Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка

Киселёва Надежда Васильевна

Картотека речевых игр создана для детей старшего дошкольного возраста. Предлагая детям эти игры вы развиваете связную, грамматически правильную речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_rechevyh_igr.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр для

старшего дошкольного возраста

Картотека речевых игр создана для детей старшего дошкольного возраста. Предлагая детям эти игры вы развиваете связную, грамматически правильную речь

Дидактическая игра  «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца                                ваза – две…вазы

стул – два ..стула                                вишня – две…вишни

стол - два…стола                                слива – две…сливы

кот - два …кота                                кошка – две…кошки

тюльпан – два …тюльпана                            роза – две…розы

помидор – два…помидора                            чашка – две…чашки

окно – два…окна                                машина – две…машины

дерево – два…дерева                        кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма                        майка – две…майки

Дидактическая игра  «Кто что делает?»

(закончи предложение)

Образец: Мальчик ест…суп (котлету, яичницу)

                Мальчик пьет…компот (воду, чай)

Девочка рисует…цветы                                Вова нашел…карандаш

Мама стирает…платье                                Мама мыла…посуду

Мама сажает…        лук                                Папа чинил…велосипед

Мама купила…хлеб                                        Лена читает…письмо

Петя несет… сумку                                        Вася чистит..обувь

Катя увидела…собаку                                Мама режет…овощи

Наташа услышала…птичку                                    Бабушка вяжет… носки

Папа ремонтирует…машину                        Мама шьет …рубашку

Девочка моет …окно                                Петя смотрит…телевизор

Мальчик  вешает…картину                                    Папа покупает…молоко

Дидактическая игра  «Он – Она»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка  Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил - и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала

Летал – летала

Скучал – скучала

Танцевал – танцевала

Убегал – убегала

                      Спал – спала

                      Читал – читала

 Дидактическая игра «Отвечай на вопрос -  кому?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? ... Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?

Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?

Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?

Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?

Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?

Кому мама открывает дверь?

Кому Надя заплетает косу?        

Дидактическая игра  «Отвечай на вопрос – с чем?»

Дается образец:

С чем ведро, если в нем  молоко - ведро с молоком

                                        вода - ведро с водой

                                        белье - ведро с бельем

1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.

2. С чем кастрюля, если в ней -  суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.

3. С чем банка, если в ней -  капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.

4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»        

                                (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник, альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос -  чем?»

Дается образец:

Чем Вова ест котлеты?... Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?...Коля ловит рыбу удочкой.

Чем Таня ест бульон?

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?

Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?

Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

                

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

Дидактическая игра  «Кем (чем) был?»

Цыпленок….яйцом                                Ботинки…кожей

Лошадь….жеребенком                        Дом….кирпичом

Корова….теленком                                Мастер….учеником

Дуб…желудем                                Собака….щенком

Рыба….икринкой                                Листок….почкой

Яблоня….семечком                                Свитер….шерстью

Лягушка….головастиком                        Шуба…мехом

Бабочка…..гусеницей                        Птица….птенцом

Хлеб….мукой                                Козел….козленком

Шкаф….доской                                Овца….ягненком

Велосипед… железом                        Свинья…поросенком

Рубашка….тканью                                Лошадь…жеребенком

Дидактическая игра  «Закончи предложение»

                                (с мячом)

Лимоны кислые, а сахар…сладкий

Собака лает, а кошка…мяукает

Ночью темно, а днем…светло

Зимой холодно, а летом…жарко

Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами

Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой

Утром мы завтракаем, а днем…обедаем

Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем

Птица летает, а змея…ползает

Лодка плывет, а машина …едет

У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы

Птицы живут в гнездах, а люди…в домах

Зимой идет снег, а летом…дождь

В России говорят по-русски, а в Англии…по-английски

Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют

Балерина танцует, а пианист…играет

Дрова пилят, а гвозди…забивают

Певец поет, а строитель…строит

Дидактическая игра «Кого? Что?»

Кого можно увидеть в лесу? ….       Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?..             Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?...      Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…

Кого можно увидеть на улице?          Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице?            Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

Кого ищет девочка?          Кого купила мама?

Что ищет девочка?                            Что купила мама?

Кого потерял Миша?                    Кого увидел папа?

Что потерял  Миша?                            Что увидел папа?

Дидактическая игра  «Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто,  а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика…  курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…    кухонька

у нас окно, а у гномика…      окошко

у нас кастрюля, а у гномика  кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…    чашечка

у нас кровать, а у гномика… кроватка

у нас стол, а у гномика…       столик

у нас стул, а у гномика…      стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНРДанная речевая карта разработана для диагностики детей 5-7 лет. Включает с себя следующие разделы: общие сведения о ребенке, иссле...

Коррекция речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание ...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Девушка-березка» (по мотивам мордовской народной сказки)

Даный конспект НОД позволит продолжать знакомство с нравственными категориями:  добро, зло; формировать интерес и эмоциональное отношение мордовскому фольклору....

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека содержит речевые игры для детей 5-6 лет....