Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся
статья по английскому языку по теме
Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Заметные достижения в области информатики привели к внедрению средств вычислительной техники в различные сферы жизни человека. На сегодняшний день ИКТ эффективно используется уже и в системе образования. Цель данной работы - показать, как на практике можно использовать возможности сети Интернет при обучении английскому языку с целью развития коммуникативной компетенции учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование сети Интернет и электронной почты как средство развития коммуникативной компетенции учащихся
Поздеева Гульнара Рафагатовна, учитель английского языка Гимназии №14, г. Глазов.
Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Заметные достижения в области информатики привели к внедрению средств вычислительной техники в различные сферы жизни человека. На сегодняшний день ИКТ эффективно используется уже и в системе образования.
В связи с этим во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации отражены основные направления внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Так, в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: “Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения”.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Однако основной принцип методики преподавания иностранного языка - коммуникативно-ориентированный подход – предполагает развитие навыков общения, развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Каким же образом можно совместить компьютерные технологии и коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку, ведь как известно, цель учителя английского языка - научить общаться, а компьютер не предоставляет такой возможности, поскольку нет мгновенной обратной связи (feedback)?
Цель данной работы - показать, как на практике можно использовать возможности сети Интернет и в частности, электронной почты, при изучении английского языка с целью развития коммуникативной компетенции учащихся.
Хотелось бы сказать несколько слов о роли Интернета в сфере образования в целом. Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. Это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а с другой стороны – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.
Кроме того, использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. В таких олимпиадах количество учащихся, как правило, не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения учащиеся, интересующие иностранными языками. Одной из таких организаций, проводящей эвристические олимпиады, является Центр дистанционного образования “Эйдос” (www.eidos.ru).
Следующим направлением использования ресурсов сети Интернет является осуществление учащимися переписки по электронной почте в процессе обучения иностранному языку. Переписка с носителями языка в рамках международных коммуникационных проектов является прекрасным средством формирования межкультурной компетенции, что особенно важно в рамках профильного обучения иностранному языку. Переписка по электронной почте позволяет установить межкультурные связи, разрушить стереотипы и общепринятые взгляды.
Одним из сайтов, который предоставляет нам уникальную возможность общения со сверстниками из разных стран является всемирно известный www.epals.com –сайт, разработанный специально для школ. Еpals.com – это глобальная сеть для сотрудничества учеников и учащихся из 200 стран. Учитель, оформив анкету на свой класс, подбирает своим ученикам друзей по переписке, предварительно договорившись с их учителем о возможной тематике общения, о частоте переписки, о количестве мальчиков и девочек в классе и т.д. Во многих странах, прежде чем начать переписку, учителям предстоит получить письменное разрешение от родителей учащихся. Только после достигнутого соглашения между учителями классов, начинается переписка. Учитель может осуществлять полный мониторинг всех входящих и исходящих сообщений, что представляется очень важным. Помимо переписки учащиеся имеют возможность обмениваться графическими файлами, т.е. фотографиями или даже видеофайлами. Кроме того, на сайте есть огромный выбор совместных проектов. Классы из самых разных уголков мира могут совместно работать над одной и той же проблемой и увидеть её под совершенно разными углами. И еще одна уникальная возможность, предоставляемая сайтом - возможность живого общения в режиме on-line(телемост): это способ использовать знания английского в непосредственном общении со сверстниками из разных стран, изучающих английский язык.
Общение на данном сайте абсолютно безопасно и защищено. Он организован и администрируется специалистами-учителями. Все составляющие сайта, включая переписку, блоги и форумы, подвержены мониторингу и могут фильтроваться соответственно любым стандартам. Epals блокирует спам, порнографию и нецензурную лексику. Учащиеся могут пользоваться сайтом как организованно, в школе, под руководством учителя, так и самостоятельно, дома. Все, что им нужно, это ввести их имя пользователя и пароль. Далее они просматривают сообщения или пишут свое письмо, к которому можно прикрепить любые файлы, например, фотографии. Сообщения можно читать на 8 иностранных языках, используя переводчик.
Благодаря данному сайту, каждый ученик 5-го класса нашей гимназии имеет друга по переписке из штата Нью-Йорк, из Швейцарии и даже Кореи. Переписка была начата в октябре 2007 года, после предварительной договоренности с учителем из одной из школ штата Нью-Йорк, США Kathleen Sterret. Невозможно передать словами все те эмоции, которые переполняют учеников, когда они получают письма. Они читают их вместе, переводят незнакомые слова, удивляются различиям в культуре и традициях, и радуются сходству («Ух, ты, они играют в те же компьютерные игры, что и мы и слушают ту же музыку»). Нередко находят даже ошибки в правописании, обижаются, что их имя друзья-американцы пишут с маленькой буквы, а часто и вовсе письмо может не иметь ни обращения, ни приветствия. Но все эти мелочи не могут испортить радости общения и пятиклашки всегда с нетерпением ждут, когда же мы снова «пойдем в Интернет». Несомненно, возможность переписки с помощью сети Интернет, которая длится уже 8 месяцев, явилась мощнейшим инструментом повышения мотивации к изучению иностранного языка и как результат - качественному повышению коммуникативной компетенции учащихся.
Таким образом, в современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Компьютерные технологии позволяют осуществлять реальное, а не условно-речевое общение с носителями языка.
Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Для эффективного использования ИКТ не требуется многолетней дополнительной подготовки. Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач
Предварительный просмотр:
Использование сети Интернет и электронной почты как средство развития коммуникативной компетенции учащихся
Поздеева Гульнара Рафагатовна, учитель английского языка Гимназии №14, г. Глазов.
Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Заметные достижения в области информатики привели к внедрению средств вычислительной техники в различные сферы жизни человека. На сегодняшний день ИКТ эффективно используется уже и в системе образования.
В связи с этим во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации отражены основные направления внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Так, в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: “Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения”.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Однако основной принцип методики преподавания иностранного языка - коммуникативно-ориентированный подход – предполагает развитие навыков общения, развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Каким же образом можно совместить компьютерные технологии и коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку, ведь как известно, цель учителя английского языка - научить общаться, а компьютер не предоставляет такой возможности, поскольку нет мгновенной обратной связи (feedback)?
Цель данной работы - показать, как на практике можно использовать возможности сети Интернет и в частности, электронной почты, при изучении английского языка с целью развития коммуникативной компетенции учащихся.
Хотелось бы сказать несколько слов о роли Интернета в сфере образования в целом. Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. Это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а с другой стороны – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.
Кроме того, использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. В таких олимпиадах количество учащихся, как правило, не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения учащиеся, интересующие иностранными языками. Одной из таких организаций, проводящей эвристические олимпиады, является Центр дистанционного образования “Эйдос” (www.eidos.ru).
Следующим направлением использования ресурсов сети Интернет является осуществление учащимися переписки по электронной почте в процессе обучения иностранному языку. Переписка с носителями языка в рамках международных коммуникационных проектов является прекрасным средством формирования межкультурной компетенции, что особенно важно в рамках профильного обучения иностранному языку. Переписка по электронной почте позволяет установить межкультурные связи, разрушить стереотипы и общепринятые взгляды.
Одним из сайтов, который предоставляет нам уникальную возможность общения со сверстниками из разных стран является всемирно известный www.epals.com –сайт, разработанный специально для школ. Еpals.com – это глобальная сеть для сотрудничества учеников и учащихся из 200 стран. Учитель, оформив анкету на свой класс, подбирает своим ученикам друзей по переписке, предварительно договорившись с их учителем о возможной тематике общения, о частоте переписки, о количестве мальчиков и девочек в классе и т.д. Во многих странах, прежде чем начать переписку, учителям предстоит получить письменное разрешение от родителей учащихся. Только после достигнутого соглашения между учителями классов, начинается переписка. Учитель может осуществлять полный мониторинг всех входящих и исходящих сообщений, что представляется очень важным. Помимо переписки учащиеся имеют возможность обмениваться графическими файлами, т.е. фотографиями или даже видеофайлами. Кроме того, на сайте есть огромный выбор совместных проектов. Классы из самых разных уголков мира могут совместно работать над одной и той же проблемой и увидеть её под совершенно разными углами. И еще одна уникальная возможность, предоставляемая сайтом - возможность живого общения в режиме on-line(телемост): это способ использовать знания английского в непосредственном общении со сверстниками из разных стран, изучающих английский язык.
Общение на данном сайте абсолютно безопасно и защищено. Он организован и администрируется специалистами-учителями. Все составляющие сайта, включая переписку, блоги и форумы, подвержены мониторингу и могут фильтроваться соответственно любым стандартам. Epals блокирует спам, порнографию и нецензурную лексику. Учащиеся могут пользоваться сайтом как организованно, в школе, под руководством учителя, так и самостоятельно, дома. Все, что им нужно, это ввести их имя пользователя и пароль. Далее они просматривают сообщения или пишут свое письмо, к которому можно прикрепить любые файлы, например, фотографии. Сообщения можно читать на 8 иностранных языках, используя переводчик.
Благодаря данному сайту, каждый ученик 5-го класса нашей гимназии имеет друга по переписке из штата Нью-Йорк, из Швейцарии и даже Кореи. Переписка была начата в октябре 2007 года, после предварительной договоренности с учителем из одной из школ штата Нью-Йорк, США Kathleen Sterret. Невозможно передать словами все те эмоции, которые переполняют учеников, когда они получают письма. Они читают их вместе, переводят незнакомые слова, удивляются различиям в культуре и традициях, и радуются сходству («Ух, ты, они играют в те же компьютерные игры, что и мы и слушают ту же музыку»). Нередко находят даже ошибки в правописании, обижаются, что их имя друзья-американцы пишут с маленькой буквы, а часто и вовсе письмо может не иметь ни обращения, ни приветствия. Но все эти мелочи не могут испортить радости общения и пятиклашки всегда с нетерпением ждут, когда же мы снова «пойдем в Интернет». Несомненно, возможность переписки с помощью сети Интернет, которая длится уже 8 месяцев, явилась мощнейшим инструментом повышения мотивации к изучению иностранного языка и как результат - качественному повышению коммуникативной компетенции учащихся.
Таким образом, в современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Компьютерные технологии позволяют осуществлять реальное, а не условно-речевое общение с носителями языка.
Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Для эффективного использования ИКТ не требуется многолетней дополнительной подготовки. Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ и ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, которое подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаи...
Использование интернет - ресурсов на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.
Способствовать освоению участниками современных технологий в обучении английскому языку для создания реальных ситуаций для его использования....
Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся.
В диалоге культур большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культур...
Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся.
В диалоге культур большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культур...
Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся.
В диалоге культур большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культур...