Методические материалы
методическая разработка
Патриотическое воспитание школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа д. Илюши
Афанасьевского района Кировской области
Патриотическое воспитание детей на примерах, материалах Великой Отечественной войны.
(Материал на районный конкурс методических материалов по патриотическому воспитанию детей)
Номинация: «Патриотическое воспитание в основном общеобразовательном учреждении»
Варанкина Екатерина Николаевна,
учитель истории и обществознания МБОУ ООШ д. Илюши, 1 категория
Илюши, 2018
«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего»
М.Е.Салтыков-Щедрин
Актуальность проблемы
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.
Актуальность поднятой проблемы очевидна. Социально-экономические процессы последних двух десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РФ, особенно на подрастающее поколение, которое не проявляет интереса к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины. Кризисное положение во всех сферах жизни российского населения, вызванное произошедшими социальными изменениями, идеологическим вакуумом, далеко зашедшим социальным и имущественным расслоением общества, в первую очередь наблюдается в среде молодежи. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях, распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое здоровье. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые - пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности. Серьезные симптомы этой угрозы уже проявились в виде военных конфликтов в Чечне и Дагестане, в виде всплесков терроризма по регионам Российской Федерации. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации.
Общество заинтересовано в том, чтобы молодежь формировалась с опорой на существующие социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные традиции. Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.
2018 год в России объявлен Годом российского единства и гражданской активности. Разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», направленная на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства. Указом президента РФ №536 29 октября 2015 года образована общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация (РДШ)
Среди образовательных стандартов второго поколения в школьном образовании выделена задача социокультурного развития учащихся – воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений.
В Национальной доктрине «Образование» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому опыту и культурному наследию народов России. Уроки истории, экскурсии и внеклассные мероприятия по изучению исторического наследия страны как нельзя лучше служат этой цели.
В общественном сознании нашей молодежи отмечается обострение проблемы формирования духовности и духовной личности. Понятие патриотизм отождествляется с национализмом. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в ребёнке еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое - потерял будущее».
С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех страшных военных лет, поэтому сегодня так важно собрать и сохранить каждое воспоминание, каждый документ грозного периода. Более 70 лет назад наша страна стала свободной от фашистского вторжения. Ветераны Великой Отечественной войны - люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайшего примера и доброты. Независимо от национальности, они вместе побеждали врага и вместе трудились в мирное время. Военную историю своих семей ветераны рассказывают детям и внукам, чтобы они знали, помнили, гордились погибшими и живыми, победившими в этой войне.
От того, насколько глубок мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области изучения истории своей Родины. Обращая внимание на то, что школьники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, о членах семьи старшего поколения, участвовавших в Великой отечественной войне, нужно ознакомить детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах русских солдат. Проводить экскурсии в краеведческом музее, работники которого расскажут о подвигах жителей края.
Неотложная общественная и педагогическая задача: сохранить память, сформировать познавательную потребность в освоении этого исторического материала учащимися. Одним из направлений, помогающих решать эти задачи, я считаю краеведение. Только через причастность своей семьи к истории страны можно сохранить связь с национальным прошлым, своими предками. Цель краеведческой работы - создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего родного края, народа, преумножение культурного наследия; удовлетворение образовательных потребностей. Музей в школе - это не только собрание экспонатов народного искусства, истории школы, времен войны, прежде всего - музей хранитель традиций, духовная среда, обогащающая внутренний мир учащихся, расширяющая границы светлого, прекрасного, вечного - памяти истории. На базе музея проводятся тематические экскурсии, театрализованные представления, организуется проведение учебных занятий, социально-значимых дел; фондовые возможности музея используются на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, презентациях школы. Большое впечатление оставит в памяти воспитанников посещение памятников и возложение цветов героям, погибшим в Великой отечественной войне.
Наиболее ценный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки и мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. С первых бесед и уроков по данной теме, на которую я выделяю максимум возможных часов, я создаю определенный эмоциональный настрой, использую фонохрестоматию, иллюстративный материал и информационно-коммуникативные технологии.
При ответе на вопрос - в чем проявляется патриотизм, достаточно просто обратиться к истории Великой Отечественной Войны, где люди массово жертвовали своими жизнями ради родной земли. Именно эти персонажи чаще всего приводятся в пример, когда школьники пишут сочинение - что такое патриотизм. Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Победа нашей страны в самой кровопролитной из войн принесла свободу и независимость народам мира, определила ход современной истории. Великая Отечественная война в общественном сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной и всей второй мировой войны - приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. Великая Отечественная война продемонстрировала всему миру героизм бойцов и командиров Красной Армии, самоотверженность тружеников тыла. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего. Актуализируя духовное наследие Великой Отечественной войны, мы создаем условия для изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации в России. Для этого требуется определить пути трансформации того громадного пласта социального опыта в облик личности современной молодежи.
Во-первых, это должно проходить через постижение духовного опыта народа, одержавшего Победу в самой кровопролитной войне за всю историю человечества, основным стержнем которого является русская культура, ставящая на первое место проблему «слезинки ребенка», спасения мира через красоту. Этот опыт можно получить только из живого общения. Поэтому в нашей школе стали традиционными «уроки ожившей истории», которые проходят в виде встреч с тружениками и детьми Великой Отечественной войны, а также написания исторических эссе.
