Организация здоровьесберегающей среды в ОУ (статья с приложениями)
статья
Статья, помещенная в сборнике "Образование и здоровье", г. Владимир, ВИПКРО, 2011г., материалы научно - практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_zdorovesberegayushchego_prostranstva2.docx | 24.61 КБ |
zdorovesberegayushchaya_organizatsiya_uchebnogo_protsessa.ppt | 198.5 КБ |
prilozhenie_no1.doc | 109 КБ |
prilozhenie_2.doc | 26 КБ |
prilozhenie_3.doc | 32 КБ |
prilozhenie_4.doc | 31.5 КБ |
prilozhenie_5.doc | 35 КБ |
prilozhenie_6.docx | 16.35 КБ |
integrirovannyy_urok_matematiki_v_6.doc | 122 КБ |
za_zdorovem_na_urok.ppt | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье – это важнейшее условие
благополучия, т. е. счастья.
Поэтому, если мы, взрослые, хотим
сделать наших детей счастливыми,
то должны таким образом
выстроить свои приоритеты,
чтобы эффективная забота о здоровье
реализовывалась каждодневно как в мелочах,
так и в общем укладе нашей жизни» (1: с.13)
Н.К.Смирнов
В законе РФ «Об образовании» (ст.51) сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей.
Институт возрастной физиологии РАО выявил и проранжировал следующие школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Интенсификация учебного процесса;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Нерациональная организация учебной деятельности;
- Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.(2: с. 85).
В данном направлении руководитель ОУ осуществляет контроль за соблюдением законодательных актов, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся, а также проводит работу по улучшению материально-технической базы ОУ.
Каждое образовательное учреждение при организации здоровьесберегающего пространства руководствуется своими возможностями и материально-технической базой. Но при этом основными составляющими должны стать следующие:
- В целях организации системы и создания условий для реализации программы здоровья создается координационный совет, который определяет стратегии развития ОУ, разрабатывает и организует необходимый для выявления проблем мониторинг, отслеживает этапы реализации программы;
- В рамках реализации программы здоровья существенно возрастает роль учителей, направленная на формирование у детей представления о здоровье и ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым: организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения, осуществление самоконтроля за состоянием организма, интеграция знаний собственно по предмету и знаний по культуре здоровья, построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
- проводится подготовка самого педагога по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья;
- формируется система взаимодействия коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: ведется активная организация просветительской работы среди родителей, формирование мотивации у родителей на ведение ЗОЖ в семье.
- создается медико-оздоровительное сопровождение воспитательно-образовательного процесса для осуществления контроля за соблюдением требований САНПиНа и проведения медицинского мониторинга и реализации профилактических и коррекционных мероприятий.
Таким образом, реализация программ здоровья в образовательном учреждении осуществляется через инвариантную часть учебного плана, школьный компонент (курсы по выбору), кружки оздоровительной направленности, различные подпрограммы (занятия ЛФК и т.д.), внеклассные и внеурочные формы работы (дни здоровья, КВН, беседы и т.д.) и задействует всех субъектов образовательного процесса.
Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья в МБОУ «СОШ №28»
Основной концептуальной идеей программы развития МБОУ «СОШ №28» является укрепление здоровья учащихся путем внедрения технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Разрабатывая концепцию программы развития МБОУ «СОШ №28», мы поняли, что без предварительного мониторинга невозможно определить тe направления здоровьесберегающей деятельности, которые требуют первоначального решения, особого внимания. Мы провели изучение ученического контингента за 5 лет по делению на группы здоровья, на физкультурные группы, по уровню физического развития, по типам заболеваний учащихся, так же было проведено анкетирование учащихся на тему «Как я отношусь к своему здоровью?»(Приложение 5).
По итогам тестирования (в сравнении за два последних учебных года) группа здоровья изменилась у 15 учащихся: у 11 улучшилась, у 4 ухудшилась,у остальных осталась без изменения, что тоже является результатом работы по здоровьесохранению.
Закономерен вопрос «А через что идет воздействие на детей?»
