Сюжетно-ролевая игра "Школьный Банк"
учебно-методический материал (9 класс)

Акентьева Надежда Николаевна

Сюжетно-ролевая игра "Школьный Банк", которую можно успешно использовать для решения различных задач обучения финансовой грамотности разным категориям обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Сюжетно-ролевая игра «Школьный банк»

Разработчики: Акентьева Надежда Николаевна, ГБОУ СОШ №376 Московского района; Дементьева Елена Борисовна, СПбГБПОУ «Педагогический колледж №8»; Пшеничный Алексей Геннадьевич, ГБОУ СОШ №484, Семенова Валентина Владимировна, СПбГБПОУ «Красносельский колледж»; Сигарева Эльвира Анатольевна, ГБОУ школа №242 Красносельского района.

Участники: ученики 4-9 класса.

Цель: Заложить основы финансовой грамотности, необходимой каждому обучающемуся в реальной жизни, сформировать личностный интерес к банку как финансово-экономическому институту, развить рациональное отношение к личным финансовым средствам.

Задачи:

Предметные:

• закрепить и научиться применять понятия: банк, финансовый институт, наличные деньги, безналичные деньги, банковские карты, сберегательная книжка;

• понимать и правильно использовать финансовые термины;

• с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

• способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;

• формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;

• развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Метапредметные:

- регулятивные:

• понимать цели своих действий;

• составлять простые планы с помощью учителя;

• проявлять познавательную и творческую инициативы;

• оценивать правильности выполнения действий;

- познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 проведение простых опросов, построение таблиц, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации;

- коммуникативные:

• формирование навыков работы в команде;

• составление текстов в устной и письменной форме;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;

• излагать своё мнение, аргументировать точку зрения и оценка событий;

• умение договариваться;

Личностные:

• осознание себя как финансово грамотного члена общества;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• овладение начальными навыками в мире финансовых отношений;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками в игровой экономической ситуации.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию

2) сформированность мотивации к учению и познанию

3) ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества

Предметные:

1) овладение основными понятиями в области финансовой грамотности

2) умение анализировать и использовать информацию финансового характера

3) знание достоинств и недостатков наличных и безналичных денег через моделирование жизненных ситуаций и умение применять эти знания на практике

Метапредметные:

1) понимание целей своих действий

2) планирование своих действий

3) умение осуществлять взаимный контроль совместной деятельности

4) умение работать в команде

Цели игры:

  1. Научиться:
  • определять реальную стоимость денег;
  • различать наличные и безналичные формы платежа;
  • сравнивать преимущества и недостатки разных видов платежа;
  • бережно относиться к деньгам и рационально их использовать.
  1. Сформировать умения отбирать информацию, касающуюся поставленного вопроса и анализировать информацию из различных источников, в том числе полученную в ходе игры.

Краткий сценарий:

Игра проводится в течение всего учебного года на курсе внеурочной деятельности. Элементы ее можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, в рамках предметной недели с 4 по 11 класс.

Подготовительный этап (в начале года):

1.Организация работы «Школьного банка»

– разработать проект и название школьной денежной единицы;

– распечатать необходимое количество денег;

– оформить помещение банка (логотип, слоган, промо-продукция);

– выбрать управляющего банком и его заместителя (10-11 класс);

– разработать должностную инструкцию (обязанности) работников банка -управляющего, менеджеров, кассиров;

– разработать должностную инструкцию Экономиста (все обучающиеся, кто будет посещать занятия, «нанимаются» на работу экономистами);

– разработать игровую систему документооборота Школьного Банка - карточку клиента банка c личным счетом, личную сберкнижку, ведомость доходов и расходов банка, отчет кассира;

– спланировать и провести обучение менеджеров и кассиров (для ротации кадров);

2. Распределение ролей участников игры.

– роли (управляющий один на год, менеджеры и кассиры банка выбираются на каждом занятии из числа обучающихся, экономистами являются все остальные обучающиеся);

3. Использование заработанной школьной валюты учащимися.

–  разработать положение о выплате заработной платы и премий сотрудникам в школьной валюте;

– разработать порядок обмена школьной валюты на полезности (материальные или нематериальные) на учебный год;

– разработать игру-Аукцион с привлечением спонсоров в конце учебного года;

–  разработать игру - Лотерею для обмена школьной валюты на полезности (можно заменить Аукцион).

Итог игры: понимание достоинств и недостатков различных способов оплаты, рациональное отношение к деньгам, происхождения денег в семье и их ограниченность. Мотивация на посещение занятий и повышение финансовой грамотности.

Предлагаем вниманию занятие, в ходе которого происходит подготовка дидактического материала для дальнейшей постоянной работы банка и обучение работе банковского кассира.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологичес=кие

приемы и

методы

Вариативные задания для

оценки достижения

планируемых результатов

Организационный момент

Мотивация к учебной

деятельности

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о деньгах и банках (показать сберкнижку, банковскую карту и школьную валюту).

-Как вы думаете, что у меня в руках?

Слушают, отвечают на вопросы:

-Деньги

-Сберкнижка (банковская книжка, как у бабушки)

Проблемная беседа

Актуализация опорных

знаний

-Что связывает эти предметы?

-Какие деньги хранят в кошелке, какие на

карте и на сберкнижке?

- В каких случаях мы используем наличные деньги, в каких – банковскую карту, сберкнижку?