Во-вторых, через обращение к конкретным примерам служения Отечеству, прежде всего из истории семьи, своей малой Родины и своего региона, а также к героям Великой Отечественной войны. «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам».
В-третьих, через использование современных педагогических технологий, позволяющих вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества и через организацию различных форм работы с учащимися и молодежью - проекты, исследования, виртуальные экскурсии, школьные музеи Боевой Славы, поисковые отряды, мобилизующие личную активность и заинтересованность в самореализации.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Современному обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
Назрела необходимость каждому учителю в школе, особенно в сегодняшних условиях пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма, гордости за свою Родину, а также за малую Родину. В этом плане должна измениться роль учителя. Он перестает быть «урокодателем», а становится педагогом, т.е. человеком, который сопровождает учащегося в процессе обучения, оказывает поддержку и помощь, помогает ему стать личностью. Я считаю, что в нынешних непростых условиях именно учитель должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей, формировать чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, потому что никто ничего не делает хорошо, если это против его воли. В связи с этим мастерство педагога, в частности педагога, занимающегося военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения, заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.
Духовное наследие Великой Отечественной войны открывает нам основные жизненные ценности и ориентиры человека, вступившего в третье тысячелетие. Это, прежде всего патриотизм, справедливость, благородство, солидарность, верность своей семье, моральные и юридические обязательства перед обществом, идея служения Отечеству. Их признание обеспечит преемственность в развитии российского общества и послужит источником формирования гражданской идентичности, основными приоритетами которой являются патриотизм и гражданственность.
Формы работы со школьниками по патриотическому воспитанию (характеристика мероприятий)
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. В школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, концерты, классные часы, экскурсии и пр.
На встречах с тружениками и людьми старшего поколения дети имеют прекрасную возможность услышать об ужасных моментах войны из первых уст. Ведь, одно дело, когда тебе говорит об этом учитель в классе, и совсем другое впечатление от рассказа участника той страшной войны. Современная молодежь, знающая о войне только по фильмам, порой бывает жестока в восприятии переживаний пожилых людей. Но память старшего поколения, которую они несут ребятам, в своих простых рассказах о пережитом, врезается в души молодежи очень сильно. Пение вместе с ветеранами военных песен, песен о любви, о дружбе, о мире сближает молодое поколение с героями войны.
Экскурсия - это прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию. В последние годы очень важным методом воспитания патриотизма стало создание школьных музеев. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизнедеятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.
Работа по патриотическому воспитанию детей должна проводиться комплексно, совместными усилиями родителей и работников органов государственного управления, общественных организаций, образовательных учреждений.
Военно-патриотическая работа со школьниками — это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в устойчивость России. Сегодня эта работа стала одним из аспектов государственной политики, чему я очень рада.
Основная стратегическая цель нашей школы в области патриотического и нравственного воспитания — воспитание гражданина — патриота, физически и нравственно развитого, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать, в случае необходимости, на защиту государственных интересов России.
Для реализации этой цели в школе разработана и функционирует Программа патриотического воспитания учащихся «Мы – будущее России». Программа рассчитана на период с 2017 по 2020 гг.
Какие формы и методы нужно использовать для формирования гражданских качеств? Какие необходимо проводить классные часы и мероприятия? Эти вопросы раскрыты при работе над темой.
Наиболее ценный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки и мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.
В данном направлении ведётся следующая работа:
• Подготовка и проведение памятных дат и праздников в истории страны и государства;
• Проведение родительских собраний, совещаний, семинаров по проблеме патриотического воспитания;
• Уроки мужества;
• Акция «Забота», «Бессмертный полк», «Дари добро»
• Встречи с ветеранами войны и труда, тружениками тыла;
• Проведение соревнований, военно-спортивных конкурсов (ежегодное участие в районной игре «России верные сыны»);
• Участие в конкурсах рисунков, плакатов, сочинений, стихов на патриотическую тему;
• Организация экскурсий, походов по историческим местам;
• Работа школьного музея;
• Работа по ознакомлению с историей и значением государственных символов РФ;
• Связь с воинами армии, проведение Дней солдатского письма;
• Смотр строя и песни;
• Участие в конкурсе на лучшее исполнение гимна РФ, гимна школы (Использование символов Российской Федерации при проведении внеклассных мероприятий);
- Фотовыставка «Война и моя семья».
