" Эмоционально-психологическое здоровье педагогов в свете требований ФГОС"
методическая разработка

Малых Ольга Александровна

 Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_malyh_o.a._po_fgos.docx110.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. НОВОШАХТИНСКА

Мастер-класс на тему:

 " Эмоционально-психологическое здоровье педагогов

в свете требований ФГОС"

Подготовила

педагог-психолог I категории

 МБОУ ООШ №5 г.Новошахтинска

Малых Ольга Александровна

г. Новошахтинск

Мастер-класс на тему:  «Эмоционально-психологическое здоровье педагогов в свете требований ФГОС»

 Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. Передача психологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения.
  2. Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
  3. Снижение  эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемам саморегуляции.
  4. Содействие формированию  позитивное  мышление  учителей  (самовосприятие  и восприятие окружающей действительности).

Целевая аудитория – педагоги МБОУ ООШ № 5.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Ход встречи.

Теоретическая часть.

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Сегодня, я приглашаю вас принять активное участие в мастер-классе «Эмоционально-психологическое здоровье педагогов в свете требований ФГОС»

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:


— Поговорим? — О чем?
— О разном и о прочем. О том, что хорошо, И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты. А что-то мне известно.
Поговорим? — Поговорим.
Вдруг будет интересно.

Актуальность

Ведущий. В условиях современной жизни, для которой характерна экономическая, политическая, социальная и психологическая нестабильность, человек любой профессии испытывает колоссальное напряжение. Педагоги оказываются в ещё более сложной ситуации, ведь их труд всегда отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка. Я думаю, вы со мной согласитесь, что введение любых инноваций для многих педагогов сопровождается стрессом, эмоциональными нервными перегрузками, именно поэтому, нам порой бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное общество. У педагога – разноплановая социальная ответственность: за обучение, воспитание и развитие детей, за документацию, за безопасность и здоровье детей.

Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к отрицательной окрашенности психологического состояния педагогов, тем самым снижается эффективность воспитания и обучения детей, повышается конфликтность во взаимоотношениях с детьми, родителями, коллегами. Постоянная усталость, конфликты и недопонимания во взаимоотношениях с коллегами администрацией разрушают психологическое здоровье педагогов.

Знакомство. Упражнение «Салфетки».

По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько фактов из своей биографии, сколько салфеток у них в руках.

Правила группы.

« Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:

- «Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.

- Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».

- Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю...», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем...» или «Существует мнение...».

- Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.

- Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям, О себе, о своем опыте, словах, переживаниях - пожалуйста».

Ведущий. Психологический дискомфорт педагога негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное.

Как вы думаете из-за чего, все это происходит? Да, вы правы. Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Как быть? Как помочь себе?

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Составьте кластер (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

Л – личностный рост,

И – индивидуальность, интеллект

Ч – человечность

Н – новаторство

О – оптимизм

С – саморазвитие, самообразование, сознание

Т – творчество, талант, труд

Ь –

Ведущий. Давайте теперь поговорим  о психологическом здоровье. Что такое «психологическое здоровье»?

Этот термин был введён в научный лексикон И. В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом. Можно сказать, что «ключевым» для описания психологического здоровья являются слова «гармония» и «баланс».

Гармония между различными сторонами человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Гармония между человеком и окружающими его людьми.

  Как вы думаете, что подразумевается под понятием «Психологически здоровый человек»?

Я согласна с вашим мнением, что «психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно…Жизнь их полна смысла, имеет цели. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большей самостоятельностью и независимостью. Психологически здоровые люди - большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и в малом. Даже в самой катастрофической ситуации они не теряют надежды, и это нередко дает силы найти выход. Это личность необычайно активная - не боится рисковать, не боится неудач - умеет спокойно пережить их и не сломаться. У психологически здоровых людей - положительная самооценка. Они не преувеличивают собственных достоинств, а стремятся каждую минуту стать лучше, преодолевать свои недостатки. Уважают в себе личность. Именно такие люди способны глубже и полнее любить…

 Как вы думаете, люди, дожившие до преклонного возраста, какими чертами характера чаще всего обладали?

  Оказалось, что многие старожители обладали: оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к ложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека.

  Из всего вышесказанного, следует -  профессия педагога относится к разряду стрессогенных, отсюда возникает необходимость формирования у педагогов  умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задание "Каким должен быть современный учитель в рамках видения ФГОС?"  

