Конспект урока по ОДНК
план-конспект урока (5 класс)

Ермилова Ксения Александровна
Конспект урока на тему: «Культурное наследие христианской Руси.»
Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kulturnoe_nasledie_hristiankoy_rusi.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Тема: «Культурное наследие христианской Руси».

Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Задачи урока:

  • актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры нашей страны;
  • создавать условия для развития представлений школьника том, как религия способствует укреплению семьи и общества;
  • активизировать интерес учащихся к предмету.

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Материально-дидактическое оснащение урока:

  1. Мультимедийная презентация к уроку.
  2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации.
  3.  Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

         Перед уроком осуществляется эмоциональный настрой учащихся: сначала звучит шелест дождя, затем щебет птиц и веселый перезвон церковных колоколов.

         Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор, за окном весна, природа напомнила о себе солнцем и  щебетанием птиц,  представьте как зазвучал перезвон церковных колоколов?

Вы правы, тема нашего урока «Культурное наследие христианской Руси» (Слайд № 1,2).

2. Основной этап урока.

        Вопросы учителя: Что такое культура? (Это не только произведения искусства, но и идеи, быт, тип хозяйства, язык…)

        Какие слои в русской культуре мы можем выделить? (Духовную и материальную, светскую и религиозную, христианскую и языческую) (Слайд № 3).

Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтобы ответить на эти вопросы давайте обратимся к тексту учебника.

1. Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?» (стр.85).  (Слайд № 4,5,6).

         Вы  узнали, что именно в 988 году, христианство пришло на Русь. (Слайд № 7). Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги.

         Как пришел к христианской вере князь Владимир? (Слайд № 8,9).

     Рассказ учителя. Много людей приходило к князю: всякий хвалил свою веру. После всех пришел грек-христианин. Долго разговаривал он с Владимиром, рассказывал об Едином Боге и о Сыне Его, Христе Спасителе, пострадавшем, чтобы спасти людей. Рассказал грек князю и о том, что все христиане и все добрые люди пойдут на том свете в Царствие Небесное, а все язычники, все злые люди будут жестоко наказаны. И показал князю картину, где было нарисовано, как Бог накажет злых людей после их смерти.

      Задумался Владимир. Позвал он к себе свою дружину и рассказал своим воинам все, что услышал сам от разных людей. Дружина сказала: "Выбери, князь, лучших людей и пошли их в разные страны. Пусть они посмотрят, как другие народы молятся своим богам, и расскажут нам, какая вера лучше".

    Владимир так и сделал. Побывали послы в разных странах и рассказали князю, где что видели. Больше всего понравилось им в греческой церкви: "Когда пришли мы в греческую церковь, — сказали послы, — то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле, или на небе, так нам было хорошо. На самом деле с греками живет Истинный Бог. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой".

   Тогда дружина ещё сказала Владимиру: "Ведь и бабушка твоя, Ольга, приняла греческую веру. И вера эта должна быть хорошей, потому что твоя бабушка была умнее всех людей и не переняла бы чего-нибудь худого".

   Послушался Владимир своей дружины и захотел креститься в греческую веру. Но не стал он просить у греков, чтобы его крестили в новую веру; боялся Владимир, что потом греки станут гордиться перед ним.

  Пошёл он в греческую землю с большим войском и послал сказать греческим царям: "Отдайте мне в жёны сестру вашу, Анну, а то буду воевать с вами".

Греческие цари ответили: "Не можем мы этого сделать, потому что сестра наша христианка, а ты язычник. Крестись в нашу веру, тогда получишь в жёны Анну и сам спасёшься".

"Я готов креститься, — сказал Владимир,- мне нравится ваша вера. Пусть придёт ко мне ваша сестра, а с нею отпустите священников, которые бы крестили меня".

Горько плакала царевна Анна, идя к русским: она боялась Владимира, потому что раньше он был сердитым человеком. Но чтобы сделать доброе дело — обратить целый народ к вере в Истинного Бога, решилась Анна стать женой Владимира. Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал больной. У него болели глаза, так что он ничего не мог видеть, Анна сказала ему: "Крестись, князь, скорее, и ты будешь здоров".

Князь согласился, и греческие священники окрестили его. В тот же день он стал видеть и совсем скоро поправился. Тогда Владимир сказал: "Теперь я узнал Истинного Бога!"

Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь. 

Ребята познакомьтесь с документом и ответьте на предложенные вопросы.  

Учащиеся изучают документ и обсуждают его содержание, отвечая на вопросы:

  • Где и как крестили киевлян?
  • Как поступил князь Владимир с языческими идолами?
  • Охотно ли расставались киевляне со старой верой?

