" Курс «Мир профессий» как социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-5 классах в рамках ФГОС "
статья
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_tsentre_zanyatosti.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. НОВОШАХТИНСКА
План-конспект
выступления на тему:
" Курс «Мир профессий» как социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-5 классах в рамках ФГОС "
Подготовила
педагог-психолог МБОУ ООШ №5
Малых Ольга Александровна
г. Новошахтинск
Мир профессий
Рабочая программа клуба.
Пояснительная записка.
Программа курса «Мир профессий» разработана на основе авторской программы «Мир профессий» (авторы: кандидат педагогических наук Е.Ю.Сухаревская, Е.В. Прилипская) в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общеобразовательного образования и реализует социальное направление внеурочной деятельности.
Современное состояние школьного образования в России можно охарактеризовать как переходное. В большинстве своем педагоги пришли к пониманию того, что настало время отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача заключается в обучении, передаче знаний по предмету, а проблемы развития личности не является приоритетом, и перейти к развивающей личностно-ориентированной парадигме, признающей ценность личности и ее право на самообразование. (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков). Многие проблемы учителей при данном переходе возникают из-за нечеткого понимания, что такое вариативность в образовании. Вариативность – это не множество учебников по предмету, а возможность для учителя или учительского коллектива выбрать образовательную систему, которая определит образовательный алгоритм данного класса и данной школы (Р.Н. Бунеев).
Актуальность модернизации содержания общеобразовательной школы определяется государственной и общественной целевой направленностью – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, т. е. вырастить человека способного нести ответственность за себя, за национальную культуру. Не последним фактором при достижении данной цели выступает задача – помочь определится молодому человеку в выборе своей профессии, то есть социализироваться.
Однако существует ряд проблем, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ:
1. Отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпрофильном обучении.
2. Непонимание того, что вариативное содержание не может быть случайным, произвольным бессистемным набором, а призвано иметь общую методологическую основу, опираться на единую модель психолого-педагогических принципов.
Программа «Мир профессий» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребенка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемая работа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное и профильное обучение.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
В основе данной деятельности лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности учащихся. При определении этих сфер деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер деятельности идет опора на типологию, предложенную доктором психологических наук Е.А. Климова. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - природа».
Курс «Мир профессий» реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-5 классах в рамках апробации Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по внеурочной деятельности, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1685.
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
- Учебного плана МБОУ ООШ №5 г. Новошахтинска на 2015/2016 уч. год
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
2. Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
3. Развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Образовательные задачи:
- Оказать педагогическую поддержку в процессе приобретения обучающимися представлений о профессии;
- Создать условия для изучения обучающимися своих профессиональных возможностей с целью дальнейшего самоопределения и самореализации;
- Организовать знакомство с миром профессий и способом приобретения желаемой профессии.
Развивающие задачи:
Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся, их самооценки через включение в мероприятия по знакомству со спектром профессий, которые можно приобрести в городе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать убежденность в необходимости развития способностей, необходимых для получения избираемой профессии, с учетом потребностей города в кадрах.
Основные принципы, идеи и мотивы построения программы:
- достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
- актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
- перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
- обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
- доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
- привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).
Организация образовательного процесса. Методы:
- Словесный метод
- Наглядный метод
- Инструктивно – репродуктивный метод
- Метод проектов
- Индуктивные и дедуктивные методы
Формы:
- Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия
- Практическое занятие, викторина, консультация
- Решение проблем с помощью педагога, работа в музеях, библиотеках, конференциях
- Самостоятельная деятельность обучающихся
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий:
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Особенности программы:
Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Прогнозируемый результат. В результате работы клуба «Мир профессий» младший школьник может:
знать:
- основные сферы профессиональной деятельности человека;
- основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- предприятия и учреждения микрорайона, города;
- основные приемы выполнения учебных проектов;
уметь:
- оперировать основными понятиями и категориями;
- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
- переносить технологические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- выполнять учебные проекты.
Получение универсальных образовательных действий при выборе профессий:
Личностных – сделать выбор профессии осмысленным, увязав её с реальными жизненными целями и ситуациями:
Регулятивных – обеспечить возможность управления выбора профессии посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий:
Коммуникативных – обеспечить возможность сотрудничества с педагогом, родителями, со сверстниками при выборе профессии;
Познавательных – научиться включать действия поиска, исследования, структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания при выборе профессии.
