Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья по изобразительному искусству (изо)

Праник Ирина Викторовна

Статья об игре, как средстве образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Подготовила: воспитатель Праник И.В.

В самых разных системах обучения,  игре всегда отводилось и отводится особое место.  И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.

Через игру  педагоги  решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

 В условиях введения ФГОС  для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе. 

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Это  взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение).  При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

 Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Выделяет следующие компоненты игровых технологий:

• мотивационный

• ориентационно-целевой

• содержательно-операционный

• ценностно-волевой

• оценочный

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Можно использовать определенные игры с детьми, соответствующие  каждому виду деятельности:

Двигательная
• Подвижные дидактические игры
• Подвижные игры с правилам

• Игровые упражнения
• Соревнования

Игровая
• Сюжетные игры
• Игры с правилами

Продуктивная
• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
• Реализация проектов

Коммуникативная
• Беседа, ситуативный разговор
• Речевая ситуация
• Составление, отгадывание загадок
• Сюжетные игры
• Игры с правилами

Трудовая
• Совместные действия
• Дежурство

 • Поручение
• Реализация проекта


Познавательно-исследовательская
• Наблюдение
• Экскурсии
• Решение проблемных ситуаций
• Экспериментирование
• Коллекционирование
• Моделирование
• Реализация проекта
• Игры с правилами

Музыкально-художественная
• Слушание
• Исполнение
• Импровизация
• Экспериментирование

• Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы
• Чтение
• Обсуждение
• Разучивание

Воспитатели наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя игровую  деятельность детей, воспитатель должен стремиться  к тому:

1. Чтобы  любая из вышеперечисленных  деятельностей  была мотивированной.  Для этого рекомендуется создавать проблемные ситуации  .

2. Чтобы дети были активными участниками процесса. Для этого надо строить игровую деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

3. Чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось, отмечалось с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечалось в портфолио, благодарностью родителей за хорошее воспитание детей.

4. Чтобы стать образцом современного воспитателя, надо тщательно продумывать содержание развивающей среды, постоянно обновлять игровую и наглядную среду в зависимости от темы Организованной Образовательной Деятельности.

 Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы.  Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применять различные методы для  формирования и обучения  ребенка. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя  учатся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная робототехника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит на первый план формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ребёнка к саморазви...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС».

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС»....

Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.

        На внеурочных занятиях по математике необходимо развивать технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает таким задачам: учить детей без п...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.(доклад) (форма 14)

Внеурочная деятельность по математикекак средство развития детей в условиях реализации ФГОС....