- Участие в акциях: «Герои живут рядом», «От сердца к сердцу» «Бессмертный полк», «Дари добро»
- Участие в акции «Вахта памяти»: встречи с детьми Великой Отечественной войны и тружениками тыла; линейки, посвященные памятным датам истории; общий классный час, посвященный Дню Победы;
- Участие обучающихся и педагогов в конкурсах проектов: «Я – гражданин России», «Патриотическое воспитание обучающихся»;
- Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану»;
- Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»;
- Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»;
- Создание банка информационных и методических материалов по обеспечению патриотического воспитания обучающихся;
- Тематические классные часы;
- Участие в постоянно действующих областных и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания;
- Организация и проведение фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов;
- Организация экспозиций в музее к Дню Победы;
- Организация и проведение конкурса рисунков «Я только слышал о войне»;
- Обобщение опыта работы педагогов на темы: «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта»; «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии»;
- Обновление и создание музейных экспозиций патриотической направленности;
- Предметные недели;
- Посещение музеев;
- Проведение тематических линеек по истории России, символике России;
- Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница»;
- Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания;
- Проведение конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа;
- Проведение легкоатлетического марафона, посвященного Дню Победы;
- Проведение памятных дней воинской славы: День Победы; День защитников Отечества и др;
- Познавательная игра на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать»
- Семинары для классных руководителей «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования»;
Патриотическое воспитание в процессе обучения:
• Знакомство учащихся с героическими событиями отечественной истории, выдающимися достижениями в области науки, политики, культуры, экономики и спорта;
• Пропаганда достижений своего края, школы;
• Олимпиады, конкурсы, викторины;
• Тематические вечера;
• Выставки литературы;
• Уроки нравственности;
• Первые уроки в день знаний;
Работа со средствами массовой информации:
• Публикации на страницах газеты «Призыв»;
• Ведение календаря знаменательных событий;
• Выпуск газет
Наследие ВОВ в воспитании подрастающего поколения
Современная Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть кризисом гражданской идентичности. Общество не имеет сегодня ясного представления не только о своем будущем, но и о прошлом. И то и другое видится совершенно по-разному в свете разных политических взглядов и личных оценок. Под сомнением оказалась и система ценностей, складывавшаяся на протяжении веков. Особенно сложным оказалось положение подрастающего поколения, которое не получило должных нравственных ориентиров. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. - единственное крупнейшее событие истории России ХХ века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических взглядов, социального статуса, как особое явление. Это происходит потому, что война вошла почти в каждый дом. Прошли десятилетия, но она остается важнейшей частью исторической памяти народа. Поэтому такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите необходимо формировать в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека как чувство любви ко всему «своему», «родному», как опасение потерять это знакомое и близкое.
В современной образовательной системе недостаточно времени отводится на уроки истории, и это сказывается на знаниях современного школьника. Результаты экзаменов и многочисленные социологические опросы показывают, что школьники не могут назвать имена знаменитых российских деятелей, расшифровать аббревиатуру СССР, вспомнить, когда началась Великая Отечественная война и т. д. Неграмотная молодежь, в современных условиях, легко верит подтасованным историческим фактам, различным мифам очерняющим историю Отечества. События Великой Отечественной войны с каждым годом все дальше от нас, ветераны войны, как непосредственные свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Всё больше захлёстывают события современного мира. Это дает возможность для заинтересованных лиц подтасовывать факты и переписывать историю.
Я считаю, что в современных программах недостаточно часов отводится таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война 1941-1945 г.” и т.д. Раскрытие и изучение этих важных исторических событий дает самый существенный толчок для формирования высоконравственной и духовной личности, с развитыми патриотическими чувствами и бережным отношением к своей Родине, к ее героическому прошлому.
В 9-м классе, на изучение темы «Второй мировой войны» в курсе «Всеобщей истории» отведено 2 урока, в курсе «Истории России» - 5 уроков. Это непомерно мало для раскрытия материала и его усвоения, не говоря уже про воздействие на формирование патриотических чувств у учащихся. Дети должны понять, что феномен Великой Отечественной войны заключается в общенародном подвиге. Это была великая война. На долю нашей страны выпала основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией, самые великие сражения Второй мировой войны - это битвы под Москвой и под Сталинградом, блокада Ленинграда, сражения на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии. Именно здесь советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей второй мировой войны и привели союзников к Победе. Победив врага, СССР стал одной из сверхдержав мира. Это и есть то огромное наследие, которое досталось последующим поколениям, но самое главное - это духовный и нравственный капитал, накопленный народом за долгие годы испытаний.
Методы воспитания по сохранению патриотизма
Все дальше отдаляет нас время от самых трагических и героических событий исторического прошлого - Великой Отечественной войны. Всё больше захлёстывают события современного мира. Наша цель сегодня - не забывать прошлое ради счастливого будущего, помнить победителей, подаривших нынешнему и будущему поколениям жизнь, свободу и мир.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и т.д. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Мы должны изучать свою историю периода Великой Отечественной войны, дополняя уроки и внеклассные мероприятия художественными произведениями, литературой документального жанра, свидетельствами очевидцев, мемуарными воспоминаниями, произведениями киноискусства.
С целью вовлечения наибольшего количества учащихся в воспитательные мероприятия, посвященные празднованию годовщин Победы, целесообразно проводить мероприятия:
1. Составить план работы по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне.
2. Оформление стендов, тематических выставок посвященных победе в Великой Отечественной войне в учебных кабинетах, вестибюлях, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений.
3. Шефские выезды с детскими концертными программами (дом престарелых, т.п.).
4. Концерты школьных выездных агитбригад в школы района.