1-й год. «Семья, в которой я живу»
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Тема урока | Виды деятельности Содержание занятия | Кол-во часов | Этапы работы | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||
«Человек - человек» | |||||
Кто ведет нас по дороге знаний? | Экскурсия по школе, по улице, на которой расположена школа | 1 1 | Сбор информации, структурирование информации | 02.09 09.09 | |
Развивающее занятие: профессия «Учитель» | Игра «В школу» | 1 | Сбор информации, структурирование информации | 16.09 | |
Рассказы о первых учителях | Встреча с учителями мам и пап | 1 | Подготовка и презентация информационного проекта «наша школа» | 23.09 | |
«Человек - техника» | |||||
Что такое техника? | Экскурсии на производство, где работают родители учащихся | 1 1 1 1 | Сбор информации, структурирование информации | 30.09 07.10 14.10 21.10 | |
Развивающее занятие: Профессия «Водитель», «Тракторист» и т.п. | ПДД: Игра «я вожу автомобиль» | 1 | Сбор информации, структурирование информации | 28.10 | |
Рассказ о профессии моего папы | Встреча с папами, работающих с техникой. | 1 1 1 1 | Подготовка и презентация творческого проекта «Профессия моего папы» | 11.11 18.11 25.11 02.12 | |
«Человек – художественный образ» | |||||
Что такое искусство? | Экскурсии в театр, на художественные выставки | 1 1 | Выбор темы | 09.12 16.12 | |
Развивающие занятия: профессии «актер», «художник» и др. | Встреча с родителями-актерами, художниками и т.п. (если нет, то специально приглашенными) | 1 1 1 | Сбор информации, структурирование информации | 23.12 13.01 20.01 | |
В мире красок | Рисование картин | 1 1 1 1 | Подготовка и презентация проекта «В мире красок» | 27.01 03.02 10.02 17.02 | |
«Человек - природа» | |||||
Мы – часть природы | Экскурсии в поле, зоопарк | 1 1 | Выбор темы | 02.03 09.03 | |
Знакомство с деятельностью людей в регионе | Встреча с родителями, работающими в сельском хозяйстве | 1 1 1 1 | Сбор информации, структурирование информации | 16.03 23.03 06.04 13.04 | |
Моя семья | Подготовка праздника «Все работы хороши, выбирай на вкус» | 1 1 1 1 1 1 | Подготовка и презентация семейного театрального проекта | 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05 25.05 | |
Итого: | 34 |
2-й год. «Город, в котором я живу»
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Виды деятельности Содержание занятия | Кол-во часов | Этапы работы | Дата проведения | ||
План. | Факт. | |||||
«Человек - человек» | ||||||
Кто оберегает наше здоровье? | Развивающие занятия: профессия «продавец», «журналист», «учитель», «библиотекарь» и др. путешествие с Незнайкой по улицам родного города | 1 1 1 | Выбор темы | |||
Кто ведет нас по дороге знаний? | Экскурсия по школе, по улице, на которой расположена школа | 1 | Сбор информации, структурирование информации | |||
Люди, которые нас окружают | «Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету | 1 1 1 1 | Подготовка и презентация информационного проекта «Люди, которые нас окружают» | |||
«Человек - техника» | ||||||
Что такое техника? | Развивающее занятие: профессия «инженер», «технолог», «столяр», «плотник» и др. «Путешествие с Самоделкиным;» «Техника вокруг нас» | 1 1 1 | Сбор информации, структурирование информации | |||
Золотые руки мастера | Экскурсия на станцию юных техников | 1 | Сбор инфор-ции, структурирование инфор-ции | |||
Справочник Самоделкина | «Справочник Самоделкина» Готовим популярное пособие | 1 1 1 1 | Подготовка и презентация творческого проекта «Справочник Самоделкина» | |||
«Человек – художественный образ» | ||||||
Что такое искусство? | Развивающие занятия: профессии «актер», «художник» и др. Художественный марафон «Я навсегда остаюсь тебе верным, мой Новошахтинск» | 1 1 | Выбор темы | |||
Знакомство с жизнью замечательных людей города | Экскурсии в театр, на художественные выставки | 1 1 | Сбор информации, структурирование информации | |||
Знакомство с достопримечательностями города | «Подарок маме» Попробуем себя в роли артистов | 1 1 1 1 1 | Подготовка и презентация проекта «Подарок маме» (сказка) | |||
«Человек - природа» | ||||||
Мы – часть природы | Развивающие занятие: профессии «зоолог», «биолог», «ветеринар» и др. Игра «Здравствуй, инопланетянин». Викторины, развивающие занятия | 1 1 1 | Выбор темы | |||
Знакомство с растительным и животным миром | Экскурсия на станцию юных натуралистов | 1 | Сбор информации, структурирование информации | |||
Проблемы экологии | Коллективная творческая деятельность «Украсим свою школу» | 1 1 1 1 1 1 | Подготовка и презентация «Украсим свою школу» | |||
Итого: | 35 |
3-й год. «Страна, в которой я живу»
Календарно-тематическое планирование
Содержание занятия | Виды деятельности | Кол-во часов | Этапы работы | Дата проведения | ||
