использовании правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
обращения в надлежащие органы за квалификационной юридической помощью.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов | Вид контроля |
10 класс-11 класс | |||
1 | Права и свободы человека. | 1 | Составить таблицу «Права и обязанности» |
2 | Международные договоры о правах человека. | 1 | Составить сравнительную таблицу по нормативным документам |
3 | Гражданские права | 1 | Составить схему «Причины миграции» |
4 | Политические права | 1 | Составить таблицу «Политические партии», выписать политические права из Декларации (ст.21) |
5 | Экономические, социальные и культурные права | 1 | Тезисы по ст. 17 Декларации |
6 | Право на благоприятную окружающую среду | 1 | Составить кластер «Экологическое право» |
7 | Права ребенка | 1 | Тезисы из Конвенции о правах ребенка |
8 | Нарушение прав человека | 1 | Словарик темы |
9 | Защита прав человека в мирное время | 1 | Составить таблицу «ООН и ее деятельность» |
10 | Международная защита прав человека в условиях военного времени | 1 | Составить кластер «Международное гуманитарное право» |
11 | Избирательное право | 1 | Составить схему «Основные избирательные системы» |
12 | Понятие и источники гражданского права | 1 | Словарик темы; схемы «Источники гражданского права», «Виды договоров», «Виды страхования», «Приватизация» |
13 | Гражданская правоспособность и дееспособность | 1 | Словарик темы |
14 | Налоговое право. Ответственность за уклонение от налогов | 1 | Составить схемы «Виды правовой ответственности», «Налоги с физических и юридических лиц» |
15 | Понятие и источники семейного права | 1 | Составить таблицу «Источники семейного права» |
16 | Брак и условия его заключения. Права и обязанности родителей и детей | 1 | Выписать из документа (Семейный кодекс РФ) порядок вступления в брак и его расторжения |
17 | Понятие и источники трудового права | 1 | Составить схему «Источники трудового права», кластер «Трудовое право» |
18 | Оплата труда. Охрана труда. Рабочее время и время отдыха. | 1 | Решение правовых задач. Составить схему «Виды рабочего времени» |
19 | Трудовой договор: порядок и условия его заключения. | 1 | Трудовой договор |
20 | Административное право | 1 | Составить схему «Виды административных наказаний» |
21 | Порядок обращения в государственные и муниципальные органы | 1 | Формы обращения государственные и муниципальные органы |
22 | Уголовное право | 1 | Решение правовых задач. Работа с документом |
23 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | Составить схему «Виды преступлений», решение правовых задач |
24 | Уголовный процесс | 1 | |
25 | Стадии уголовного судопроизводства | 1 | Таблица: «Стадии уголовного судопроизводства» |
26-27 | Деловая игра «Судебное разбирательство в суде первой инстанции» | 2 | Таблица «Подсудность» |
28-29 | Правовая культура | 2 | Составить кластер «Правовая культура» |
30-31 | Уровень правосознания и правовой активности граждан | 2 | Схема: «Уровень правосознания» |
32-33 | Роль правовой культуры в жизни общества | 2 | Эссе «Роль правовой культуры в жизни общества» |
34-35 | Итоговое обобщение. Презентации проектов.Подготовка и участие в конкурсе «Государство. Право. Я.» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...