Сюжетно-ролевая игра "Школьный Банк"
учебно-методический материал (9 класс)
Сюжетно-ролевая игра "Школьный Банк", которую можно успешно использовать для решения различных задач обучения финансовой грамотности разным категориям обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_syuzhetno-rolevoy_igry_shkolnyy_bank.docx | 520.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Сюжетно-ролевая игра «Школьный банк»
Разработчики: Акентьева Надежда Николаевна, ГБОУ СОШ №376 Московского района; Дементьева Елена Борисовна, СПбГБПОУ «Педагогический колледж №8»; Пшеничный Алексей Геннадьевич, ГБОУ СОШ №484, Семенова Валентина Владимировна, СПбГБПОУ «Красносельский колледж»; Сигарева Эльвира Анатольевна, ГБОУ школа №242 Красносельского района.
Участники: ученики 4-9 класса.
Цель: Заложить основы финансовой грамотности, необходимой каждому обучающемуся в реальной жизни, сформировать личностный интерес к банку как финансово-экономическому институту, развить рациональное отношение к личным финансовым средствам.
Задачи:
Предметные:
• закрепить и научиться применять понятия: банк, финансовый институт, наличные деньги, безналичные деньги, банковские карты, сберегательная книжка;
• понимать и правильно использовать финансовые термины;
• с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
• способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
• формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
• развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Метапредметные:
- регулятивные:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя;
• проявлять познавательную и творческую инициативы;
• оценивать правильности выполнения действий;
- познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• проведение простых опросов, построение таблиц, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации;
- коммуникативные:
• формирование навыков работы в команде;
• составление текстов в устной и письменной форме;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
• излагать своё мнение, аргументировать точку зрения и оценка событий;
• умение договариваться;
Личностные:
• осознание себя как финансово грамотного члена общества;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• овладение начальными навыками в мире финансовых отношений;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками в игровой экономической ситуации.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию
2) сформированность мотивации к учению и познанию
3) ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества
Предметные:
1) овладение основными понятиями в области финансовой грамотности
2) умение анализировать и использовать информацию финансового характера
3) знание достоинств и недостатков наличных и безналичных денег через моделирование жизненных ситуаций и умение применять эти знания на практике
Метапредметные:
1) понимание целей своих действий
2) планирование своих действий
3) умение осуществлять взаимный контроль совместной деятельности
4) умение работать в команде
Цели игры:
- Научиться:
- определять реальную стоимость денег;
- различать наличные и безналичные формы платежа;
- сравнивать преимущества и недостатки разных видов платежа;
- бережно относиться к деньгам и рационально их использовать.
- Сформировать умения отбирать информацию, касающуюся поставленного вопроса и анализировать информацию из различных источников, в том числе полученную в ходе игры.
Краткий сценарий:
Игра проводится в течение всего учебного года на курсе внеурочной деятельности. Элементы ее можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, в рамках предметной недели с 4 по 11 класс.
Подготовительный этап (в начале года):
1.Организация работы «Школьного банка»
– разработать проект и название школьной денежной единицы;
– распечатать необходимое количество денег;
– оформить помещение банка (логотип, слоган, промо-продукция);
– выбрать управляющего банком и его заместителя (10-11 класс);
– разработать должностную инструкцию (обязанности) работников банка -управляющего, менеджеров, кассиров;
– разработать должностную инструкцию Экономиста (все обучающиеся, кто будет посещать занятия, «нанимаются» на работу экономистами);
– разработать игровую систему документооборота Школьного Банка - карточку клиента банка c личным счетом, личную сберкнижку, ведомость доходов и расходов банка, отчет кассира;
– спланировать и провести обучение менеджеров и кассиров (для ротации кадров);
2. Распределение ролей участников игры.
– роли (управляющий один на год, менеджеры и кассиры банка выбираются на каждом занятии из числа обучающихся, экономистами являются все остальные обучающиеся);
3. Использование заработанной школьной валюты учащимися.
– разработать положение о выплате заработной платы и премий сотрудникам в школьной валюте;
– разработать порядок обмена школьной валюты на полезности (материальные или нематериальные) на учебный год;
– разработать игру-Аукцион с привлечением спонсоров в конце учебного года;
– разработать игру - Лотерею для обмена школьной валюты на полезности (можно заменить Аукцион).
Итог игры: понимание достоинств и недостатков различных способов оплаты, рациональное отношение к деньгам, происхождения денег в семье и их ограниченность. Мотивация на посещение занятий и повышение финансовой грамотности.