5. Чествование работников образования – тружеников Великой Отечественной войны, детей войны.
6. Обновление и дополнение школьных музеев материалами, посвященными Великой Отечественной войне.
7. Учебно-тематические экскурсии по историческим памятникам , относящиеся к Великой Отечественной войне.
8. Посещение музеев, фотовыставки, картинные галереи и прочее.
9. Тематические уроки, лекции, воспитательные часы, диспуты, конференции, круглые столы с целью освещения событий Великой Отечественной войны.
10. Конкурс ученических рефератов, эссе, творческих работ, чтецов.
11. Конкурсы рисунков, плакатов, открыток, декоративного творчества.
12. Выпуск тематических бюллетеней, листовок, стенных, школьных газет, которые освещают события Великой Отечественной Войны.
Заключение
Работая над программой и столь значимой темой «Патриотическое воспитание школьников на примерах Великой Отечественной войны», призванной помочь решению проблемы недостаточного патриотического воспитания в школе, мне открылись очевидные плюсы от её реализации.
Кроме повышения патриотического сознания, программа позволила интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность:
- поиск материала к внеклассным мероприятиям;
- подготовка презентаций и выступлений, что способствовало развитию аналитических способностей детей;
- самостоятельности в поиске информации и принятии решений.
Реализация программы позволила усовершенствовать принцип сотрудничества учащихся, родителей и учителей, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также открыть возможность формирования жизненного опыта, повысить самооценку и чувство успеха учеников.
Подростковый возраст - это период существенных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым школьником на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит и не то, что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Учащиеся с интересом слушали выступление своих сверстников. Выступающие были горды тем, что смогли раскрыть перед заинтересованной публикой наиболее значимые героические события истории своей Родины, тем самым, завоевав признание слушателей, почувствовали значимость и актуальность своей работы. Замкнутые ученики в процессе работы раскрылись и стали увереннее.
Каждый задействованный ученик получил положительную отметку и похвалу.
Поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края - своей малой Родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
В целом такая деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.
Достигнуты результаты нужно закреплять в последующие годы обучения и развивать, привлекая по возможности, учителей литературы, физкультуры и ОБЖ.
Таким образом, память о войне была и будет. Важно ее не подменять, не замалчивать, не утаивать. Ведь уходят уже последние реальные свидетели войны. Оставленные ими в минувшие годы свидетельства - мемуары, художественные произведения, фильмы являются культурным багажом, главным образом, старших поколений.
К ожидаемым результатам реализации программы относятся:
- рост патриотизма и гражданственности у детей;
- развитие традиции духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
- создание условий для развития духовных качеств личности;
- улучшение инновационной деятельности педагогического коллектива;
- оптимизация учебного процесса;
- создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья школьников;
- будет повышена осведомленность детей и подростков в области нравственности;
- создание предпосылок для роста социального оптимизма подрастающего поколения.
- снижение уровня правонарушений среди подростков
- увеличение количества молодых людей, готовых нести военную и гражданскую службу на благо и в честь Родины.
Реализация программы должна привести к качественным изменениям воспитательной работы в школе, усилению интереса детей к истории и культуре своей Родины, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, а также подготовить учащихся к ответу на вопросы:
Почему нужно любить и беречь то, что имеешь: свою страну, свой дом, свою семью, свою школу?
Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле?
Как научиться быть достойным памяти предков?
Список используемой литературы
1.Соколов Я. В. Россия – наш общий дом: Книга для учащихся - М.:НИЦ «Гражданин»,2012с.48
2. Соколов Я. В. Наша Родина –Великая Россия: Книга для учащихся - М.:НИЦ «Гражданин»,2012с.48
3. Соколов Я. В. Наше государство и его символы: Книга для учащихся - М.:НИЦ «Гражданин»,2012с.48
4.Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца 19 века. 10 класс. М «Веко» 2003
5.Энциклопедия по истории Отечества с древнейших времён до к. 17 века.
6.Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2009
7. Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004.
8. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
9. Соловьев А. К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX- начало XXI в.». -М.: Просвещение, 2008.
10. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
11. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.
14. http://schu1248.mskzapad.ru/images/cms/data/programma_patrioticheskogo_vospitaniya_shkol_nikov.doc
Приложение №1
АНКЕТА
- Кого можно считать патриотом?
- Что значит любить Родину?
- Чем я горжусь, как житель Кировской области.
- Кто такие ветераны войны.
- Почему их нужно уважать?
- Кого из ветеранов войны, живущих в Афанасьевском районе, я знаю.
- Как я отношусь к ветеранам.
- Когда была Великая Отечественная война?
- Кто с кем воевал.
- Что я знаю об этой войне.
- Кто из моих родственников принимал участие в войне.
Модуль «Основы светской этики». Урок № 26.
Тема: Образцы нравственности в культуре России
Цель: создать условия для ознакомления с образцами нравственного поведения в культуре России, воспитание чувства патриотизма, уважения к человеку-труженику, защитнику Отечества на примере устойчивых образцов нравственного поведения.