- В МБОУ «СОШ №28» администрация и коллектив педагогов следят да состоянием внутришкольной среды: соблюдение всех требовании СанПиН. Повышается уровень материально-технической базы ОУ.
- Физкультурно-оздоровительная работа в образовательном учреждении является приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья школьников, поэтому в нашей школе введен дополнительный час «Час здоровья» в 2 — 4-х классах (включающий в себя цикл бесед о гигиене, санитарии, здоровом образе жизни каждого школьника и разнообразные подвижные игры для повышения двигательной активности ребят).
- Расписание уроков составлено в интересах здоровья учащихся (с повышением учебной нагрузки с понедельника по четверг, и с понижением нагрузки на учащихся с четверга по субботу) (Приложения 3, 4).
4. Педагоги нашей школы расширяют свои методические знания в области здоровьесбережения, В нашей школе проходят педагогические советы, методические советы, семинары по использованию технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения, дифференцированного подхода к обучению учащихся.(Приложения 2, 7, 8)
- Проводится психологическая коррекция и реабилитация учащихся, находящихся в состоянии стресса. Психолог в нашей школе проводит консультации, тренинги: в рамках введения ФГОС в 1-х, 2-х классах проводится тренинг «Азбука толерантности». Для реализации индивидуального подхода к учащемуся в МБОУ «СОШ №28» создан психологический паспорт школы с 4 класса по 11 класс (Приложение 1, 6).
- Коллектив неустанно трудится над формированием ценности здоровья и здорового образа жизни. Это и беседы с учащимися на классных часах, и проведение семейных дней здоровья, КТД по данной тематике, и сотрудничество со специалистами ДООЦа(Приложение 1). Работа по формированию здорового образа жизни ведется при преподавании учебных предметов (например: в рамках предпрофильной подготовки в 8-х классах введен элективный курс «Основы гигиены и санитарии», который является самым популярным у учащихся (Приложение 10), в 9-х классах курс «Живой организм» и др.) (Приложение 9).
- Ведется просветительская работа и с родителями учащихся на классных собраниях, на общешкольных собраниях, в процессе индивидуальных бесед.
- В школе функционирует более 20 разнообразных кружков и секций. Всего во внеурочную деятельность в школе и вне школы вовлечено более 80% ученического контингента нашей школы.
Конечно, не все проходит гладко, и наш коллектив столкнулся с рядом трудностей. Среди самых главных проблем мне хотелось бы выделить две: недостаток финансирования и инертность отдельных педагогов образовательного учреждения.
Мы еще не можем сказать, что создали в ОУ идеальное здоровьесберегающее пространство, но мы заложили основы, благодаря которым сможем развиваться и дальше в этом направлении.
Приложения:
1.Упражнение «Воздушный шар» итоги тестирования;
2.Педагогическое воздействие на уроках;
3.Работоспособность учащихся с учетом дней недели (для составления расписания);
4.Работоспособность учащихся на уроках (для составления расписания);
5. Итоги анкетирования учащихся о ЗОЖ;
6. Психологическая карта класса;
7.Презентация городского семинара в 2010 году по теме «использование современных образовательных технологий в преподавании предметов естественнонаучной направленности».
8.Конспект урока математики и презентация по теме «Проценты».
9.Видеозапись игры в начальной школе по теме «В здоровом теле – здоровый дух»;
10. Конспект занятия элективного курса «Основы гигиены и санитарии».
Литература
- Смирнов Н.К.Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования// «Аркти»,2008
- Советова Е. В.Тематические педсоветы// «Феникс», 2008.
