Рабочая программа по предмету ОДНК для 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа для 5 класса по Основам духовно-нравственной культуры народов России совмещённая с Культурой Башкортостана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_5_2016-2017.doc | 51.16 КБ |
ktp_odnk_5a_kl.2016-2017.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ;
2. Закон РБ "Об образовании в Республике Башкортостан" от 01.07.2013г. №696-з;
3. ФГОС ООО, утвержденный приказом МО РФ от 17 декабря 2010г. №1897; Приказ МО РФ от 17.05.12г. № 413 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»; Приказ МО РФ от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в приказ МО РФ от 17.12.10 г. N 1897 "Об утверждении ФГОС ООО;
4. Письмо МО РФ от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
5. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 и примерные учебные планы для ОУ РФ на 2016-2017 уч. год; Приказ МО РФ внесении изменений в БУПОУ РФ, от 3 июня 2011 года №1994; Приказ МО РФ о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);
6. Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 №8;
7. Приказ Министерства образования и науки от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО, утвержденного приказом МО РФ»; Приказ от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденного приказом МО РФ от 31.03.2014г. №253»; Приказ МО РФ от 26 января 2016 года №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО, утвержденный приказом МО РФ от 31 марта 2014г. №253»;
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 (зарегистрирован Минюстом России 03.03.11г.);
9.Фундаментальное ядро содержания общего образования;
10.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
11.Реестр основных образовательных программ;
12. Учебный план МОБУ Лицей №9 на 2016-2017 уч.год;
13. Положение о рабочей программе МОБУ Лицей №9;
14. Примерная программа учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. –М.: Вентана-Граф, 2016.
15. Примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана», составители: доктор филологических наук, профессор М.Х. Идельбаев, доктор филологических наук, профессор А.М. Сулейманов (1-4 классы); доктор филологических наук, профессор С.А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г.С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф.Т. Кузбеков, начальник отдела национального образования МО РБ Р.А. Кузбекова (5-9 классы);
17. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан;
18. Статья 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования», Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 11.4. ФГОС ООО).
Общая характеристика учебного предмета:
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Основным средством обучения являются учебники, которые построены в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией.
Предмет «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, для духовно-нравственного развития, должны предусматриваться учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Календарно-тематическое планирование, в соответствии с программой, предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.
Углубленное изучение основ духовно-нравственной культуры народов России и истории и культуры Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора обучающихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников. Программа рассматривает привитие интереса к истории как к науке, воспитание хорошо подготовленных краеведов.
Цели и задачи изучения предмета:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире;
воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям;
содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации, способствовать возрождению и развитию национальных культур;
способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, формировать творческое мышление у школьников.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе.
2. Изучение светской этики, важной части духовно-нравственной культуры. Решение различных проблем, оставаясь при этом достойным человеком. Раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе.
3. Изучение истории и культуры Башкортостана, способствующих расширению кругозора обучающихся, воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
1) Культуроведческий принцип. Определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2) Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3) Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4) Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5) Принцип поступательности. Обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.
Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС. Цель курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий;
-Эвристические беседы;
-Исследовательский метод;
-Проектирование;
-Уроки – экскурсии;
-Деловые и ролевые игры;
-Различные викторины и другие конкурсные события;
-Творческие мастерские;
-Использование информационно-коммуникационных технологий;
-Метод проектов.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 5 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты освоения учебного предмета должны быть представлены двумя группами Личностной УУД. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: -готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: - формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета определяют круг универсальных учебных действий разного типа: познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные, которые успешно формируются средствами данного предмета.
Познавательные УУД:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;
- различать исторические события, произошедшие в Башкортостане.
Коммуникативные УУД:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
–кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
- формирование ИКТ-компетентности обучающихся;
- ведение учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
– Оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно».
– Анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
–Анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
-Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
-Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
-Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
-Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
-Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- как основы культурной истории многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни;
-высказывание предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
-оценивание своих поступков, соотнося их с правилами нравственности и этики;
-работа с историческими источниками и документами.