Документ. (Обстоятельства крещения киевлян).

Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле повсюду стольких спасенных душ.

       Задание классу: используя репродукцию картины Васнецова, составьте рассказ «Как происходил обряд крещения Руси».

        Учитель: Итак, в памяти народа князь Владимир остался славным и мудрым правителем. В преданиях его называли Владимиром Красное Солнышко. Крещение Руси имело огромное значение. Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

         Принятие христианства способствовало улучшению международного положения Руси. Владимир установил добрососедские отношения с королями Чехии, Польши, Венгрии.

        Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и объявила его святым.

Учебный диалог: («Обсудим вместе»). Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства? (Слайд № 10).

        Ребята, основой любой древней культуры является письменность. Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита. Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека. В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.

          Вопрос классу: Каковы свидетельства того, что православная церковь  способствовала развитию образования? Используя информацию учебника приведите 4 доказательства. (Слайд № 11-14).

          В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости». Киевская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской учености. В этом отношении она не уступала Западу.

       Задание: Прочитай отрывок из летописи, в котором рассказывается о князе Ярославе Мудром. Выдели главную мысль этого текста. (стр.89 в учебнике)

Задание классу: Подготовьте совместный ответ на вопросы: «Какова польза от «учения книжного»?», «Можно ли книги заменить другими средствами обучения?».

А теперь поработаем в группах. Задание 1 группе: познакомиться с просветителем Перми – Стефаном. Задание 2 группе: Работая с текстом, ответить на вопрос: «Что такое берестяные грамоты?  Где впервые они были обнаружены?».

          Грамотными были многие. Археологи обнаружили более 1000 грамот, написанных на бересте купцами, ремесленниками, посадским людом. Самые древние берестяные грамоты созданы в середине  XI века. Ученые нашли такие грамоты в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах. Буквы на бересте писали не чернилами, а процарапывали острым шильцем. Благодаря особенностям сырой почвы эти тексты сохранились, пролежав в земле не одно столетие.

          Учитель: Перед Вами иллюстрации храмов (слайд  15-18). Посмотрите, какие замечательные купола, арки, колокола. Почему церкви и храмы имеют такие формы? На что похожи купола церкви?

Опираясь на материал учебника назовите основные правила возведения храмов на Руси?

Давай подытожим все вышесказанное и сделаем вывод, что же  менялось в жизни людей после принятия христианства.  

Молодцы! Давайте с вами запишем  значение принятия христианства на Руси (Слайд № 20).

  • Укрепление власти князя
  • Создание церковной организации
  • Развитие просвещения и культуры
  • Смягчение нравов

3. Закрепление изученного.

Наш урок подходит к концу. Сейчас я предлагаю вам выполнить синквейн на тему нашего сегодняшнего урока.

Синквейн – 5 строк

1строка - существительное

2строка - 2прилагательных

3строка-3глагола совершенного вида

4строка - 4слова – предложение из 4 слов, отражающее ваше отношение к теме

5строка-слово синоним первого

Предполагаемый ответ:

Вера

Православная, христианская

Верить, исповедоваться, делать добро

Вера помогает человеку жить

Убеждения

Ребята, давайте ответим на вопросы викторины! (Слайд № 21-24).

4. Подведение итогов.  Рефлексия. (Слайд № 25).

Что на уроке было главным?

  • Что было интересным?
  • Что нового узнали?
  • Чему научились?

Вспомни работу своих одноклассников на уроке. Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему?

5.Домашнее задание. Создать презентацию по темам:

     1.Биография братьев Кирилла и Мефодия.

2.Какой была славянская кириллица?

              3.Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития культуры Древней Руси?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНК

Эта программа составлена в сообветствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Конспектурока по теме: "Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя".

В данной работе учитель знакомит детей с биографией Л.Н. Толстого, как участнике обороны города-героя Севостополя. Тем самым, продолжая  воспитывать чувство патриотизма, нравственности у учащихся...

Конспектурока "По интересным местам Лондона"

Конспект урока для повторения материала. Конспект для 6 класса, занимающиеся по учебнику  Кауфман "Happy English.ru"...

ОДНК РН

Рабочая программа для 5 класса по предмету ОДНК РН...

ОДНК. Рабочая программа для 5 класса.

       Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федера...

Рабочая программа по предмету ОДНК для 5 класса

Рабочая программа для 5 класса по Основам духовно-нравственной культуры народов России совмещённая с Культурой Башкортостана....

Рабочая программа ОДНК 5 класс Виноградова

Рабочая программа ОДНК 5 класс Виноградова...