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
Кафедра педагогического менеджмента
Выпускная работа
Организация здоровьесберегающего пространства
образовательного учреждения
выполнил:
Жукова Е.А., заместитель
директора МБОУ «СОШ №28»
г. Владимира
проверил:
Владимир
2013
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья» А.Шопенгауэр
Физическое развитие 2004-2005уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год количество % количество % количество % нормальные 524 86 466 85 387 80 с отклонениями 88 14 82 15 96 20 низкий рост 27 4 27 5 23 5 избыток веса 22 4 49 9 24 5 дефицит веса 39 6 6 7 49 10
Заболевания учащихся 2007-2008 2008-2009 Органов зрения 98 20 106 22 Органов дыхания 111 23 120 25 Костномышечной системы 136 28 137 28 Органов пищеварения 37 7,7 29 6 Нервной системы 22 4,6 36 7,5 Врожденные аномалии 19 3,9 27 5,6 Эндокринной системы 16 3,3 30 6,3
Группы здоровья: 2004-2005 2005-2006 2006-2007 Всего учащихся 612 548 483 количество % количество % количество % I 54 9 49 9 44 9 II 319 52 314 57 254 53 III 217 35 170 31 174 36 IV 13 2 6 1 3 0,6 V 9 2 9 2 8 1,7
Результаты мониторинга здоровья за два года Изменилась группа здоровья у 15 учащихся (улучшилась у 11 учащихся, ухудшилась у 4) У остальных учащихся без изменений
Выполнение норм СанПиН Органи зация горячего питания учащихся Дни Здоровья Внеурочная деятель ность учащихся Семья учащегося Учебный план Классные руководите ли Психологическая служба МОУ СШ №28 ДООЦ ученик
Занимаюсь спортом Баскетбол 8 – 7% Тренажерный зал 13 – 11% Художественная гимнастика 1 – 0,8% Рукопашный бой 1 – 0,8% Йога 1 – 0,8% Фитнес 1 – 0,8% Лыжи 3 – 2,5% Футбол 2 – 1,6% Танцы 1 – 0,8% Паркур 1 – 0,8% Карате 1 – 0,8% Хоккей 1 – 0,8%
Занимаюсь спортом Постоянно 32 – 26% Иногда 58 – 48% Не занимаюсь 32 – 26% Как я питаюсь Хорошо 100 – 82% Не очень 22 – 18% плохо Курю Постоянно 10 – 8,2% Редко 20 – 16,4% Не курю 92 – 75,4% Выпиваю Часто 1 – 0,8% Иногда 39 – 32,2% Никогда 82 – 67% Употребляю наркотики Постоянно 0 Иногда 0 Никогда 122 – 100%
Режим дня Строго соблюдаю 8 – 7% Иногда нарушаю 66 – 54% Не соблюдаю 48 – 39% Соблюдаете ли гигиенический режим Постоянно 102 – 84% Иногда 14 – 11% Никогда 6 – 5% Делаете ли по утрам зарядку Постоянно 3 – 3% Иногда 51 – 42% Никогда 68 – 56%
Проводятся ли физкультпаузы на уроках Постоянно 2 – 1,6% Иногда 36 – 30% Никогда 84 – 69% Как много времени тратится на выполнение домашнего задания 3 часа и более 23 – 19% От 1 часа до 3-х 69 – 57% До 1 часа 30 – 25% На выполнение каких предметов тратится больше всего времени Химия 56 – 46% Иностранный язык 26 – 21% Биология 39 – 32% География 19 – 16% Геометрия 41 – 34% Алгебра 63 – 52% Русский 30 – 25% Физика 14 – 11% История 9 – 7% Обществознание 4 – 3% Информатика 2 – 1,6% Литература 20 – 16% Черчение 3 – 2,5% Экология 2 – 1,6%
Школьные факторы риска: Стрессовая педагогическая тактика; Интенсификация учебного процесса; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Нерациональная организация учебной деятельности.
Организация урока на основе принципов здоровьесбережения
Правило 1: Правильная организация урока Учет критериев здоровьесбережения; Мотивация к обучению; Взаимный интерес в процессе урока.
Правило 2: Использование каналов восприятия Левополушарный Нужны технология, ясные и четкие инструкции, абстрактный линейный стиль изложения информации от части к целому, неоднократное повторение учебного материала, проверка выполненной работы, тишина на уроке. Правополушарный Необходимы контекст, связь информации с реальностью и практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно – пространственного анализа, творческие задания, эксперименты, эмоции, музыкальный фон, речевой и музыкальный фон.
