Методические рекомендации по организации и проведению военно-спортивной игры «Зарница»
учебно-методическое пособие
Исходя из основных положений «Концепции патриотического воспитания» и государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. главной целью патриотического воспитания должно стать возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.
Деятельность школы осуществляется в соответствии с планом на текущий год и направлена на реализацию программ дополнительного образования детей по гражданско-патриотическому направлению, в том числе и на разработку и проведение школьной военно-спортивной игры «Зарница» (далее игры «Зарница»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_zarnitse.docx | 220.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО «МОЛОДЕЖНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ФОРУМ «КИТЕЖ ПЛЮС»
Методические рекомендации по организации и проведению
военно-спортивной игры
«Зарница»
Славиков В.В.,
педагог ДО
2018г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….….2
I.Содержание военно-спортивной игры «Зарница»…………………….…..5
- . Порядок организации и проведения военно-спортивной
игры «Зарница»…………………………………………………………….….5
1.2. Должностные обязанности лиц, привлеченных к проведению
игры «Зарница»……………………………………………………………..6
- Состав и обязанности отряда юнармейцев……………………….…..7
1.4.Правила игры……………………………………………………………...8
1.5.Соревнования юнармейцев в составе отрядов………………………..8
II. Структура и порядок разработки учебно-методического
комплекса……………………………………………………………………9
2.1. Учебно-методический комплекс (УМК) ……………………………...9
2.2. Порядок разработки УМК…………………………………………….9
2.3. Разработка положения по подготовке и проведению
игры «Зарница»……………………………………………………………….9
III. Методические рекомендации по разработке этапов игры
«Зарница» и методика оценки результатов по
выбранным критериям и показателям…….……………………………10
3.1.Методические рекомендации по разработке заданий
теоретического тура…………………………………………………………11
3.2.Методические рекомендации по разработке заданий
практического тура………………………………………………………….13
3.3.Методика оценки результатов по выбранным критериям
и показателям………………………………………………………………..14
3.4. Методические рекомендации по отработке этапов
военно-спортивной игры «Зарница»…………………………………….14
3.5.Словарь терминов и персоналий…………………………………....14
Литература и Интернет-ресурсы…………..……………………………....15
Приложение ………………………………………………………………...17
Пояснительная записка
Есть на свете такая игра –
Где по-взрослому всё, по-военному,
Марш-броски, и подъём в шесть утра,
И походный уют непременно…
И уже не игра тут, – а – жизнь,
С нею вряд ли другая сравнится,
И её предстоит нам прожить;
Имя этой игры – «Зарница»!
Исходя из основных положений «Концепции патриотического воспитания» и государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. главной целью патриотического воспитания должно стать возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.
Деятельность школы осуществляется в соответствии с планом на текущий год и направлена на реализацию программ дополнительного образования детей по гражданско-патриотическому направлению, в том числе и на разработку и проведение школьной военно-спортивной игры «Зарница» (далее игры «Зарница»)
За период работы накоплен немалый опыт организации учебного процесса и преподаванию по программам патриотического направления. Произошла определенная коррекция содержания программ в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методические комплекты.
Главной целью подготовки учащихся является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Опыт показывает, что наибольшие затруднения организаторы и специалисты испытывают из-за недостатка информации организационно-методического характера. Это и послужило основанием для разработки настоящих методических рекомендаций.
Методические материалы содержат рекомендации по разработке структуры и порядка разработки учебно-методического комплекса, разработке положения по подготовке и проведению игры «Зарница» и методических рекомендаций по отработке этапов игры «Зарница» и методике оценки результатов по выбранным критериям и показателям.
Цель: Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине и готовности к служению Отечеству.
Задачи:
- вооружение учащихся психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодолении их трудностей;
- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;
- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
- популяризация игры «Зарница» среди учащихся образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты
- Укрепление физического и психологического здоровья учащихся через занятия по основам безопасности жизнедеятельности.
- Овладение знаниями, умениями и навыками при подготовке и проведению игры «Зарница».
- Сформированность личностных качеств, необходимых будущему защитнику и патриоту Родины.
Формы и методы проведения
Словесные, наглядные и практические:
- лекция;
- беседа;
- показ;
- упражнения;
- самостоятельная работа;
- практические занятия:
- тренировки.
Материальное обеспечение
- Плакаты по гражданской обороне (индивидуальные средства защиты, приборы радиационной и химической разведки).
- Плакаты по строевой подготовке (строевые приемы и движения без оружия).
- Плакаты по огневой подготовке.
- Схемы и таблицы нормативов по прикладной физической подготовке, огневой подготовке, гражданской обороне.
- Видеофильмы по гражданской обороне и основам военной службы.
- Видеофильмы по правилам выживания в природных условиях
- Видеофильмы «ЧС природного и техногенного характера»
- Противогазы: ГП-5
- Металлоискатель
- Макеты автомата Калашникова.
- Военная форма одежды (полевая).
- Учебные карты местности, компасы.
- Интерактивная доска
- Документ-камера.
- Тренажер - макет искусственного дыхания и оказания первой медицинской помощи
- Система контроля знаний
- Пневматические винтовки
- Медицинские сумки
- Знамя отряда
- Герметичные спички и дрова
- Саперная лопата
- Оружие (макеты)
- Содержание военно-спортивной игры «Зарница»
- Краеведение (тестирование)
- Строевая песня
- Строевая подготовка
- Выживание при автономном существовании в природных условиях
- Медицинская подготовка
- РХБЗ (нормативы гражданской обороны, надевание противогаза)
- Огневая подготовка (неполная разборка и сборка АК-74М, стрельба из пневматической винтовки, метание гранат в цель)
- Тактическая подготовка (полоса препятствий)
- Топография (ориентирование по карте)
- Саперы (разминирование минного поля)
- Порядок организации и проведения военно-спортивной игры «Зарница»
Общие положения
К участию в игре привлекаются учащиеся 5-11 классов, за исключением имеющих освобождение по состоянию здоровья.
Продолжительность игры – 1,5-2 часа.
Место проведения: Открытая местность
Игра «Зарница» проводятся:
- в образовательном учреждении основного общего образования в феврале месяце согласно месячнику военно-патриотического воспитания (рекомендуется)
- в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования - в конце учебного года (1 июня в «День защитника детей»)
Конкретные сроки проведения игры устанавливаются руководителями образовательных учреждений согласно плану воспитательной работы образовательного учреждения.
Организация игры осуществляется в соответствии приказом руководителя образовательного учреждения и положения об организации и проведении военно-спортивной игры «Зарница».
Руководитель образовательного учреждения согласно утвержденному положению назначает для подготовки и проведения игры руководителя и его заместителя из состава преподавателей, а также для руководства отрядами и работы на этапах учителей - предметников.
