К истокам казачества
рабочая программа (5 класс)
Цель данной программы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_istokam_kazachestva.docx | 58.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Бурятия
ГБОУ « Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
«Согласовано» Руководитель МО воспитателей ФИО _________________/И.Ю. Галсанова/ Протокол № _______ От «____» _____________________ 2019г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ «НСШИСОО» ФИО______________________/М.В. Малахинова/ Приказ № ______ От «____» __________________________ 2019г. |
Рабочая программа воспитателя
Раднаевой Ирины Сергеевны, н\к
«К истокам казачества»
5 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ___________
От «___» _________2019г.
201____- 201____ учебный год
Паспорт программы
Программа воспитательной работы «К истокам казачества» с учащимися ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» Селенгинского района Республики Бурятия на 2019 – 2020 гг.
Наименование | |
Основания для разработки программы: |
|
Заказчик программы | ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» |
Разработчик программы | Раднаева Ирина Сергеевна |
Участники программы | Ученики 5 класса. |
Ресурсы | Материальные: компьютер, проектор, актовый зал, спортивный зал, классная комната. Кадровые: Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР,социальный педагог, классный руководитель, воспитатель, медицинские работники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, родители учащихся класса Методические: раздаточный материал, литература. |
Цель и задачи программы: | Цель данной программы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи:
|
Формы контроля над реализацией | Система мониторинга один раз в конце учебного года. 1. Повышение уровня обучения учащихся. 2. Участие детей в школьных, районных выставках, конкурсах, научно–практической конференции, интеллектуальных играх, в республиканских и всероссийских конкурсах. 3. Вовлеченность в систему дополнительного образования. 4. Уровень удовлетворенности родителей. |
Данная воспитательная программа реализуется на основе следующих документов:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г. (п. 19.5);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
- Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196 с изменениями и дополнениями;
- Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. №05-2680;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. Ms 28-02-484/ 16.
- Сан ПиН 2.4.2.2621 – 10 № 189 от 29.12.2010 г (с изменениями от 29 июня 2011 г, 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
С нормативными правовыми документами институционального уровня:
- Уставом ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» приказ МО и Н РБ № 2034 от 29.09.2015 г;
- Образовательной программой начального общего образования ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» приказ № 8 от 29.08.2016 г;
- Положением о рабочей программе ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» реализующей программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ № 10а от 29.08.2016 г;
- Учебным планом начального общего образования ГБОУ «Новоселенгинская школа – интернат среднего общего образования» приказ № 3 от 26.08.2017 г.
Программа воспитательной работы «К истокам казачества».
- Пояснительная записка
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Наше время – это эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой стороны – всё это привело наше общество к серьёзным проблемам. Одна из таких – частичная потеря исторических нравственных устоев человека.
С возрождением казачества в России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах с богатой историей казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
Актуальность программы
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников обусловлена тем, чтонаше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.Ведь само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность -это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что педагогу легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед педагогом важную задачу формирования в единстве сознания и поведения школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Основные направления воспитательной работы
- Гражданско - патриотическое
- Спортивно - оздоровительное
- Трудовое
- Духовно-нравственное направление
- Экологическое
- Содержание воспитательной деятельности (по направлениям)
Гражданско – патриотическое воспитание
Цели патриотического воспитания:
- Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
- Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
- Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
- Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
- Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
- методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
- воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
Спортивно-оздоровительное направление
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
Формирование здорового образа жизни школьника;
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Виды деятельности:
Сотрудничество с медицинским работником школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
Сотрудничество с родителями учащихся и учителем;
сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание спортивно-оздоровительного направления: от физического состояния зависит успешность учебной деятельности, счастье всей жизни человека;просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
Духовно-нравственное направление
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
- Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
Виды деятельности:
- Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
- Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание духовно - нравственного направления: моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения; этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений; патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа; формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам; политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
-формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле;
- нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу;
-критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
-развитие механизмов нравственного самовоспитания, само регуляции поведения;
-воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;
-освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
-воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
-развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
-знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями.
Трудовое направление
Цель: способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
Задачи:
Приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
Виды деятельности:
-Получение представлений о роли труда в жизни человека и общества;
-Знакомство с различными видами труда, с различными профессиями;
-Выработка навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в трудовой деятельности;
-Приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и учреждений дополнительного образования;
-Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома
Содержание социального направления: общественно полезный труд по самообслуживанию; экскурсии; конкурсы;трудовые акции.
Экологическое воспитание
Цель – создание эффективных условий для гармоничного развития личности старшего школьника во взаимодействии с окружающим миром, природой и самим собой.
Задачи-
- Формирование навыков экологической рефлексии, то есть умения осуществлять самоанализ собственной экологической деятельности и процесса взаимодействия с окружающей природой;
- Развитие у учащихся личностных экологических качеств: потребность получать новые экологические знания и совершенствовать имеющиеся, правила экологического поведения, ЗОЖ и т.д.
- Развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, связанных с вопросами улучшения окружающей среды.
Индивидуальная работа с учащимися
- Анализ учебной деятельности и оказание помощи (по необходимости)
- Анализ внеурочной деятельности детей (занятость в кружках, секциях)
- Работа по коррекции поведения учащихся
- Оказание помощи в выполнении обязанностей школьника
- Индивидуальные беседы с учащимися (по необходимости)
Работа с одаренными детьми
- Выполнение творческих работ, участие в проектно-исследовательской деятельности.
- Подготовка и участие в интерактивных олимпиадах, конкурсах чтецов и др.
- Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
- Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
Работа с детьми, требующими особого внимания.
- Создание и работа шефских пар.
- Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
- Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
- Контроль посещения учащимися кружков, распределения свободного времени.
- Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
- Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Работа с детьми с девиантным поведением
1. Исследование жилищно – бытовых условий учащихся.
2.Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей (привлечение социального педагога)
3. Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения.
4. Консультации родителей и детей с социальным работником.
5. Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему желанию.
- Профилактическая работа (работа с родителями)
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
-организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
-организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
-организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
-создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “воспитатель — ученик - родитель”.
Виды деятельности: сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы: совместная творческая деятельность учащихся и их родителей; родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами; работа с социальным педагогом, для решения насущных вопросов и проблем.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата | ||||
теория | практика | Формы проведения | Планир | Фактич | Примечание | |||
1 | Гражданско-патриотическое | 7 | ||||||
1.1 | «У казаков дружба-обычай, товарищество-традиция, гостеприимство-закон» | 1 | 1 | классный час | октябрь | |||
1.2 | «Казачьи символы и знаки» | 1 | 1 | классный час | декабрь | |||
1.3 | «История казачества» | 1 | 1 | своя игра | февраль | |||
1.4 | «Мой папа тоже был солдатом» | 1 | 1 | Выпуск газеты ко Дню защитника Отечества | май | |||
1.5 | «Оружие казаков» | 1 | 1 | классный час | апрель | |||
1.6 | Беседа «Терроризм и безопасность человека». | 1 | 1 | беседа | март | |||
1.7 | «Заповеди, права и обязанности казаков» | 1 | 1 | классный час | сентябрь | |||
II | Трудовое | 7 | ||||||
2.1 | «Гигиена труда и отдыха. | 1 | 1 | классный час | февраль | |||
2.2 | «Уборка школьной территории» | 1 | 1 | Трудовой десант | март | |||
2.3 | «Солнечное детство» | 1 | 1 | Озеленение школьного участка | май | |||
2.4 | «Вредные привычки» | 1 | 1 | беседа | апрель | |||
2.5 | «Золотая осень» | 1 | 1 | общешкольный поход | сентябрь | |||
2.6 | «Новогоднее чудо своими руками» | 1 | 1 | Изготовление новогодних игрушек | декабрь | |||
2.7 | «Создаем уют» | 1 | 1 | Озеленение комнат в общежитии | сентябрь | |||
III | Духовно-нравственное воспитание | 7 | 3 | 4 | ||||
2.1 | Классный час «День солидарности в борьбе с терроризмом» | 1 | 1 | час общения | сентябрь | |||
2.2 | «Чему бы я поучился у казаков» | 1 | классный час | январь | ||||
2.3 | «Вера казаков» | 1 | классный час | май | ||||
2.4 | «Дорогие мои старики» ко дню пожилого человека | 1 | 1 | акция | октябрь | |||
2.5 | «Воспитание в казачьих семьях» | 1 | 1 | беседа | апрель | |||
2.6 | «Всемирный день борьбы со СПИДОМ» | 1 | 1 | акция | декабрь | |||
2.7 | «Учится всегда пригодится» | 1 | 1 | ноябрь | ||||
IV | Экологическое воспитание | 6 | 1 | 5 | ||||
4.1 | «Экология начинается с нас» | 1 | 1 | Устный журнал | сентябрь | |||
4.2 | «Селенга – река моего края» | 1 | 1 | История родного водоема | февраль | |||
4.3 | «Зеленый мир вокруг нас » | 1 | 1 | викторина | октябрь | |||
4.4 | «Экологическая безопасность» | 1 | 1 | классный час | ноябрь | |||
4.5 | «Экологическое ассорти» | 1 | 1 | Игра-викторина | март | |||
4.6 | «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать» | 1 | 1 | акция | январь | |||
V | Здоровье сберегающее направление | 7 | 3 | 4 | ||||
5.1 | Пожары в местах массового отдыха, спортивных сооружениях, на транспорте. Правила поведения и эвакуация. | 1 | 1 | классный час | февраль | |||
5.2 | «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» | 1 | 1 | классный час | декабрь | |||
5.3 | «Опасность для ребенка на дорогах» | 1 | 1 | Беседа по ПДД | май | |||
5.4 | Профилактика суицидального поведения «Умей управлять своими эмоциями». | 1 | 1 | беседа | октябрь | |||
5.5 | Беседы «О пользе утренней гимнастки. | 1 | 1 | беседа | ноябрь | |||
5.6 | «Казачьи забавы» | 1 | 1 | спортивный час | апрель | |||
5.7 | «Здоровый образ жизни» | 1 | 1 | викторина | сентябрь | |||
Итого | 34 | 14 | 20 |
Список литературы
- Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2011. – 192 с.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – 168 с.
- https://spravochnick.ru/pedagogika/cel_i_zadachi_ekologicheskogo_vospitaniya/ .
- О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» , Издательство «Феникс»,Рос-тов н/Д,2010 год
- Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 368 с.
- Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2013. – 256 с.
- Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 5-7 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 123 с.
- Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. – М.: ВАКО, 2013. – 224 с.
- Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 154 с.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. – 160 с.
- Проблемные классные часы. 5 класс / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2018. – 175 с.
- Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2014. – 168 с.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. (1 – 4 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2014. – 240 с.
- Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2011. – 192 с.
- Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохо-ва,Ставрополь,2005 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Казачество было, казачество есть, казачество будет!
Музейный урок (5 класс) по истории, культуре и быту кубанского казачества....
Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам"(об истории Астраханского казачества)
Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам" посвящено истории возникновения и возрождения Астраханского казачества. Оно сопровождается красочной презентацией....
Презентация к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам" об истории Астраханского казачества
Эта красочная презентация является приложением к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам"...
Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...
Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону.
Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону....
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»
Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать! Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...