рабочая программа по внеурочной деятельности "От легенды до точки на карте"
календарно-тематическое планирование (6 класс)

Колесник Ольга Николаевна

рабочая программа по внеурочной деятельности "От легенды до точки на карте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления

«От легенды до точки на карте»

Выполнила: Колесник

Ольга Николаевна,

учитель истории и

обществознания

1. Обоснование актуальности и необходимости разработки и внедрения

предлагаемой программы

Пояснительная записка

        Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения.

Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства

для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

        Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся

ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в среднем звене предлагается программа «От легенды до точки на карте».

        

Общая характеристика программы.

        Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности и желанию активно участвовать в ней, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

        В соответствии с учебным планом  на курс внеурочной деятельности «От легенды до точки на карте» отводится 35 часов в год (1час в неделю). Программа «От легенды до точки на карте» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной

программы основного общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Место программы внеурочной деятельности в плане воспитательной работы. 

        Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль школьного и других музеев и памятных мест как центров гражданско-патриотического, общекультурного воспитания учащихся. В системе патриотического и общекультурного воспитания юных граждан музеи и памятные места родного города становятся образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций. Начинать этот процесс надо с детства. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно- историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам,

происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Реализация данной программы позволяет учащимся: формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развивать чувства гордости за свою страну; воспитывать личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

2. Цель программы:

формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.

3. Задачи:

• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

• утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

• привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России;

• формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

4. Особенности программы. Формы организации внеурочной деятельности.

        В соответствии с учебным планом лицея на внеурочную деятельность «От легенды до точки на карте» отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Программа используется для обучающихся 6-7 классов. Для выбора тем занятий широко используются местные ресурсы: Зал боевой славы МАОУ «Гимназия», СОШ № 6, культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Целесообразность программы состоит в необходимости

фокусирования особого внимания к истории и культуре Родины, ее традиций и обычаев. В современных условиях развития Российской Федерации важную роль в воспитании и образовании каждого человека играет Отечество. Новизна программы определяется блочно-модульной конструкцией построения содержания, использованием системно - деятельностного подхода как ведущего в реализации цели и задач программы. Данная технология и используемый принцип полностью соответствуют требованиям ФГОС.

Описание ценностных ориентиров программы. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся: ценности природы, труда, гражданственности, патриотизма; развитию целостно- смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В процессе работы учащиеся должны овладеть: навыками коммуникативной деятельности; умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор; навыками работы по чётко определённому плану (поэтапно); умением логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты изучения курса. В результате освоения программы «От легенды до точки на карте» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС:

Личностные результаты: принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны; формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России; формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные результаты: способность принимать для решения задач умственные операции; владение способами организации, планирования различных видов деятельности (поисковой, исследовательской, творческой); воспроизведение полученной информации, умение приводить примеры из прочитанных текстов; соотнесение темы и главной мысли текста с содержанием произведения живописи; умение анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах; сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов; проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; способность участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; умение создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя; описывать

впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей; работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Предметные результаты: овладение умениями организовывать проектно-исследовательскую деятельность; формирование навыка планирования, поиска, обработки и систематизации информации для достижения результатов проектно-исследовательской деятельности.

Формирование ключевых образовательных компетенций:

В процессе курса продолжается работа над формированием у обучающихся ключевых образовательных компетенций: ценностно- смысловых, учебно-познавательных, информационных, коммуникационных, личностного самосовершенствования. Учитывая возрастные, психологические особенности учащихся выбраны соответствующие формы и методы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер, обеспечивают

непосредственное участие детей в работе по программе, стимулируют их интерес к изучаемому материалу, дают возможность проявить свои творческие способности.

Применяемые формы работы: работа с литературой по истории ХМАО-Югры; групповая работа; работа с периодическими изданиями; просмотр видеофильмов; виртуальные экскурсии; работа с интернет- ресурсами; творческие работы учащихся; лекции-беседы; конкурсы чтецов стихотворений поэтов Югры; дидактические игры; викторины; устные

журналы; тематические выставки.

Способы учёта проверки знаний, умений: подготовка экспозиций ( фотовыставки, выставка книг); составление кроссвордов и викторин по темам; подготовка инсценировки обряда; выполнение практических заданий (поделки, рисунки, презентации); участие в конкурсах.

Содержание программы по внеурочной деятель

5. Принципы реализации программы: принцип связи теории с практикой; принцип научности; учет возрастных особенностей; принцип результативности; принцип актуальности; принцип межпредметности.

Ожидаемые результаты программы:

Для учеников: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

6. Ожидаемые результаты деятельности: все участники должны проявить активность, получить положительный эмоциональный заряд от проделанной работы; расширить знания о своем родном крае, интересах и традициях коренных народов Югры; участие семьи в презентации выполненных работ.

7. Механизм выполнения программы (наличие и взаимодействие с партнерами). 1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музейно — культурный центр». 2. МБУК «Музей малочисленных народов Севера» 3. Музей «Роснефть» 4. Музей боевой славы МАОУ МО г. Нягань «Гимназия» - Музей боевой славы 5. Археологический комплекс «Сибирская Троя — Эмдер».

Методическое обеспечение программы.

I. Разработки по темам: «Интерактивная карта коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Мир животных и растений Югры», «Народы России», «Из истории народов России», «Общее и особенное народов России», «Герои России моей».

2. Сценарии познавательных игр, викторин: «Краеведческий калейдоскоп», интеллектуальная игра по истории Отечества, игра- путешествие «Я живу в России», игра «Край, в котором я живу», виртуальные экскурсии по музеям ХМАО- Югры.

Материально-техническое обеспечение программы: компьютер, телевизор, мультимедийные презентации, видеоматериалы (видеоролики, фильмы, клипы).

8. Содержание программы по внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в  МАОУ МО г. Нягань СОШ № 14. Место проведения занятий – учебные кабинеты, библиотечный зал, музеи города, улицы города.

Учебный план:

Темы занятий

Кол.час всего

теория

практика

1

Организационное занятие

1

1

2

История освоения края

4

3

1

3

Влияние географического положения Нягани на экономическое развитие и жизненный уклад

3

1

2

4

История города в его названиях

5

2

3

5

Их имена носят улицы нашего города

5

2

3

6

Человек с большой буквы

6

2

4

7

Приобщаясь к миру прекрасного

6

3

3

8

Экскурсии

4

4

9

 Итоговое обобщение

1

1

10

ИТОГО

35

15

20

Содержание программы:

        Вводное занятие. (1 час)

Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Инструктажи. Условия безопасной работы. Текущие вопросы. Викторина.

        История освоения края.(4 часа) Периодизация, основные этапы и особенности истории края. Природно –климатические условия  края. История появления человека на этой территории. Эмдер – Сибирская Троя.  История появления поселка Нях. Появление города. Экскурсия в музей. Просмотр экспонатов.

        Влияние географического положения Нягани на экономическое развитие и жизненный уклад (3 часа) Основные промыслы первых поселенцев. Природные ископаемые и их роль в жизни города. Нефтеперерабатывающий завод, леспромхоз, ЛВЛ – «Югра» кварцевый завод, ГРЭС.  Первые организации поселка Нях. Экскурсия на предприятия города.

        История города в его названиях (5 часов). Введение в топонимику.  Первые поселенцы. Знакомство с понятием Быт. Занятия, быт, условия труда  первых поселенцев.

Изучение появления первых улиц города. Экскурсия по улицам бывшего поселка. Откуда появился вагон – городок.

        Их имена носят улицы нашего города (5 часов) История появления названий улиц, носящих фамилии известных людей: Гагарина, Комарова, Пушкина, Сенькина, Ленина, Крылова, Ермака и т.д.  Экскурсии по ним. Составление отчетов.

        Человек с большой буквы (6 часов). Изучение истории  города через призму судеб горожан. Встречи с известными людьми города, старожилами, ветеранами. Интервьюирование. Составление отчетов.

        Приобщаясь к миру прекрасного (6 часов).   Особенности развития края. Ссыльные переселенцы. Традиции и обычаи края. Народные праздники. Обычаи народов, проживающих в городе. Обычаи народов ханты и манси. Изучение культурного наследия города. Конкурс чтецов.

        Экскурсии  - (4 часа) в музей, театр, библиотеки, посещение выставок и презентаций.

        Итоговое занятие – 1 час. Игра.

Календарно – тематическое планирование

Тематика

Основное содержание занятий

дата

Организационное занятие – 1 час

1

Вводное занятие

Знакомство с коллективом. Викторина о крае

Тема 1. История освоения края – 4 часа

2

Основные этапы развития  края

Появление человека на территории Югры. Природно –климатические условия  края. История появления человека на этой территории

3

Традиционные занятия и верования ханты и манси

Экскурсия в музей малочисленных народов. Мастер — класс по изготовлению оберегов

4

Кто назвал Нягань - Няганью

Экскурсия в музейно — культурный центр.

5

Итоговый обобщающий урок по теме: «История освоения края»

Конкурсная программа «Городом быть нелегко»

Тема 2. Влияние географического положения Нягани на экономическое развитие и жизненный уклад. – 3 часа

6

«Дедушка» - поселок Нях и его основатели

Основные промыслы первых поселенцев. Природные ископаемые – и их роль в жизни города

7

И вырос город среди тайги

История появления города. Градообразующие предприятия города. Нефтеперерабатывающий завод, леспромхоз, кварцевый завод, ГРЭС

8

Экскурсия

Экскурсия на предприятия города Оформление фотоотчета.