1.2. Должностные обязанности лиц,
привлеченных к проведению игры «Зарница»
Руководитель игры осуществляет общее руководство подготовкой и проведением игры. Он отвечает за своевременную разработку документов, регламентирующих их проведение; подготовку преподавателей и учащихся; согласование вопросов организации и порядка проведения игры; соблюдение мер безопасности.
Заместитель руководителя игры несет ответственность за организацию и проведение военно-патриотического воспитания учащихся, их дисциплину и морально - психологическое состояние. Он разрабатывает план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся, участвует в проведении занятий по подготовке и проведению игры, изучает нужды и запросы учащихся и принимает меры по их удовлетворению.
Руководитель отряда юнармейцев (учитель-предметник) отвечает за подготовку и участие учащихся в игре. Контролирует соблюдение правил техники безопасности учащимися при проведении игры.
Руководитель этапа (учитель-предметник) отвечает за работу учащихся при выполнении заданий и выставлении объективных оценок.
Руководитель прессы (учитель-предметник) организует работу фотокорреспондентов-учащихся, выпуск боевых листков.
Врач обязан: организовывать медицинское обеспечение граждан, принимающих участие в игре, следить за соблюдением установленных санитарных норм.
Руководитель образовательного учреждения и преподаватель, осуществляющий подготовку по основам безопасности жизнедеятельности согласовывают время и порядок проведения игры, этапы в районе проведения игры, маршруты безопасного движения, меры безопасности и другие вопросы.
Руководитель стрельбы из пневматической винтовки отвечает за соблюдение учащимися установленного порядка, мер безопасности и условий отрабатываемых упражнений стрельб.
а) перед началом стрельбы:
принять доклады от командиров отрядов о готовности к стрельбе и количестве стреляющих;
дать указания о порядке проведения стрельб и напомнить меры безопасности;
организовать наблюдение за стрельбой и мишенным полем;
в) во время стрельбы:
следить за строгим соблюдением требований Курса стрельб и не допускать случаев упрощений и послаблений при выполнении упражнений;
в случаях нарушений мер безопасности, появления на мишенном поле людей, машин, животных или при получении доклада (сигнала) о нарушении мер безопасности немедленно подать сигнал "Отбой" и принять меры к прекращению стрельбы;
1.3.Состав и обязанности отряда юнармейцев
Руководитель (преподаватель-предметник) и командир отряда юнармейцев перед игрой «Зарница» готовит специалистов, которые должны обладать следующими навыками.
Командир:
-Уметь грамотно руководить отрядом.
-Уметь ориентироваться на местности по компасу и карте.
-Знать строевые команды
Знаменосец:
-Носить знамя в строю и обеспечивать сохранность.
Снайпер:
-Знать виды оружия.
-Уметь определять расстояние до предмета.
-Уметь разбирать и собирать автомат Калашникова(макет).
-Уметь метко стрелять из пневматической винтовки и метать "гранаты" на дальность в цель.
Топограф:
-Уметь ориентироваться на местности по компасу и карте.
-Уметь определять стороны горизонта по местным предметам и признакам.
-Читать следы и дорожные знаки.
-Ориентироваться по местным приметам.
Радист:
-Знать азбуку Морзе.
-Уметь передавать и расшифровывать тексты.
-Быстро доставлять донесения в указанный пункт.
Санитар:
-Иметь и знать походную аптечку.
-Уметь оказывать первую доврачебную помощь
-Владеть способами переноски пострадавшего.
Фотокорреспондент:
-Уметь пользоваться фотоаппаратом.
-Быть незаметным на поле боя.
-Осветить ход боевых действий после игры.
Повар:
-Знать типы костров и обладать навыками по их разведению в походных условиях.
-Знать рецепты приготовления различных блюд.
Сапёр:
-Знать устройство различных мин.
-Уметь обнаруживать и обезвреживать мины.
-Уметь пользоваться металлоискателем.
1.4.Правила игры.
Участники игры делятся на два отряда. Отряд «Красные» (красное знамя и красные погоны) и отряд «Белые» (белое знамя и белые погоны) получив маршрутный лист и карту местности, выдвигается в пункт, указанный на карте. Необходимо пройти все этапы, указанные в маршрутном листе и выполнить задания. Баллы выставляются судьями на этапах в маршрутный лист (приложение 1). На маршруте могут находиться диверсанты. Высылается разведка, которая определяет местонахождение своего "противника и командир принимает решение.
Для победы необходимо набрать наибольшее количество баллов.
1.5.Соревнования юнармейцев в составе отрядов
1 этап – Надевание противогаза.
Команда построена в шеренгу, у каждого участника противогаз находиться в походном положении. По команде «Газы» юнармейцы приводят противогаз в боевое положение, правой рукой открывают клапан сумки, надевают на лицо и делает выдох. Фиксируется время надевания противогаза первым и последним игроками каждой команды, потом отряд проходит задымленную местность. Побеждает команда, показавшая наименьшее время.
2 этап – Мины.
Отряд ищет «мины» с помощью металлоискателя в течение 5 минут, очки зачисляются за каждую найденную мину.
3 этап – Строевая подготовка.
Повороты на месте, перестроение в шеренги, строевой шаг.
4 этап – Метание гранат.
Каждый отряд бросает по 10 «гранат» в щит (либо в другую мишень), который находится на расстоянии 10 метров. Очки начисляются по числу попавших в цель «гранат».
5 этап – Соревнование санитаров.
Отряд выполняет задание по оказанию помощи условно пострадавшему и
производит его транспортировку по указанному способу.
6 этап – Полоса препятствий.
Отряд поочерёдно по одному проползает под препятствиями. Правильно выполненным задание считается тогда, когда ни один человек из отряда не заденет натянутые верёвки. За каждое прикосновение присуждается штрафное очко.
7 этап – Разведение костра
Правильно организовать место для кострища. Пережигания нити. (хворост 20см высотой, рогатины 40 см. высотой).
8 этап - Строевая песня
Отряд проходит определенное состояние строевым шагом с песней.
Оценка выставляется по пятибалльной системе.
9 этап – Снайпер
Необходимо поразить мишень. Каждому участнику по одному выстрелу.
Подведение итогов: Победившим считается отряд, набравший наибольшее количество очков.
II. Структура и порядок разработки учебно-методического комплекса
2.1. Учебно-методический комплекс (УМК) игры «Зарница»
представляет собой совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению обучаемыми учебного материала, входящего в план подготовки к игре «Зарница». Состав УМК определяется содержанием проводимых этапов, утвержденной рабочей группой.
2.2. Порядок разработки УМК
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей), обеспечивающей проведения игры «Зарница». Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.
Разработка УМК включает в себя следующие этапы:
-Разработка положения по подготовке и проведению игры «Зарница»
-Разработка конспекта проведения теоретических и практических занятий, методики проведения практических занятий;
-Оформление документации по УМК;
-Апробация материалов УМК в учебном процессе;
-Корректировка материалов УМК.