Задачи: актуализировать имеющиеся знания; пробудить познавательную активность; сопоставить изученный материал с известными знаниями; развивать критическое мышление; формировать собственное отношение к изучаемому материалу, навык самооценки; воспитывать (в духе) чувства патриотизма, коллективизма, смелость, решительность, трудолюбие.
Оборудование: компьютер, учебники, электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики», «Словарь русского языка» (автор С.И.Ожегов), газета «Призыв», фотографии и документы (письма, воспоминания).
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, выразительное чтение стихотворения, самостоятельная творческая работа учащихся, работа с газетой «Призыв.
Основные термины и понятия: Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Труженик.
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания (привести из художественной литературы, кинофильмов, из жизни примеры рыцарских поступков.) Рассказы учащихся (по желанию), их обсуждение и дополнение.
Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков.
а) Это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. (нравственный поступок)
б) Это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми. (стыд)
в) Это достойные уважения и гордости моральные качества личности. Это доброе имя человека. его незапятнанная репутация. и т.п. (честь)
г) Это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. (достоинство)
д) Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. (совесть)
- Какие образцы нравственного поведения в культуре Отечества вы знаете?
Вывод: Об этом узнаем на уроке.
3.Открытие нового знания и формулирование темы урока.
- Как вы думаете, кого называют воином? Патриотом? Тружеником? Коллективистом?
(Ответы детей.)
Работа в микрогруппах.
По «Словарю русского языка» (авт. Ожегов С.И.) учащиеся находят определение «патриот» – 1 группа, «труженик» – 2 группа, «коллективист» – 3 группа, «воин» – 4 группа. Каждая группа приводит свои примеры к определениям и дополняет другие группы.
Обобщение ответов учащихся.
-- По вашим предложениям я вижу, что вы правильно понимаете смысл слов патриотизм и труженик
Патриотизм является одним из древнейших качеств и идей нравственного сознания. Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.
(Электронное приложение к учебному пособию. Урок 26. Хрестоматия)
Выразительное чтение стихотворения В. Лучниковой «Пока будем помнить всех павших»
Патриот — человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Без патриотизма всех народов России невозможна была бы победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в этой страшной кровавой войне за1418 дней которой погибло более 26 миллионов советских людей. Причём погибали не только солдаты на полях сражений, погибали мирные жители, дети. Много детей в годы Великой Отечественной войны остались сиротами.
(На фоне видеоролика звучит рассказ учителя о фронтовиках и героях СССР, наших земляках.)
--Подумайте, есть ли смысловая связь между словами «патриот» и «труженик»?
Мне кажется, слова труженик и патриот очень близки по смыслу, ведь труженик—это трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны. Именно такими людьми, тружениками и патриотами, были наши бабушки и прабабушки.
(Презентация Труженики тыла в годы Вов)
Случаются в истории события, над которыми не властно течение лет. Событие, о котором я вам хочу рассказать, произошло в 1943 году. А совсем недавно, появилась в интернете статья - о женщине, которая в годы войны помогла выжить многим детям, лишенным войной родителей «Беспризорники войны». В книге вятско-омского журналиста В. Булычева «Неродные родные дети» рассказывается о Марии Павловне Портновой, бывшей во время Великой Отечественной войны директором школы в селе Георгиево Афанасьевского района. Собрав осиротевших детей со всей округи Мария Павловна организовала в нелегкое время детдом, который просуществовал в селе несколько лет. О Марии Павловне пишут не только рассказы и статьи, но и слагают стихи.
Ниже статья из газеты «Вятский край», написанная еще при жизни Марии Павловны http://www.vk-smi.ru/2004/decem04/vkdec0903.htm:
Когда-то в селе Георгиево Афанасьевского района был детдом. И очень он отличался от ему подобных, ведь был он в тридцатые годы организован на свой страх и риск молодым директором местной школы Марией Портновой. Вот что рассказывает автор «...Недавно я побывал в том отдаленном селе и встретился с 90-летней Марией Павловной Портновой. Она - здешняя знаменитость. Приехала в 1932 году после окончания педагогического техникума по распределению. Была учителем, директором школы, потом директором детского дома, тридцать лет подряд избирали ее депутатом районного Совета. Однажды видя, сколько вокруг не пристроенных детей, решила организовать колхозный детский дом. Историю эту, полную драматизма и душевной простоты, рассказала мне Мария Павловна:
- Где-то перед войной захотелось мне всех детей-сирот на учет поставить, собрать их в колхозный детский дом. Жалко их было. Посчитала своим долгом детей спасти. - А по району тогда их до восьмидесяти душ ошивалось. Перебивались кто подачками, кто на фермах жил, кто помои выносил и существовал в сенях у людей, кто просто по улицам ходил. Я высказала идею на учительской конференции. Но меня никто не поддержал - дескать, этим должна не школа заниматься, а специальные органы. Я решила на свой страх и риск в нашей школе собрать детей. Неофициально. Собрала нескольких беспризорных. Бросила клич, обратилась в местные колхозные бригады, к жителям - помогите, кто чем может.
