Выступление "Психологическая адаптация старшеклассников к сдаче ЕГЭ"
материал

Дергачев Андрей Васильевич

Выступления на I Всероссийской конференции «Психологическая служба университета: реальность и перспективы», НИУ ВШЭ, 27-28 октября 2017 г. и Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции «Вопросы психолого-педагогического образования в контексте творческой самореализации». МО Петровская академия наук и искусств, 26 апреля 2019 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дергачев А.В.

Психологическая адаптация старшеклассников к сдаче ЕГЭ

 

Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ нами подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ позволяет работать сразу над тремя задачами:

  • просвещение; o мониторинг изменений; o занятия с элементами тренинга.

Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ. При этом нужно учитывать, что в современной школе проводить длительные занятия со старшеклассниками часто бывает невозможно по ряду причин. Школьники посещают курсы подготовки в институт, элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках школьной программы) и т. д.

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам (ЕГЭ), повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

  • актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ЕГЭ. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;
  • самодиагностика своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ. Обучение учащихся способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей;
  • обучение учащихся способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции.

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, арт-терапия.

Оборудование и материалы: просторное помещение, стулья, доска или листы А4, фломастеры, пастель, ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе мини-лекций.

Участники: все ученики класса.

Программа рассчитана на три занятия по 45 мин. Каждый из этих уроков включает в себя набор определенных психологических упражнений, при этом в зависимости от уровня класса их количество и длительность могут корректироваться.

Первый урок начинается с вводного слова педагога (не больше 5 мин), который информирует группу о целях и формате занятий.

Затем         с         учащимися         проводится         небольшое         упражнение-

разминка “Ассоциации – 1”, в ходе которого школьники придумывают ассоциации на слово “ЕГЭ”, отвечая на конкретные вопросы, например: “Если ЕГЭ – это мебель, то какая?”, “Если, одежда – то, какая?” и т. д. Это упражнение преследует следующие цели:

  • активация психологической динамики группы;
  • создание позитивных установок у группы на дальнейшее обсуждение темы ЕГЭ;
  • актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ЕГЭ.

После небольшой разминки педагог-психолог переходит к упражнению “Ассоциации – 2”. Учащиеся придумывают по очереди ассоциации, которые у них вызывает слово “ЕГЭ”. Полученные результаты записываются педагогом на доске, затем обсуждаются совместно с учащимися. Ассоциации в идеале должны показать, что у ЕГЭ есть две стороны – позитивная и негативная. Если в классе преобладает последняя, то психологу можно прибегнуть к таким фразам-уловкам, как: “На результаты ЕГЭ не влияет субъективное мнение учителя”, “ЕГЭ – это возможность показать свой потенциал”, “Сдал ЕГЭ в школе – не придется все лето бегать по институтам и сдавать экзамены” и т. п.

Цели данного упражнения:

  • актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ЕГЭ; o выявление иррациональных установок школьников, связанных с аттестацией в форме ЕГЭ;
  • преобразование, по возможности, негативных установок в более позитивные.

После этого упражнения педагог может перейти к диагностике учащихся, чтобы определить уровень их тревожности в ситуациях проверки знаний. Но прежде чем к ней приступить, уместно дать некоторое научное обоснование чувству повышенной тревожности. Например, педагог может сказать следующее: “Наверное, каждый человек хоть раз в жизни испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Тревожиться может только человек как существо, наделенное самосознанием. Хотя тревожность и является негативным эмоциональным состоянием, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром, в русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве. Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Оно призвано помочь человеку в критической ситуации: схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного соперника. В состоянии стресса возможности человека возрастают: мужчина, спасаясь бегством от быка, перепрыгивает двенадцатиметровый ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети”. Учащимся стоит пояснить, что каждый испытывает определенное волнение перед сдачей экзаменов. При этом такая реакция на стресс, как тревожность, связана со многими показателями: темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием и т. д.

Диагностика уровня тревожности учащихся в ситуациях проверки знаний проводится на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына. Школьники самостоятельно обрабатывают ее результаты, после чего в индивидуальном порядке показывают их педагогу-психологу, который каждому выдает заготовленные заранее интерпретации результатов диагностики. При этом психолог заносит результаты каждого из учащихся в сводную таблицу по классу, чтобы определить условную “группу риска” и соответственно построить с этими учащимися индивидуальную работу. Педагог обязательно должен обсудить общие результаты класса, но не оглашать индивидуальные и следить, чтобы они не разглашались самими учащимися. Если возникнет необходимость, педагог-психолог может прокомментировать учащемуся его результаты в индивидуальном порядке. Интерпретируя результаты диагностики, педагог должен подчеркнуть, что если учащиеся недобросовестно к ней отнеслись, то все написанное в результатах не имеет к ним никакого отношения. В любом случае результат данной диагностики – это лишь предположение о возможных реакциях.

Также педагогу необходимо отметить, положительные и отрицательные стороны высокого и низкого уровней тревожности в различных ситуациях, в т. ч. ситуациях проверки знаний. Для этого можно сказать следующее: “Среди тревожных людей есть много ответственных. Но именно они больше всего страдают перед важными событиями. Некоторые учащиеся перед экзаменами теряют сон и аппетит. У них увеличивается двигательная активность, частота пульса. Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Им кажется, что обязательно произойдет что-то плохое. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием. Как ни странно, люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях тоже выглядят не лучшим образом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются неподготовленными, несобранными, расслабленными. Обычно у них низкая мотивация достижений. Им также необходимо учиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена или соревнований, которые для всех являются стрессовыми, показать все, на что они способны”.

По окончании работы с памяткой первый урок можно закончить. В заключение проводится рефлексия: педагог напоминает цель занятия, обобщает полученный опыт.