В состав УМК включаются:
1.Основное положение по подготовке и проведению игры «Зарница».
2.Положения по каждому проводимому этапу игры «Зарница», соответствующие требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки школьников по избранному направлению или специальности в соответствии с требованиями, предъявленными МО РФ.
2.3. Разработка положения по подготовке и проведению игры «Зарница»
Содержание Положения по подготовке и проведению игры «Зарница»,
I. Цель и задачи
II. Руководство и проведение
III. Организаторы соревнований
IV. Время и место проведения соревнований
V. Участники соревнований
VI. Материальное обеспечение и экипировка команды.
VII. Программа конкурсов, операций, соревнований.
VIII. Дополнительные замечания по организации и проведению соревнований, конкурсов, операций
IХ. Подведение итогов и награждение
X. Примечание
XI Обеспечение безопасности проведения финала и соревнований
XII. Документация, предоставляемая мандатной комиссии соревнований
III. Методические рекомендации по разработке этапов игры «Зарница» и
методика оценки результатов по выбранным критериям и показателям
Методические рекомендации представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих оптимальным образом организовать процесс проведения соревнований и конкурсов .
Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать:
-Советы по планированию и подготовке к этапам и организации времени;
-Описание последовательности действий, или «сценария действий»;
-Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса;
-Рекомендации по работе с литературой;
-Советы по подготовке к соревнованиям;
-Разъяснения по поводу работы с тестовой системой и выполнению заданий.
-Тесты и задания для самоконтроля обучаемых.
-Списки учебной литературы;
Тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях. Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа (case-study method).
Методические указания для педагогов и судей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучаемым, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа.
3.1.Методические рекомендации по разработке заданий теоретического тура
Задания теоретического тура состоят из двух частей:
а) первая часть – теоретическая, где участники выполняют теоретические задания;
б) вторая часть – тестирование.
В теоретическом туре необходимо разработать задание, состоящее не менее, чем из 20 вопросов, а также не менее 20 тестов, раскрывающих обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности, при этом уровень их сложности должен быть определен таким образом, чтобы, на их решение участник смог затратить в общей сложности не более 30 минут.
При составлении заданий необходимо учитывать реальный уровень знаний испытуемых, поэтому предметно-методической комиссии необходимо подготовить задания отдельно для обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования.
Задания теоретического тура должны отвечать следующим общим требованиям: вопросы задания должно быть сформулировано ясно и четко, и способствовать формулированию правильного ответа, не допускать их двусмысленного толкования; вопросы задания должны быть построены по принципам: «как читается задание легко, так и понимается легко», «время, выделенное на выполнение задания, должно быть потрачено на поиск ответа, а не на понимание условия вопроса»; при любом варианте ответа вопрос не должен принимать неопределенное значение, т.е. высказывательная форма условия должна всегда принимать значение «истина» или «ложь» при любом допустимом значении ответа. При изменении допустимых условий вопроса задания, правильный ответ никогда не должен стать неправильным; задания следует разнообразить по форме и содержанию, при этом около 80% заданий следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по ОБЖ; при разработке ситуационных задач включаемых в вопросы исключить не информативность их содержания для поиска ответа, а также возможные противоречия: между содержанием условия ситуационной задачи и содержанием требуемого ответа; между образным мышлением участников и содержанием некоторых позиций алгоритмов; между содержанием условия ситуации и имеющимися у участников общеучебными навыками.
В заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени основного общего образования должны быть представлены следующие тематические направления: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов); безопасность в бытовой среде (основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.); безопасность в природной среде; безопасность на водоемах; безопасность в социальной среде (в криминогенных ситуациях и при террористических актах);«Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях»: пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; действия населения по сигналу «Внимание всем!» и при эвакуации, в заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени среднего (полного) общего образования должны быть представлены следующие тематические направления: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах; безопасность в бытовой среде; безопасность в природной среде; безопасность на водоемах; безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядках); пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; «Государственная система обеспечения безопасности населения»: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской обороны; безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан; правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;
«Основы обороны государства и воинская обязанность»: вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре государственных институтов); военно-историческая подготовка (военные реформы в истории российского государства, дни воинской славы в истории России); военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина); государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации.
При разработке тестовых заданий необходимо исходить из следующих требований:
в тестовые задания целесообразно включать известные в теории и практике обучения виды тестов: с выбором правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые ответы на выбор; без готового ответа, или тесты открытой формы, когда участник вписывает ответ самостоятельно в отведенном для этого месте; на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется поставить в соответствие элементам другого множества; на установление правильной последовательности, где требуется установить правильную последовательность действий, шагов, операций и др. тесты выбора, когда маскируется правильный ответ; при составлении тестов необходимо использовались тестовые задания различных видов: словесные, знаковые, числовые, зрительно-пространственные (схемы, рисунки, графики, таблицы и др.) оптимизировать содержание тестов: минимумом числа заданий, за короткое время, быстро, объективно и с наименьшими затратами измерить знания как можно большего числа учащихся. Тест должен состоять из минимального количества заданий, достаточных для полного определения уровня подготовки (обучения).
3.2.Методические рекомендации по разработке заданий практического тура
Задания практического тура этапов соревнования должны дать возможность выявить и оценить: уровень подготовленности участников в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи; уровень подготовленности участников по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы.
В практическом туре можно разработать следующие задания:
не менее 3 заданий по оказанию первой медицинской помощи; не менее 4 заданий по выживанию в условиях природной среды;
не менее 4 заданий по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
не менее 4 заданий по основам военной службы.
Задания практического тура должны отвечать следующим общим требованиям: ориентировать на уровень практических умений и навыков, установленных программно-методическими документами отдельно для обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования; в заданиях должны быть представлены тематические линии; перечень ошибок указывать таким образом, чтобы в случае совершения хотя бы одной из них задание признавалось не выполненным и участнику выставлялось 0 баллов; в задания могут быть включены общие для участников всех возрастных групп вопросы:
3.3.Методика оценки результатов по выбранным критериям и показателям
После разработки заданий разработчики УМК приступают к процедуре корректировки и уточнения критериев и показателей оценки их выполнения. Разработка заданий завершается их экспертизой.
Оценка качества конкурсных заданий должна быть проведена не менее чем тремя специалистами.
На основе разработанной документации рабочая группа готовит информационные и методические материалы для рассылки в местные органы управления и образовательные организации для формирования состава участников соревнования. Кроме того, пересылает организации-устроителю документацию с перечнем необходимого оснащения, оборудования и объектов, необходимых для проведения школьного и муниципального этапов соревнований.
3.4. Методические рекомендации по отработке этапов игры «Зарница»
Методические рекомендации представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих оптимальным образом организовать процесс проведения соревнований и конкурсов .
Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать: советы по планированию и подготовке к этапам и организации времени, описание последовательности действий, или «сценария действий», рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к соревнованиям; разъяснения по поводу работы с тестовой системой и выполнению заданий, тесты и задания для самоконтроля обучаемых, списки учебной литературы, тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях.
Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа.
3.5.Словарь терминов и персоналий.
В ходе проведения этапов игры «Зарница» используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того чтобы обучаемый мог качественно отработать этап соревнования, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к данному понятию. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов и персоналий - глоссарий. В данном словаре должны быть даны определения всех встречающихся терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке.
Литература и Интернет-ресурсы
1. Образовательная программа «Допризывная подготовка».
2.Образовательная программа «Основы военного дела»
3.Комплексная образовательная программа «Истоки патриотизма».
4.Перспективные образовательные программы (вводятся в систему образования с 2013 года) Образовательная программа «Военно-спортивная игра «Зарница».
5.Образовательная программа «Наука побеждать».
6.Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ (от29.12.2012)
7.Примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;
- авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V-IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2010);
8.Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2012);
9.Примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;
16.«Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях» авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа», 2009).
Интернет-ресурсы:
- http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
- http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
- http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
- http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
- http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
- http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
- http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
- http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
- http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
- http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области
- http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
- http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
- http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
- http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
- http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
- http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
- http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
- info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
- vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
- www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности
Приложение
Материал для подготовки
Назначение, общее устройство автомата
Модернизированный автомат Калашникова (рис. 1) является индивидуальным оружием и предназначен для уничтожения живой силы противника. В рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож.
Рис. 1. Общий вид автомата Калашникова: а - с деревянным прикладом (АКМ); б — со складывающимся прикладом {АКМС)
Рис. 2. Основные части и механизмы автомата:
/ — ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением и прикладом; 2—крышка ствольной коробки; 3 — штык-нож; 4 — возвратный механизм; 5 — затворная рама с газовым поршнем;
6 — газовая трубка со ствольной накладкой; 7 — затвор; 8 — цевье; 9 — магазин; 10 — ударно-спусковой механизм
Порядок неполной разборки автомата
Разборка и сборка автомата производятся на столе или на чистой подстилке. Части и механизмы укладываются в порядке разборки. Обращаться с ними следует осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов.
Разборка автомата может быть полная и неполная. Полная
разборка автомата производится для чистки при сильном загряз
нении автомата, после нахождения его под дождем, в песке или
в снегу, при переходе на другую смазку и при ремонте. Во всех
остальных случаях производится неполная разборка.
Отделить магазин (рис. 3). Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин, нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его. После этого проверить нет ли патрона в патроннике, для чего перевести переводчик вниз, отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и спустить курок с бoевого взвода.
Вынуть пенал с принадлежностью. Утопить пальцем правой руки крышку гнезда
Рис. 3. Отделение магазина
приклада так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку, выколотку и шпильку. У автомата со складывающимся прикладом пенал носится в кармане сумки для магазинов.
Отделить шомпол. Оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки (рис. 4), и вынуть шомпол вверх.
Рис. 4. Отделение шомпола
Отделить крышку ствольной коробки (рис. 5). Левой рукой обхватить шейку приклада, большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма, правой рукой приподнять вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и отделить крышку.
Рис. 5. Отделение крышки ствольной коробки
Отделить возвратный механизм (рис. 6). Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада, правой рукой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня и извлечь возвратный механизм jog из канала затворной рамы.
Рис 6. Отделение возвратного механизма
Отделить затворную раму с затвором (рис. 7). Продолжая удерживать автомат левой рукой, правой рукой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять ее вместе с затвором и отделить от ствольной коробки.
Рис. 7. Отделение затворной рамы с затвором
Отделить затвор От затворной рамы (рис. 8). Взять затворную раму в левую руку затвором кверху, правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.
Рис. 8. Отделение затвора от затворной рамы
Отделить газовую трубку со ствольной накладкой (рис. 9). Удерживая автомат левой рукой, правой рукой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального положения и снять газовую трубку с патрубка газовой камеры.
Рис. 9. Отделение газовой трубки со ствольной накладкой
Сборка автомата после неполной разборки
Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой рукой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой камеры и
прижать задний конец ствольной накладки к стволу; повернуть замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.
Присоединить затвор к затворной раме. Взять затворную раму в левую руку, а затвор в правую и вставить его цилиндрической частью в канал рамы; повернуть затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвинуть затвор вперед.
Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке. Левой рукой обхватить шейку приклада. Удерживая затворную раму с затвором в правой руке так, чтобы затвор, прижатый большим пальцем, находился в переднем положении, ввести газовый поршень в полость колодки прицела и продвинуть затворную раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к ствольной коробке и продвинуть вперед.
Присоединить возвратный механизм. Правой рукой ввести возвратный механизм в канал затворной рамы; сжимая возвратную пружину, подать направляющий стержень вперед и, опустив несколько книзу, ввести его пятку в продольный паз ствольной коробки.
Присоединить крышку ствольной коробки. Вставить крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела; нажать на задний конец крышки ладонью правой руки вперед и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки.
Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель. Нажать на спусковой крючок и поднять переводчик вверх до отказа.
Присоединить шомпол.
Вложить пенал в гнездо приклада (рис. 10). Уложить принадлежность в пенал и закрыть его крышкой, вложить пенал дном в гнездо приклада и утопить его так, чтобы гнездо закрылось крышкой. У автомата со складывающимся прикладом пенал убирается в карман сумки для магазинов.
Присоединить магазин к автомату. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой ввести в окно ствольной коробки зацеп магазина и повернуть магазин на себя так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина.
При сборке автомата сличаются номера на его частях с номером на ствольной коробке.
Рис. 10 Вкладывание пенала в гнездо приклада
Снаряжение магазина патронами
снаряжения магазина взять его в левую
руку горловиной вверх и выпуклой стороной.
влево, а в правую руку — патроны пулями к мизинцу так, чтобы дно гильзы немного возвышалось над большим и указательным пальцами.
Удерживая магазин с небольшим наклоном .влево, нажимом большого пальца (рис. 11) вкладывать патроны по одному под загибы боковых стенок дном гильзы к задней стенке магазина. Снаряженный магазин уложить в сумку.
Рис. 11. Снаряжение магазина патронами
НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ
- Неполная разборка автомата
Учащийся стоит у стола. Оружие в собранном виде лежит на столе. Подается команда: «Автомат —РАЗОБРАТЬ».
«5»— разборка выполнена в установленной последовательности, действия обучаемого четкие, уверенные. Отдельные части разложены на столе в требуемом порядке за18 секунд
«4»—-разборка выполнена с соблюдением последовательности за 20 секунд, но при этом допущено не более одной ошибки.