Ведущий. Вам предлагаются варианты качеств, которыми должен обладать учитель. Выберите три – четыре наиболее важных для вашей группы качества и расположите их по степени значимости. На обсуждение вам отводится три минуты.
Варианты качеств: коммуникабельность, готовность к диалогу, гуманность, самоконтроль поведения, оптимизм, уверенность в себе, эмпатийность, толерантность, стремление к самосовершенствованию, искренность, эрудиция, креативность, честолюбие, справедливость, смелость, дружелюбие, бодрость, ум, доброта, склонность к рассуждению, творчество, верность, любознательность, энергичность, энтузиазм, оригинальность, настойчивость, спокойствие, упорство, общительность, правдолюбие, пунктуальность, заботливость, чувствительность, остроумие, сила, талант, умение слушать другого альтруизм.

По окончании обсуждения представители команд выходят к доске и вывешивают качества, аргументируя свою точку зрения.

Практическая часть.

Работа в группах

Цель: выработка ресурса для сохранения психологического здоровья.

Ведущий. Для дальнейшей работы я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение. (карточки, ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

Предложения на карточках:

Я доверяю людям, которые...

Самая большая радость для меня — это...

Я люблю, когда...

Мне радостно, когда...

Я горжусь тем, что...

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...

Думаю, что самое важное для меня...

Мне особенно приятно...

Человек, которому я могу доверять...

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...

Мои друзья...

Самое большое достижение в моей жизни...

Я ценю в людях...

Я чувствую себя уверенно, когда...

Человек считается успешным, если...

Упражнение «Это классно!»

Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Жизнь научила меня...», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».

Упражнение «Баржа»

Представьте, что мы в порту работаем грузчиками и нам надо загрузить баржу вещами на букву «Б» (или на любую другую букву). Я гружу ее «булками» (говорит ведущий и кидает мяч кому-нибудь из присутствующих), а чем грузите вы? Тот,
кому кинули мяч, говорит, чем грузит баржу он и кидает мяч другому участнику
группы». Все повторяется до тех пор, пока ведущий не поймет, что группа готова
начать занятие.

Упражнение « Письмо дяде Фёдору».

Как играть. Первый начинает историю. Потом обрывает на неожиданном месте. Второй должен подхватить и продолжить историю и т.д. Например, однажды я пошла за водой к колодцу, опустила ведро, а оно оборвалось. Я пошла за лестницей в сарай, но оказалось, что... (следующий участник продолжает)... что лестница горит. А ведро упало. Я выбежала из сарая и побежала к соседке, бабке Нюре. Забежала и начала стучать в окно, что есть мочи, и услышала... (продолжает следующий). Прерывать рассказ можно где угодно. Проиграл тот, кто не смог продолжить за определённое время.

Как было сказано различные конфликты, недопонимания во взаимоотношениях с  людьми разрушают наше  психологическое здоровье, отнимают у нас много сил.

 Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшой тест, который покажет, как вы реагируете на ту или иную ситуацию, насколько вы конфликтная личность?

 1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:

а) избегаете вмешиваться;

б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;

в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.

2.  Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) Только, если они необидчивы и эти споры не портят ваших отношений;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

3. Вы стоите в очереди. Кто-то пытается пролезть вперед. Ваши действия?

а) Возмущаетесь в душе, но молчите;

б) открыто высказываете негодование;

в) проходите вперед и начинаете наводить порядок.

4.   В кафе вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае вы не даете ему чаевых, которые заранее приготовили на случай, если бы он поступил честно;

б) просите, чтобы он еще раз посчитал сумму;

в) это будет поводом для скандала.

5.  Дома на обед подали недосоленое блюдо. Ваши действия:

а) не замечаете такой пустяк;

б) молча возьмете солонку;

в) не удержитесь от замечания и, может быть, демонстративно откажетесь от еды.

6.  На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:

а) с возмущением посмотрите на обидчика;

б) сухо сделаете замечание;

в) выскажетесь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы:

а) промолчите;

б) ограничитесь кратким тактичным комментарием;

в) устроите скандал из-за пустой траты денег.

8. Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это?

а) Постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать;

б) не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещаете взять реванш;

в) билет без выигрыша надолго испортит настроение.

Тест «НАСКОЛЬКО ВЫ КОНФЛИКТНЫ2?

Каждый ответ "а" оценивается в 4 балла; "б" - в 2 балла; "в" -в 0 баллов.