 

Арт-терапия

Второй урок начинается с упражнения “Преодоление”, которое направлено на визуализацию в рисунках. Упражнение учит школьников рефлексии скрытых эмоций, а также формирует навык позитивной самоомотивации.

Перед началом данного упражнения педагог напоминает классу, что это не “урок рисования”, что нет “правильного” или “неправильного” рисунка, что существует множество способов выразить свои мысли, чувства и идеи:

o посредством символов;

предметного изображения;

различных форм, цветов и текстуры.

Обязательно стоит сказать ученикам, что получившиеся работы ни в коем случае не будут оцениваться и комментироваться. Урок проходит в три этапа, на каждом школьникам предлагается создать новый рисунок.

На первом этапе им нужно выразить в рисунке свои чувства на тему: “Как я сдаю ЕГЭ”. Целью данного упражнения является формирование рефлексии скрытых (негативных) эмоций. После того как рисунки будут выполнены, необходимо, чтобы ученики с помощью скотча или магнитов разместили их на доске или стене. Затем, каждый из учащихся должен прокомментировать свой рисунок (начинает любой желающий, затем продолжают по порядку по часовой стрелке). В своих вопросах-уточнениях к авторам рисунков психолог старается прояснить, какие чувства, эмоции они пытались выразить. При этом педагогу важно не допустить оценочных комментариев со стороны других учащихся. Помочь ему в этом могут такие фразы, как: “Вы бы видели, как я рисую. Точно бы испугались!”, “Мы все здесь явно не художники, поэтому мы и не комментируем, кто, что и как нарисовал, для нас важно, какие здесь нарисованы чувства”.

На втором этапе – учащиеся должны изобразить то, как они готовятся к ЕГЭ. Это могут быть эмоции, чувства или просто образ. Цель этого упражнения: сформировать активную ученическую позицию к подготовке к ЕГЭ и обменяться опытом.

Готовые рисунки также размещаются на доске (стене) и обсуждаются всем коллективом. На этом этапе можно организовать некоторое подобие “мозгового штурма”, который в итоге должен привести к созданию копилки способов (рецептов) подготовки к ЕГЭ. В процессе обсуждения педагог старается перевести негативные эмоции учащихся, выраженные в первом рисунке (если таковые имели место), в конструктивные. Для решения данной проблемы необходимо найти позитивные образы (ресурсные места) в рисунке и тем самым стимулировать учеников к активной позиции в подготовке к ЕГЭ.

Тема третьего этапа “Я уже сдал ЕГЭ (успешно)”. Цель этого упражнения – создание позитивного образа, ощущения того, что это препятствие преодолимо, самосознание цели сдачи ЕГЭ. На этом этапе педагог просит учащихся разместить на доске (стене) все три созданных ими в ходе урока рисунка и составить краткий рассказ о своих переживаниях при подготовке к ЕГЭ, в период его сдачи и о своей радости от того, что аттестация прошла успешно. Школьники по очереди рассказывают о своих рисунках, прогнозируя, по сути, программу успешной сдачи ЕГЭ. Для учеников составление рассказа является крайне увлекательным и позитивным упражнением. Роль педагога-психолога здесь заключается в сглаживании “острых углов” и переводе негативных установок учеников, которые могут обнаружиться в ходе этого упражнения, в позитивные.

Далее обсуждается по очереди, какие чувства испытывают учащиеся по поводу своей истории о позитивном образе человека, успешно сдавшего ЕГЭ. На этой позитивной ноте необходимо закончить урок. В заключение проводится рефлексия, подводятся итоги.

Диагностика уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ Третий урок посвящен определению уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ. 

В начале занятия ученикам предлагается соответствующий тест О.В. Ереминой. Педагог раздает всем ребятам бланк с текстом теста и поясняет инструкцию к нему. По окончании тестирования, каждый ученик, не подписывая свой бланк, в индивидуальном порядке сдает его психологу, который в своем общем регистрационном бланке записывает Ф.И.О. ученика и присваивает его бланку с ответами номер-шифр. После того как психолог собрал все бланки, он их перемешивает и снова раздает классу, поясняя, что теперь ученики должны выступить в роле экспертов и оценить ответы друг друга, так же как будут оцениваться в реальной жизни их тесты по ЕГЭ. Классу раздаются ответы к тесту, объясняются критерии оценивания. Когда оценки будут выставлены, бланки передаются обратно педагогу, который опираясь на шифр-код своего регистрационного листа, раздает их авторам. Полученные результаты педагог обсуждает совместно с классом и разъясняет вопросы, в которых возникли затруднения. При этом психолог отмечает индивидуальные результаты учеников в своем регистрационном листе, чтобы в дальнейшем посчитать общий результат по классу и определить “группу риска”, с которой необходимо будет работать дополнительно. В конце занятия, традиционно проводится рефлексия, обобщается полученный опыт.

Наша программа высокоэффективна в условиях ограниченности времени и необходимости грамотно и профессионально подготовить школьников к аттестации. При желании программа может успешно совмещать в себе упражнения, направленные на аутогенную тренировку, способы повышения уверенности, лекции на уточнения процедуры ЕГЭ, отработку оптимальный стратегий при его выполнении и многое другое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка старшеклассников при сдаче ЕГЭ

Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность выполнения ЕГЭ....

Презентация проекта "Оптимизация подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ"

В работе рассмотрены основные аспекты подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ...

Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников

В статье  раскрывается роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников...

Как подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Аудирование. Типичные ошибки на экзамене.

Рекомендации о том, как лучше подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ....

Программа по социальной адаптации старшеклассников

Деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной социально-значимой задачи - подготовке ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе....