Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции
материал
Мастер-класс по теме "Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции".
А.С. Макаренко говорил о том, что "хорошая игра похожа на хорошую работу", каждому учителю нужно правильно использовать метод игровых технологий на своих уроках для достижения положительных результатов в процессе обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции.
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов.»
К.Д.Ушинский
Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; использование новых игр и игровых приемов; применение новых, наиболее актуальных для учеников ситуаций общения, связанных непосредственно с их повседневной жизнью. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками, от его профессионализма.
Основной целью обучения немецкому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком. В данном процессе ключевая роль отводится формированию коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная и стратегическая компетенции.
Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к предмету “Иностранный язык” эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно, от класса к классу, снижается интерес к овладению языком. Если в самом начале мотивация к изучению языка, как правило, высокая, то впоследствии отношение меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления материала, стадию неизбежного примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате пропадает активность, ослабевает воля, снижается успеваемость. При организации традиционных уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу.
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. Стало хорошей традицией создание видео презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов. Изменилась и форма урока. Замечено, что эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного языка.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения, желание работать. Игра обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре. Находчивость и сообразительность в игре оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал и возникает чувство удовлетворения.
Игры способствуют решению важных методических задач:
а) создание психологической готовности к речевому общению;
б) обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
в) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативно-спонтанной речи вообще.
Игровые технологии обладают следующими функциями:
- средство познания;
- средство развития умственных действий;
- средство развития произвольного поведения.
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
- Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: учащиеся общаются на иностранном языке.
- Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.
- В-третьих, учащиеся получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют ролевые игры.
- В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.
- В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.
Выделяют следующие виды игр в процессе обучения иностранному языку:
а) подготовительные (грамматические, лексические, фонетические, орфографические);
б) творческие.
Подготовительные игры используются в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления.
Творческие игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и умений.
Цель подготовительных игр - формирование речевых навыков:
— грамматические игры способствуют употреблению учащимися речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создают ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся.
— лексические игры тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слова.
— фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат учащихся громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с целью их воспроизведения по ролям.
— орфографические игры направлены на упражнения в написании немецких слов.
Цель творческих игр - развитие речевых умений:
— аудитивные игры — могут помочь в достижении следующих целей аудирования:
а) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
б) научить учащихся выделять главное в потоке информации;
в) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
г) развивать слуховую память учащихся;
д) развивать слуховую реакцию.
- речевые игры (активизация лексико-грамматических явлений в устной речи).
Рассмотрим подробнее, какие виды учебно-речевых игр можно использовать на уроках иностранного языка и как правильно применять игровые технологии в процессе обучения.
1 Языковые игры
1.1 Фонетические игры
1. «Слышу - не слышу». Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: учащиеся делятся на команды. Учитель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... , обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... , поднимают обе руки.
1.2 Орфографические игры
«Вставь букву». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
1.3 Лексические игры
1. «Слово». Цель: активизация изученной лексики.
Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Учитель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.
1.4 Грамматические игры
1. «Модальные глаголы». Цель: автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение.
С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы...? Должны ли вы...? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.
2. «Игра в мяч». Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.
2 Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.
«Запомните предметы». Цель: запоминание и контроль лексики.
Разложить предметы на столе на 1-2 минуты. Затем накрыть бумагой и записать название предметов, которые запомнили.
«Кроссворды». Цель: контроль усвоения лексического материала.
3 Психологические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний
Основными функциями психологических игр в обучении иностранному языку являются создание у учащихся внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.
1. «Домино»
Ход игры: ученикам раздается по 4 - 6 карточек; на одной половине карточки изображена картинка, на другой половине - написано слово. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все карточки, то есть совместит изображение со словом.
2. «Снежный ком»
Ich spiele Fußball gern. Und du?
Ich spiele Fußball gern. Ich spiele Eishockey gern. Und du?
3. "Пантомима"
Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям учащиеся догадываются и называют слова
Алгоритм использования игровой технологии.