«3» — разборка выполнена с нарушением последовательности за 25 секунд,. действия обучаемого медленные, нечеткие. Отделяемые части извлекались с усилием. Допущено не более двух ошибок.
«2» — разборка не выполнена или при работе допущено более трех ошибок.
«1»—разборка не произведена.
Ошибки при разборке автомата;
- Не осмотрен патронник.
- Нарушение последовательности разборки.
3. Отделенные части разложены беспорядочно.
4. Извлечение частей производится с большим усилием.
Действия обучаемого медленные, неуверенные
2. Сборка автомата (малокалиберной винтовки) после не полной разборки.
Учащийся стоит у стола. Части оружия разложены на столе в установленном порядке. Подается команда: «К сборке — ПРИСТУПИТЬ».
«5» — сборка произведена правильно, без нарушения последовательности за 30 секунд. Действия быстрые, четкие, уверенные. После сборки проведена проверка работы частей и механизмов.
«4»-—сборка выполнена правильно и в установленной последовательности за 35 секунд. Допущено не более одной ошибки.
«3» — Сборка выполнена за 40 секунд, но допущено не более двух ошибок.
«2» — сборка не выполнена или при ее выполнении допущено три и более ошибок.
«1» — сборка не произведена.
Ошибки при сборке автомата;
Нарушение последовательности сборки. Соединение частей производится с большим усилием. Не произведен спуск курка. Не проверена работа частей и механизмов. Автомат не поставлен, на предохранитель. Действия обучаемого медленные, неуверенные.
3. Снаряжение магазина автомата.
Магазин в руке у учащегося. Патроны (учебные) россыпью на подстилке (столе). Подается команда: «Магазин СНАРЯДИТЬ».
«5» — упражнение выполнено. Приемы и действия правильные. Работа выполнена быстро, четко, уверенно за 40 секунд.
«4» — упражнение выполнено за 45 секунд. Приемы правильные, но действия неуверенные. Темп замедленный.
«3» — упражнение выполнено за 50 секунд, но допущено много ошибок. Действия неуверенные. Допускаются усилия при вкладывании патронов в патронник.
«2» - упражнение не выполнено.
«1»— не знает действий при снаряжении.
Ошибки при снаряжение магазина;
Неуставные приемы.
Патроны вкладываются в приемник с усилием.
Действия медленные, нечеткие.
Приложение 4
Огневая подготовка
Наводка — это придание оси канала ствола автомата необходимого для стрельбы положения в пространстве. Она включает следующие элементы: взятие ровной мушки и совмещение ее с точкой прицеливания (рис. 12). Точка на цели, в которую наводится автомат, называется точкой прицеливания. Взятие ровной мушки — это правильное совмещение мушки с прорезью прицельной планки. Ее вершина должна быть видна в центре прорези прицельной планки на одном уровне с ее верхними краями. Прицел и точка прицеливания выбираются с таким расчетом, чтобы при стрельбе средняя траектория проходила посредине цели. При стрельбе по неподвижным целям из автомата на дальность до 300 м огонь следует вести, как правило, с прицелом 3 или «П», прицеливаясь в нижний край цели или в середину, если цель высокая (бегущие фигуры и т. п.). Например, при стрельбе из автомата по цели «Грудная фигура» на дальности 100 м точку прицеливания удобно выбрать на нижнем обрезе цели и огонь вести с прицелом «П». При этом превышение траектории над линией прицеливания на этой дальности равно 25 см, что соответствует прохождению траектории через центр цели.
При стрельбе на дальности, превышающие 300 м, прицел устанавливается соответственно расстоянию до цели, округленному до целых сотен метров. За точку прицеливания, как правило, принимается середина цели. Если условия обстановки не позволяют изменять установку прицела в зависимости от расстояния до цели, то в пределах дальности прямого выстрела огонь следует вести с прицелом «П», прицеливаясь в нижний край цели.
Поправки на превышение местности над уровнем моря и на угол места цели вносятся в установку прицела только при стрельбе в горах на расстояние свыше 400 м.
Боковой ветер оказывает значительное влияние на полет пули, отклоняя ее в сторону. Поправка на боковой ветер учитывается выносом точки прицеливания в метрах, фигурах цели, или делениях целика (при стрельбе из пулемета). При этом отсчет выноса
Рис. 12. Правильное прицеливание и ошибки при прицеливании:
точки прицеливания производится от середины цели в ту сторону, откуда дует ветер (рис.13).
Рис.13. Вынос точки прицеливания в фигурах цели
Прицеливание осуществляется одним глазом. Вопрос о выборе глаза для прицеливания решается путем определения так называемого ведущего (направляющего) глаза. Глаз, которым человек видит лучше, называется доминирующим (направляющим). Стрельба должна вестись при прицеливании направляющим глазом, который определяется так (рис. 14):
Рис. 14. Определение направляющего глаза.
На удалении от глаза 40—50 см согнуть пальцы рук, чтобы образовать кольцо. Удерживая руку в таком положении, посмотреть через него на какой-нибудь мелкий предмет так, чтобы видеть его обоими глазами. Затем, поочередно закрывая глаза, нужно следить, уходит ли предмет от кольца или остается в нем. Направляющим является тот глаз, которым стрелок видит предмет несмещенным, оставшимся в кольце. У большинства людей направляющий глаз правый.
Для прицеливания надо ведущим глазом смотреть через прорезь прицела на мушку так, чтобы мушка пришлась посредине прорези, а вершина ее была наравне с верхними краями гривки прицельной планки, то есть взять ровную мушку. Задерживая дыхание на выдохе, перемещением локтей, а если нужно, корпуса и ног подвести ровную мушку к точке прицеливания, одновременно с этим нажимая на спусковой крючок первым суставом указательного пальца.
При прицеливании нужно следить за тем, чтобы гривка прицельной планки занимала горизонтальное положение. При наклоне автомата вправо (влево) пули уйдут соответственно вправо (влево).
Чтобы не снижать меткости стрельбы, не рекомендуется целиться подолгу. Если же открытие огня по каким-либо причинам задержалось, лучше прекратить прицеливание и дать глазу отдохнуть 5—!0 секунд. Для спуска курка надо, прочно удерживая автомат левой рукой за цевье или магазин, а правой прижимая за пистолетную рукоятку к плечу, затаив дыхание, плавно нажимать на спусковой крючок до тех пор, пока курок незаметно для стреляющего не спустится с боевого взвода, то есть пока не произойдет выстрел. При спуске курка не следует придавать значения легким колебаниям ровной мушки у точки прицеливания. Стремление дожать спусковой крючок в момент наилучшего совмещения ровной мушки с точкой прицеливания, как правило, приводит к дерганью за спусковой крючок и к неточному выстрелу. Если при прицеливании и нажатии на спусковой крючок чувствуется, что больше нельзя;: не дышать, надо, не ослабляя нажима пальца на спусковой крючок, возобновить дыхание и, вновь задержав его на выдохе, уточнить наводку и нажать на спусковой крючок.
При ведении огня очередями прочно удерживать приклад автомата прижатым к плечу, не изменяя положения локтей и сохраняя ровно взятую в прорези прицела мушку под выбранной точкой прицеливания. После каждой очереди быстро восстанавливать правильность прицеливания и продолжать стрельбу При стрельбе из положения лежа разрешается упирать автомат магазином в грунт.
Приложение 5
Порядок подготовки противогаза
Внешний осмотр противогаза производить в следующем порядке:
- вынуть противогаз из сумки;
- проверить целость шлем-маски (маски), для чего, слегка растягивая шлем-маску (резину маски), осмотреть ее; места обнаруженных проколов или порывов обвести с наружной стороны химическим карандашом или чернилами; у маски ММ-1 осмотреть целость тесемок и пряжек наголовника;
- проверить целость деталей мембранной коробки и правильность ее сборки;
- проверить целость стекол очков, исправность обтекателей, наличие и исправность прижимных колец;
- осмотреть клапанную коробку и проверить, нет ли на ней вмятин, пробоин и ржавчины; проверить состояние клапанов (они не
должны быть порваны, покороблены или засорены), а также наличие резинового прокладочного кольца; - осмотреть соединительную трубку и проверить, нет ли на ней проколов и порывов, непомяты ли накидная и ввинтная гайки, нет
ли срыва резьбы, имеется ли в накидной гайке на ниппеле резиновое прокладочное кольцо;
- осмотреть противогазовую коробку и проверить, нет ли на ней пробоин, ржавчины и не помяты ли горловина и крышка;
- вынуть резиновую пробку из отверстия в дне противогазовой коробки (при получении противогаза в пользование);
- проверить наличие и состояние утеплительных манжет, коробки с незапотевающими пленками и с запасными мембранами
(в ШМС и ММ-1), «карандаша» против запотевания стекол очков, наличие и целость вторых стекол очков у маски ММ-1.
При осмотре противогазовой сумки обратить внимание на целость ее, на наличие и состояние ремешка на клапане, пряжки (кнопок), лямки для ношения противогаза, деревянных вкладышей (планок) на дне сумки и тесьмы (шнура) для закрепления сумки.
При обнаружении неисправностей и некомплектности в противогазе доложить об этом своему командиру.
При сборке противогаза ввернуть до отказа ввинтную гайку соединительной трубки в клапанную коробку шлем-маски (маски);
взять в левую руку противогазовую коробку горловиной вниз, а в правую руку накидную гайку соединительной трубки (опустив лицевую часть свободно вниз); навинтить гайку до отказа на горловину коробки так, чтобы шлем-маска (маска) очками была обращена в одну сторону с боковым швом противогазовой
коробки (рис.1).
Противогаз укладывать в сумку в такой последовательности:
Рис. 2. Сборка фильтрующего противогаза
- уложить противогазовую коробку боковым швом к перегородке сумки;
- сложить шлем-маску, для чего взять одной рукой за очки, другой рукой перегнуть шлем-маску вдоль (рис. 3, а) и закрыть ею одно стекло, а затем перегнуть шлем-маску поперек, закрыв другое стекло (рис. 3,б);
Рис. 3, Складывание шлем-маски фильтрующего противогаза
— вложить в сумку соединительную трубку и сложенную шлем-маску клапанной коробкой вниз (рис. 3, в).
Правила пользования противогазом
Чтобы привести противогаз в «походное» положение необходимо:
- надеть сумку с противогазом через правое плечо так, чтобы она находилась на левом боку и клапан ее был обращен от себя
(в поле); - подогнать при помощи передвижной пряжки длину лямки так, чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня;
- отстегнуть клапан противогазовой сумки;
- вынуть шлем-маску и проверить состояние стекол очков и выдыхательных клапанов, а также положение деревянных вкладышей на дне противогазовой сумки; грязные стекла очков протереть, потерявшие прозрачность не запотевающие пленки заменить или натереть стекла очков специальным «карандашом»;
- сложить и уложить шлем-маску в сумку, застегнуть клапан противогазовой сумки;
- сдвинуть противогаз немного назад, что бы при ходьбе он не мешал движению руки; при необходимости противогаз может быть закреплен на туловище с помощью тесьмы.
При ношении средств защиты в положении «наготове» необходимо расстегнуть клапан противогазовой сумки, закрепить противогаз на туловище, ослабить подбородочный ремень или развязать тесемки головного убора (каски).
Лямка противогазовой сумки, как правило, должна быть под лямками вещевого мешка, но поверх ремней снаряжения.
В «боевое» положение противогаз переводится по команде «ГАЗЫ», по сигналу оповещения о радиоактивном, химическом и бактериальном заражении, а также самостоятельно (без команды и сигнала) при обнаружении радиоактивного заражения, отравляющих веществ и бактериальных средств в воздухе или на местности.
Для перевода противогаза в «боевое» положение необходимо:
- задержать дыхание, закрыть глаза, встать спиной против ветра, взять оружие «на ремень» (положить на землю, зажать между
ног или поставить у опоры); - снять головной убор, а при опущенном подбородочном ремне откинуть головной убор назад;
вынуть шлем-маску, взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части шлем-маски так, чтобы большие пальцы были
снаружи, а остальные внутри ее (рис. 4, а);
— приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением pук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову (рис. 4, б) так, чтобы не было складок, г очки пришлись против глаз;
Рис. 4. Приемы надевания фильтрующего противогаза
- устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски (маски), сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;
- надеть головной убор, закрепить противогаз на туловище, если этого не было сделано ранее.
При надевании маски ММ-1 повернуть ее открытой частью к себе, охватить пальцами правой и левой рук боковые тесемки, слегка растянуть маску, натянуть ее подбородочную часть на подбородок, занести затыльник наголовника на голову, расправить и отпустить тесемки.
Надевать шлем-маску (маску) можно и другими приемами, но их применение должно обеспечить защиту личного состава от поражения, быстрое надевание и сохранность лицевой части противогаза.
Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза, положить оружие рядом с собой, снять головной убор, достать шлем-маску (маску) из сумки и надеть ее лежа на правом боку или как удобнее, сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание, надеть головной убор, взять оружие.
. При надевании противогаза на раненого необходимо положить или посадить раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть шлем-маску из сумки и надеть ее на голову раненого (рис. 5).
Рис. 5. Надевание противогаза на раненого (вариант)
При надетом танкошлеме противогаз переводится в «боевое» положение приемами, со следующими дополнениями:
- перед надеванием шлем-маски отстегнуть ларингофоны и откинуть танкошлем назад;
- после надевания противогаза надеть танкошлем и застегнуть ларингофоны.
Противогаз снимается по команде «Противогаз СНЯТЬ». По этой команде:
- приподнять одной рукой головной убор, взяться другой рукой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением руки вперед и вверх снять ее;
- надеть головной убор;
- сложить шлем-маску (маску) и уложить ее в сумку.
При возможности снятую шлем-маску (маску) вывернуть наизнанку, просушить и протереть чистой тряпочкой.
Укладывание противогаза в сумку производится по команде «Противогаз СЛОЖИТЬ» или самостоятельно.
Пользование поврежденным противогазом
При повреждении противогаза в условиях зараженного воздуха необходимо до получения исправного противогаза уметь пользоваться поврежденным.
При незначительном порыве шлем-маски (маски) следует плотно зажать пальцами порванное место или прижать его ладонью к
лицу.
При большом порыве шлем-маски (маски), разбитых стеклах очков или при повреждении выдыхательных клапанов необходимо:
- задержать дыхание, закрыть глаза и снять шлем-маску (маску);
- отвинтить соединительную трубку от шлем-маски (маски) и взять ввинтную гайку соединительной трубки в рот, зажать нос и дышать через рот; глаза не открывать.
При повреждении соединительной трубки следует задержать дыхание, закрыть глаза, отвинтить соединительную трубку и привинтить противогазовую коробку непосредственно к клапанной коробке, сделать выдох, открыть глаза и возобновить дыхание, придерживая рукой противогазовую коробку.
При пробоинах (проколах) в противогазовой коробке надо замазать пробоину (прокол) глиной, землей, хлебным мякишем.
Для замены поврежденного противогаза на исправный необходимо:
— подготовить исправный противогаз к быстрому надеванию (расстегнуть клапан противогазовой сумки, вынуть резиновую пробку из дна коробки, вынуть шлем-маску или маску) и снять головной убор;
- задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску (маску) поврежденного противогаза;
- надеть шлем-маску (маску) исправного противогаза, сделать выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;
- вложить коробку исправного противогаза в свою сумку, а поврежденный противогаз вложить в сумку, в которой был доставлен исправный противогаз.
Приложение 6
Ориентирование на местности
Одним из важных элементов культуры каждого человека является знание основ топографии и умение ориентироваться на местности. Человек должен уметь читать карту, определять место стоянки, выбирать маршрут движения и сохранять его направление. Важно также уметь определят высоту, ширину объекта на местности и расстояние до него.
Техника чтения карты известна вам из курса географии. Напомним, что топографическая карта гораздо подробнее, чем любая географическая. На ней изображены на одном листе местность и объекты, находящиеся на этой местности. С помощью условных топографических знаков — маленьких рисунков, которые, если смотреть на них сверху, немного похожи на местные предметы, на карте показано местоположение отдельных предметов (рис. 18).
Рис 18 Условные обозначение на картах
Условно все топографические знаки делятся на пять групп:
строения и сооружения; дорожная сеть; гидрография; растительность; рельеф.
Все знаки имеют три отличительных свойства — форму, цвет и размер. Рельеф местности изображается с помощью горизонталей — тонких извилистых линий коричневого цвета, которые позволяют оценить по карте наличие склонов, выступов, углублений и т.п. Самое главное свойство горизонталей состоит в том, что любые точки, взятые на одной и той же горизонтали, находятся на одной высоте над уровнем моря.
При работе с картой приходится измерять расстояние между пунктами, вычислять углы. Для этого необходимо прежде всего знать масштаб карты — отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на местности, выраженное в одинаковых мерах длины. Существуют численные и линейные масштабы карт.
Численный масштаб карты записывается в виде дроби или отношения двух чисел. Так 1 : 25 000 означает, что
1см на карте соответствует 25000 см (250 м) на местности.
Линейный масштаб — это графическое изображение численного масштаба. Он представляет собой прямую линию,
разделенную на отрезки равной длины, называемые основанием линейного масштаба (рис. 19). Основание выбирается с таким расчетом, чтобы ему на местности соответствовало круглое число сотен или тысяч метров. Чем крупнее масштаб, тем больше подробностей местности показано на карте.
Измерение расстояний на карте осуществляется с помощью циркуля или курвиметра. Курвиметр имеет вид круглой коробочки с
Рис 19.
Линейный масштаб
-
Рис. 20. Курвиметр
(отсчеты в км)
держателем. В центре прибора находится циферблат со стрелкой, внизу имеется колесико, при помощи которого обводится маршрут. Колесико соединено системой передач со стрелкой на циферблате, которая ведет отсчет величины пройденного расстояния по карте (рис. 20).
Чтобы определить длину маршрута с помощью курвиметра, необходимо стрелку прибора установить на нулевое положение циферблата, поставить его вертикально колесиком на начальную точку маршрута и прокатить вдоль маршрута так, чтобы показания стрелки возрастали. В конечной точке маршрута снимают отсчет по шкале.
В ходе работ с топографическими картами часто приходится выполнять их копирование. Копирование осуществляется путем перевода изображения отдельных условных топографических знаков на кальку при ее наложении на карту. При этом, приступая к работе, необходимо наметит!) три контрольные точки в разных частях кальки, по которым проверяют, не сдвинулись ли карта и калька. В конце работы надо скопировать масштаб карты, год издания и отрезок ориентирующей линии — стрелку север—юг.
Любая топографическая карта предназначена прежде всего для ориентирования. Ориентирование — это определение наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, а также направления движения. Оно проводится с помощью специальных навигационных приборов, компаса или карты, по Солнцу, Луне, Полярной звезде, приближенно по местным предметам, а также по световым, радио- и звуковым сигналам.
Ориентирование складывается из следующих основных действий:
О определение сторон горизонта;
О опознание местности по ориентирам;
О определение точки стоянки и направления движения на ориентир.
Ориентирование на местности всегда начинается с определения сторон горизонта по компасу.
Компас был известен еще до нашей эры в Китае. Существует множество компасов: ученические, спортивные жидкостные, компас Адрианова и др.
При пользовании любым компасом следует помнить, что в свободно подвешенном состоянии магнитная стрелка своими концами будет направлена на север и на юг. Однако стрелка располагается не по направлению истинного (географического) меридиана, а по направлению магнитного меридиана (рис. 21). Угол между истинным и магнитным меридианом называется магнитным склонением. Величина его в Европе и Азии, как правило, не превышает 5—7° и может иметь знак « + » (восточное) или «—» (западное). В большинстве случаев, кроме районов магнитных аномалий, можно считать, что магнитный и истинный меридианы совпадают, однако для более точного ориентирования и при движении по азимуту надо учитывать величину указанного на карте магнитного склонения.