От 22 до 32 баллов - вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 12 до 20 баллов – Вы слывете человеком конфликтным. Нона самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков – Споры и конфликты – это воздух, без которого Вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивает людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Итак, благодаря тесту каждый из вас может сделать для себя вывод, на сколько вы конфликтны, задуматься о том стоит ли так бурно реагировать на те или ситуации в вашей жизни или стоит все-таки иногда попроще относиться к тем или иным ситуациям, ведь как вы знаете различные недопонимания очень неблагоприятно влияют на наше психическое здоровье в целом.

Существуют различные способы саморегуляции, а именно способы саморегуляции собственного эмоционального состояния, которые помогут вам справиться со своими негативными эмоциями или предупредить их возникновение:

1) техники самовнушения,

2) телесно-ориентированные техники,

3) способы снятия зажимов,

4) медитации-визуализации,

5) положительные установки для поднятия настроения,

6)  релаксация и т.д.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Упражнение “Ведро мусора”

 Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

 Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

 Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора

Как вы думаете, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Мнения участников.

 Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”. А сейчас порвите свои бумажки на мелкие кусочки и выбросите их в мусорное ведро. Ваши чувства после этого упражнения?

 Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

Бывают ситуации, когда наше тело находиться в напряжении и чаще всего напряжение при нашей работе скапливается в спине, мышцах предплечья, шеи, а это может отрицательно повлиять на наше здоровье, эмоциональное состояние и  на общее самочувствие в целом.

Для того чтобы, избавиться от напряжения можно выполнить следующие упражнения:

1. «Гора с плеч» (релаксационная техника)

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Процедура: Встаньте, пожалуйста, в круг. Максимально резко поднимите плечи, широко разведите  их назад и опустите. Такой должна быть постоянно ваша осанка. Давайте сделаем еще раз это упражнение.

Для следующего упражнения нам необходимо присесть.

2. Упражнение “Замок”

Сядьте поудобнее, выпрямите корпус, руки положите на колени, в положении “замок”. Сделайте вдох, одновременно поднимите руки над головой ладонями вперед в замке. Задержите дыхание (2— 3 секунды), сделайте резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Для следующего упражнения встаньте, пожалуйста, в круг.

Упражнение «Яблоня»

Давайте представим, что вы тянитесь за красивым спелым яблоком,   которое висит очень высоко. Расправьте плечи. Сделайте вдох - Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом. Сделайте Выдох -  Затем опуститесь вниз, как будто вы кладете яблоко в корзинку.

Как вы себя чувствуете после таких упражнений?

Приятно или нет, было выполнять те или иные действия?

Поделитесь своими ощущениями и настроением.

Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.  

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-197201-1415608291.jpg

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5 Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6 Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7 Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8 Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

Уважаемые коллеги, часто ли на вашем жизненном пути встречаются преграды, как вы думаете, необходимы ли они нам? ….

«Притча о камне»

  В давние времена, один Король велел разместить на дороге огромный камень. Когда дело было сделано, он спрятался неподалеку и стал наблюдать, отодвинет ли кто-нибудь камень с дороги.

Самые зажиточные королевские торговцы и придворные чиновники просто обходили его стороной. Многие громко ругали короля за то, что он не поддерживает дорогу в порядке, но никто из них ничего не предпринял, чтобы убрать преграду с дороги.

Через некоторое время по дороге двигался крестьянин с полной тачкой овощей. Приблизившись к преграде, он оставил свой груз и попытался отодвинуть камень в сторону. После длительных и емких стараний, крестьянину, наконец, удалось очистить дорогу от препятствия. Когда он вернулся к тачке, чтобы продолжить свой путь, то увидел на месте камня кошелек. В кошельке было много золотых монет и записка от короля, в которой говорилось о том, что золото предназначалось тому, кто уберет камень с дороги. Крестьянин понял то, что многие из нас никогда не понимали – каждая преграда на нашем пути дает нам возможность улучшить наше состояние/положение.

Вывод: Эта маленькая, но поучительная притча учит нас правильному отношению к жизненным преградам. Жизнь, к сожалению, невозможна без трудностей, преград. Если Вы наткнулись на одну из них, то не стоит избегать ее и опускать руки – приложите некоторые усилия и преодолейте ее.

В награду Вы получите новые навыки, знания, опыт, научитесь решать нестандартные задачи, а это составляющие успеха!

Введение ФГОС для нас с вами, это тоже одно из испытаний, которое поможет нам стать сильнее, грамотнее.

В завершении нашей встречи, я приготовила для вас небольшой сюрприз, у меня в руках находится волшебный мешочек, я предлагаю вам, каждому взять одну из записок-пожеланий, которые волшебным образом влияют на настроение, подбадривают, придают уверенности, помогают найти выход в сложной ситуации.

 Упражнения-настрои (положительные высказывания) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.)

