рабочая программа по внеурочной деятельности "От легенды до точки на карте"
календарно-тематическое планирование (6 класс)
рабочая программа по внеурочной деятельности "От легенды до точки на карте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_ot_legendy_do_tochki_na_karte.odt | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления
«От легенды до точки на карте»
Выполнила: Колесник
Ольга Николаевна,
учитель истории и
обществознания
1. Обоснование актуальности и необходимости разработки и внедрения
предлагаемой программы
Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения.
Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства
для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся
ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в среднем звене предлагается программа «От легенды до точки на карте».
Общая характеристика программы.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности и желанию активно участвовать в ней, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В соответствии с учебным планом на курс внеурочной деятельности «От легенды до точки на карте» отводится 35 часов в год (1час в неделю). Программа «От легенды до точки на карте» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Место программы внеурочной деятельности в плане воспитательной работы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль школьного и других музеев и памятных мест как центров гражданско-патриотического, общекультурного воспитания учащихся. В системе патриотического и общекультурного воспитания юных граждан музеи и памятные места родного города становятся образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций. Начинать этот процесс надо с детства. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно- историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам,
происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Реализация данной программы позволяет учащимся: формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развивать чувства гордости за свою страну; воспитывать личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
2. Цель программы:
формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
3. Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России;
• формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
4. Особенности программы. Формы организации внеурочной деятельности.
В соответствии с учебным планом лицея на внеурочную деятельность «От легенды до точки на карте» отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Программа используется для обучающихся 6-7 классов. Для выбора тем занятий широко используются местные ресурсы: Зал боевой славы МАОУ «Гимназия», СОШ № 6, культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Целесообразность программы состоит в необходимости
фокусирования особого внимания к истории и культуре Родины, ее традиций и обычаев. В современных условиях развития Российской Федерации важную роль в воспитании и образовании каждого человека играет Отечество. Новизна программы определяется блочно-модульной конструкцией построения содержания, использованием системно - деятельностного подхода как ведущего в реализации цели и задач программы. Данная технология и используемый принцип полностью соответствуют требованиям ФГОС.
Описание ценностных ориентиров программы. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся: ценности природы, труда, гражданственности, патриотизма; развитию целостно- смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В процессе работы учащиеся должны овладеть: навыками коммуникативной деятельности; умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор; навыками работы по чётко определённому плану (поэтапно); умением логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты изучения курса. В результате освоения программы «От легенды до точки на карте» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС:
Личностные результаты: принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны; формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России; формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты: способность принимать для решения задач умственные операции; владение способами организации, планирования различных видов деятельности (поисковой, исследовательской, творческой); воспроизведение полученной информации, умение приводить примеры из прочитанных текстов; соотнесение темы и главной мысли текста с содержанием произведения живописи; умение анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах; сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов; проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; способность участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; умение создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя; описывать
впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей; работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Предметные результаты: овладение умениями организовывать проектно-исследовательскую деятельность; формирование навыка планирования, поиска, обработки и систематизации информации для достижения результатов проектно-исследовательской деятельности.
Формирование ключевых образовательных компетенций:
В процессе курса продолжается работа над формированием у обучающихся ключевых образовательных компетенций: ценностно- смысловых, учебно-познавательных, информационных, коммуникационных, личностного самосовершенствования. Учитывая возрастные, психологические особенности учащихся выбраны соответствующие формы и методы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер, обеспечивают
непосредственное участие детей в работе по программе, стимулируют их интерес к изучаемому материалу, дают возможность проявить свои творческие способности.
Применяемые формы работы: работа с литературой по истории ХМАО-Югры; групповая работа; работа с периодическими изданиями; просмотр видеофильмов; виртуальные экскурсии; работа с интернет- ресурсами; творческие работы учащихся; лекции-беседы; конкурсы чтецов стихотворений поэтов Югры; дидактические игры; викторины; устные
журналы; тематические выставки.
Способы учёта проверки знаний, умений: подготовка экспозиций ( фотовыставки, выставка книг); составление кроссвордов и викторин по темам; подготовка инсценировки обряда; выполнение практических заданий (поделки, рисунки, презентации); участие в конкурсах.
Содержание программы по внеурочной деятель
5. Принципы реализации программы: принцип связи теории с практикой; принцип научности; учет возрастных особенностей; принцип результативности; принцип актуальности; принцип межпредметности.
Ожидаемые результаты программы:
Для учеников: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
6. Ожидаемые результаты деятельности: все участники должны проявить активность, получить положительный эмоциональный заряд от проделанной работы; расширить знания о своем родном крае, интересах и традициях коренных народов Югры; участие семьи в презентации выполненных работ.