Предлагаем вниманию занятие, в ходе которого происходит подготовка дидактического материала для дальнейшей постоянной работы банка и обучение работе банковского кассира.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Технологичес=кие приемы и методы | Вариативные задания для оценки достижения планируемых результатов |
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о деньгах и банках (показать сберкнижку, банковскую карту и школьную валюту). -Как вы думаете, что у меня в руках? | Слушают, отвечают на вопросы: -Деньги -Сберкнижка (банковская книжка, как у бабушки) | Проблемная беседа | |
Актуализация опорных знаний | -Что связывает эти предметы? -Какие деньги хранят в кошелке, какие на карте и на сберкнижке? - В каких случаях мы используем наличные деньги, в каких – банковскую карту, сберкнижку? | -это разные деньги - Наличные, безналичные - Оплачивать товары и услуги можно наличными и картой, хранить деньги на карте или сберкнижке | Фронтальный опрос | |
Постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации | - Для того, чтобы открыть наш Школьный Банк, мы должны обучиться работе банковского кассира. -Что должен делать кассир? -За что он несет ответственность? -Как правильно выполнять эту работу? | -Принимать или выдавать наличные деньги, меняя данные на карте или сберкнижке - за правильное оформление документов и подсчет денег -нужно учиться и быть внимательным | Проблемно- поисковый метод | |
Формирование и применение новых понятий, способов действий | Предлагаю вам найти более полные ответы на вопросы о работе банковского кассира. Сегодня вы все будете кассирами. в ходе игры. - Ваша первая задача: сделать личную Сберкнижку каждому, заполнить ее первую страницу с вашими данными. Для этого из листов бумаги в клеточку нужно вырезать 4 листочка, равных по величине обложке книжки. Затем вырезать обложку и скрепить с помощью степлера по образцу (показывает образец). - Ваша вторая задача –научиться заполнять Карточку Клиента Банка по образцу, где работник банка будет записывать всю информацию, откуда пришли на счет деньги и куда потрачены. Вы заполняете ее на себя. -Ваша третья задача: перечислить заработную плату за сегодняшнее занятие на свой банковский счет (заполняем Карточку Клиента Банка) и дублируем информацию в личной Сберкнижке | - Получают роль кассира -Получают раздаточный и дидактический материал. -каждый ученик изготавливает сберкнижку -заполняет информацию на своей Карточке Клиента Банка -переносит информацию с Карточки Клиента Банка -заполнить строчку Карточки Клиента Банка –получение зарплаты 10 единиц в школьной валюте. -продублиро-вать информацию о зарплате в личной Сберкнижке. | Игровая, групповая. | В 10-11 классе мы добавляем возможность получения кредита с оплатой банку %, возможность положить свои деньги на депозит. В Карточку клиента банка может быть добавлен расчет комиссии банка или расходы на кредит клиента. От сберкнижки и наличных денег можно отказаться, переводя все сразу на банковский счет. |
Обобщение | - Друзья, наш Школьный Банк теперь готов принимать клиентов и в следующий раз мы выберем 1 кассира, который будет начислять всем зарплату. Обучение работе кассиров сегодня прошли все. А позже у вас могут быть и премии, и расходы. Ведь деньги нужны для того, чтобы их тратить, удовлетворяя свои потребности. - Выходим и рассказываем, у кого все получилось, у кого возникли проблемы и какие? | -Что лучше –наличные деньги или карта? - в каких случаях лучше использовать Сберкнижку? - Ребята рассказывают о возникших проблемах, анализируют их. | Групповая ТКРМ Фронтальная беседа | |
Подведение итогов | Делает вывод: - Ребята, мы с вами поняли, что достоинства и недостатки есть у всех средств оплаты и хранения денег. -А, чтобы выбрали в итоге вы? Аргументируйте Ваш ответ. | Ребята высказывают свое мнение. | Технология учебного сотрудничества | |
Рефлексия | На доске записаны три способа оплаты: наличные деньги, карта и три способа хранения денег (наличные, карта, сберкнижка). Предлагаю подойти по очереди и поставить + или – напротив каждого. Какие платежные средства мы применяем в современном мире, чем они отличаются, почему одни остаются, а др.исчезают? | Ребята по одному выходят и записывают + и - способов оплаты. -все течет, все изменяется. Сейчас мы уже уходим от наличных денег и сберкнижек в пользу карты и онлайн-оплаты. |
Приложение 1
Карточка клиента Школьного Банка «Отличный» (5-9 класс)
ФИО______________________________________________________________
Класс _________________
Дата рождения __________
№ Счета ___________________________
Договор банковских услуг №_______________от _______________ (дата)
Движение денежных средств по счету №_____________
Дата | Приход | Расход | Остаток | ||
Вид операции | Сумма | Вид операции | Сумма | ||
Приложение 2
Карточка клиента Школьного Банка «Отличный» (10-11 класс)
ФИО______________________________________________________________
Класс _________________
Дата рождения __________
№ Счета ___________________________
Договор банковских услуг №_______________от _______________ (дата)
Договор банковского вклада №_____________ от_______________
Кредитный договор №_____________________от_______________
Движение денежных средств по счету №_____________
Дата | Приход | Расход | Остаток | ||
Вид операции | Сумма | Вид операции | Сумма | ||
Добавляем такие статьи доходов как %% по вкладу и статьи расходов - %% за пользование кредитами.
Можно добавить комиссию банка за конкретные операции.
Т.е. в данном случае Банк получает доход и несет расходы, что может быть отражено в Отчете Управляющего.
Приложение 3
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно - ролевая игра "Ателье мод".
Нетрадиционный урок технологии для 7 класса (2 часа)...
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.
данный материал содержит выступление на муниципальных педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...
Сюжетно ролевой урок " Путешествие в страну дрожных знаков"
Урок физкультуры для 1 классов...
Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»
Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....
Внеклассное занятие по развитию речи и слуха с элементами сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Тема: сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель:1. Активизировать жизнь детей.2. Развивать речь и слуховое восприятие.3. Во...
Конспект Сюжетно-ролевого урока по физической культуре для учащихся 5 классов
Ознакомление учащихся с символикой Олимпийских игр и легкоатлетическими видами спорта....
музыкальная сюжетно - ролевая игра "На золотом крыльце сидели"
музыкальная сюжетно - ролевая игра предназначена для детей старших групп и их родителей. ...