Организационно – педагогические условия подготовки учащихся к предметным олимпиадам.
материал
Олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2017.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Байлянгарская средняя школа»
Кукморского муниципального района РТ
Организационно – педагогические условия подготовки учащихся к предметным олимпиадам.
(выступление на районном августовском совещании)
Назмиева Флуза Зиннуровна
учитель искусства МБОУ
«Байлянгарская средняя школа»
2017 г.
Олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает «тьютором», «партнером», «наставником» и «тренером» одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя в своей педагогической деятельности.
Также олимпиады являются одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей . Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка. Предметные олимпиады для школьников при этом играют важную роль. Олимпиады – это своеобразное соревнование в знаниях, итог работы учащихся как на уроке, так и в не его. Если урок – основная форма учебно-воспитательной работы и его содержание определяется учебными программами, то олимпиада является действенным средством вовлечения во внеклассную, дополнительную, работу учащихся школы и предполагает самостоятельное изучение школьниками научно-популярной литературы, чтения словарей, справочников, посещения факультативов. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда, большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.
Условия подготовки к олимпиадам:
1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету. Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению искусства учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий. Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 5 класса. Одновременно с выявлением школьников интересующихся искусством и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение её удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, факультативы, посещение библиотек.
3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий. Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
Принципы при подготовке к олимпиаде:
При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов:
1.Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2. Активность знаний:
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учётом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности:
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад:
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтённые в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Индивидуальный подход:
Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.
6. Психологический принцип:
Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремится не подвести своего учителя. Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель. Подготовку к олимпиадам можно проводить и на уроках.
При подготовке учащихся к олимпиадам учителю необходимо определиться со стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности. Рассмотрим их краткие характеристики.
1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой формы подготовки могут быть погружения, творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы.
2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть школа и класс с углублённым изучением предмета.
3. Обогащение. Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы по развитию тех или иных способностей и т. д.
4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.
Следует принимать во внимание и то обстоятельство, что подготовка к олимпиадам по предметной области может выстраиваться в двух формах обучения. Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования)
Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре учитель организует анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.
Вопросы могут быть иметь следующие формулировки: Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании? Любите ли вы решать задания повышенной сложности? Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по искусству? Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?
После анализа ответов анкеты выявляются ученики, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.
Комплексное сочетание всех типов заданий по работе с разными источниками информации обеспечивает кумулятивный эффект:
- мотивировать ученика к активной подготовке к олимпиаде;
- обеспечить вариативное повторение и углубление учебного материала;
- формировать большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих;
- организовать самостоятельную деятельность школьников.
После проведенных занятий с группой учащихся по развитию умений работать с информационными источниками учитель приступает к формированию умений работать с тестовыми заданиями.
После проведения школьного тура важно проведение процедуры разбора и обсуждения олимпиадных заданий. Здесь важной задачей является объяснение педагогом основных идей решения заданий и возможных способов решений заданий с демонстрацией конкретных примеров.
В период подготовки к муниципальному этапу олимпиады у учащихся развиваются метапредметные компетентности:
- умение длительное время (прочность знаний) сохранять и систематизировать тематическую информацию;
- умение понимать задания в различных формулировках и контекстах;
- умение аргументировать собственную точку зрения;
- умение находить, исправлять и анализировать ошибки в ответах заданий;
- умение оценивать достоверность полученной информации.
В Концепции образовательной области «Искусство» художественное образование определено как одно из условий духовного возрождения России, которое должно обеспечиваться ростом творческого потенциала граждан, процветанием отечественной культуры.
Современные жизненные условия требуют от молодежи активного, творческого отношения к окружающей действительности, которое формируется не только современной информационно насыщенной средой, но и в художественно-воспитательном процессе (в школе и учреждениях дополнительного образования), где обеспечивается более интенсивное развитие и обогащение творческих возможностей обучающихся.
Одной из актуальных проблем любой частной методики является не только проблема передачи знаний, но и вопросы механизмов и достоверности определения результативности обучения. В различных учебных предметах накоплен богатый опыт организации проведения предметных олимпиад. Однако в методике преподавания изобразительного искусства данная проблема не получила достаточной разработки.
Возникнув в Древней Греции в 776 году до н.э., олимпиады стали большими праздниками, включающими в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств. Конкурсы по решению задач также исторически были названы олимпиадами.
К началу XXI века предметная олимпиада превратилась в целое общественное движение со сложной иерархической структурой организацией. Это движение берет начало в школе, затем проходит районный, городской, региональный этапы, общероссийский этап и завершается на международном уровне. При этом анализ особенностей проведения олимпиад показал, что в условиях массовой школы усилий лишь педагогов-энтузиастов недостаточно для достижения высокого уровня подготовки мотивированных к интеллектуально-познавательной деятельности школьников.
Олимпиады школьников и, прежде всего, предметные олимпиады, в условиях современной школы являются действенным средством формирования мотивации к учению, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции углубления и расширения знаний школьника по предмету. Вместе с тем, возникнув как форма работы с одаренными детьми, олимпиады являются в настоящее время одним из перспективных направлений проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося, направленного не только на выявление склонностей и способностей учащихся, но и на совершенствование содержания и технологии всего образовательного процесса.
В последние годы различные предметные олимпиады выступают в качестве форм:
- контроля обязательных результатов обучения;
- обучения учащихся в соответствующей образовательной области;
- развития интеллектуальных, творческих способностей обучающихся;
- выявления учащихся с повышенным уровнем интеллектуального развития;
- выявления и коррекции профессиональных наклонностей и способностей учащихся;
- отбора их в соответствующие школы, лицеи, гимназии;
- отбора учащихся, наряду с вступительными экзаменами и ЕГЭ, в вузы.
Важно отметить, что результаты учащихся на олимпиадах всегда были одним из аспектов оценки деятельности учителя, а с 2011 г., в соответствии с новыми правилами аттестации педагогических работников, дают возможность получить существенное количество баллов для портфолио учителя.
Под интернет-олимпиадой понимается разновидность предметных олимпиад, в которой обмен информацией и обратная связь между участниками олимпиады и её организаторами осуществляются не непосредственно, а с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Онлайн-олимпиады – это шанс проявить себя не только для обычных школьников, но и для детей с ограниченными возможностями. Среди детей-инвалидов огромное количество талантливых ребят, и хотя они могут быть ограничены в передвижениях, но в возможностях продемонстрировать свои знания никаких ограничений нет.
Школьная олимпиада по изобразительному искусству проводится с целью дальнейшего развития художественного, графического образования в общеобразовательном учреждении, выявления и оказания помощи одаренным учащимся, повышения престижа изобразительного искусства, формирования познавательного интереса, а также повышения уровня преподавания изобразительного искусства.
Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Механизм организации школьной олимпиады по изобразительному искусству предполагает следующие этапы:
- разработка положения об олимпиаде по изобразительному искусству;
- подготовка олимпиадных заданий (составление компьютерных тестов, занимательных материалов);
- определение критериев и методики оценки выполненных олимпиадных заданий;
- организация и проведение первого этапа олимпиады;
- организация и проведение второго этапа олимпиады;
- анализ и подведение итогов олимпиады;
- награждение победителей.
Олимпиада проводится в два этапа.
Что первоначально любознательность, интерес подростки проявляют непосредственно к внешней стороне олимпиады. Но постепенно, в процессе овладения знаниями, умениями и навыками в области изобразительного искусства, от любознательности и занимательности обучающиеся переходят на более высокую ступень познавательного интереса к творчеству, сложным композиционным задачам, требующим усилий, напряжения, самостоятельного поиска, самосовершенствования.
Итак, если решили заняться подготовкой к олимпиаде учащихся своей школы? Могу предложить 10 советов, с чего начать это интересное и увлекательное занятие.
1 совет. Когда начинаешь какое-либо дело, вначале сосредоточься на четырех заповедях и устрани себялюбие. Тогда неудача станет невозможной. Вот эти заповеди: не опоздай встать на этот путь, стремись быть полезным, чти историю, поднимись над личной любовью и личным страданием, существуй во благо человеческое.
Кого же будем готовить? Вопрос принципиальный, Вам нужны звездочки или перспективы?
2 совет. Составьте долгосрочное планирование, рассчитанное на все время обучения вашего подопечного, выберите свой путь (стратегию) и придерживайтесь его.
3 совет. У Вас должна быть копилка олимпиадных задач от школьных до международных. Не зацикливайтесь на задачах только Вашего региона — смотрите шире. Мир развивается параллельно.
4 совет. К каждому изучаемому вопросу необходимо подборка как дополнительной литературы, так и задач на отработку элементарных навыков. Не забывайте принцип: от простого к сложному, или от школьной олимпиады к Международной.
5 совет. Больше давайте работать своим подопечным самостоятельно. Не навязывайте своего мнения. Помогайте только в крайнем случае.
6 совет. Систематичность — один из важнейших принципов при занятиях и воспитании олимпийцев. Обязательно продумайте о том, чем будут ваши ученики заниматься послезавтра.
7 совет. Используйте различные методы в обучении. Помните: даже самое вкусное блюдо может набить оскомину.
8 совет. Чтобы чего-то требовать от Ваших учеников, потребуйте это от себя самого. Вы являетесь первым примером для подражания. Развивайтесь вместе с вашими учениками.
9 совет. Каждый человек — уникальная личность, но стоит помнить о команде, используйте преемственность. Подключайте к спору младших школьников старшеклассников, пусть попытаются найти истину в общении, дискуссии.
10 совет. Напоследок, мое любимое изречение: «Упорный и терпеливый увидит благоприятный конец начатого дела». Сначала кажется невозможным — потом обычным.
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения учащихся при подготовке к олимпиаде – работа динамичная, комплексная и творческая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к предметной олимпиаде
Из опыта работы с одаренными детьми. Выступление на окружном семенаре учителей технологии ЮЗАО...
Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – ...
Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО.
Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических»....
Презентация к статье "Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО"
Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических»....
Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиаде по математике.
Статья содержит описание системы подготовки школьников к математическим олимпиадам....
Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам
Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам...
Организационно-педагогические условия подготовки школьников Санкт-Петербурга к олимпиаде по «Технологии»
Представление исследования о важности внедрения и реализации организационно-педагогических условий совершенствования подготовки школьников Санкт-Петербурга к олимпиаде по «Технологии»....