Рабочая программа по предмету ОДНК для 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему

Рабочая программа для 5 класса по Основам духовно-нравственной культуры народов России совмещённая с Культурой Башкортостана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_5_2016-2017.doc51.16 КБ
Файл ktp_odnk_5a_kl.2016-2017.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

        1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ;

2. Закон РБ "Об образовании в Республике Башкортостан" от 01.07.2013г. №696-з;

3. ФГОС ООО, утвержденный приказом МО РФ от 17 декабря 2010г. №1897; Приказ МО РФ от 17.05.12г. № 413 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»; Приказ МО РФ от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в приказ МО РФ от 17.12.10 г. N 1897 "Об утверждении ФГОС ООО;

4. Письмо МО РФ от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

5. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 и примерные учебные планы для ОУ РФ на 2016-2017 уч. год; Приказ МО РФ внесении изменений в БУПОУ РФ, от 3 июня 2011 года №1994; Приказ МО РФ о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);

6. Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 №8;

7. Приказ Министерства образования и науки от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО, утвержденного приказом МО РФ»; Приказ от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденного приказом МО РФ от 31.03.2014г. №253»; Приказ МО РФ от 26 января 2016 года №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО, утвержденный приказом МО РФ от 31 марта 2014г. №253»;

8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 (зарегистрирован Минюстом России 03.03.11г.);

9.Фундаментальное ядро содержания общего образования;

10.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

11.Реестр основных образовательных программ;

12. Учебный план МОБУ Лицей №9 на 2016-2017 уч.год;

13. Положение о рабочей программе МОБУ Лицей №9;

14. Примерная программа учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. –М.: Вентана-Граф, 2016.

15. Примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана», составители: доктор филологических наук, профессор М.Х. Идельбаев, доктор филологических наук, профессор А.М. Сулейманов (1-4 классы); доктор филологических наук, профессор С.А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г.С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф.Т. Кузбеков, начальник отдела национального образования МО РБ Р.А. Кузбекова (5-9 классы);

16. Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

17. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан;

18. Статья 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования», Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 11.4. ФГОС ООО).

Общая характеристика учебного предмета:

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Основным средством обучения являются учебники, которые построены в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией.

Предмет «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, для духовно-нравственного развития, должны предусматриваться учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Культурное наследие любого народа  - это та основа, на котором базируется формирование личности.  Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Календарно-тематическое планирование, в соответствии с программой,  предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Углубленное изучение основ духовно-нравственной культуры народов России и истории и культуры Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора обучающихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников. Программа рассматривает привитие интереса к истории как к науке, воспитание хорошо подготовленных краеведов.

Цели и задачи изучения предмета:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире;

воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям;

содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации, способствовать возрождению и развитию национальных культур;

способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, формировать творческое мышление у школьников.

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.        Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе.

2. Изучение светской этики, важной части духовно-нравственной культуры. Решение различных проблем, оставаясь при этом достойным человеком. Раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе.

3. Изучение истории и культуры Башкортостана, способствующих расширению кругозора обучающихся, воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

1) Культуроведческий принцип. Определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2) Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3) Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4) Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5) Принцип поступательности. Обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС. Цель курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:

-Метод моральных дилемм и дискуссий;

-Эвристические беседы;

-Исследовательский метод;

-Проектирование;

-Уроки – экскурсии;

-Деловые и ролевые игры;

-Различные викторины и другие конкурсные события;

-Творческие мастерские;

-Использование информационно-коммуникационных технологий;

-Метод проектов.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 5 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты освоения учебного предмета должны быть представлены двумя группами Личностной УУД. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: -готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: - формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям,

осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности).

Метапредметные результаты освоения учебного предмета определяют  круг универсальных учебных действий разного типа: познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные, которые успешно формируются средствами данного предмета.

Познавательные УУД:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;

- различать исторические события, произошедшие в Башкортостане.

Коммуникативные УУД:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

–кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

- формирование ИКТ-компетентности обучающихся;

- ведение учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

 Оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно».

 Анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

–Анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

-Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

-Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов.
 Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.

-Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

-Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.

-Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

- как основы культурной истории многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни;

-высказывание предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

-оценивание своих поступков, соотнося их с правилами нравственности и этики;

-работа с историческими источниками и документами.

Основное содержание учебного предмета в 5 классе.

Наш дом – Россия – 1 час.

Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Понятие «россиянин». Российская Федерация – многонациональное государство. Субъекты Российской Федерации. Многочисленные и малочисленные народы России. Города миллионники. Республика Башкортостан – субъект РФ, названный от имени коренного народа. Столица – город Уфа. Население республики. Башкирский язык - государственный язык республики. Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей – 4 часа.

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом, в широком плане – человечеством. Материальная (орнамент, украшения, декоративно-прикладное искусство, национальная кухня, музыкальные инструменты) и духовная (верования, традиции, обычаи, устное народное творчество, литература, искусство) культура. Многозначность термина «культура». Национальный характер культуры (объяснить на примере отдельных видов культуры, например, народных песен, танцев народов Башкортостана). Понятие «духовно-нравственная культура».

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Твой духовный мир – 1 час.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Народное творчество как часть культуры – 9 часов.

Понятие о народном творчестве как части культуры. Отличие фольклора от профессиональной литературы (устность бытования, коллективность, вариантность). Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни. Собиратели и исследователи башкирских сказок (А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов). Сказочный мир башкир. Виды народных сказок.

Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. Основные герои этих сказок. Сказки  «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе хозяина».

Волшебные сказки, роль вымысла в них, герои и события, сказках, реальное и фантастическое, добро и зло. Оптимизм волшебных сказок. Сказки «Волшебное кольцо», «Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей».

Бытовые сказки, их тематика: мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и корысть, трудолюбие и леность. Сказки: «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и глупый царь».

Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр».

Шуточные сказки, кулямасы. Моральное превосходство умных людей, осуждение социальной несправедливости, зла, тупости. Сказки: «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя» (по выбору).

Отражение находчивости и остроумия в кулямасах. Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ сэсэне, Ходжа Насретдине. Кулямасы: «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как Хужа поделил находку». Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания.

Семья – хранитель духовных ценностей. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».

Мой родной Башкортостан – 2 часа.

Истоки цивилизации на Урале. Урал – колыбель одной из древнейших цивилизаций на территории нашей страны, опорный край Отечества и его несомненная гордость. Историко-географическое положение Урала. Башкирская легенда об Урале. Общие сведения об Уральских горах. Горы и реки Южного Урала. Исторические памятники, древние стоянки людей.

Духовный мир древних башкир – 2 часа.

Происхождение башкирского народа. Самоназвание народа – башкорт. Письменные свидетельства о башкирах. Устное народное творчество о происхождении башкирского народа. Древние башкирские мифы. Общие сведения. Эпос «Урал-батыр», «Акбузат». Культ деревьев, птиц и животных. Тенгрианство – религиозное верование древних башкир. Влияние ислама на башкир. Шариат – мусульманское право.

Религия и культура – 5 часов.

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм: внешние особенности, внутреннее убранство. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма.  Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Музыкальная культура – 4 часа.

Музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кубыз, домбра. Курай – древнейший  инструмент. Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист». Образ курая в литературе и искусстве. Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея Мэргэна «Курай Баймака», пьеса З. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова «Легенда о курае». Памятник кураю. Имена, прославившие башкирский курай. Высказывания русских ученых, исследователей края (В. Даль, М. Авдеев, С. Рыбаков). Цветок курая на Гербе Республики Башкортостан – символ единства всех башкирских племён и родов.

Классики башкирской литературы детям – 5 часов.

М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе.  Мораль  басен «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка».

З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».

Ф. Исянгулов. Краткая  биография и творчество писателя. Рассказ «Мост Хамита». Беседа на тему «смысл жизни человека». Смысл завета старика «живите достойно».

Итоговый урок – 1 час.