Игра “Волшебный мешок”

  Варианты пожеланий:

  1.  Вам сегодня особенно повезет!
  2. Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!
  3. Наступило время сделать то, что Вы постоянно откладываете!
  4. Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
  5. Сделайте себе подарок, Вы его заслуживаете!
  6. Сегодня с Вами вместе радость и спокойствие!
  7.  Сегодня Ваш день, успехов Вам!
  8. Все Ваши желания и мечты реализуются, поверьте в это!
  9. Ведите себя так, будто вы уже счастливы, и вы действительно станете счастливее.
  10. Как только вы замените негативные мысли позитивными, вы начнёте получать позитивные результаты.
  11. Смех является лучшим средством выражения положительных эмоций.
  12. Помните, что, несмотря на то, что во внешнем мире идёт дождь, если вы продолжите улыбаться, солнце покажет своё лицо и улыбнётся вам в ответ.
  13. Помните, что счастье не зависит от того, кто вы и что вы имеете; оно зависит исключительно от того, что вы думаете.
  14. Каждую минуту, когда вы злитесь на кого-то, вы теряете 60 секунд счастья, которое вы никогда не вернете.
  15. Если мы сами придумываем себе проблемы, значит, мы сами можем придумать себе счастье…
  16. Существует три грандиозных закона счастья в жизни —

1) надо что-то делать, 2) надо кого-то любить, 3) надо на что-то надеяться.

  1. Не откладывайте счастье на завтра. Спешите жить, видеть, чувствовать, радоваться сегодня, сейчас, в эту минуту.
  2. За один день нельзя изменить жизнь, но за один день можно изменить мысли, которые навсегда изменят вашу жизнь!
  3. Если каждое утро вы будете просыпаться с мыслью о том, что сегодня обязательно произойдет что-то хорошее, так и будет.
  4. Невозможное сегодня станет возможным завтра.

Вывод: У  педагога не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, а именно этим методом сейчас мы с вами  воспользовались. Данные  формулы, вы можете произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

 Я предлагаю вам создать такой же мешочек у себя дома и каждое утро доставать из него по одной записке, тем самым вы настроите себя на положительный результат в течение всего дня.

  Уважаемы коллеги, спасибо за внимание. Я хочу пожелать вам бережно относиться к своему психологическому здоровью, взаимопонимания, умения находить выход из различных ситуаций. Всего доброго.

Учитесь управлять собой.
Во всём ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору,
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!!!

Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.  «Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Обсуждение по кругу:

- чему научилась сегодня…

- что буду использовать в своей работе …

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что….

- Мне понравилось…

- Я была разочарована тем, что….

- Самым важным для меня было….

Завершение.

Всем спасибо за активное участие!

Раздача памяток (ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Л – _________________________________
И –__________________________________
Ч –__________________________________

Н –__________________________________
О –__________________________________
С –__________________________________
Т –__________________________________
Ь –

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Я доверяю людям, которые...___________________________________

____________________________________________________________

Самая большая радость для меня — это...________________________

____________________________________________________________


        Я люблю, когда..._____________________________________________

____________________________________________________________

Мне радостно, когда..._________________________________________

____________________________________________________________

Я горжусь тем, что...__________________________________________

____________________________________________________________


       Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...___________

____________________________________________________________

Думаю, что самое важное для меня..._____________________________

____________________________________________________________


       Мне особенно приятно..._______________________________________

____________________________________________________________


       Человек, которому я могу доверять...____________________________

____________________________________________________________


      Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...__________

____________________________________________________________

Мои друзья...________________________________________________

____________________________________________________________


        Самое большое достижение в моей жизни...______________________

____________________________________________________________


        Я ценю в людях...____________________________________________

____________________________________________________________


       Я чувствую себя уверенно, когда...______________________________

____________________________________________________________


       Человек считается успешным, если...____________________________

____________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Вам сегодня особенно повезет! Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

Наступило время сделать то, что Вы постоянно откладываете!

Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой! Сделайте себе подарок, Вы его заслуживаете!

Сегодня с Вами вместе радость и спокойствие!  Сегодня Ваш день, успехов Вам!

Все Ваши желания и мечты реализуются, поверьте в это! Ведите себя так, будто вы уже счастливы, и вы действительно станете счастливее.

Как только вы замените негативные мысли позитивными, вы начнёте получать позитивные результаты.

Смех является лучшим средством выражения положительных эмоций. Помните, что, несмотря на то, что во внешнем мире идёт дождь, если вы продолжите улыбаться, солнце покажет своё лицо и улыбнётся вам в ответ.