Наиболее часто используется компас Адрианова (рис. 22), в котором градусные деления идут по кругу
Рис. 21. Переход от истинного азимута
Рис 22. Компас Адрианова
к магнитному
(лимбу) по ходу часовой стрелки через три градуса. Компас состоит из: корпуса 1, визирного кольца 2, магнитной стрелки 3, лимба 4 и зажима 5.
У компаса Адрианова целиком темная стрелка, у него вращающееся визирное кольцо (это его главная особенность). К краям крышки на одной линии приделаны две стойки для прицеливания (с прорезью и с мушкой). Компас нужно положить на ладонь левой руки, отпустить зажим, руку с компасом поднять к глазу и повернуть руку так, чтобы стрелка пришлась на нулевое деление лимба и совпала бы с линией С—Ю. Это рабочее положение компаса, которое надо выдерживать всегда. Для определения направления, не двигая прибор, надо осторожно повернуть визирное кольцо и через прорезь мушки нацелиться на ориентир, который в дальнейшем может использоваться для ориентирования при движении по азимуту.
Техника движения по азимуту известна вам из курса географии и ОБЖ для 6 класса. Напомним, что при движении по азимуту необходимо тщательно выдерживать направление и чаще сверяться с компасом. Для более точного выхода на заданный ориентир не следует назначать очень большие расстояния между точками поворота. При обходе препятствия на противоположной его стороне надо заметить какой-либо ориентир и, обойдя, продолжить движение по азимуту из этого ориентира.
С помощью компаса выполняется ориентирование топографической карты. Для решения этой задачи на восточную или западную рамку карты кладут компас, чтобы направление «север» на лимбе компаса совпало с условным направлением «север» на карте, а затем поворачивают карту горизонтально до совмещения северного конца стрелки с указателем «север» на лимбе. Необходимо придать карте такое положение, чтобы изображение линий на карте полностью совпало с изображением на местности. При этом следует обратить внимание на то, чтобы объект, находящийся на местности слева или справа, находился на карте с той же стороны.
После того как карта сориентирована, можно решить ряд задач. Чаще всего приходится находить на карте точку своего местоположения. Проще всего определить свое
место, когда оно оказывается рядом с ориентиром (местным предметом, изображенным на карте). Условный знак этого предмета указывает точку стояния. В иных случаях прибегают к простейшим способам топографической привязки, путем отложения на карте азимутов или расстояний до местных ориентиров. При этом расстояние на местности может измеряться шагами (100 обычных шагов принимаются равными 75—80 м) или парами шагов (2 обычных шага равны 1 паре шагов, которая принимается за 1,5м).
Стороны горизонта приближенно могут быть определены по небесным светилам или местным признакам.
Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов
Ориентирование по Солнцу. В Северном полушарии направление на север можно определить, став в полдень спиной к Солнцу. Тень укажет направление на север, слева будет запад, справа — восток. Местный полдень можно определить с помощью вертикального шеста длиной 0,5— 1 м по наименьшей длине тени от него на поверхности земли. Нужно также помнить, что в б—7 ч утра Солнце на востоке, в 7 вечера — на западе.
Определение сторон света с помощью часов. Часы необходимо положить горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка
указывала на солнце. Через центр циферблата мысленно проведите линию в направлении цифры 1 (при летнем времени — 2). Биссектриса угла, образованного между этой линией и часовой стрелкой, показывает направление север-юг, при этом юг до 12 ч находится справа от Солнца, а после 12ч — слева.
Рис. 23. Определение сторон света по Солнцу и часам
Определение сторон горизонта по Луне
Для тех, кто знаком с астрономией и умеет различать фазы Луны (рис. 24), рекомендуем способ определения сторон горизонта по этому небесному светилу. Ведь может случиться, что из-за облачности не видно Полярной звезды, но видно Луну.
В табл. 1 представлено приблизительное местонахождение Луны в разное время суток.
Рис. 24. Фазы Луны:
1 - первая четверть; 2 - полнолуние; 3 - последняя четверть.
Определение сторон света с помощью Луны
Фазы Луны
В 19ч
В1ч
В7ч
Первая четверть (видна правая половинка диска Луны)
На юге
На западе
—
Полнолуние (виден весь
диск луны)
На востоке
На юге
На западе
Последняя четверть (видна левая половина диска Луны)
—
На востоке
На юге
Для быстрого различения фаз Луны существует следующий прием: соединить прямой линией рожки молодого месяца — получится буква «р» — «растущая» Луна. В последней четверти Луна похожа на букву «с» — «стареющая» (рис. 25).
При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце.
Рис. 25. Определение
поправки к показаниям
часов
Ориентирование по Полярной звезде
Местоположение Полярной звезды определяется по созвездию Большой Медведицы: мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звезды «ковша», и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими двумя звездами (рис. 26). Полярная звезда опознается по яркости. Она точно указывает (ошибка менее 2°) на север.
Рис.26. Нахождение Полярной звезды
Рис. 27.
Способы определения
направлений по местным
признакам
Ориентирование по местным признакам и предметам
Направление на юг можно определить по большому скоплению смолы на соответствующей югу стороне ствола хвойного дерева. В оврагах снег тает быстрее на южных склонах. Шире годичные кольца на пнях на южной стороне, мох нарастает на северной стороне дерева. Пологая сторона муравейника обращена на юг. Грибы обычно растут с северной стороны дерева.
Определение высоты и
ширины объекта
Один из способов определения
высоты объекта. Длина палки
относится к длине своей тени как
высота дерева — к своей (рис. 28).
BE : АЕ = CD : AD, отсюда
CD = (BE • AD): AE
Рис. 28. Определение высоты дерева
Один из способов определения
ширины объекта.
Напротив предмета на противоположном берегу поставить веху А. Повернувшись на 90 и пройдя 20 м, поставить веху В. В этом же направлении пройти вдвое меньше метров (точка С). Повернувшись на 90°,
Рис. 29. Определение ширины реки
идти пока веха В и предмет не будут
на одной линии. Расстояние CD
умножить на 2.
37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида
Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....
Методические рекомендации по организации и проведению торжественной линейки - митинга памяти, посвященной Дню Победы.
Описание подготовки и проведения торжественной линейки - митинга памяти, посвященной Дню Победы с участием учащихся школы, их родителей, ветеранов ВОВ и УТФ, педагогического коллектива....
"Методические рекомендации по организации и проведению фонетических зарядок в школе для детей с нарушенным слухом"
Проведение фонетических зарядок в школе...
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.
Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы....
Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки.
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в детском доме. Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выпо...
Методические рекомендации по организации и проведению спортивно- массового мероприятия "День здоровья".
Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно- массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения,программа,план,протоколы и т.д.,позволяющие более...
Методика организации и проведения военно-спортивных игр, слетов, спартакиад
Материал может быть полезен учителю ОБЖ, педагогу дополнительного образования, вожатым в летних спортивных и оздоровительных лагерях....