Повторительное обобщение. Проверка знаний.

Резервный урок – 1 час.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. –М.: Вентана-Граф, 2016.
  2. История Башкортостана: Учебное пособие для пятого класса. А.М. Бускунов. – Уфа: Китап, 2014.
  3. «Родной Башкортостан» 5 класс, Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап.
  4. А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Башкиры:  Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  6. Валеев И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима/Вступит. Статья А. Филиппова. – Уфа: Китап, 2005.
  7. Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век/Сост., предисл., коммент. В.В. Сидорова. – Уфа: Китап, 2007.
  8. Муллакаев М. «Здесь Европа встречается с Азией», «Сармат». – Уфа, 2009.
  9. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010.
  10. Гумеров Ф.Х. (сост.) Хрестоматия по истории Башкортостана. Уфа: Китап, 2005.
  11. История башкирского народа. Тома 1-7. История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М.М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. – М.: Наука, 2009-2011 гг.
  12. Мурзабулатов М.В. Западный регион Республики Башкортостан. Историко-этнографический очерк. Уфа: Китап, 2001.
  13. Орлов С.А. Пирамида Салавата. Казань: Мастер Лайн, 2006.
  14. Дорофеева Т.В. Библия в зеркале культуры (Основы православной культуры): Методическое пособие для 5 класса / Т.В. Дорофеева, Л.И. Романова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
  15. Хрестоматия по курсу «Библия как источник культуры». Для учителей 5 классов общеобразовательных учреждений. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.

Интернет - ресурсы

  1. - http://fcior.edu.ru /
  2. - http://school- collection.edu.ru /
  3. - Интернет-портал «ProШколу.ru»
  4. - http://experiment-opk.pravolimp.ru/
  5. - http://www.vestnik.edu.ru
  6. - http://svetoch-opk.ru
  7. - http://www.pravoslavie.ru
  8. Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru
  9. Российское образование – федеральный портал http://www.edu.ru
  10. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - http://www.apkpro.ru/content
  11. Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
  12. Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
  13. Видеофильм об Андрее Рублев - http://radostmoya.ru/project/russkaya_kultura/video/?watch=andrei_rublev, http://www.youtube.com/watch?v=VX3gBTS0u8E
  14. башкирская легенда об Урал-батыре - http://www.bashskazki.ru/page104.html
  15. видеофильм «Заповедники России» - http://www.youtube.com/watch?v=0StJtvOHdzQ, http://www.youtube.com/watch?v=auOvCJyByec&list=PL4B83FE0578F7112C, http://www.youtube.com/watch?v=Cbxsqg4mkNE&list=PL4B83FE0578F7112C

Материально-техническое обеспечение

Для изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе);

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление - компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, мобильный класс.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» для 5А класса

№ урока

Дата

Тема урока

Включение этнокультурных особенностей РБ

Примечание

По плану

По факту

Наш дом – Россия – 1 час.

1

01.09

Наш дом – Россия

(ИБ стр.4-6)

Башкортостан – субъект РФ, названный от имени коренного народа.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей – 4 часа.

2

08.09

Общее понятие о культуре

(РБ стр.21-22)

Национальный характер культуры

3

15.09

Общее понятие о культуре

(РБ стр.22-23)

Национальный характер культуры

4

22.09

Величие многонациональной российской культуры

(ОДНК стр.7-11)

Культура народов Башкортостана

5

29.09

Человек – творец и носитель культуры (ОДНК стр.12-17)

Нравственные качества народов РБ

Твой духовный мир – 1 час.

6

06.10

Твой духовный мир

(ОДНК стр.143-153)

Нравственные качества народов РБ

Народное творчество как часть культуры – 9 часов.

7

13.10

Башкирское устное народное творчество. Сказки. Сказки о животных.

(РБ стр.57-64)

Сказочный мир башкир. Виды народных сказок.