Помните, что счастье не зависит от того, кто вы и что вы имеете; оно зависит исключительно от того, что вы думаете. Каждую минуту, когда вы злитесь на кого-то, вы теряете 60 секунд счастья, которое вы никогда не вернете.

Существует три грандиозных закона счастья в жизни —

1) надо что-то делать, 2) надо кого-то любить, 3) надо на что-то надеяться.

За один день нельзя изменить жизнь, но за один день можно изменить мысли, которые навсегда изменят вашу жизнь!

Если каждое утро вы будете просыпаться с мыслью о том, что сегодня обязательно произойдет что-то хорошее, так и будет.

Невозможное сегодня станет возможным завтра. Когда вам станет очень худо — поднимите голову. Вы обязательно увидите солнечный свет.

Успех – это сумма результатов всех маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно.  Жизнь полосатая, но цвета мы выбираем сами.

Мы сами рисуем свой мир. Никогда не говорите «У меня всё плохо», потому что слова, как едкие чернила въедаются в страницы книжки.

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Улыбнись и весь мир улыбнется тебе, ведь птица счастья садится только на раскрытую ладонь.

Самый счастливый человек – тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Если вам сказали, что ваш поезд ушел, помните: есть еще много других видов транспорта.

Всегда ожидайте лучшего, ибо вы всегда получаете именно то, чего ожидаете. Не говори «нет», когда жизнь говорит тебе «ДА»

Чем больше в душе солнце, тем ярче вокруг жизнь. Когда проблемы тянут ко дну, смотри вверх!

Жалующийся ум никогда не будет счастлив… счастье на стороне того, кто доволен своей жизнью. Где бы Вы ни были, скажите себе: «Раз я здесь, значит все будет, хорошо!»

Начинайте каждое утро словами: «Я убежден, что сегодня со мной произойдет что-нибудь замечательное». Повторяйте это снова и снова.

Боритесь даже тогда, когда на вас сыплются жесточайшие удары, не отступайте даже тогда, когда положение хуже некуда!

Не расстраивайтесь, что прошло... Улыбнитесь тому, что это было! Улыбнись и мир тебе ответит!  На день надо смотреть как на маленькую жизнь!

Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге, человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге.

Если не обращать внимание на трудности, то они обидятся и уйдут. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает… Успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Памятка:

Способы избавления от стресса и стабилизации своего эмоционального состояния: краткий курс доброжелательных отношений.

Научитесь говорить важные слова.
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы»!!!

1. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

2. В каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь  на отрицательных:

- смех, улыбка, юмор

- размышления о хорошем, приятном

- различные движения типа потягивания

- наблюдения за пейзажем за окном

- рассматривание цветов в помещении, фотографий

- «купание» в солнечных лучах

- вдыхание свежего воздуха

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

3. Регулярно делайте физические упражнения. Проверьтесь у врача, прежде чем начать заниматься по какой-либо системе. Лучше следовать той программе, которая доставляет Вам удовольствие, чем той, которая является для Вас тяжёлой и неприятной.

4. Рассказывайте  о  своих  неприятностях.  Найдите друга, психолога,  с которыми Вы можете быть откровенны. Выражение    сдерживаемого напряжения полному— сочувствия слушающему очень полезно.

5. Учитесь радоваться жизни. Не откладывайте счастье «на потом». Концентрируйте своё внимание и чувства на том, что вы делаете, получая удовольствие от самой работы, а не от того, что она Вам даст в будущем. Находите и отмечайте для себя приятные жизненные мелочи (красивый закат, внимание супруга, вежливое слово и т.д.).

6.  Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние.

7.  Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку, Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

8.  Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и по старайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9 . Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

10. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

 11. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

12. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

 13. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.

 14. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

 15. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Не очень сложные приемы, согласитесь?

Но следование им обязательно,  убережет вас от многих тяжелых стрессов.

Успехов Вам и внутреннего равновесия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основ...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...

Особенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требования ФГОС основного общего образования

Доклад на ГМО учителей  экономики на тему : Осоенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требований ФГОС основного общего образования...

Организация внеурочной деятельности обучающихся по естественнонаучным предметам в свете требований ФГОС ООО

Стендовый доклад, выполненный в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" Дувановой Т.В....

Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС

Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им....

Учебно-исследовательский проект "Экологическая тропа" в свете требований ФГОС

Данная работа позволяет методически правильно выстроить исследовательскую деятельность учителя и учащихся в их практическом взаимодействии, позволяет увидеть структуру этой работы и ее результаты....