сообщение на педсовет
материал

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

 Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

 Вид контроля

  • Цель
  • Сроки проведения
  • Как провести?
  • Что должно проверяться?

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический промежуточный и итоговый.

Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.

Промежуточный контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.

Итоговый контроль — производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.

 Также основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Устный опрос (фронтальный и индивидуальный)

Следует чаще предлагать вопросы, требующие объяснения, доказательства, сравнения, предлагать нетрафаретные задания, особенно задания, требующие применения знаний и умений к решению жизненных задач

Позволяет реализовать принцип индивидуального подхода

Письменные работы

Позволяют одновременно проверить у большого числа учеников

Позволяют делать выводы о качестве знаний и их развитии

Недостаток: не всегда отражают объективную картину

 

    

 Цель контроля

определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой

Что оценивать во время проведения поурочного контроля:

уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы: распознавание, воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях;

     полноту, осознанность, системность, прочность, мобильность знаний, степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач;

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.

Специальным видом является комплексная проверка, главная функция которой – диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие: речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение.

Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Формы контроля продумываются педагогом применительно к какой-либо теме или всему курсу, или выборочно. Необходимо учитывать временной фактор, установленный для «конкретной» проверки знаний. В связи с этим выбирают подходящую форму контроля. Также учитывается уровень подготовленности учащихся, как усвоен материал (всеми учениками или только сильными и т. п.). Выделяют пять основных форм контроля:

1) фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала ученики дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не может быть использована для глубокого выявления уровня знаний у учащихся. Цель фронтальной формы опроса – проследить процесс усвоения материала и насколько ученики готовы к восприятию новой темы. Эффективность фронтальной формы опроса зависит от того, насколько корректно составлены вопросы. При таком виде контроля вопросы не должны содержать подсказки, должны быть предельно ясными и простыми по форме. Рекомендуется обязательно включать несколько вопросов, которые требуют не просто логического осмысления материла, но и сопоставления его с другими темами, а, может быть, и предметами;

2) групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся. Задание для избранной группы учеников может быть двух типов.

Задание, выполнение которого предполагается в классе. В начале урока учитель ставит перед избранной группой учеников (обычно не более 6 человек) определенную задачу, которую они должны выполнить в отведенное для этого время. Важно также приготовить задание для всего остального класса, иначе на уроке будут работать всего лишь несколько человек.

Задание, выполнение которого предполагается в классе. В этом случае задание должно содержать более сложные вопросы, творческие задания и т. п. Задача всего остального класса усложняется: им необходимо воспринять более трудный материал и оценить товарищей;

3) индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске. Чаще всего такая форма контроля знаний применяется к «сильным» ученикам, так как им легче справиться не только с заданием, но и с волнением. Однако это не исключает возможности вызова к доске «отстающего» ученика. В этом случае выполнение задания должно постоянно контролироваться учителем и всем классом;

4) комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после прохождения какой-либо объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников. При этом каждому ученику дается задание разной степени сложности (зависит от успеваемости учащихся);

5) самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения. Эта форма контроля основывается на психологических критериях. Ее эффективность во многом зависит от профессиональной подготовки педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovet.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц.Номтоева»

Сущность контроля как процедуры

 проверки и оценки учебных

 достижений учащихся.

Учитель истории и обществознании

                                                                                                       Климова Т.А.

январь 2017г.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

 Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

 Вид контроля

  • Цель
  • Сроки проведения
  • Как провести?
  • Что должно проверяться?

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический промежуточный и итоговый.

Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.

Промежуточный контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.

Итоговый контроль — производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.

 Также основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Устный опрос (фронтальный и индивидуальный)

Следует чаще предлагать вопросы, требующие объяснения, доказательства, сравнения, предлагать нетрафаретные задания, особенно задания, требующие применения знаний и умений к решению жизненных задач

Позволяет реализовать принцип индивидуального подхода

Письменные работы

Позволяют одновременно проверить у большого числа учеников

Позволяют делать выводы о качестве знаний и их развитии

Недостаток: не всегда отражают объективную картину

    

 Цель контроля

определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой

Что оценивать во время проведения поурочного контроля:

уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы: распознавание, воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях;

     полноту, осознанность, системность, прочность, мобильность знаний, степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач;

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.

Специальным видом является комплексная проверка, главная функция которой – диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие: речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение.

Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Формы контроля продумываются педагогом применительно к какой-либо теме или всему курсу, или выборочно. Необходимо учитывать временной фактор, установленный для «конкретной» проверки знаний. В связи с этим выбирают подходящую форму контроля. Также учитывается уровень подготовленности учащихся, как усвоен материал (всеми учениками или только сильными и т. п.). Выделяют пять основных форм контроля:

1) фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала ученики дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не может быть использована для глубокого выявления уровня знаний у учащихся. Цель фронтальной формы опроса – проследить процесс усвоения материала и насколько ученики готовы к восприятию новой темы. Эффективность фронтальной формы опроса зависит от того, насколько корректно составлены вопросы. При таком виде контроля вопросы не должны содержать подсказки, должны быть предельно ясными и простыми по форме. Рекомендуется обязательно включать несколько вопросов, которые требуют не просто логического осмысления материла, но и сопоставления его с другими темами, а, может быть, и предметами;

2) групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся. Задание для избранной группы учеников может быть двух типов.

Задание, выполнение которого предполагается в классе. В начале урока учитель ставит перед избранной группой учеников (обычно не более 6 человек) определенную задачу, которую они должны выполнить в отведенное для этого время. Важно также приготовить задание для всего остального класса, иначе на уроке будут работать всего лишь несколько человек.

Задание, выполнение которого предполагается в классе. В этом случае задание должно содержать более сложные вопросы, творческие задания и т. п. Задача всего остального класса усложняется: им необходимо воспринять более трудный материал и оценить товарищей;

3) индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске. Чаще всего такая форма контроля знаний применяется к «сильным» ученикам, так как им легче справиться не только с заданием, но и с волнением. Однако это не исключает возможности вызова к доске «отстающего» ученика. В этом случае выполнение задания должно постоянно контролироваться учителем и всем классом;

4) комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после прохождения какой-либо объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников. При этом каждому ученику дается задание разной степени сложности (зависит от успеваемости учащихся);

5) самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения. Эта форма контроля основывается на психологических критериях. Ее эффективность во многом зависит от профессиональной подготовки педагога.

 Новые формы контроля

  • Исторический «Снежный ком»: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва» и т.д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.
  • «Историческая азбука»: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
  • «Отгадай героя»: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов — не более 10.

Прием педагогической техники «Острова»

Этот прием педагогической техники, как правило, используется в начальной школе. Однако его можно использовать и на уроках истории, когда        возникает проблема связного устного рассказа ученика.

Условия приема следующие. На страницу накладывается трафарет: лист плотной бумаги с вырезанными окошечками – «островками». Ученик читает увиденные слова и затем составляет связный рассказ.

Данный приём легко трансформировать в мультимедийный. Размещаем текст на экране и закрываем его трафаретом. Алгоритм действия – обратный описанному ранее приёму медиадидактики ТРАФАРЕТ. Только на этот раз наш шаблон не наплывает в качестве проверки, а наоборот: сначала находится неподвижно, а затем мы убираем его по щелчку кнопки

  • «Турнир»: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по предложению, они составляют рассказ по изученному материалу. Побеждает (и получает оценку) тот, чьё предложение будет последним
  • «Аукцион имён»: Ι вариант — сразу назвать имена. Которые можно отнести к изученной теме; ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за, например, 6 имён и вопрос: Кто больше? Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.
  • «Исторический футбол»: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.
  • «Имя, дата, событие».

Ι вариант: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.

Дмитрий Донской →?  → Куликовская битва

?   →   1242 →   Ледовое побоище

Христофор Колумб →   1492   →?

ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.

ΙΙΙ вариант возможен только в хорошо подготовленных классах: работа по формированию логических цепочек ведётся в движении, звенья цепочки по очереди составляют сами учащиеся   Пример: один ученик называет начало цепочки – Пётр Ι; второй ученик должен назвать дату, относящуюся ко времени   правления Петра Ι, и от того какую дату он назовёт, зависит   окончание цепочки- 1709 год; третий ученик завершает формирование цепочки, называя событии — Полтавская битва

В старших классах игровая деятельность скорее расслабляет, чем концентрирует, поэтому в 8-11 классах необходимы несколько иные приёмы деятельности, помогающие формировать логичность мышления и видение ситуации в целом, т.е. системное мышление.

  • Эвристическая беседа (с использованием проблемных вопросов).
  • Перекрёстная дискуссия. В тетрадях дети составляют следующую таблицу:

Аргументы «за» Вопрос      Аргументы «против»

Согласны ли вы, что…

  • Петр Ι был более реформатор, чем тиран?
  • Революция 1917 года была неизбежна?

и т.д.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки, учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Оценка – средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к педсовету, или мой краткий мониторинг

Небольшое выступление на весеннем педагогическом совете о пользе всемирной паутины...

Сообщение на педсовете

Работа учителя – одна из самых трудных. Мы должны быть немного психологами, немного психоаналитиками, немного лицедеями. Сообщение посвящено взаимодействию учителя с классом...

Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....

Сообщение для педсовета

Представление собственного опыта работы по теме "Формирование ключевых компетентностей на уроках математики при решении текстовых задач"...

Семиклассники. Трудные подростки (сообщение на педсовете)

"Семиклассники. Трудные подростки" (выступление на педсовете)...

Сообщение на педсовет "Портрет выпускника 2016 года"

портрет выпускника полной средней школы по ФГОС...

Сообщение на педсовете «Духовно-нравственное воспитание в семье» (из опыта работы)

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.                  ...