8

20.10

Волшебные сказки

(РБ стр.65-77)

Башкирские народные сказки

9

27.10

Бытовые сказки

(РБ стр.78-87)

Башкирские народные сказки

Итого за 1 четверть 9 уроков

10

10.11

Богатырские сказки

(РБ стр.88-98)

Башкирские народные сказки

11

17.11

Шуточные сказки. Кулямасы.

(РБ стр.99-120)

Башкирские народные сказки

12

24.11

Собиратели и исследователи башкирских народных сказок

(РБ стр.121-123)

Изучение башкирского фольклора

13

01.12

Легенды и предания

(РБ стр.123-130)

В легендах история края

14

08.12

В труде красота человека.

(ОДНК стр.36-40)

Тема труда в фольклоре народов РБ

15

15.12

Мудрость сказок народов России.

(ОДНК стр.60-67)

Ценность семьи в фольклоре разных народов

Мой родной Башкортостан – 2 часа.

16

22.12

Истоки цивилизации на Урале

(ИБ стр.7-13)

Башкирская легенда об Урале

17

29.12

Общие сведения об Уральских горах

(ИБ стр.14-19)

Башкирская легенда об Урале

Итого за 2 четверть 8 уроков

Духовный мир древних башкир – 2 часа.

18

19.01

Происхождение башкирского народа

(ИБ стр.52-56)

Народное творчество о происхождении народа

19

26.01

Духовный мир древних башкир

(ИБ стр.64-73)

Древние башкирские мифы

Религия и культура – 5 часов.

20

02.02

Роль религии в развитии культуры

(ОДНК стр.84-85)

Влияние ислама на башкир

21

09.02

Культурное наследие христианской Руси

(ОДНК стр.85-98)

Православные храмы в РБ

22

16.02

Культура ислама

(ОДНК стр.99-109, ИБ стр.85)

Декоративно-прикладное искусство, мечети, праздники, образование в РБ

23

23.02

Иудаизм и культура

(ОДНК стр.109-119)

Иудаизм в РБ

24

02.03

Культурные традиции буддизма

(ОДНК стр.120-127)

Буддизм в РБ

Музыкальная культура – 4 часа.

25

09.03

Музыкальные инструменты башкирского народа

(РБ стр.137, 155-159)

Башкирская народная музыка

26

16.03

Образ курая в литературе и искусстве

РБ стр.169-176)

Курай в истории народа

27

23.03

Имена, прославившие башкирский курай

(РБ стр.160-168)

Башкирские кураисты

Итого за 3 четверть 10 уроков

28

06.04

Цветок курая на Гербе Республики Башкортостан

(РБ стр.179)

Единство башкирских племён и родов

Классики башкирской литературы детям – 5 часов.

29

13.04

Мажит Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Басни.

(РБ стр.191-195)

Классик башкирской литературы

30

20.04

Зайнаб Биишева. «Мастер и подмастерье».

(РБ стр.196-215)

Классик башкирской литературы

31

27.04

Зайнаб Биишева. «Мастер и подмастерье».

(РБ стр.196-215)

Классик башкирской литературы

32

04.05

Ф. Исянгулов. Рассказ «Мост Хамита».

(РБ стр.216-220)

Классик башкирской литературы

33

11.05

Ф. Исянгулов. Рассказ «Мост Хамита».

(РБ стр.216-220)

Классик башкирской литературы

Итоговый урок – 1 час.

34

18.05

Культура местных жителей

Урок-повторение

Резервный урок – 1 час.

35

25.05

Культура местных жителей

Урок-обобщение

Итого за 4 четверть 8 уроков

Итого за 1 полугодие 17 уроков

Итого за 2 полугодие 18 уроков

Итого за учебный год 35 уроков

ИБ - учебник «История Башкортостана» 5 класс.

РБ – учебник «Родной Башкортостан» 5 класс.

ОДНК – учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой

Рабочая  программа по обществознанию  для  6  класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...

Рабочая программа учебного предмета "ОДНК НР", 5 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н...

Рабочая программа по предмету "Технология" (5 класс) Конструктор рабочих программ

Основной ц е л ь ю освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новы...