7. Механизм выполнения программы (наличие и взаимодействие с партнерами). 1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музейно — культурный центр». 2. МБУК «Музей малочисленных народов Севера» 3. Музей «Роснефть» 4. Музей боевой славы МАОУ МО г. Нягань «Гимназия» - Музей боевой славы 5. Археологический комплекс «Сибирская Троя — Эмдер».
Методическое обеспечение программы.
I. Разработки по темам: «Интерактивная карта коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Мир животных и растений Югры», «Народы России», «Из истории народов России», «Общее и особенное народов России», «Герои России моей».
2. Сценарии познавательных игр, викторин: «Краеведческий калейдоскоп», интеллектуальная игра по истории Отечества, игра- путешествие «Я живу в России», игра «Край, в котором я живу», виртуальные экскурсии по музеям ХМАО- Югры.
Материально-техническое обеспечение программы: компьютер, телевизор, мультимедийные презентации, видеоматериалы (видеоролики, фильмы, клипы).
8. Содержание программы по внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в МАОУ МО г. Нягань СОШ № 14. Место проведения занятий – учебные кабинеты, библиотечный зал, музеи города, улицы города.
Учебный план:
№ | Темы занятий | Кол.час всего | теория | практика |
1 | Организационное занятие | 1 | 1 | |
2 | История освоения края | 4 | 3 | 1 |
3 | Влияние географического положения Нягани на экономическое развитие и жизненный уклад | 3 | 1 | 2 |
4 | История города в его названиях | 5 | 2 | 3 |
5 | Их имена носят улицы нашего города | 5 | 2 | 3 |
6 | Человек с большой буквы | 6 | 2 | 4 |
7 | Приобщаясь к миру прекрасного | 6 | 3 | 3 |
8 | Экскурсии | 4 | 4 | |
9 | Итоговое обобщение | 1 | 1 | |
10 | ИТОГО | 35 | 15 | 20 |
Содержание программы:
Вводное занятие. (1 час)
Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Инструктажи. Условия безопасной работы. Текущие вопросы. Викторина.
История освоения края.(4 часа) Периодизация, основные этапы и особенности истории края. Природно –климатические условия края. История появления человека на этой территории. Эмдер – Сибирская Троя. История появления поселка Нях. Появление города. Экскурсия в музей. Просмотр экспонатов.
Влияние географического положения Нягани на экономическое развитие и жизненный уклад (3 часа) Основные промыслы первых поселенцев. Природные ископаемые и их роль в жизни города. Нефтеперерабатывающий завод, леспромхоз, ЛВЛ – «Югра» кварцевый завод, ГРЭС. Первые организации поселка Нях. Экскурсия на предприятия города.
История города в его названиях (5 часов). Введение в топонимику. Первые поселенцы. Знакомство с понятием Быт. Занятия, быт, условия труда первых поселенцев.
Изучение появления первых улиц города. Экскурсия по улицам бывшего поселка. Откуда появился вагон – городок.
Их имена носят улицы нашего города (5 часов) История появления названий улиц, носящих фамилии известных людей: Гагарина, Комарова, Пушкина, Сенькина, Ленина, Крылова, Ермака и т.д. Экскурсии по ним. Составление отчетов.
Человек с большой буквы (6 часов). Изучение истории города через призму судеб горожан. Встречи с известными людьми города, старожилами, ветеранами. Интервьюирование. Составление отчетов.
Приобщаясь к миру прекрасного (6 часов). Особенности развития края. Ссыльные переселенцы. Традиции и обычаи края. Народные праздники. Обычаи народов, проживающих в городе. Обычаи народов ханты и манси. Изучение культурного наследия города. Конкурс чтецов.
Экскурсии - (4 часа) в музей, театр, библиотеки, посещение выставок и презентаций.