Военрук с ребятами топчаны из теса смастерили, соломенные коврики свили вместо матрацев. Местный умелец сплел лапти. Кто килограмм муки дал, кто капусты, с картошкой помогли. Корову дали. Мы на ней и участок пахали. Но она раза два пройдет и ляжет на землю. Тяжело жили. С ребятишками вместо зарядки в лес ходили - за дровами. Потом все же комиссия приехала, посмотрела, как дети живут в школе и тут же учатся, и официально утвердила детский дом. Но все равно тяжко было. Я только и мечтала, чтобы выспаться. В пять часов встаешь, школу проверишь, а ее сырыми дровами топили, негде было складировать, да и с ходу все, что из лесу привозили, шло в печку. Потом ребяток накормишь - обычно крупу на воде сваришь. Иногда даже молока не было. Да что там молоко, людей так замучивали поставками, хоть вешайся. Например, яйца даже в магазине покупали, чтобы сдать нужное количество от подворий. Теленка от двора, есть - нет ли, а сдай для страны, для фронта.
Как-то выдали килограмм сахару. А к нам до этого привезли трехлетнюю девочку. Голодную, измученную. Васильевна, наша техслужащая и повар, расколола кусок на 12 частей - столько в то время у нас было детей. И никто из них не стал есть - все для той девочки положили.
Другие тогда дети были, трудолюбивые: они и в колхозе работали с радостью - ходили боронить, на сенокос бегали. На кухне помогали. А как любили ходить за своим скотом.
...После войны легче стало. Еще три коровы колхоз дал. Полтора десятка поросят завели, две лошади было. Выделили музыкальный инструмент, книги. И наш Георгиевский детский дом стал передовым по области. Но однажды меня чуть не посадили. Было это в пятидесятых годах, кажется. Как-то приехала к нам секретарь районной комсомольской организации. Завирать начала, как все хорошо. А я нечестность не люблю. Ну и покритиковала, сказала, что райком комсомола плохо работает, его надо закрыть, а помещение и средства детям передать. Вскоре вызывают меня на бюро райкома партии. Я сперва и не поняла, за что. А там давай меня обсуждать - как ты могла сомневаться в роли партии, дискредитировать ответственных работников, клеветать на святое. Оскорбляли, требовали партийный билет на стол положить. Я встала и сказала, что не считаю, будто у меня голова опилками набита, и билет им не отдала. Сказала, отдам, где положено, и хлопнула дверью. Пришла домой, заперлась. Все ждала, что меня заберут. Ребенка своего из рук не выпускала. Несколько дней трусила, дрожала. Невероятно, но ничего не случилось. Говорят, заступился за меня кто-то серьезный...
Всего я выпустила в жизнь из этого сельского детского дома 112 человек. Все нормальными людьми стали. Когда расформировали детдом, так они человек по восемнадцать приезжали ко мне, по месяцу жили. Грибы, ягоды собирали.
Ну а секрет своего долголетия, ясной памяти и душевного равновесия М.П. Портнова видит в трудолюбии. Говорит: "Вот, смотрите, столько недосыпала, голодала, столько работала, по сорок километров в райцентр по грязи бегала, а до 90 лет дожила..." И всем желает так жить - в труде - и приносить пользу окружающим. Она это делала всю жизнь.
Другой детский дом в районе под номером 117был организован в 1942 г. в селе Пашино. Об этом рассказывает веб-страничка Пашинского сельского поселения http://www.municipal.ako.kirov.ru/afanasevsky/power/country/Pashino/
Помимо этого район приютил ленинградских детдомовцев, вырвавшихся из блокады. Моя мама до сих пор помнит лишенных родителей и крова детей, переживавших трудное время в деревне Угор. Когда пришло время возвращаться в Ленинград, один из мальчишек дошкольного возраста намеревался увезти с собой корову, так как понимал, что корова это спасение от голода.
Видимо, слово "беспризорник", вынесенное в заголовок, не совсем точно отражает содержание написанного выше. Не было беспризорников в районе, всегда находились люди, которые помогали не только местным детишкам, но и невольным гостям.
Теплые воспоминания хранят о Марии Павловне по всей стране теперь уже немолодые люди, дети войны, и их дети, которые, возможны, и не появились бы на этот свет, не такой уж добрый для маленьких детей, не окажись на их пути доброго и самоотверженного человека.
- Подумайте, можно ли назвать поступок Марии Павловны образцом нравственности в культуре нашего Отечества, подвигом?
А сколько ещё примеров можно было привести, если бы не временные рамки нашего урока.
4. «Рефлексия»
С какими образцами нравственного поведения мы познакомились на уроке? Чему научил вас урок? Какой вывод вы сделали на уроке? Кто доволен своей работой?
Домашнее задание.
В каждой семье у вас есть труженик, может, даже ветеран труда. Расспросите у своих родителей, бабушек и дедушек, где они работали? За что удостоились той или иной награды? Оформите их воспоминания (альбом, буклет, мини-сочинение и т.д.)
Напишите небольшое сочинение – рассуждение о том, в чём должен выражаться патриотизм ваших сверстников
Мониторинг урока
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа д. Илюши
Афанасьевского района Кировской области
ПРИНЯТО Педагогическим советом МКОУ ООШ д. Илюши « » 2017 года протокол № | УТВЕРЖДЕНО директор МКОУ ООШ д. Илюши __________Е. Н.Ожегина |
"Мы - будущее России!"