План. | Факт. | |||||
«Человек - человек» | ||||||
Наше питание | Развивающие занятия: профессия «повар», «кондитер», и др. Познавательная игра «Русская хозяюшка», Урок-аукцион «Скатерть самобранка» | 3 | Выбор темы | |||
Формирование здорового образа жизни | Экскурсия по кондитерскому цеху, по школьной столовой | 2 | Сбор информации, структурирование информации | |||
«Осенние посиделки» пробуем себя в роли кулинаров | 3 | Подготовка и презентация творческого проекта «Книга кулинарных рецептов» | ||||
«Человек - техника» | ||||||
Что такое техника? | Развивающее занятие: профессия «водитель», и др. Игра «Путешествие с Самоделкиным на машине времени;» «Техника вокруг нас» | 2 | Выбор темы | |||
Предприятия нашего города | Экскурсия на предприятие | 1 | Сбор информации, структурирование информации | |||
КТД: «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель) Торжественная церемония награждения «Мастеренок XXI века» | 4 | Подготовка и презентация творческого проекта «Дневник путешествия с Самоделкиным» | ||||
«Человек – художественный образ» | ||||||
Что такое архитектура? | Развивающие занятия: профессии «архитектор», «строитель», «каменщик», «плиточник» и др. Викторина «Мой город» | 2 | Выбор темы | |||
Знакомство с новостройками города | Экскурсии на стройку | 2 | Сбор информации, структурирование информации | |||
Знакомство с достопримечательностями города | КТД «Макет «Город будущего». Попробуем себя в роли архитекторов | 5 | Подготовка и презентация творческого проекта «Макет «Город будущего» | |||
«Человек - природа» | ||||||
Мы – часть природы | Развивающие занятия: «Сказочный мир подводного царства», «По заповедным местам Кавказа», и др. | 2 | Выбор темы | |||
Знакомство с растительным и животным миром | Экскурсия в уголок живой природы | 2 | Сбор информации, структурирование информации | |||
«Красная книга» Проблемы экологии | Коллективная творческая деятельность «Мой четвероногий друг», «Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных | 5 | Подготовка и презентация информационного проекта «Выставка домашних животных «Мой четвероногий друг» | |||
Итого: | 34 |
4-й год. «Мир, в котором я живу»
Календарно-тематическое планирование
Содержание занятия | Виды деятельности | Кол-во часов | Этапы работы | Дата проведения | ||||
План. | Факт. | |||||||
«Человек - человек» | ||||||||
Что такое сфера обслуживания? | Развивающие занятия: профессия «парикмахер», «продавец», «почтальон» и др. | 2 | Выбор темы | |||||
Профессии людей сферы обслуживания: «парикмахер», «продавец», «почтальон» и др. | Экскурсия на почту | 2 | Сбор информации, структурирование информации | |||||
КТД «Письмо другу в город-побратим» | 4 | Подготовка и презентация информационного проекта «Письмо немецкому другу» | ||||||
«Человек - техника» | ||||||||
Что такое рынок труда? | Развивающее занятие: профессия «водитель», и др. Викторина «Всегда найдется дело для умелых рук» | 2 | Выбор темы | |||||
Предприятия нашего города | Экскурсия на автомобильную базу | 2 | Сбор информации, структурирование информации | |||||
КТД: «Промышленные предприятия нашего города» | 4 | Подготовка и презентация информационного проекта «Атлас «Промышленные предприятия нашего города» | ||||||
«Человек – художественный образ» | ||||||||
Что такое культура? | Развивающие занятия: профессии «археолог», «художник», «дизайнер», и др. | 2 | Выбор темы | |||||
Народное ремесло | Экскурсии в художественную галерею и художественную школу им. Овечкина | 4 | Сбор информации, структурирование информации | |||||
КТД «Народные ремесла». Подготовка индивидуальных исследовательских проектов | 3 | Подготовка и презентация индивидуальных проектов «Народные ремесла» | ||||||
«Человек - природа» | ||||||||
Почему нужно быть природе другом? | Развивающие занятие: «Знай и люби свой край». | 2 | Выбор темы | |||||
Что такое патриот Родины | Экскурсия в городской центр занятости населения | 2 | Сбор информации, структурирование информации | |||||
Все профессии нужны, все профессии важны | Коллективная творческая деятельность | 5 | Подготовка и презентация праздника «Все профессии нужны, все профессии важны» | |||||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во час. | Содержание | Характеристика деятельности | Виды работ, формы занятий Что развиваем | ||||||||
План | Факт | |||||||||||||
Введение в мир профессий 5 ч | ||||||||||||||
Коммуникативные УУД. -слушать и понимать речь других Регулятивные УУД -определять цель деятельности на уроке. -умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь -учить работать по предложенному плану. Личностные УУД -участие в игровой деятельности, умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь -составлять рассказы на основе рисунков -расширение кругозора о мире профессий. Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей; -способность добывать новую информацию из различных источников | ||||||||||||||
1 | 01.09. | Зачем человек трудится? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» Презентация | Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей. | Память, умение сформулировать то, что тебе известно | ||||||||
2 | 08.09. | Какие профессии ты знаешь? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. | Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей. | Память, умение сформулировать то, что тебе известно | ||||||||
3 | 15.09. | Мир интересных профессий | 1 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. Презентация | Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Беседа о профессиях :дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Память, умение сформулировать то, что тебе известно | ||||||||
4 | 22.09. | Чем пахнут ремесла? | 1 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Презентация | Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Память, умение сформулировать то, что тебе известно | ||||||||
5 | 29.09 | Кем я хочу стать? | 1 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий | Дискуссия: кем я хочу стать | Устные высказывания, рисование Устную речь | ||||||||
Профессии в школе 3 ч | ||||||||||||||
Коммуникативные УУД. -слушать и понимать речь других Регулятивные УУД -определять цель деятельности на уроке. Личностные. - в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить. -расширение кругозора о мире профессии Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей; -способность добывать новую информацию из различных источников | ||||||||||||||
6 | 06.10. | Профессия – учитель | 1 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» | Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии. | Восприятие | ||||||||
7 | 13.10. | Каких профессий не хватает в школе? | 1 | Конкурс загадок на тему «Школа» | Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости пофессии врача, дворника, цветовода. | Дискуссия, обоснование мнений Умение анализировать | ||||||||
8 | 20.10. | Профессия библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Восприятие | |||||||||
Знакомство с различными профессиями 13 ч | ||||||||||||||
Личностные. - в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить; -расширять кругозор о мире профессий; Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей; -способность добывать новую информацию из различных источников; Регулятивные УУД -определять цель деятельности на уроке; -способность добывать новую информацию из различных источников Коммуникативные УУД. -слушать и понимать речь других | ||||||||||||||
9 10 | 27.10 10.11 | Профессия -Воспитатель детского сада | 2 | Разминка. Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Презентация | Дискуссия о любимых вос-питателях, выявление глав-ных их качеств, за что мож-но не любить воспитателя, учителя, человека. | Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии Чувство благодарности | ||||||||
11 12 | 17.11 24.11 | Профессия - пекарь | 2 | Разминка. Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на пекарню | Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии Чувство благодарности | |||||||||
13 14 | 01.12. 08.12. | Профессия - повар | 2 | Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . Познавательная игра «Русская хозяюшка» Урок-аукцион «Скатерть самобранка»
| Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии Чувство благодарности | |||||||||
15 16 | 15.12. 22.12 | Профессия -Архитектор. | 2 | Разминка. Знакомство с профессией архитектора. Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» | Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в тетрадях. | Умение воспринимать информацию на слух, воображение | ||||||||
17 | 29.12 | Профессия - врач | 1 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» Презентация Халат врача, аптечка. | Умение воспринимать информацию на слух, воображение | |||||||||
18 | 12.01. | Профессия -Следователь. | 1 | Разминка «Зрительная память». | Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. | Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать | ||||||||
19 | 19.01. | Следствие ведут пятиклассники!. | 1 | Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия. | Дискуссия о должностных обязанностях следователя.. | Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логическое мышление | ||||||||
20 | 26.01. | Профессия -Биолог. | 1 | Уход за комнатными растениями. | Работа в кабинете и с подсобным материалом. Дискуссия. | Слуховая память, умение ухаживать за растениями | ||||||||
21 | 02.02. | Профессия -Водитель автомобиля. | 1 | Устные рассказы детей об известных им машинах. Маршрутная карта водителя. | Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. | Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы | ||||||||
22 | 09.02. | «Ты – водитель, я – пешеход». | 1 | . Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). | Обсуждение и анализ ситуаций. | Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память | ||||||||
23 | 16.02. | Профессия -Бухгалтер | 1 | Беседа с представителем профессии. | Обсуждение. Что важно знать третьекласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым? | Интерес к математике, усидчивость, внимание | ||||||||
24 | 01.03. | Профессия - Мастер сельскохозяйственного производства («Фермер»). | 1 | . Беседа с представителем профессии | Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?». | Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве | ||||||||
25 | 15.03. | Профессия -Мастер-цветовод. | 1 | Встреча и беседа с интересным специалистом. | Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Создание проекта по оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов. | Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал | ||||||||
26 | 22.03. | Профессия -Юрист. | 1 | Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа). | Решение практических задач и ситуаций. | Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости | ||||||||
27 | 05.04. | Профессия - художник | 2 | Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» | Обсуждение. Рисование. | Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал | ||||||||
Профессия моих родителей 5 ч. Коммуникативные УУД. -слушать и понимать речь других; -участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии. Личностные. - в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить. Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей; -способность добывать новую информацию из различных источников; -расширять кругозор о мире профессий Регулятивные УУД -определять цель деятельности на уроке | ||||||||||||||
28 29 | 12.04. 19.04. | Кем работают мои родители? | 2 | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей. | Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей. | Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей | ||||||||
30 | 26.04. | «Мама – домохозяйка». | 1 | Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. | Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома. | Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере кл. кабинета) | ||||||||
31 32 | 03.05 10.05. | Встреча с родителями | 2 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото. | Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей | ||||||||
Итоговые занятия 3 ч | ||||||||||||||
Личностные УУД - в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступит Коммуникативные УУД -умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь. Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей; -способность добывать новую информацию из различных источников; -расширять кругозор о мире профессий Регулятивные УУД -определять цель деятельности на уроке | ||||||||||||||
33 | 17.05 | Викторина «Что мы узнали?» | 1 | Разминка. Викторина «Что мы узнали?» Презентация | ||||||||||
35 | 24.05 | Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
Учебно-методическая литература:
- Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2009 г.
- Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 2008г./ Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
- Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 2006г.
- Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 2005г.
- Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...
Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС
Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...
Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС
Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...
Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс на основе ФГОС
программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса на основе ФГОС "В гостях у богини Клио" содержит:1. титульный лист;2. паспорт программы;3. пояснительную записку;4. календарно-тематический пл...
Программа организации внеурочной деятельности учащихся 1-4 классы "Веселые нотки" ФГОС
Программа организации внеурочной деятельности учащихся Вокальная студия хорового пения«Веселые нотки»в рамках реализации ФГОСдля 1-4 классов....
План внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов в вечерней школе при ИК в рамках реализации ФГОС
План предназначен для сотрудников школ, работающих при исправительных колониях....
Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»
Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»....