Итоговое занятие – 1 час. Игра.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тематика | Основное содержание занятий | дата |
Организационное занятие – 1 час | |||
1 | Вводное занятие | Знакомство с коллективом. Викторина о крае | |
Тема 1. История освоения края – 4 часа | |||
2 | Основные этапы развития края | Появление человека на территории Югры. Природно –климатические условия края. История появления человека на этой территории | |
3 | Традиционные занятия и верования ханты и манси | Экскурсия в музей малочисленных народов. Мастер — класс по изготовлению оберегов | |
4 | Кто назвал Нягань - Няганью | Экскурсия в музейно — культурный центр. | |
5 | Итоговый обобщающий урок по теме: «История освоения края» | Конкурсная программа «Городом быть нелегко» | |
Тема 2. Влияние географического положения Нягани на экономическое развитие и жизненный уклад. – 3 часа | |||
6 | «Дедушка» - поселок Нях и его основатели | Основные промыслы первых поселенцев. Природные ископаемые – и их роль в жизни города | |
7 | И вырос город среди тайги | История появления города. Градообразующие предприятия города. Нефтеперерабатывающий завод, леспромхоз, кварцевый завод, ГРЭС | |
8 | Экскурсия | Экскурсия на предприятия города Оформление фотоотчета. | |
Тема 3. История города в его названиях – 5 часов | |||
9 | Введение в топонимику. | История появления названия первых улиц. | |
10 | Первые поселенцы города | Знакомство с понятием Быт. Занятия, быт и условия труда первых поселенцев. | |
11 - 12 | Первые улицы поселка Нях | Экскурсия по улицам бывшего поселка. Фотоотчет. | |
13 | Итоговое занятие по теме: «История города в его названиях». | «Краеведческий калейдоскоп» интеллектуально — развлекательная игра | |
Тема 4. Их имена носят улицы нашего города – 5 часов | |||
14 | История появления улиц, носящих фамилии известных людей. | Географические названия. История появления названий улиц, носящих фамилии известных людей | |
15 - 16 | Экскурсии по улицам, носящих фамилии известных людей. | Улица Гагарина, Комарова, Пушкина, Сенькина, Ленина, Крылова, Ермака и т. д. Посещение музея в СОШ № 1 | |
17 | Составление фотоотчета | Создание лепбука по теме улицы нашего города. | |
18 | Итоговое занятие по теме: «Их имена носят улицы нашего города» | Игра «виртуальная экскурсия» | |
Тема 5. Человек с большой буквы – 6 часов | |||
19 | История города – история людей. | Поход в библиотеки города. Сбор информации | |
20 - 21 | Встреча с ветеранами труда, проживающими в г. Нягань | Встречи с людьми, проживающими на территории города более 20 лет. Оформление интервью. | |
22 | Встреча со старожилами г. Нягань | Встречи с людьми, проживающими на территории города более 20 лет. Оформление интервью. | |
23 | Экскурсии по улицам города | Экскурсия по улицам бывшего поселка. Фотоотчет. | |
24 | Итоговый урок по теме. | Оформление альбома «история города через призму судеб горожан». | |
Тема 6. Приобщаясь к миру прекрасного – 6 часов | |||
25 - 26 | Особенности развития края | Ссыльные переселенцы. Встреча с родственниками ссыльных поселенцев, проживающими в г. Нягань | |
27 | Традиции и обычаи народов ханты и манси | Обычаи народов ханты и манси. Праздники народов ханты и манси | |
28 - 29 | Традиции и обычаи народов, проживающих в г. Нягань | Изучение культурного наследия города. Встреча с представителями диаспор, проживающих на территории города. | |
30 | Итоговый урок по теме | Фестиваль творчества «Веночек культур» | |
31 - 34 | Экскурсии | Посещение музея, театра, выставок и презентаций, проходящих в городе. Виртуальные экскурсии по музеям г. Урая, Радужного, Ханты - Мансийска | |
35 | Итоговое повторение. | Проведение конференции: презентация материалов, собранных и оформленных учащимися. | |
Итого: 35 часов |
Список литературы:
1. География Ханты-Мансийского автономного округа: учеб. пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др.; под ред.: Э.В. Ким и др. – М: Экопрос, 1996.
2. Жизнь реки // Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю: кн. для доп. образования учащихся 7-9 кл. / Г.П. Сикорская, Г.И. Кушников. – Екатеринбург: «Аква-пресс», 2004.
3. Лапина М.А. «Этика и этикет хантов». - Томск, 2001.
4. Лукина Н.В «Народы Северо-Западной Сибири». - Томск, 2002
5. Сирелиус У.Т. «Путешествие к хантам». - Томск, 2001.
6. Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. – Ханты-Мансийск, 2005.
7. Шесталов Ю., Лахно В., Фидорович О. «Ханты, манси кто мы?», Спб.: «Стерх», 2003.
8. Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. «Традиционный уклад и образ жизни обских угров» М: «Икор», 2002.1.
Интернет-ресурсы
http://www.okrlib.ru/sobytiya/meropriyatiya1/god_kultury/ Государственная библиотека Югры
http://etnic.ru/edu/ugry/ugry6.html Жилище ханты
http://www.intelros.ru/pdf/60_paralel/2011_42/17.pdf Шомох, соломат, подовуха – традиционные блюда народа ханты
http://www.hmao-museums.ru/gallery/1360/#ci10046 Музеи Югры (объединенный ресурс): традиционная кухня
http://hmao-museums.ru/agg/fund/view-funds.jsf Региональный каталог музейных предметов и коллекций
Вывод: представленная программа имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат знания, которые расширят кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе. В результате работы по данной программе можно решить педагогические задачи духовно-нравственного, патриотического воспитания: формирование мировоззрения, развитие способностей и дарований, познавательных интересов, активности, потребности пополнять свои знания.
_______________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
«___» _______ 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
Рабочая программа по физике 7-9 класс "Точка роста"
Центры образования естественно-научной направленности «Точка роста» созданы с целью развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования кри...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»
Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...