Статья "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От плуга до лазера».
статья
Статья о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «От плуга до лазера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От плуга до лазера»
Актуальность
От плуга до лазера – это занятия, демонстрирующее открытия человечества от первобытного строя до наших дней. Программа направлена на раннее развитие у детей инженерного и научного мышления, реализацию их творческих, познавательных, исследовательских и коммуникативных потребностей. Данная Программа дает возможность подготовить ребенка к опережающему восприятию мировых открытий в понятной и доступной форме, что актуально для меняющейся парадигмы школьного образования. ФГОС акцентирует приоритетность познавательного развития в условиях игровой, исследовательской, проектной деятельности.
Отличительные особенности
В Программе усилен проблемный и творческий компонент образовательного процесса за счет включения игрового и поискового элементов в обучение. Педагог не разъясняет принцип действия открытия до мельчайших подробностей, т. к. ребенок еще не располагает необходимым понятийным аппаратом, а организует получение знаний на основе знакомства с явлениями и процессами путем демонстрации видеороликов, бесед, обсуждений.
Основными формами проведения занятий являются научный лекторий, творческая мастерская, игровое занятие. Основными формами контроля освоения учащимися Программы являются педагогическое наблюдение, игровое задание и презентация работ.
Весь теоретический материал (открытия, явления, определения, законы и др.) носит ознакомительный характер и преподносится учащимся в доступной форме. Особенностями обучения являются логико-поисковая работа, задания для развития мыслительных процессов, побуждением к самостоятельному творчеству.
Авторским является использование в процессе обучения различных упражнений, игр, заданий на развитие таких мыслительных процессов, как логика, внимание и память. Нарушается привычное, бытовое представление детей о законах окружающего мира.
В образовательном процессе реализуются следующие педагогические принципы:
- посильности обучения, т. е. соответствия предлагаемого содержания и форм обучения особенностям, возможностям, интересам учащихся;
- последовательности, упорядоченности, т. е. обучения от простого к сложному;
- единства теории и практики, опоры на наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;
- обучения в игре: игра делает процесс познания легким и понятным для ребенка, создает радостный эмоциональный фон занятия;
- самостоятельности, т. е. максимально возможной на данном этапе обучения организации тех видов работы, которые учащийся может выполнить сам.
Программа направлена на:
- формирование системы первичных естественнонаучных знаний, умений, навыков;
- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при выполнении заданий;
- повышение уверенности в своих научных и творческих способностях.
Программа дает возможность получения ребенком конкретного наглядного результата (продукта) обучения, что создает ситуацию успеха, которая особенно важна для детей младшего возраста.
Цель: Раннее развитие у учащихся естественнонаучного познания, конструкторских и изобретательских способностей, таких мыслительных процессов, как логика, внимание и память, мотивации к творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомство учащихся с рядом научных открытий и физических явлений в процессе развития цивилизации.
2. Формирование представления о некоторых физико-технических понятиях.
3. Обучение проектированию и изготавливать простые устройства.
4. Обучение объяснению действия устройств, в основе которых лежат физические явления.
5. Формирование навыка безопасного применения инструментов, необходимых для работы.
Развивающие:
1. Развитие памяти, внимания, аналитического мышления.
2. Формирование навыка проектной и презентационной деятельности.
3. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
1. Формирование устойчивого интереса к занятиям технического направления.
2. Формирование способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности.
3. Воспитание терпения, способности преодолевать трудности.
4. Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.
Условия реализации программы
Условия набора и формирования групп
На обучение по программе принимаются все желающие, имеющие интерес к творческой деятельности и конструированию. К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Основанием для зачисления на обучение является заявление родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Наполняемость групп
Количество учащихся в объединениях – 15 человек.
Формы проведения занятий
Основными формами проведения занятий являются:
- научный лекторий (демонстрация видеофильмов, обсуждение просмотренного)
- игровое занятие на развитие логики, внимания, памяти (форма учебной деятельности стимулирующая
- мыслительные процессы, дающая нестандартный взгляд на окружающие предметы и явления)
-творческая мастерская (форма обучения, которая создает условия для подхода каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества)
Применяемые формы занятий носят развивающий характер и направлены на формирование опыта учащихся, развитие их творческих навыков; стимулируют интерес детей к естественным наукам. Сочетание данных форм занятий обусловливает низкий порог вхождения, делает образовательный процесс доступным и понятным, создает положительный эмоциональный фон восприятия учебного материала, что поддерживает мотивированность учащихся.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
В связи со спецификой теоретической и практической деятельности учащихся и преобладанием практических занятий используются следующие формы организации деятельности учащихся:
-фронтальная – взаимодействие педагога и всех учащихся осуществляется одновременно; применяется преимущественно при изучении учащимися новых открытий, обсуждении их значения для человечества;
-групповая – организация взаимодействия педагога с учащимися, объединенными в малые группы, в т.ч. в пары; при этом группы могут выполнять как одинаковые, так и различные задания;
-индивидуальная – выполнение учащимися индивидуальных заданий; применяется преимущественно при выполнении итоговых работ, а также при подготовке к проектам.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- разовьют научное любопытство и умение задавать вопросы, преодолевать трудности в познании нового;
- повысят уровень развития памяти, внимания, аналитического мышления;
- сформируют устойчивый интерес и стремление к продолжению обучения по программам технической направленности.
Метапредметные результаты:
- обучатся безопасному использованию инструментов, применяемых при изготовлении технических моделей;
- приобретут навыки осуществления проектной и презентационной деятельности;
- научатся самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность;
- научатся продуктивно взаимодействовать в паре, в группе, в коллективе на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Предметные результаты:
- познакомятся с открытиями и явлениями, научатся их анализировать;
- научатся проектировать, конструировать и изготавливать динамические модели,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»
Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам разработки и воплощения исследовательского проекта....
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по мини-футболу
В данной программе представленны основные темы каждого занятия в секции,которая расчитанна на 108 часов (с учетом выходных дней и канникул) в год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»
Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориен...
Рабочая программа "Самоделкины" к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория моделизма"
Программа предназначена для проведения внеурочных занятий по технической направленности. Содержание ориентировано на обучение начальному авиамоделированию и участие в соревновательной деятельности. Пр...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....