-это разные деньги

- Наличные, безналичные

- Оплачивать товары и услуги можно наличными и картой, хранить деньги на карте или сберкнижке

Фронтальный

опрос

Постановка учебной

задачи через создание

проблемной ситуации

- Для того, чтобы открыть наш Школьный Банк, мы должны обучиться работе банковского кассира.

-Что должен делать кассир?

-За что он несет ответственность?

-Как правильно выполнять эту работу?

-Принимать или выдавать наличные деньги, меняя данные на карте или сберкнижке

- за правильное оформление документов и подсчет денег

-нужно учиться и быть внимательным

Проблемно-

поисковый

метод

Формирование и

применение новых

понятий, способов

действий

Предлагаю вам найти более полные ответы на вопросы о работе банковского кассира. Сегодня вы все будете кассирами.

в ходе игры.

- Ваша первая задача: сделать личную Сберкнижку каждому, заполнить ее первую страницу с вашими данными.

Для этого из листов бумаги в клеточку нужно вырезать 4 листочка, равных по величине обложке книжки. Затем вырезать обложку и скрепить с помощью степлера по образцу (показывает образец).

- Ваша вторая задача –научиться заполнять Карточку Клиента Банка по образцу, где работник банка будет записывать всю информацию, откуда пришли на счет деньги и куда потрачены. Вы заполняете ее на себя.

-Ваша третья задача: перечислить заработную плату за сегодняшнее занятие на свой банковский счет (заполняем Карточку Клиента Банка) и дублируем информацию в личной Сберкнижке

- Получают роль кассира

-Получают раздаточный и дидактический материал.

-каждый ученик изготавливает сберкнижку

-заполняет информацию на своей Карточке Клиента Банка

-переносит информацию с Карточки Клиента Банка

-заполнить строчку Карточки Клиента Банка –получение зарплаты 10 единиц в школьной валюте.

-продублиро-вать информацию о зарплате в личной Сберкнижке.

Игровая, групповая.

В 10-11 классе мы добавляем возможность получения кредита с оплатой банку %, возможность положить свои деньги на депозит. В Карточку клиента банка может быть добавлен расчет комиссии банка или расходы на кредит клиента. От сберкнижки и наличных денег можно отказаться, переводя все сразу на банковский счет.

Обобщение

- Друзья, наш Школьный Банк теперь готов принимать клиентов и в следующий раз мы выберем 1 кассира, который будет начислять всем зарплату. Обучение работе кассиров сегодня прошли все.

А позже у вас могут быть и премии, и расходы. Ведь деньги нужны для того, чтобы их тратить, удовлетворяя свои потребности.

- Выходим и рассказываем, у кого все получилось, у кого возникли проблемы и какие?

-Что лучше –наличные деньги или карта?

- в каких случаях лучше использовать Сберкнижку?

- Ребята рассказывают о возникших проблемах, анализируют их.

Групповая

ТКРМ

Фронтальная беседа

Подведение итогов

Делает вывод:

- Ребята, мы с вами поняли, что достоинства

и недостатки есть у всех средств оплаты и хранения денег.

-А, чтобы выбрали в итоге вы? Аргументируйте Ваш ответ.

Ребята высказывают свое мнение.

Технология

учебного

сотрудничества

Рефлексия

На доске записаны три способа оплаты: наличные деньги, карта и три способа хранения денег (наличные, карта, сберкнижка).

Предлагаю подойти по очереди и поставить + или – напротив каждого.

Какие платежные средства мы применяем в современном мире, чем они отличаются, почему одни остаются, а др.исчезают?

Ребята по одному выходят и записывают + и - способов оплаты.

-все течет, все изменяется. Сейчас мы уже уходим от наличных денег и сберкнижек в пользу карты и онлайн-оплаты.

Приложение 1

Карточка клиента Школьного Банка «Отличный» (5-9 класс)

ФИО______________________________________________________________

Класс _________________

Дата рождения __________

№ Счета ___________________________

Договор банковских услуг №_______________от _______________ (дата)

Движение денежных средств по счету №_____________

Дата

Приход

Расход

Остаток

Вид операции

Сумма

Вид операции

Сумма

Приложение 2

Карточка клиента Школьного Банка «Отличный» (10-11 класс)

ФИО______________________________________________________________

Класс _________________

Дата рождения __________

№ Счета ___________________________

Договор банковских услуг №_______________от _______________ (дата)

Договор банковского вклада №_____________ от_______________

Кредитный договор №_____________________от_______________

Движение денежных средств по счету №_____________

Дата

Приход

Расход

Остаток

Вид операции

Сумма

Вид операции

Сумма

Добавляем такие статьи доходов как %% по вкладу и статьи расходов - %% за пользование кредитами.

Можно добавить комиссию банка за конкретные операции.

Т.е. в данном случае Банк получает доход и несет расходы, что может быть отражено в Отчете Управляющего.

Приложение 3

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра "Ателье мод".

Нетрадиционный урок технологии для 7 класса (2 часа)...

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

данный материал содержит выступление на муниципальных  педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...

Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»

Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха с элементами сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Тема: сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель:1.     Активизировать жизнь детей.2.     Развивать речь и слуховое восприятие.3.     Во...

Конспект Сюжетно-ролевого урока по физической культуре для учащихся 5 классов

Ознакомление учащихся с символикой Олимпийских игр и легкоатлетическими  видами спорта....

музыкальная сюжетно - ролевая игра "На золотом крыльце сидели"

музыкальная сюжетно - ролевая игра предназначена для детей старших групп и их родителей. ...