Визуальное восприятие Применение педагогом слов, описывающих цвет, размер, форму, место расположения. Выделение цветом (в тетради, схемах, таблицах и др.) различных пунктов и аспектов содержания. Выполнение письменных упражнений, составление опорных конспектов, использование письменных инструкций и заданий. Применение схем, таблиц, наглядных пособий, видео, книг. Аудиальное восприятие. Использование вариаций голоса (громкость, паузы, высота), сигнальных слов (говорить, слушать, другими словами, звук, тон, беседа и т.д.), отражение телом ритма метронома (головой, руками). Рекомендуются дискуссии, магнитофонные записи, рассказы, устные задачи, упражнения, просмотр видеофильмов. Кинестетическое восприятие Использование жестов, прикосновения, сигнальных слов (ощущаю, управляю, действую и др.). Предоставление возможности играть роль различных частей вашей информации. Передача информации в игре, при выполнении практического эксперимента. Смена видов деятельности.
Юноша Настрой на рабочий ритм. Необходимо выполнение поисковой деятельности, решение принципиально новых задач. Девушка Лучше выполняют типовые, шаблонные задачи. Создание благоприятной эмоциональной обстановки: связь обучения с радостью и удовольствием.
Сильный, холерический Настрой на работу, требование дисциплины, ответственности. Необходима частая смена видов деятельности, использование игры, учебных инсценировок, конструирования. Сильный, флегматичный Разнообразные задания по содержанию и по способу решения. Последовательное изложение учебного материала. Осуществление контроля в письменном виде. Четкий инструктаж. Сильный, сангвинический Разнообразные задания по содержанию и по способу решения. Применение деятельностных форм обучения (самостоятельные работы, дискуссии, игры и др.). Работа в группах. Слабый, меланхолический Настрой на работу. Работа в тихой, спокойной обстановке. Индивидуальный, медленный темп. Выполнение заданий, не требующих распределения внимания, переключения с одного вида работы на другой. Наиболее удобны ответы в письменной форме. Необходимо постоянное формирование уверенности в своих силах, знаниях, в возможности учиться путем поощрений, подбадриваний.
Правило 3: Учет зоны работоспособности
Работоспособность 1-6 класс
Работоспособность 7-11 класс
Работоспособность 1-6 класс
Работоспособность 7-11 класс
Правило 4: Распределение интенсивности умственной деятельности Часть урока Время Нагрузка Деятельность 1 этап Врабатывание 5 минут Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную 2 этап Максимальная работоспособность 20 – 25 минут Максимальное снижение на 15 минуте Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3 этап Конечный порыв 10 – 15 минут Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
Эффективность усвоения знаний в течение урока 5 – 25 минута – 80% 25 – 35 минута – 60 – 40% 35 – 40 минута – 10%
Внедрение инновационных технологий
Здоровьесберегающая технология - это качественная характеристика педагогической технологии, показывающая, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников
Виды здоровьесберегающих технологий: Адаптивные: работа в группах, парах, модульное обучение, семинары- практикумы и др. Тестовые: диагностические тесты, тематические тесты, контрольные тесты, ЕГЭ. Игровые: дидактические игры, обучающие игры, интерактивные игры (сюжетно- ролевые)
Принципы здоровьесбережения: «Не навреди!»; Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося; Непрерывность и преемственность; Субьект-субьектные взаимоотношения; Учет возрастных особенностей; Комплексный, междисциплинарный подход; Успех порождает успех; Активность.
«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья» А.Шопенгауэр
Предварительный просмотр:
Упражнение «Воздушный шар»
Ответы учащихся 4-х классов
Здоровье-50%
Семья-40%
Работа-0%
Деньги-5%
Любовь-5%
Приложение 1
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 5 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 2 (а потом еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Педагогическое воздействие на уроках:
Условия «здоровьесбережения" на уроке:
- Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
- Использование методов групповой работы.
- Использование интерактивных методов.
- Создание положительной психологической атмосферы.
- Активность каждого участника.
- Использование учебного материала для формирования осознания ценности здоровья.
- Дозировка объема учебного материала.
- Физкультурные занятия, физкультурные минутки, упражнения для глаз.
- Осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку.
Для снятия статического напряжения выполняются упражнения:
- потягивание,
- разведение плеч,
- поднимание головы,
- вращение головой,
- наклоны и полунаклоны,
- выпрямление ног,
- дыхательная гимнастика.
Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям.
Длительность физкультминуток обычно составляет 1 – 2 минуты и включает комплекс из 4 – 5 упражнений, повторяемых 4 – 6 раз.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Учет зоны работоспособности.
Работоспособность учащихся 1-6 классов
Работоспособность учащихся 7-11 классов
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Работоспособность учащихся в течение учебного дня
Работоспособность учащихся 1-6 классов
Работоспособность учащихся 7-11 классов
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Итоги анкетирования учащихся о ЗОЖ
Занимаюсь спортом | ||
Постоянно 32-26% | Иногда 58-48% | Не занимаюсь 32 – 26% |
Как я питаюсь | ||
Хорошо 100 – 82% | Не очень 22 – 18% | Плохо 0% |
Курю | ||
Постоянно 10 – 8,2% | Редко 20 – 16,4% | Не курю 92 – 75,4% |
Выпиваю | ||
Часто 1 – 0,8% | Иногда 39 – 32,2% | Никогда 82 – 67% |
Употребляю наркотики | ||
Постоянно 0% | Иногда 0% | Никогда 122 – 100% |
Режим дня | ||
Строго соблюдаю 8 – 7% | Иногда нарушаю 66 – 54% | Не соблюдаю 48 – 39% |
Соблюдаете ли гигиенический режим | ||
Постоянно 102 – 84% | Иногда 14 – 11% | Никогда 6 – 5% |
Делаете ли по утрам зарядку | ||
Постоянно 3-3% | Иногда 51 – 42% | Никогда 68 – 56% |
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Психологическая карта 4б класса |
№п/п | Имя | аудиал | визуал | кинестетик | холерик | сангвиник | флегматик | меланхолик | правополушарный | левополушарный |
1 | КРИСТИНА | да |
|
|
|
| да |
|
| да |
2 | АЛИНА |
|
| да | да |
|
|
|
| да |
3 | ДЕНИС |
| да |
|
| да |
|
| да |
|
4 | ВЛАДИСЛАВ |
| да |
| да |
|
|
| да |
|
5 | ВЛАДИСЛАВ |
| да |
| да |
|
|
|
| да |
6 | ЕГОР | да |
|
|
| да | да |
|
| да |
7 | АНДРЕЙ |
| да |
|
| да |
|
|
|
|
8 | АНАСТАСИЯ | да |
|
|
| да |
|
|
| да |
9 | ТАТЬЯНА | да |
|
|
| да |
|
| да |
|
10 | МАКСИМ |
| да |
| да |
|
|
|
|
|
11 | ВЛАДИСЛАВ |
|
| да |
| да |
|
| да |
|
12 | ЮЛИЯ | да |
|
|
| да |
|
|
| да |
13 | ПОЛИНА |
| да |
|
| да |
|
| да |
|
14 | КАРИНА | да |
|
| да |
|
|
|
| да |
15 | ЛИЛИАНА | да |
|
|
| да |
|
|
|
|
16 | ДАНИИЛ |
| да |
|
|
|
| да | да |
|
17 | ВЕРА |
| да |
|
|
| да |
|
|
|
18 | МАКСИМ | да |
|
| да |
|
|
| да |
|
19 | КЛИМ |
|
| да |
| да |
|
| да |
|
20 | ДМИТРИЙ | да |
|
| да |
|
|
|
| да |
Предварительный просмотр:
Приложение 8
Интегрированный урок математики в 6-м классе "За здоровьем на урок математики"(ПРОПОРЦИЯ )
Учитель: Серебрянникова Н.В.
Цели и задачи:
- закрепление практических умений и навыков вычисления пропорций;
- научить применять основное свойство пропорции при решении практических задач;
- развитие познавательного интереса к вычислению пропорции;
- показать значение витаминов для здоровья человека.
- развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор, приобщать к творчеству.
- научить применять знания на практике.