- подбор игры, соответствующей психологическим и возрастным особенностям учащихся;
- отбор материала для работы на уроке с применением игровых технологий;
- диагностирование имеющихся знаний, выявление уровня активности, познавательной самостоятельности студентов;
- организация контроля знаний и их коррекция;
- анализ результатов.
Технология опыта отражает практическую значимость игры как упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца. Это хорошее средство активизации лексики, грамматики, обработки произношения.
На протяжении всей работы над проблемой велось наблюдение за мотивацией учащихся к изучению немецкого языка и отслеживались результаты. Для получения устойчивых положительных результатов мною учитывались следующие условия:
- место игры на уроке зависит от её педагогической целенаправленности;
- умение преподавателя владеть игровой технологией;
- уместно использовать игру, когда усвоен минимальный языковой материал;
- целесообразно на уроке отводить для игры от 3-5 минут до 25 минут;
- нецелесообразно применять игру на всех уроках, иначе к игре привыкают и эффективность её снижается;
- игра становится более эффективной, если её сочетают с различными видами наглядности, мультимедийными техническими средствами.
Таким образом, наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием игровых форм преподавания немецкого языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность учащихся при обучении иностранному языку.
Навыки, полученные в играх, переносятся затем на другие виды деятельности. Игры помогают мне заинтересовать учащихся в изучении немецкого языка, обеспечить необходимый и достаточный уровень речевого взаимодействия в рамках учебных ситуаций и сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной; учить учащихся самостоятельно думать, проявлять находчивость, правильно оценивать как свои собственные знания, так и знания других участников игры.
Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Но, включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение.
Применение игровой технологии на практике показывает, что игра, хоть и на короткий промежуток времени способствует созданию «языковой среды» на уроке. Во время игры учащиеся могут психологически перестраиваться и начинать думать только об игре, а не о языке. Игра дает им возможность увидеть практическое использование знаний, умений и навыков.
Исходя из всего вышесказанного, я хотела бы подвести итог, выразив такую мысль: «Конечно, урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций».
Именно поэтому я все чаще стараюсь найти новую игру и эффективно использовать ее на своих уроках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов.» К.Д.Ушинский
Педагогическая и дидактическая ценность игры заключается в том, что она позволяет участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию. Игры способствуют решению важных методических задач: Создание психологической готовности к речевому общению; Обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала; Подготовка к ситуативно-спонтанной речи Функции игровых технологий : Средство познания Средство развития умственных действий Средство развития произвольного поведения
Виды игр в процессе обучения иностранному языку Подготовительные Творческие Цель подготовительных игр – формирование речевых навыков Подготовительные игры используются в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления Цель творческих игр – развитие речевых умений Творческие игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и умений
Учебно-речевые игры на уроках немецкого языка 1 . Языковые игры: Фонетические Орфографические Лексические Грамматические 2. Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом 3. Психологические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний
Примеры учебно-речевых игр на уроках немецкого языка 1. Языковые игры 1.1 Фонетические игры: «Слышу – не слышу» 1.2 Орфографические игры: «Вставь букву» 1.3 Лексические игры: «Слово» 1.4 Грамматические игры: «Игра в мяч» 2.Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом: «Запомните предметы», «Кроссворды» 3. Психологические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний: «Домино», «Снежный ком», «Пантомима»
Алгоритм использования игровой технологии Подбор игры, соответствующей психологическим и возрастным особенностям учащихся Отбор материала для работы на уроке с применением игровых технологий Диагностирование имеющихся знаний, выявление уровня активности учащихся Организация контроля знаний и их коррекция Анализ результатов
Применение игровых технологий на уроках иностранного языка дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся, предоставляет возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении, повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции
В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология ролевой игры....
Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции.
Главная цель моей педагогической деятельности – развитие способностей учащихся к общению на немецком языке, создание условий успешности учителя и учеОбучение на основе общения посред...
Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся
Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка...
Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»
В работе рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....
Использование видеоматериалов на уроке английского языка, как способ совершенствования коммуникативной компетенции.
Использование видеоматериалов на уроке английского языка, как способ совершенствования коммуникативной компетенции....
Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )
Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )...
- Мне нравится (3)