Основное содержание учебного предмета в 5 классе.
Наш дом – Россия – 1 час.
Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Понятие «россиянин». Российская Федерация – многонациональное государство. Субъекты Российской Федерации. Многочисленные и малочисленные народы России. Города миллионники. Республика Башкортостан – субъект РФ, названный от имени коренного народа. Столица – город Уфа. Население республики. Башкирский язык - государственный язык республики. Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения.
Культура - совокупность материальных и духовных ценностей – 4 часа.
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом, в широком плане – человечеством. Материальная (орнамент, украшения, декоративно-прикладное искусство, национальная кухня, музыкальные инструменты) и духовная (верования, традиции, обычаи, устное народное творчество, литература, искусство) культура. Многозначность термина «культура». Национальный характер культуры (объяснить на примере отдельных видов культуры, например, народных песен, танцев народов Башкортостана). Понятие «духовно-нравственная культура».
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Твой духовный мир – 1 час.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Народное творчество как часть культуры – 9 часов.
Понятие о народном творчестве как части культуры. Отличие фольклора от профессиональной литературы (устность бытования, коллективность, вариантность). Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни. Собиратели и исследователи башкирских сказок (А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов). Сказочный мир башкир. Виды народных сказок.
Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. Основные герои этих сказок. Сказки «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе хозяина».
Волшебные сказки, роль вымысла в них, герои и события, сказках, реальное и фантастическое, добро и зло. Оптимизм волшебных сказок. Сказки «Волшебное кольцо», «Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей».
Бытовые сказки, их тематика: мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и корысть, трудолюбие и леность. Сказки: «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и глупый царь».
Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр».
Шуточные сказки, кулямасы. Моральное превосходство умных людей, осуждение социальной несправедливости, зла, тупости. Сказки: «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя» (по выбору).
Отражение находчивости и остроумия в кулямасах. Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ сэсэне, Ходжа Насретдине. Кулямасы: «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как Хужа поделил находку». Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания.
Семья – хранитель духовных ценностей. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».
Мой родной Башкортостан – 2 часа.
Истоки цивилизации на Урале. Урал – колыбель одной из древнейших цивилизаций на территории нашей страны, опорный край Отечества и его несомненная гордость. Историко-географическое положение Урала. Башкирская легенда об Урале. Общие сведения об Уральских горах. Горы и реки Южного Урала. Исторические памятники, древние стоянки людей.
Духовный мир древних башкир – 2 часа.
Происхождение башкирского народа. Самоназвание народа – башкорт. Письменные свидетельства о башкирах. Устное народное творчество о происхождении башкирского народа. Древние башкирские мифы. Общие сведения. Эпос «Урал-батыр», «Акбузат». Культ деревьев, птиц и животных. Тенгрианство – религиозное верование древних башкир. Влияние ислама на башкир. Шариат – мусульманское право.
Религия и культура – 5 часов.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм: внешние особенности, внутреннее убранство. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Музыкальная культура – 4 часа.
Музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кубыз, домбра. Курай – древнейший инструмент. Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист». Образ курая в литературе и искусстве. Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея Мэргэна «Курай Баймака», пьеса З. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова «Легенда о курае». Памятник кураю. Имена, прославившие башкирский курай. Высказывания русских ученых, исследователей края (В. Даль, М. Авдеев, С. Рыбаков). Цветок курая на Гербе Республики Башкортостан – символ единства всех башкирских племён и родов.
Классики башкирской литературы детям – 5 часов.
М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе. Мораль басен «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка».
З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».
Ф. Исянгулов. Краткая биография и творчество писателя. Рассказ «Мост Хамита». Беседа на тему «смысл жизни человека». Смысл завета старика «живите достойно».
Итоговый урок – 1 час.
Повторительное обобщение. Проверка знаний.
Резервный урок – 1 час.
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. –М.: Вентана-Граф, 2016.
- История Башкортостана: Учебное пособие для пятого класса. А.М. Бускунов. – Уфа: Китап, 2014.