(программа патриотического воспитания)
Составитель: Варанкина Е.Н.,
учитель истории и обществознания МБОУ ООШ д. Илюши
Афанасьевского района
Кировской области
2017
Пояснительная записка
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала ещё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Но сейчас молодое поколение находится в полной растерянности относительно того, кто они такие и для чего живут.
Патриотическое воспитание связано, прежде всего, с формированием у молодёжи национального сознания россиянина. В настоящее время патриотическое воспитание является одной из весьма сложных сфер воспитательной работы.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом ещё говорил Аврелий Августин (Августин Блаженный), отмечая, что никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее. В связи с этим работа по формированию патриотического сознания заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечества, гуманизма, благородства, гражданской чести.
Мониторинг развития воспитательной системы школы показал, что у многих учащихся недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности (а не растаскивание по кусочкам России), любовь к ней, защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не уклонение от службы). Не все учащиеся с уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную программу школы, сделав в ней акцент на патриотическое воспитание. Программа по патриотическому воспитанию «Мы – будущее России» призвала систематизировать и углубить всю деятельность школы, семьи, общественности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.
Программа разработана в соответствии с Государственной программой
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Настоящая программа предназначена для учащихся 1 – 9 классов, разбивается на три возрастных интервала: 1-4 классы, 5 – 7 классы, 8-9 классы и их родителей, носит комплексный характер.
Сроки реализации программы:
Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МБОУ ООШ д. Илюши, рассчитана на 2017-2020гг. В процессе реализации программы предполагается осуществлять связи с полицией, учреждениями культуры и спорта, с ветеранами и другими общественными организациями.
Этапы реализации программы.
- Подготовительно - организационный
- создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
- анкетирование учащихся по вопросам патриотического воспитания;
- сбор материалов для школьного музея.
2. Основной
- проведение мероприятий по данной программе;
- функционирование школьного музея.
3. Заключительный
- мониторинг работы школы по данной программе;
- анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности.
Структура программы.
1 уровень (1 – 4 классы)
Ознакомление учащихся с «малой» и «большой» Родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями.
Формы работы:
- уроки мужества, встречи с тружениками и детьми Великой Отечественной войны;
- классные часы, утренники военной тематики;
- беседы «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина», «Мои земляки», «Россия – родина моя», «Мой дом, моя семья»…
- конкурсы рисунков, стихов,
- экскурсии в музеи;
- акция «Забота»
2 уровень (5 – 7 классы)
Дать учащимся представление о Родине как месте, где он родился, о значении родного языка, о патриотизме. Познакомить детей с правами и обязанностями гражданина страны, воспитывать чувство гордости за свою страну, свой край, свой народ.
Формы работы:
- беседы «Твои права и обязанности», «Основной закон нашей жизни», «Символика государства»…
- классные часы, праздники на военно – патриотическую тематику, беседы о ветеранах Великой Отечественной войны, встречи с участниками войн в Афганистане и Чечне;
- конкурсы рефератов, сочинений, рисунков;
- смотр строя и песни;
- акции «Забота», «Дари добро»;
- просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение книг о ВОВ, о современных вооруженных конфликтах, о международном терроризме с последующим обсуждением;
- уход за памятником воинам, погибших в годы войны - экскурсии по памятным местам Афанасьевского района;
- спортивные соревнования;
- походы по родному краю.
3 уровень (8 – 9 классы)
Воспитывать у учащихся политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего народа.
Формы работы:
- беседы, диспуты, проблемные спектакли «Есть такая профессия – Родину защищать», «Что я могу сделать для своего Отечества», «Что такое неофашизм?»..;
- работа в школьном музее;
- экскурсии по памятным местам;
- военно – патриотическая игра «Зарница»;
- конкурсы рефератов, сочинений, стихов, рассказов по патриотической тематике;
- поисковые мероприятия по увековечиванию памяти защитников нашего отечества;
- встречи с выпускниками нашей школы отличниками воинской службы, участниками войн в Афганистане и Чечне;
-участие в РДШ на базе школы;
- турниры «К защите Родины готов»;
Формы работы с педагогами в процессе реализации программы.
-заседания педагогического и методического совета;
-заседание методического совета классных руководителей.
Формы работы с учащимися:
- факультативные занятия, беседы, классные часы патриотического содержания;
-проведение праздников;
- рукоделие и все виды творческой деятельности;
- встречи с тружениками и детьми Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане и Чечне;
Цель и задачи программы.
Целью программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
- усиление акцента на изучение в школе истории и культуры Отечества и родного края;
- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;
- формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;
- изучение истории и культуры родного края;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- популяризация научно – исследовательской и научной деятельности учащихся;
- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей.
Основные направления по реализации программы патриотического воспитания.
Организация работы по патриотическому воспитанию:
- разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы;
- организация работы в школьном музее;
- пополнение школьной библиотеки материалами патриотического содержания;
- создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.