- пропагандировать здоровый образ жизни
Тип урока: закрепление изученного материала, урок решения задач.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- компьютер с экраном;
- выставки: 1) Вредные привычки ( рисунки);
2) Береги здоровье смолоду (книги);
3) Всей семьей за здоровьем ( фото).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь! (слайд 1)
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Это аксиома, про которую мы в текучке и суете дней, к сожалению, забываем. Обычно молодые люди не склонны всерьез задумываться о здоровье даже тогда, когда вдруг заболеют. В молодости всякие неприятности, в том числе и болезни, воспринимаются “вдруг” - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены. А первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Примерно 75% болезней взрослых заработаны в детские годы, когда перестают дружить со спортом, приобретают вредные привычки. За здоровье надо активно бороться. Для этого надо овладеть элементарными знаниями, а также использовать накопленный опыт, которые помогли бы молодым людям сохранять здоровье. Наш сборник задач как раз и сконструирован таким образом, чтобы помочь учащимся приобщаться к здоровому образу жизни.
Я хочу начать урок словами великого мыслителя: (слайд 2)
«ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА, КОТОРУЮ Я ЗНАЮ, - ЭТО ЗДОРОВЬЕ» ГЕЙНЕ
Девизом к нашему уроку послужат слова «Я выбираю здоровый образ жизни».
Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:
- вы можете справиться с задачами данного урока;
- тема «Пропорции» вами усвоена;
- табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации.
II. Устная работа. ( слайд 3)
Ребята, на доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение. Вы можете их разгадать, выполнив задания 1-17. (заготовка на доске).
Ё | С | Г | У | Е | А | Ш | Ц | Ж | Л | З | Д | И | О | Р | К | Т |
9 | 1/8 | 1 | 6 | 1/4 | 2/3 | 4/5 | 5 | 10 | 1/16 | 0,5 | 2/9 | 2,74 | 0,022 | 0 | 1,2 | 390 |
|
|
|
|
|
| |
1 | 3 | 6 | 7 | 8 | 3 | |
|
|
| ||||
9 | 10 | 16 | ||||
|
|
|
|
| ||
4 | 2 | 12 | 13 | 12 |
|
|
|
|
|
|
2 | 5 | 4 | 14 | 16 | 3 |
|
|
|
6 | 15 | 17 |
|
|
|
|
14 | 15 | 11 | 12 |
(Ученики решают устно, ответы заменяют буквами, получают слова: «сердце», «лёгкие», «уши», «глаза», «рот», «кожа».)
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела? ( слайды 4 - 7)
Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.
Уши – поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха.
Глаза – делает глаза красными и может служит причиной снижения зрения.
Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.
Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.
Итак, при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
III. Решение задач.
Что же поможет нам сохранить здоровье? Это – витамины, наши помощники.(Выходят 4 учащихся – витамины А, В, С, Д. Делают краткие сообщения о пользе каждого витамина)
№1. Первый мой помощник – витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Задача от витамина А. (слайд 8)
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в нашем посёлке курят около 900 человек.
№2. Второй помощник - витамин В1. В1 способствует росту ребёнка. Недостаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение.
Задача от витамина В1. (слайд 9)
Смертельная доза никотина для человека составляет от 50 до 100 мг. В сигарете содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие. Сколько мг никотина попадает в лёгкие? Результат округлите до десятых.
№3. Третий помощник – витамин С. Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.
Задача от витамина С. (слайд 10)
Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
№4. Четвёртый помощник – витамин Р. Недостаток витамина Р вызывает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника.
Задача от витамина Р. (слайд 11)
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
IV. Физминутка. (слайд 12)
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и в чистом поле. (Авиценна)
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
V. ТЕСТОВАЯ РАБОТА.
На каждой парте лежат карточке с одним уравнением и тремя вариантами ответа. На верхнем крае доски записаны буквы. Ученики после решение уравнений выходят к доске и подчёркивают свою букву.
1) в) 1,8; | 4) ш) 255; | 7) а)5,4; |
2) а) 54; | 5) у: 51,6=11,2:34,4 м) 16,8; | 8) 2,45:3,5=2,8:х ш) 5; |
3) и) 255; | 6) л) 565; | 9) г) 123; |
А В К С Е Р У Т М Ж Н Л И Д Б Ц Ю Ы !