- «Родной Башкортостан» 5 класс, Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап.
- А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2012.
- Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
- Валеев И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима/Вступит. Статья А. Филиппова. – Уфа: Китап, 2005.
- Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век/Сост., предисл., коммент. В.В. Сидорова. – Уфа: Китап, 2007.
- Муллакаев М. «Здесь Европа встречается с Азией», «Сармат». – Уфа, 2009.
- Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010.
- Гумеров Ф.Х. (сост.) Хрестоматия по истории Башкортостана. Уфа: Китап, 2005.
- История башкирского народа. Тома 1-7. История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М.М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. – М.: Наука, 2009-2011 гг.
- Мурзабулатов М.В. Западный регион Республики Башкортостан. Историко-этнографический очерк. Уфа: Китап, 2001.
- Орлов С.А. Пирамида Салавата. Казань: Мастер Лайн, 2006.
- Дорофеева Т.В. Библия в зеркале культуры (Основы православной культуры): Методическое пособие для 5 класса / Т.В. Дорофеева, Л.И. Романова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
- Хрестоматия по курсу «Библия как источник культуры». Для учителей 5 классов общеобразовательных учреждений. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
Интернет - ресурсы
- - http://fcior.edu.ru /
- - http://school- collection.edu.ru /
- - Интернет-портал «ProШколу.ru»
- - http://experiment-opk.pravolimp.ru/
- - http://www.vestnik.edu.ru
- - http://svetoch-opk.ru
- - http://www.pravoslavie.ru
- Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru
- Российское образование – федеральный портал http://www.edu.ru
- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - http://www.apkpro.ru/content
- Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
- Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
- Видеофильм об Андрее Рублев - http://radostmoya.ru/project/russkaya_kultura/video/?watch=andrei_rublev, http://www.youtube.com/watch?v=VX3gBTS0u8E
- башкирская легенда об Урал-батыре - http://www.bashskazki.ru/page104.html
- видеофильм «Заповедники России» - http://www.youtube.com/watch?v=0StJtvOHdzQ, http://www.youtube.com/watch?v=auOvCJyByec&list=PL4B83FE0578F7112C, http://www.youtube.com/watch?v=Cbxsqg4mkNE&list=PL4B83FE0578F7112C
Материально-техническое обеспечение
Для изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе);
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление - компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, мобильный класс.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» для 5А класса
№ урока | Дата | Тема урока | Включение этнокультурных особенностей РБ | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Наш дом – Россия – 1 час. | |||||
1 | 01.09 | Наш дом – Россия (ИБ стр.4-6) | Башкортостан – субъект РФ, названный от имени коренного народа. | ||
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей – 4 часа. | |||||
2 | 08.09 | Общее понятие о культуре (РБ стр.21-22) | Национальный характер культуры | ||
3 | 15.09 | Общее понятие о культуре (РБ стр.22-23) | Национальный характер культуры | ||
4 | 22.09 | Величие многонациональной российской культуры (ОДНК стр.7-11) | Культура народов Башкортостана | ||
5 | 29.09 | Человек – творец и носитель культуры (ОДНК стр.12-17) | Нравственные качества народов РБ | ||
Твой духовный мир – 1 час. | |||||
6 | 06.10 | Твой духовный мир (ОДНК стр.143-153) | Нравственные качества народов РБ | ||
Народное творчество как часть культуры – 9 часов. | |||||
7 | 13.10 | Башкирское устное народное творчество. Сказки. Сказки о животных. (РБ стр.57-64) | Сказочный мир башкир. Виды народных сказок. | ||
8 | 20.10 | Волшебные сказки (РБ стр.65-77) | Башкирские народные сказки | ||
9 | 27.10 | Бытовые сказки (РБ стр.78-87) | Башкирские народные сказки | ||
Итого за 1 четверть 9 уроков | |||||
10 | 10.11 | Богатырские сказки (РБ стр.88-98) | Башкирские народные сказки | ||
11 | 17.11 | Шуточные сказки. Кулямасы. (РБ стр.99-120) | Башкирские народные сказки | ||
12 | 24.11 | Собиратели и исследователи башкирских народных сказок (РБ стр.121-123) | Изучение башкирского фольклора | ||
13 | 01.12 | Легенды и предания (РБ стр.123-130) | В легендах история края | ||
14 | 08.12 | В труде красота человека. (ОДНК стр.36-40) | Тема труда в фольклоре народов РБ | ||
15 | 15.12 | Мудрость сказок народов России. (ОДНК стр.60-67) | Ценность семьи в фольклоре разных народов | ||
Мой родной Башкортостан – 2 часа. | |||||
16 | 22.12 | Истоки цивилизации на Урале (ИБ стр.7-13) | Башкирская легенда об Урале | ||
17 | 29.12 | Общие сведения об Уральских горах (ИБ стр.14-19) | Башкирская легенда об Урале | ||
Итого за 2 четверть 8 уроков | |||||
Духовный мир древних башкир – 2 часа. | |||||
18 | 19.01 | Происхождение башкирского народа (ИБ стр.52-56) | Народное творчество о происхождении народа | ||
19 | 26.01 | Духовный мир древних башкир (ИБ стр.64-73) | Древние башкирские мифы | ||
Религия и культура – 5 часов. | |||||
20 | 02.02 | Роль религии в развитии культуры (ОДНК стр.84-85) | Влияние ислама на башкир | ||
21 | 09.02 | Культурное наследие христианской Руси (ОДНК стр.85-98) | Православные храмы в РБ | ||
22 | 16.02 | Культура ислама (ОДНК стр.99-109, ИБ стр.85) | Декоративно-прикладное искусство, мечети, праздники, образование в РБ | ||
23 | 23.02 | Иудаизм и культура (ОДНК стр.109-119) | Иудаизм в РБ | ||
24 | 02.03 | Культурные традиции буддизма (ОДНК стр.120-127) | Буддизм в РБ | ||
Музыкальная культура – 4 часа. | |||||
25 | 09.03 | Музыкальные инструменты башкирского народа (РБ стр.137, 155-159) | Башкирская народная музыка | ||
26 | 16.03 | Образ курая в литературе и искусстве РБ стр.169-176) | Курай в истории народа | ||
27 | 23.03 | Имена, прославившие башкирский курай (РБ стр.160-168) | Башкирские кураисты | ||
Итого за 3 четверть 10 уроков | |||||
28 | 06.04 | Цветок курая на Гербе Республики Башкортостан (РБ стр.179) | Единство башкирских племён и родов | ||
Классики башкирской литературы детям – 5 часов. | |||||
29 | 13.04 | Мажит Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Басни. (РБ стр.191-195) | Классик башкирской литературы | ||
30 | 20.04 | Зайнаб Биишева. «Мастер и подмастерье». (РБ стр.196-215) | Классик башкирской литературы | ||
31 | 27.04 | Зайнаб Биишева. «Мастер и подмастерье». (РБ стр.196-215) | Классик башкирской литературы | ||
32 | 04.05 | Ф. Исянгулов. Рассказ «Мост Хамита». (РБ стр.216-220) | Классик башкирской литературы | ||
33 | 11.05 | Ф. Исянгулов. Рассказ «Мост Хамита». (РБ стр.216-220) | Классик башкирской литературы | ||
Итоговый урок – 1 час. | |||||
34 | 18.05 | Культура местных жителей Урок-повторение | |||
Резервный урок – 1 час. | |||||
35 | 25.05 | Культура местных жителей Урок-обобщение |
Итого за 4 четверть 8 уроков | |
Итого за 1 полугодие 17 уроков | |
Итого за 2 полугодие 18 уроков | |
Итого за учебный год 35 уроков |
ИБ - учебник «История Башкортостана» 5 класс.
РБ – учебник «Родной Башкортостан» 5 класс.
ОДНК – учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа учебного предмета "ОДНК НР", 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н...
Рабочая программа по предмету "Технология" (5 класс) Конструктор рабочих программ
Основной ц е л ь ю освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новы...