- привлечение родителей учащихся, жителей деревни к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;
- включение в планы воспитательной работы классных руководителей вопросов патриотического воспитания;
- поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;
- проведение военно – спортивных мероприятий, игр, сборов;
- проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;
- организация социально – значимых дел, акций;
- работа кружка по патриотическому воспитанию;
Механизм реализации Программы
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуемый Совет). Порядок выбора данного Совета определяется Уставом образовательного учреждения. В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.
Мероприятия по реализации Программы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации Программы. | сентябрь | Директор школы |
2. | Праздник “Здравствуй, школа!” | сентябрь | Зам. директора по ВР, |
3. | Организация работы Совета музея | сентябрь | Руководитель музея |
4. | Работа кружка по патриотическому воспитанию | сентябрь | Руководитель кружка |
5. | Внутришкольная акция “Забота” | сентябрь | классные руководители |
6. | Тематические классные часы “Кто я? Какой я?” “Я среди людей, люди вокруг меня”. | сентябрь | Классные руководители |
7. | Заседание Совета по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий. | октябрь | Председатель Совета, зам. директора по ВР |
8. | Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности. | ежегодно | зам. директора по ВР, классные руководители |
9. | Праздничная программа ко Дню Учителя, для ветеранов педагогического труда. | октябрь | классные руководители |
10. | Мероприятие ко Дню пожилых людей | октябрь | классные руководители |
11. | Тематические классные часы “Азбука нравственности”, “Кем быть и каким быть? | октябрь | Классные руководители |
12. | Праздничная программа ко Дню Матери. | Ноябрь | Классные руководители, |
13. | Правовой БУМ:
| ноябрь | Учителя истории, ИЗО, классные руководители |
14. | Тематический классный час “Я-дома, я-в школе, я-среди друзей” | ноябрь | Классные руководители |
15. | Работа кружка «По малой Родине моей» | ежегодно | Руководитель кружка |
16. | Встреча с детьми и тружениками Великой Отечественной войны, афганских и чеченских войн | декабрь | Руководитель музея |
17. | Работа экскурсионной группы школьного музея | декабрь | Руководитель музея, классные руководители |
18. | Акция “Доброе сердце растопит снег”. | декабрь | Кл. рук. |
19. | Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”. | декабрь | Классные руководители |
20. | Проведение конкурса рисунков на тему “Сердцу милая Родина”. | ежегодно | Учитель ИЗО |
21. | Пополнение экспозиций музея | ежегодно | Руководитель музея |
22. | День открытых дверей для выпускников школы. | Ежегодно февраль | Зам. по ВР, классные руководители |
23. | Акция “Дари добро ” | февраль | Классные руководители |
24. | Спартакиада работников образования | Ежегодно | Учитель физической культуры, ОБЖ |
25. | Конкурсная программа для подростков и старшеклассников “А ну-ка, парни!”, для 1-4 классов «Морской бой» | февраль | Учитель ОБЖ, начальной школы |
26. | Тематический классный час “Люди, достойные подражания”. | февраль | Классные руководители |
27. | Книга рекордов школы | февраль | Учитель физической культуры, ОБЖ |
28. | Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать” | февраль | Классные руководители |
29. | Районная военно-историческая игра “России – верные сыны” | февраль | Учитель Истории |
30. | Конкурс патриотической и солдатской песни “Споёмте, друзья!” | февраль | Учитель музыки |
31. | Тематический классный час “Урок мира” | март | Классные руководители |
32. | Выставка рисунков “России верные сыны” | март | учитель ИЗО |
33. | Организация и проведение мероприятий, посвящённых победе в ВОВ и локальным войнам. | Апрель, май | Зам. Директора по ВР, Руководитель музея, учитель истории |
34. | Вахта Памяти. | май | Учитель ОБЖ |
35. | Экскурсии в музее | В течение года | Руководитель музея |
36. | Акция «Бессмертный полк» выставка рисунков “Салют, Победа!” | май | Зам. Директора по ВР, Руководитель музея, учитель истории Учитель ИЗО |
37. | Экскурсия по городам воинской славы (виртуальная) | май | Зам. директора по ВР |
38. | Тематический классный час “Этих дней не смолкнет слава” | май | Классные руководители |
39. | Торжественная линейка “Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…” | май | Зам. директора по ВР |
40 | Акция «Отзовись фотография» Моя родословная | май-июнь | учитель истории, руководитель музея |
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Мы – будущее России ”, у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
- снижение уровня правонарушений среди подростков
Реализация программы должна привести к качественным изменениям воспитательной работы в школе, усилению интереса детей к истории и культуре своей Родины, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, а также подготовить учащихся к ответу на вопросы:
Почему нужно любить и беречь то, что имеешь: свою страну, свой дом, свою семью, свою школу?
Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле?
Как научиться быть достойным памяти предков?
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
· ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
· ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
· ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
· СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
· БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Модель “Гражданина - патриота России”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-783820-1481138662.jpg)
Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-968415-1509721038.jpg)
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ
В помощь руководителю школьного методического объединения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-817421-1548242944.jpg)
Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/22/picture-1251473-1590139082.jpg)
Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...