Дистанционное и инклюзивное обучение
материал

Фалькова Анастасия Владимировна

Дистанционное и инклюзивное обучение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное и инклюзивное обучение. Проблемы и перспективы.

Цель моего доклада – познакомить Вас с теми методами обучения, которые входят в нашу деятельность, хотим мы того или нет. Перед нами поставлена задача воспитать разностороннюю самостоятельную личность, ориентирующуюся в окружающем мире. Интересы у детей – разные, разные и возможности. Кто-то понимает материал с полуслова, а кому-то требуются определенные условия, чтобы понять то, что говорит учитель хотя бы с какого-то раза. Классно-урочная схема обучения дает только базовые умения и навыки, не всегда позволяя ученику удовлетворять свои личные потребности, раскрыться в полной мере.

Немного терминологии:

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль  за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями (ограниченными возможностями)

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Таким образом, чтобы воплотить в жизнь инклюзивное образование, можно и нужно использовать дистанционное обучение.

Необходимость в дистанционном обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  • потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  • работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  • при заочной (экстернатной) форме обучения;
  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  • создание образовательного пространства;
  • формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  • развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников  на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений;  просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения),  принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • гипертекстовые среды  ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые  будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга.  В  WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет  (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  • видеоконференции  (Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями  «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями).

Приведу ряд примеров… (адреса сайтов, реализующих дистанционное обучение)

Внедрение новых, нетрадиционных форм обучения предполагает целый ряд проблем, которые нам хотелось бы отметить.

Во-первых, проблема создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения. Готовые (не требующие доработки) курсы достаточно дороги для школы. поэтому остро встанет вопрос создания дистанционных курсов. А для этого необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети и пр. Это вопрос финансирования соответствующих специалистов и мероприятий.

Вторая проблема – проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения. Совершенно очевидно, что преподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий. Но главное все-таки – психолого-педагогическое мастерство преподавателя. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников  на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов, предотвращать конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса.

Ни один педагогический университет не имеет своей программы подготовки таких специалистов. А для обучения учителей разработке своих курсов для дистанционной формы требуется много времени, да и работать они должны совместно с программистами, поскольку создание курса это не только большая методическая, но и квалифицированная техническая работа.

Третья проблема – проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования. Нормативно-правовая база должна регулировать все отношения в системе организации и проведения системы дистанционного обучения. До сих пор непонятно, как оплачивать труд преподавателя дистанционного обучения. Понятно, что дистанционное обучение – процесс значительно более трудоемкий, чем очное. Существуют нормативы для оплаты труда преподавателей школ. Но урок для 25 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 25 учениками  дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени и хотя бы потому, что информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий учащихся, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат. В настоящее время приходится руководствоваться Инструктивным письмом Министерства просвещения СССР от 05.05.1978г. № 28-М и инструктивным письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6, в соответствии с которыми оплата дистанционным учителям осуществляется как за индивидуальное обучение на дому.

Интеграция дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной для школ, особенно с учетом профильной школы. Здесь также требуется определенная правовая регламентация профильных курсов, практических и лабораторных работ, выполняемых виртуально, тестирования и пр.

Следующая проблема – острая потребность в техническом специалисте, обеспечивающем  техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости – замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.

Ещё одна проблема, немаловажная, на мой взгляд – это платформа дистанционного обучения. То есть, комплекс программного обеспечения, позволяющий вести учет достижений учеников, размещения материалов, дизайн, администрирование, возможность проводить вебинары, обсуждения в чате и т. п. Имеющиеся на данный момент продукты не бесплатны. Иногда даже очень. А использование социальных сетей (в большинстве случаев это единственный выход для педагогов) – грозит частыми техническими сбоями и различного рода неприятностями из сферы безопасности личных данных.

Все эти проблемы порождаются прежде всего одной основной проблемой – проблемой финансирования.

В перспективе не идет речь о полном замещении классно-урочной формы образования, хотя уже сейчас есть возможность получать образование (и документ государственного образца, тому немало примеров) дистанционно. Большие надежды возлагаются на единый ресурс, созданный всем педагогическим сообществом. Большая работа проводится отдельными энтузиастами, размещающими различные материалы на своих сайтах, но это ещё очень далеко от конечной цели – сделать образование общедоступным и каждому обучающемуся дать ровно столько – сколько он потребует.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дистанционное и инклюзивное обучение. Проблемы и перспективы.

Слайд 2

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line . Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Слайд 3

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями (ограниченными возможностями)

Слайд 4

Восемь принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека .

Слайд 5

Необходимость в дистанционном обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей; работа с детьми – инвалидами или часто болеющими; при заочной ( экстернатной ) форме обучения; выполнение проектов и исследовательских работ; работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня); увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Слайд 6

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач: создани е образовательного пространства ; формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности; развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения .

Слайд 7

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются : электронная почта телеконференции гипертекстовые среды ресурсы мировой сети Интернет видеоконференции

Слайд 8

Открытый колледж «Мир знаний» Адрес: http://college.ru/

Слайд 9

Телешкола Адрес: http://www.internet-school.ru/

Слайд 10

Интернет-урок http://interneturok.ru

Слайд 11

Интернет-урок http://interneturok.ru

Слайд 12

Интернет-урок http://interneturok.ru

Слайд 13

Интернет-урок http://interneturok.ru

Слайд 14

Пример урока

Слайд 15

Вебинар

Слайд 16

Проблемы с оздание учебно-материального обеспечения; п одготовка преподавателей ДО; нормативно-правовая основа ДО; постоянное техническое обслуживание; платформа ДО…

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное обучение

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это интегрированность в общество детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, детей-мигрантов....

Программа инклюзивного обучению детей с ЗПР

Описание опыта частичной инклюзии учеников с ЗПР в общеобразовательную школу....

Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Опытно-экспериментальная  апробация модели по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)...

Инклюзивное обучение. Рабочая программа по информатике.4 класс

Наряду с общеобразовательными курс призван решить ряд специфических коррекционных задач:-овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере,-умениями использовать компьютерную технику дл...

Инклюзивное обучение. Рабочая программа по информатике.8 класс

Важнейшей отличительной особенностью курса информатики с точки зрения деятельностного подхода является включение специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую иг...

Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 7 класс (инклюзивное обучение)

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...