Тема 3.  История города в его названиях – 5 часов

9

Введение в топонимику.

История появления  названия первых улиц.

10

Первые поселенцы города

Знакомство с понятием Быт.  Занятия, быт и условия труда первых поселенцев.

11 - 12

Первые улицы поселка Нях

Экскурсия по улицам бывшего поселка. Фотоотчет.

13

Итоговое занятие по теме: «История города в его названиях».

«Краеведческий калейдоскоп» интеллектуально — развлекательная игра

Тема 4. Их имена носят улицы нашего города – 5 часов

14

История появления улиц, носящих фамилии известных людей.

Географические названия. История появления названий улиц, носящих фамилии известных людей

15 - 16

Экскурсии по улицам, носящих фамилии известных людей.

Улица Гагарина, Комарова, Пушкина, Сенькина, Ленина, Крылова, Ермака и т. д.

Посещение музея в СОШ № 1

17

Составление фотоотчета

Создание лепбука по теме улицы нашего города.

18

Итоговое занятие по теме: «Их имена носят улицы нашего города»

Игра «виртуальная экскурсия»

Тема 5. Человек с большой буквы – 6 часов

19

История города – история людей.

Поход в библиотеки города. Сбор информации

20 - 21

Встреча с ветеранами труда, проживающими в г. Нягань

Встречи с людьми, проживающими на территории города более 20 лет. Оформление интервью.

22

Встреча со старожилами г. Нягань

Встречи с людьми, проживающими на территории города более 20 лет. Оформление интервью.

23

Экскурсии по улицам города

Экскурсия по улицам бывшего поселка. Фотоотчет.

24

Итоговый урок по теме.

Оформление альбома «история города через призму судеб горожан».

Тема 6. Приобщаясь к миру прекрасного – 6 часов

25 - 26

Особенности развития края

Ссыльные переселенцы. Встреча с родственниками ссыльных поселенцев, проживающими в г. Нягань

27

Традиции и обычаи народов ханты и манси

Обычаи народов ханты и манси. Праздники народов ханты и манси

28 - 29

Традиции и обычаи народов, проживающих в г. Нягань

Изучение культурного наследия города. Встреча с представителями диаспор, проживающих на территории города.

30

Итоговый урок по теме

Фестиваль творчества «Веночек культур»

31 - 34

Экскурсии

Посещение музея, театра, выставок и презентаций, проходящих в городе. Виртуальные экскурсии по музеям г. Урая, Радужного, Ханты - Мансийска

35

Итоговое повторение.

Проведение конференции: презентация материалов, собранных и оформленных учащимися.

Итого: 35 часов

Список литературы:

1. География Ханты-Мансийского автономного округа: учеб. пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др.; под ред.: Э.В. Ким и др. – М: Экопрос, 1996.

2. Жизнь реки // Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю: кн. для доп. образования учащихся 7-9 кл. / Г.П. Сикорская, Г.И. Кушников. – Екатеринбург: «Аква-пресс», 2004.

3. Лапина М.А. «Этика и этикет хантов». - Томск, 2001.

4. Лукина Н.В «Народы Северо-Западной Сибири». - Томск, 2002

5. Сирелиус У.Т. «Путешествие к хантам». - Томск, 2001.

6. Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. – Ханты-Мансийск, 2005.

7. Шесталов Ю., Лахно В., Фидорович О. «Ханты, манси кто мы?», Спб.: «Стерх», 2003.

8. Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. «Традиционный уклад и образ жизни обских угров» М: «Икор», 2002.1.

Интернет-ресурсы

http://www.okrlib.ru/sobytiya/meropriyatiya1/god_kultury/ Государственная библиотека Югры

http://etnic.ru/edu/ugry/ugry6.html Жилище ханты

http://www.intelros.ru/pdf/60_paralel/2011_42/17.pdf Шомох, соломат, подовуха – традиционные блюда народа ханты

http://www.hmao-museums.ru/gallery/1360/#ci10046 Музеи Югры (объединенный ресурс): традиционная кухня

http://hmao-museums.ru/agg/fund/view-funds.jsf Региональный каталог музейных предметов и коллекций

Вывод: представленная программа имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат знания, которые расширят кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе. В результате работы по данной программе можно решить педагогические задачи духовно-нравственного, патриотического воспитания: формирование мировоззрения, развитие способностей и дарований, познавательных интересов, активности, потребности пополнять свои знания.

_______________                                                                   _________________________

(подпись)                                                                                                                                        (расшифровка подписи)

«___» _______ 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 7-9 класс "Точка роста"

Центры образования естественно-научной направленности «Точка роста» созданы с целью развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования кри...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»

Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...