Теперь все вместе прочтём, какие слова получились на доске: ВСЕ УМНИЦЫ !
VI. Домашнее задание (слайд 13)
- 1. Некоторые фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. Зарплата в фирме 9600 р. На сколько меньше получит курящий?
- 2. До 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?
(слайд 14)
ЗАПОМНИ! От причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый .Ежегодно мы теряем 500 тысяч человек! (по данным Всемирной организации здравоохранения).
Урок заканчивается словами Авиценны: (слайд 15)
В ком воля есть и сильный дух,
Тот победит любой недуг, -
Болезнь отступит перед гордым,
Перед бесстрашным, непокорным.
Известно, что сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при воспитании своего характера, при изживании отрицательных качеств.
Использованная литература:
- Учебник математики. 6 класс. Автор Виленкин Н. Я. И др.
- Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.
- Энциклопедия для детей Аванта +.
- В. В. Деларю. Губительная сигарета. 1987 г.
- Е. И. Руденко. Наследство Жана Нико. 1983 г.
- П. А. Петров. Курение и болезни. 1981 г.
- Л. Л. Генкова, Н. Б. Славков. Почему это опасно. 1989 г.
.
Ё | С | Г | Ж | Е | А | Т | Ц | Л | З | Д | И | О | Р | К |
8 | 4 | 5 | 2,6 | 2 | 1,3 | 16 | 18 | 9 | 2,5 | 0,6 | 1,8 | 50 | 1,5 | 12 |
5) 6) А - 5,4; У - 1,25 |
3) 4) 2,45 :3,5 = 2,8: Х М - 26; П - 5 |
1) 2) З - 1,8; А - 2,5 |
7) 8)
И - 4 Е - 14 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА , КОТОРУЮ Я ЗНАЮ, - ЭТО ЗДОРОВЬЕ » ГЕЙНЕ
Расшифровать части тела, на которые пагубно влияет курение : Ё С Г Ж Е А Т Ц Л З Д И О Р К 8 4 5 2 ,6 2 1,3 16 18 9 2,5 0,6 1,8 50 1,5 12
СЕРДЦЕ – сужает кровеносные сосуды, ДЕЛАЯ работу сердца ПО ПЕРЕКАЧИВАНИЮ КРОВИ БОЛЕЕ ТРУДНОЙ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.
ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. Легкие – затрудняет нормальное дыхание;
ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. УШИ - ведет к снижению слуха; Глаза – служит причиной снижения зрения, глаза красные
РОТ – неприятный запах при дыхании. КОЖА ЛИЦА - постепенно приобретет землистый цвет , РАННИЕ МОРЩИНЫ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.
ЗАДАЧА ОТ ВИТАМИНА А Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболева - нием легких . Найти количество больных,если курит 900 человек?
ЗАДАЧА ОТ ВИТАМИНА В После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина . Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет?
ЗАДАЧА ОТ ВИТАМИНА С Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов . Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
ЗАДАЧА ОТ ВИТАМИНА Р Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 -10 мин. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продол - жительность жизни в России 56 лет?
Физминутка С гимнастикой дружи , всегда веселым будь, И проживешь сто лет , а может быть, и боле. Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь. Природою лечись – в саду и в чистом поле. ( Авиценна )
Домашнее задание 1 . Некоторые фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. Зарплата в фирме 9600 р. На сколько меньше получит курящий? 2. До 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?
Запомни!!! От причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. Ежегодно мы теряем 500 тысяч человек! (по данным Всемирной организации здравоохранения).
В ком воля есть и сильный дух, Тот победит любой недуг, - Болезнь отступит перед гордым , Перед бесстрашным, непокорным .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
Организация здоровьесберегающей среды на уроках иностранного языка
Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихс...
ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...
ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...
Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС
Актуальность и практическая значимость проекта "Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС" обучловлена тем, что одним из главных стратегический целей образования , которые ...
Доклад на методическом объединении учителей школы « Здоровьесберегающая среда образовательной организации в контексте реализации ФГОС»
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педа-гогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к с...
методическая разработка по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации
методическая разработка посвящена нормативно-правовым документам по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации...