Рабочая программа "Рабочий зеленого хозяйства"
материал
Рабочая программа "Рабочий зеленого хозяйства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2014-2015_rakovskaya_s.v.doc | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА »
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей профильного труда и домоводства Протокол №__ от « » _____________2016 г. | «СОГЛАСОВАНО»: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида» ______________Н.А. Шапошникова «___»_________________ 201 г. | «УТВЕРЖДАЮ»: директор КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида» ________________М.И. Иванова приказ № ___ от « » ________________201г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Производственное обучение (профиль Рабочий зеленого хозяйства)
название предмета в соответствии с учебным планом
Класс: 10
Объём: 748 часов
Учитель: Звягина С.В..
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | стр. |
I | Паспорт программы | 3 |
II | Календарный график реализации программы | 5 |
III | Пояснительная записка | 6 |
3.1 | Адресность программы | 9 |
3.2 | Концепция | 10 |
3.3 | Обоснованность программы | 10 |
3.4 | Образовательная область, в которую входит данный предмет | 10 |
3.5 | Место и роль курса в обучении | 11 |
3.6 | Цели, задачи | 11 |
3.7 | Сроки реализации программы | 11 |
3.8 | Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы | 11 |
3.9 | Общая характеристика учебного процесса | 12 |
3.10 | Предполагаемые индивидуально-дифференцированные результаты | 14 |
3.11 | Система оценки достижений обучающихся, воспитанников | 16 |
IV | Содержание тем учебного курса | |
4.1 | Учебный план программы | 18 |
4.2 | Содержание учебной программы, основные изучаемые вопросы | 19 |
4.3 | Требования к знаниям и умениям обучающихся, воспитанников | 22 |
4.4 | Требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников, обучающихся по данной программе | 22 |
4.5 | План коррекционно-развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников | 24 |
4.6 | Формы контроля | 25 |
4.7 | Перечень практических работ обучающихся, воспитанников | 25 |
4.8 | Перечень экскурсий | 25 |
4.9 | Внеклассная работа | 25 |
V | Календарно-тематический план | 26 |
VI | Перечень учебно – методического обеспечения | 70 |
VII | Список литературы | 71 |
VIII | Контрольно – измерительный материал | 72 |
- Паспорт программы
II. Календарный график реализации рабочей программы учителя
по профильному труду (швейное дело)
название предмета в соответствии с учебным планом
Четверть | Сроки | Количество | Подпись проверяющего | ||||
Учебных недель | Учебных дней | Запланированных часов по классам (предметам для 9-12 классов) | Фактически проведенных часов | ||||
Класс | Часы | ||||||
I четверть | 01.09-31.10.2016 | 9 | 45 | ||||
10 | 198 | ||||||
II четверть | 10.11-26.12.2017 | 7 | 35 | ||||
10 | 154 | ||||||
III четверть | 09.01.-23.03.2017 | 10 | 50 | ||||
10 | 220 | ||||||
VI четверть | 02.04.-29.05.2017 | 8 | 40 | ||||
10 | 176 | ||||||
ИТОГО: | 34 | 170 | 748 |
Паспорт программы
Название учреждения | Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» |
Наименование программы | Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства) |
Вид программы | Рабочая программа учителя |
Нормативное обеспечение |
-Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ); -Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». -Устав казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения ХМАО - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»; -Локальные акты: -Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ. -Положение о коррекционно-развивающем занятии. -Положение об индивидуальном образовательном маршруте. -Инструкция о педагогической диагностике обучающихся, воспитанников. -Положение о текущей и промежуточной аттестации обучающихся, воспитанников. -Инструкция к подбору учебно-методических комплексов на текущий учебный год |
Цель и задачи программы | Цель: Обучающийся, воспитанник со сформированными социально-трудовыми знаниями, умениями и навыками на основе освоения предмета «Производственное обучение» (рабочий зеленого хозяйства) I курс, в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья. 1. Сформировать у обучающихся, воспитанников знания, трудовые умения и навыки, необходимые для трудовой деятельности по профессии «Рабочий зеленого хозяйства» в соответствии с их индивидуальными психофизическими возможностями здоровья. 2. Проводить профориентационную работу на основе освоения знаний, обще-трудовых умений, технологических операций по профильному труду (рабочий зеленого хозяйства). 3. Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий. 4. Обеспечить ресурсные условия реализации программы на основе дополнения и систематизации учебно-методического комплекса по предмету профильный труд (рабочий зеленого хозяйства). |
Целевая аудитория программы | Обучающиеся, воспитанники 10 класса КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида» |
Объём программы | По учебному плану на изучение программного материала для каждого класса отводится следующее количество часов: 10 класс (22часа в неделю) – 748 часов в год. 1 четверть – 198 часов 2 четверть – 154 часа 3 четверть – 220 часов 4 четверть – 176 часов |
Перечень учебников (основных и дополнительных) | -программа специальной коррекционной образовательной школы VIII вида: 5-9 классы в 2 сб. [Текст]/ под ред. В.В.
Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 8 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
|
Ожидаемые результаты | Обязательные результаты освоения образовательной программы. В результате освоения образовательной программы учащийся, в соответствии с требованиями, должен Иметь представление: О сущности и социальной значимости своей профессии; Об организации предприятий по благоустройству; Выполнять простые работы при устройстве скверов и газонов и содержании зеленых насаждений. |
Автор программы (Ф И О, должность и место работы, учебная степень, учебное звание) | Звягина С.В., учитель профильного труда КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида» |
Контактная информация образовательного учреждения | Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru. |
III Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету Производственное обучение I курс (профиль рабочий зеленого хозяйства) разработана на основании образовательной программы школы - интерната . Данная программа направлена на реализацию цели и задач школы - интерната.
Тема: Социально-трудовая адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе формирования ключевых компетенций (общекультурной, допрофессиональной, методологической).
Цель: Обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
Задачи:
- Сформировать умение организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
- Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда). Психологической коррекции и практической деятельности.
- Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.
Программа разработана с учётом современных требований ФГОС к формированию ключевых образовательных компетенций и универсальных учебных действий.
Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под терминами «компетентность», «компетенция», «универсальные учебные действия».
Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Социально-трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором и человек и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами
Универсальные учебные действия (УУД) - умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
В соответствии с темой школы-интерната на 2014-2015 учебный год в рабочей программе (рабочий зеленого хозяйства) определены следующие основные компетенции.
Основные компетенции
по предмету профильный труд (рабочий зеленого хозяйства)
Компетенция | Основные характеристики компетенции | Характеристик предмета профильный труд (рабочий зеленого хозяйства) |
Методологическая- самостоятельное решение задач прикладного характера | прочные навыки самостоятельной учебной деятельности | УУД (уровень выполнения): -Самостоятельное выполнение заданий и практических работ ЗУН по предмету: - Способы планировки площадей, гряд, дорожек и откосов -Выполнение графических работ (рисунок, чертёж) -Работа с источниками информации (справочная литература, рисунок, инструкционная технологическая карта) |
навыки самоорганизации | УУД (самоконтроль) -Формулировка цели (желаемого результата) -Подбор средств и планирование работы -Реализация плана -Оценка результатов в соотнесении с образцом | |
навыки самостоятельного приобретения знаний | Работа с информацией: -Использование натурального образца -Использование справочной литературы -Использование инструкционной технологической карты -Использование компьютера | |
Допрофессиональная достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО | активность обучающегося, воспитанника в образовательном процессе | -Выполнение приёма работы по показу учителя -Принятие помощи учителя -Устойчивость приёма работы |
сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии | ЗУН по предмету Знает: - Основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии - Многообразие однолетних и многолетних цветковых растений древесных и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, приемы их выращивания, правила ухода - Виды сезонных работ в цветнике - Способы подготовки почвы к обработке и ее обработки - Способы подготовки посадочного материала, посадка и уход за газоном Умеет: - Пользоваться ручным садовым инвентарем - Выращивать саженцы отводками от маточных кустов, цветочные растения - Выполнять работы по уходу за кустарниками, деревьями, газоном, площадями, грядами, дорожками - Выкорчевывать пни и кустарники вручную УУД: -Самостоятельное выполнение заданий и практических работ -Самоконтроль -Умение работать в малой группе | |
адекватная самооценка | -Объективность самооценки -Реакция на критические замечания | |
умение ориентироваться на рынке труда | -Знакомство с профессиями -Участие в школьных ярмарках | |
мотивация к профессиональной деятельности | -Стремление к исправлению ошибок -Работоспособность -Трудолюбие -Отношение к урокам трудового обучения | |
умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | -Готовность к сотрудничеству -Умение работать в малой группе -Способность принимать решения при выполнении практических работ -Ответственность | |
Общекультурная - уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей. | - научные представления об окружающем мире | -Владение связной речью -Владение приемами вычислений -Умение произвести измерение и построить чертёж -Умение записать ответ письменно |
- владеет способами деятельности | -Смысловое чтение -Работа с информацией -Самоконтроль -Работа в группе | |
навыки ЗОЖ | -Знание общих правил техники безопасности на уроке профильный труд (рабочий зеленого хозяйства) -Знание правил безопасной работы с лопатой, граблями, тяпкой, топором, ножовкой | |
демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье | -Умение работать в малой группе -Знание правил поведения и взаимоотношений в обществе |
Изучая данный предмет обучающиеся воспитанники знакомятся с устройством теплиц, их назначением, изучают научные основы технологии выращивания растений закрытого грунта; знакомятся с видами вредителей цветочно-декоративных растений, способами и методами борьбы с ними. Обучающиеся получают сведения о болезнях растений, условиях распространения и методами борьбы с ними, видами и значением зеленых насаждений в населенных пунктах, с характеристикой основных сортов, пород и видов декоративных деревьев, кустарников, используемых в зеленом строительстве, с правилами их выращивания; с общими вопросами технологии выполнения работ при закладке зеленых насаждений, разбивке газонов, скверов.
Особое внимание уделяется преподаванию правил безопасной работы обучающихся в школьном кабинете и на производстве. Данное направление реализуется через раздел «Охрана труда и производственная санитария». Обучающиеся воспитанники знакомятся с основами законодательства по охране труда, правилами техники безопасности труда в зеленом хозяйстве, требованиями безопасности труда и пожарной безопасности на объектах озеленения, основами электробезопасности, гигиены труда и производственной санитарии.
«Оборудование и технология выращивания цветочно-декоративных культур». Обучающиеся изучают научные основы технологии выращивания цветочно - декоративных культур в объеме необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией цветовод; знакомятся с инструментами и оборудованием, применяемыми в зеленом хозяйстве; правилах их эксплуатации. Предусмотрены темы по гигиене труда, производственной и личной гигиене рабочего.
Основой «Практического (производственного) обучения» является участие обучающихся в производительном труде. В школьном кабинете обучающиеся изучают приемы и способы выполнения работ, вырабатывают необходимый навык. Производственное обучение предполагает выполнение учащимися работ по подготовке почвы, семян, посадочного материала; выращиванию цветочных и декоративных культур, размножению цветочных растений, кустарников; уходу за растениями и почвой; по внутреннему озеленению помещений, подготовке участка для озеленения.
Профессиональная подготовка обучающихся 10 классов школы по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства» завершается сдачей квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационной комиссией.
Для эффективного обучения детей с нарушением интеллекта необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, контрольные и проверочные работы в конце каждой четверти, а также самостоятельные практические работы. (Приложение 1)
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря различным видам деятельности:
- наблюдение и заполнение карты наблюдения за прорастанием семян и ростом растений,
- экскурсии: цветочный магазин по темам «Ознакомление с ассортиментом сезонно цветущих горшочных растений», «Составление букета», ЖЭУ – «Профориентация. Рабочий зеленного хозяйства: обязанности, условия труда осенью»,
- упражнения для закрепления знаний,
- выполнение практических заданий.
Профессиональная подготовка обучающихся 10 классов школы по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства» завершается сдачей квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационной комиссией.
3.1 Адресность программы
Программа адресована обучающимся, воспитанникам 10 класса .
- У обучающихся воспитанников наблюдается ряд существенных недостатков в
формировании основных компонентов ориентировочной деятельности, в частности недоразвитие умения анализировать и планировать, что приводит к хаотичности деятельности и несистематичности знаний, низкой критичности, слабому самоконтролю в процессе выполнения работы, частому несоблюдению намеченных этапов, потере цели деятельности, отсутствию у части детей умения правильно расположить действия, показывающее затруднения в установлении причинно-следственных связей и отношений. Данные затруднения у них связаны с недостатками восприятия, мышления, пространственного анализа, слабостью регулирующей функции речи.
- Качество исполнительной фазы в деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью улучшается, если ей предшествует специально организованная ориентировочная фаза.
- Этапность формирования мыслительных умений (в том числе умения ориентироваться во времени), выявленная в общей психологии, в условиях работы с учениками специальной школы в своей основе остается такой же: а) ознакомление с содержанием ориентировочной основы действия; б) формирование действия в материальной или материализованной форме; в) переход к действию без предметных опор в план громкой речи; г) перевод действия в план внутренней развернутой речи с проговариванием «про себя»; д) переход действия во внутренний свернутый план, превращение его в акт мысли. Однако для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерно своеобразие процесса интериоризации, в частности: недоразвитие побудительных мотивов к овладению умственным действием, значительная задержка на уровне формирования действия в материальной или материализованной форме, разрыв между предметным содержанием действия и его вербализированным оформлением, что затрудняет его последующий перевод во внутренний план и дальнейшее превращение в усвоенный способ, который саморегулирует деятельность, ее построение.
- Для коррекции указанных недостатков исследователи предлагают общие и специальные приемы, проверенные экспериментально и в опыте учителей. Среди специальных приемов развития у умственно отсталых ориентирующих начал деятельности особое внимание обращается на следующие: расчлененный анализ объекта (задания) с целью выявления его свойств и конкретного показа всех операций, необходимых для выполнения; фиксация внимания на основных ориентирующих признаках объекта, включение в этот процесс перцептивных действий; предварительное планирование деятельности для упорядочения последовательности дальнейшего выполнения действий; оречевление выполненных действий для ликвидации разрыва между их практическим выполнением и вербальным оформлением; применение различных способов внешнего стимулирования учащихся для усвоения и применения знаний и умений — словесные, специальные таблицы, схемы, опорные слова, серии рисунков и др.
3.2 Концепция программы
Рабочая программа призвана подготовить обучающихся, воспитанников к активной самостоятельной социальной и трудовой жизни, системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, социально-трудовому самоопределению и последующему овладению профессией «рабочий зеленого хозяйства».
3.3 Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Актуальность:
Трудовое профессиональное обучение позволяет обучающимся, воспитанникам полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в
жизни.
Профильный труд относится к образовательной области «Технология». Образовательная область технологии в федеральной части учебного плана включает (6-12 классы) и соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания; оно позволяет практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы профессионального самоопределения,
Новизна достигается за счет:
- интеграции курсов профильного труда – цветоводство и декоративное садоводство,
- введения изучения современных технологий выращивания цветочных, древесных и древесно-кустарниковых растений в условиях Севера,
- рассмотрения вопросов малого и кустарного производства и моделей трудоустройства в условиях современного рынка труда.
Значимость:
На занятиях по трудовому обучению создаются условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой и нравственной личности. Приобщение обучающихся, воспитанников к различным видам трудовой деятельности способствует социальному становлению личности, способности к самостоятельному поиску и получению необходимой информации, развитию и адаптации в быстро изменяющемся мире новых технологий.
3.4 Образовательная область
Предмет «Профессионально – трудовое обучение входит в образовательную область «Технология». Под технологией понимается область науки или практики, сущность которой определяется совокупностью методов и средств труда для желаемых преобразований объектов природной, искусственной и социальной среды в искомые продукты или услуги на основе установленных закономерностей. Объектами технологических преобразований могут быть природные, искусственные материалы и полученные из них полуфабрикаты, различные виды энергии, информация, биологические и социальные объекты.
Образовательная область «Технология» обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений, отражающих распространенные методы, средства, процессы, результаты и последствия познания; применения, получения или преобразования объектов природной, искусственной и социальной среды.
3.5 Место и роль курса
Трудовое обучение - важная составляющая часть всего учебно-воспитательного процесса, поэтому обучение обучающихся, воспитанников по профилю (цветоводство и овощеводство) необходимо рассматривать в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся.
3.6 Цели и задачи учебного предмета
Цель. Обучающийся, воспитанник со сформированными социально-трудовыми знаниями, умениями и навыками на основе освоения предмета «Производственное обучение» (рабочий зеленого хозяйства) I курс в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся, воспитанников знания, трудовые умения и навыки, необходимые для трудовой деятельности в области цветоводства и овощеводства в соответствии с их индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
2. Проводить профориентационную работу на основе освоения знаний, общетрудовых умений, технологических операций по профильному труду (рабочий зеленого хозяйства).
3. Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
4. Обеспечить ресурсные условия на основе дополнения и систематизации учебно-методического комплекса по предмету профильный труд (рабочий зеленого хозяйства).
3.7 Сроки реализации программы.
Сроки реализации программы 2016 – 2017 год, по учебному плану на изучаемый материал отводится:
22 часа в неделю, 748 часов в год
1 четверть – 198 часов
2 четверть – 154 часа
3 четверть – 220 часов
4 четверть – 176 часов
3.8 Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, воспитывающей и развивающей направленности обучения, доступности учебной информации, практической направленности, связи с жизненным опытом обучающихся, воспитанников, а также сезонность полевых работ и индивидуальные психофизические возможности обучающихся, воспитанников. Все это способствует профориентации и социальной адаптации обучающихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные качества.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития. Закон неравномерности, гетерохронности, развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подростка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития обучающегося, воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности подростка.
Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата;
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие психологический возраст ввел Л.С.Выготский, который видел в этом "новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период".
Д.Б.Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.
Первый параметр - это "социальная ситуация развития" (по Л.С.Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Второй параметр - уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Подростковый возраст, как никакой другой, богат на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими).
Третий параметр - уровень развития ведущей деятельности подростка как деятельности, играющей решающую роль в его развитии. Здесь возрастает роль общения подростков, оно становится наиболее значимым явлением, без которого довольно трудно построить коррекционный процесс;
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
Ведущая деятельность школьника определяет его отношение к миру, позицию и взаимодействие с теми элементами социальной среды, которые в соответствующий момент являются источниками развития, задает типичные для данной возрастной стадии формы общения в системе отношений "ребенок - сверстник", "ребенок - взрослый". При планировании и организации коррекционно-педагогической работы следует выбрать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные ситуации, которые подросток в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития.
Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции;
Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направления личности, резкому изменению поведения подростка. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей. Должны присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.
3.9 Общая характеристика учебного процесса: методы общепедагогические и коррекционные, формы обучения и режим занятий.
Для реализации программы используются современные технологии:
1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, суть которого заключается в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных умений по предмету профильный труд (рабочий зеленого хозяйства).
2. Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
3. Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего–либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике.
В рамках этих технологий были использованы следующие общепедагогические и коррекционные методы и приемы:
Методы обучения:
- Объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
- Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение
- Метод объяснительного чтения – использование книг учебников, карточек
Практические методы:
- Упражнения в виде записей и графических работ
- Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, моделирование ситуаций
- Лабораторный метод - решение практических задач
- Практические работы - выполнение трудовых заданий
- Экскурсии
Наглядные методы:
- Наблюдение натуральных объектов
- Рассматривание рисунков, картин, явлений, иллюстративно-текстовых карт, инструкций, текстовых технологических карт
- Демонстрация кинофильмов, слайдов
- Демонстрация опытов, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов)
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения:
- Поручения
- Игра
Методы стимулирования:
- Поощрение
- Одобрение
- Награждение
Типы уроков
- Пропедевтические уроки.
- Уроки изучения нового материала (УИНМ).
- Уроки совершенствования знаний умений и навыков (УСЗУиН).
- Уроки обобщения и систематизации знаний умений и навыков (УОиСЗУиН).
- Комбинированные уроки.
- Уроки контроля и коррекции знаний умений и навыков (УКиКЗУиН).
- Практические уроки.
Формы и режим занятий.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, воспитанников.
Формы организации учебного процесса:
- Урок - беседа
- Урок - экскурсия
- Урок – путешествие
- Урок – игра (конкурс, викторина)
- Урок – практикум
- Урок – с мультимедийным сопровождением
- Повторительно – обобщающий урок
- Урок анализа контрольных работ
Формы аттестации
Формами аттестации являются:
- Комбинированные контрольные работы;
- Тестирование.
3.10 Предполагаемые индивидуально — дифференцированные результаты.
В 10 классе по списку на начало 2016-2017 учебного года 5 обучающихся, воспитанников. Обучающиеся, воспитанники имеют диагноз F-70.
Белых Никита программный материал по предмету усвоил на достаточном уровне. Умеет планировать свою работу, ориентируясь по образцу. Практическую работу выполняет и отчитывается о проделанной работе с помощью учителя. Умения работать в парах, бригаде не сформировано. Выполнять работы предпочитает индивидуально. Оценить результаты своего труда может с помощью учителя. У обучающегося, воспитанника частично сформированы представления о профессиях, о рынке труда.
Миллер Алексей программный материал по предмету усвоил на низком уровне Составить план работы, выполнить практическую работу, оценить результаты своего труда, может с помощью учителя. Технику безопасности соблюдает под контролем взрослого. В практической работе использует ручной инвентарь с обучающей помощью учителя. Не сформированы умения работать в парах, предпочитает индивидуальную работу. Может рассказать об основных профессиях, не владеет представлениями о рынке труда, не знает порядок трудоустройства на предприятие.
Мельниченко Иван программный материал по предмету усвоил на уровне ниже достаточного. Составить план работы, выполнить практическую работу, оценить результаты своего труда, может с помощью учителя. Технику безопасности соблюдает под контролем взрослого. В практической работе использует ручной инвентарь с обучающей помощью учителя. Не сформированы умения работать в парах, предпочитает индивидуальную работу. Может рассказать об основных профессиях, не владеет представлениями о рынке труда, не знает порядок трудоустройства на предприятие.
Коротков Анатолий программный материал по предмету усвоил на уровне ниже достаточного. Составить план работы, выполнить практическую работу, оценить результаты своего труда, может с помощью учителя. Технику безопасности соблюдает под контролем взрослого. В практической работе использует ручной инвентарь с обучающей помощью учителя. Не сформированы умения работать в парах, предпочитает индивидуальную работу. Может рассказать об основных профессиях, не владеет представлениями о рынке труда, не знает порядок трудоустройства на предприятие.
Утехин Андрей программный материал по предмету усвоил на уровне ниже достаточного. Составить план работы, выполнить практическую работу, оценить результаты своего труда, может с помощью учителя. Технику безопасности соблюдает под контролем взрослого. В практической работе использует ручной инвентарь с обучающей помощью учителя. Не сформированы умения работать в парах, предпочитает индивидуальную работу. Может рассказать об основных профессиях, не владеет представлениями о рынке труда, не знает порядок трудоустройства на предприятие.
Дифференциация детей по группам
1 группа – Мельниченко Иван
2 группа – Коротков Анатолий, Утехин Андрей
3 группа – Миллер Алексей, Белых Никита
Мельниченко Иван
Учебно – коррекционная задача: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями
Учебно – коррекционная задача на 2016-2017 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение спокойно реагировать на замечания, исправлять допущенные ошибки.
Коррекционно – воспитательная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – развивающая задача: Формировать умение соотносить свои возможности с выбранной профессией.
Коррекционно – развивающая задача на 2016-2017 учебный год:
Коротков Анатолий
Учебно – коррекционная задача: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями
Учебно – коррекционная задача на 2016-2017 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение спокойно реагировать на замечания, исправлять допущенные ошибки.
Коррекционно – воспитательная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – развивающая задача: Формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности по заданным критериям
Коррекционно – развивающая задача на 2016-2017 учебный год:
Белых Никита
Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью). Задача не решена.
Учебно – коррекционная задача на 2016-2017 учебный год: Коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью).
Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция умения внимательно слушать учителя и ответы одноклассников, не проявлять негативных реакций.
Коррекционно – воспитательная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – развивающая: Формировать умение соотносить свои возможности с выбранной профессией.
Коррекционно – развивающая задача на 2016-2017 учебный год:
Утехин Андрей
Учебно – коррекционная задача: Формировать умение переносить части слова.
Учебно – коррекционная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого
Коррекционно – воспитательная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – развивающая задача: Формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности по заданным критериям
Коррекционно – развивающая задача на 2016-2017 учебный год:
Вывод. В отношении этих обучающихся, воспитанников необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на формирование общетрудовых знаний, умений и навыков в соответствии с их индивидуальными психофизическими возможностями здоровья. Для поддержания работоспособности обучающихся, воспитанников в течение всего урока и снижения утомляемости необходимо соблюдение охранительного режима (частая смена видов деятельности на уроке, использование заданий с опорой на несколько анализаторов).
3.11 Система оценки достижений обучающихся, воспитанников
Оценка успеваемости учитывает форму контроля, систему оценки и степень продвижения и роста обучающегося в процессе обучения.
Уровни контроля и оценивания демонстрации знаний умений и навыков: диагностический (вводный), промежуточный (годовой), итоговый (экзамен в выпускном классе). Аттестационный материал для обучающихся, воспитанниц 10 класса по профилю трудового обучения (швейное дело) составлен исходя из компетентностного подхода в соответствии с классификацией педагогических целей Б. Блума: «знает», «понимает», «применяет», «обобщает», «оценивает». Критерии оценивания приведены ниже в таблице 6.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с использованием технологического оборудования.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Тестовые задания предполагают поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. С целью контроля знаний используются также индивидуальные карточки - задания: обучающиеся заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения обучающихся.
Для обучающихся с низким уровнем развития познавательных способностей предусмотрена зачетная система в виде собеседования.
Талица 6
Критерии оценки устных ответов и практической работы.
Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетворительно «3» |
Знает | ||
|
|
|
Понимает | ||
|
|
|
Применяет | ||
|
|
|
Оценивает | ||
|
|
|
- Оценка тестовых заданий:
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
IV. Содержание тем учебного курса
- Учебно-тематический план рабочей программы учителя
4.2 (рабочий зеленого хозяйства)
на 2016-20157учебный год
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Рабочий зеленого хозяйства (748 часов) (16 часов в неделю) | ||||
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | |
2. | Осенний уход за цветником | 9 | 2 | 7 |
3. | Выкопка корнеклубней георгина | 10 | 5 | 5 |
4. | Уборка урожая картофеля | 16 | 1 | 15 |
5. | Корчевка пней вручную | 10 | 1 | 9 |
6. | Сбор семян, плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в озеленении | 5 | 2 | 3 |
7. | Ягодный кустарник малина | 10 | 5 | 5 |
8. | Почва и ее обработка | 13 | 3 | 10 |
9. | Уборка однолетних цветковых растений, вскапывание почвы в цветнике | 18 | 3 | 15 |
10. | Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью | 11 | 2 | 9 |
11. | Уборка пришкольной территории | 6 | 2 | 4 |
12. | Рыхление приствольных лунок | 5 | 1 | 4 |
13. | Профориентация. Рабочий зеленого хозяйства: обязанности, условия труда | 3 | 3 | |
14. | Горшочные цветковые растения | 9 | 8 | 1 |
15. | Виды зеленых насаждений | 3 | 3 | |
16. | Деревья и кустарники лиственных пород | 5 | 5 | |
17. | Зимние работы в парке | 4 | 2 | 2 |
18. | Цветковые растения открытого грунта | 6 | 6 | |
19. | Стили садово-паркового строительства | 6 | 6 | |
20. | Подготовка клубней картофеля к посадке | 6 | 2 | 4 |
21. | Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении | 8 | 8 | |
22. | Выращивание роз в открытом грунте | 5 | 5 | |
23. | Ремонт кашпо | 60 | 60 | |
24. | Практическое повторение | 63 | 63 | |
25. | Повторение пройденного материала | 5 | 5 | |
26. | Проверочная работа | 1 | 4 | |
27. | Контрольная работа | 1 | 2 | |
28. | Работа над ошибками | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 748 | 359 | 425 |
4.2 Содержание программы, основные изучаемые вопросы
Вводное занятие. Состояние цветников, овощных грядок, газонов, посадок кустарника на пришкольном участке. Профессия «Рабочий зеленного хозяйства». Значение, обязанности, условия труда. Охрана труда. Спецодежда.
Осенний уход за цветником. Характеристика цветника по элементам цветочного оформления и подбору растений. Оценка состояния растений. Приемы осеннего ухода за цветником: дополнительная подвязка растений, уборка мусора, оправка границ клумб, Осенний уход за цветником.
Выкопка корнеклубней георгина. Георгин, не зимующий многолетник: строение растения, размножение растения, сроки уборки корнеклубней.
Уборка урожая картофеля. Сроки уборки картофеля. Правила выкопки клубней без повреждений. Правила безопасности при работе сельхоз инвентарем. Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка. Сортировка выкопанных клубней картофеля. Сбор ботвы картофеля граблями. Вынос ботвы с поля.
Корчевка пней вручную. Корчевка пней: цель, приемы выкорчевывания, правила безопасной работы. Окапывание пня, подрубание и подпиливание корней, выворачивание пня.
Сбор семян, плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в озеленении. Гербарий: понятие и назначение. Признаки созревания плодов и семян деревьев и кустарников. Сбор плодов и семян. Способы засушивания листьев для изготовления гербария.
Ягодный кустарник малина. Продолжительность жизни и урожайность ягодного кустарника малины. Размножение малины корневыми отпрысками. Сроки и способы посадки малины. Обрезка отплодоносивших стеблей малины. Вскапывание почвы, внесение удобрений. Посадка саженцев малины.
Почва и ее обработка. Общее представление о почве и пахотном слое, значение почвы для выращивания растений. Обработка почвы с помощью лопаты: правила, требования качеству. Внесение в почву минеральных и органических удобрений. Осмотр участка и определение направления борозд.
Уборка однолетних цветковых растений, вскапывание почвы в цветнике. Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике. Осенние работы в цветнике. Вскапывание почвы на заданную глубину.
Уборка пришкольной территории. Хозинвентарь, устройства, назначение, рабочие позы, приемы работы. Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними. Сгребание опавших листьев. Прополка. Подметание дорожек.
Рыхление приствольных лунок. Рыхление приствольных лунок: цель, приемы рыхления, правила безопасной работы. Рыхление приствольных лунок.
Профориентация. Рабочий зеленного хозяйства: обязанности, условия труда осенью. Экскурсия в ЖЭУ №5.
Горшочные цветковые растения. Сезонноцветущие горшочные растения закрытого грунта. Общая характеристика. Экскурсия в цветочный магазин. Цикламен, Кальцеолярия, Примула Цинерария: характеристика, условия выращивания, использование, сроки цветения.
Практическое повторение. Сгребание опавших листьев. Осенние работы в цветнике. Сбор семян цветковых растений. Уход за цветковыми и овощными культурами в теплице: полив, подкормка, удаление отмерших частей растения. Борьба с вредителями: обмывание мыльным раствором. Черенкование – основной способ размножения комнатных растений. Размножение комнатных растений мягкими и зелеными черенками, листовыми черенками (листовой пластинкой), размножение делением. Перевалка комнатных растений.
Виды зеленых насаждений. Зеленые насаждения: виды, значение. Деревья кустарники, в парке, в сквере: виды посадок, характеристика видов.
Составление букета. Букет как группа специально подобранных цветков. Современные представления о букетах. Формы букетов. Аранжировочная зелень. Зависимость составления букета от назначения. Основные правила составления букетов. Несовместимые цветы. Экскурсия в цветочный магазин. Составление букетов для украшения школы.
Ремонт кашпо. Освобождение кашпо от земли. Замена досок. Застилание кашпо
укрывочным материалом. Засыпание кашпо дренажем. Перевалка земли.
Зимние работы в парке. Виды зимних работ в парке. Техника безопасности. Расчистка дорожек.
Цветковые растения. Цветковые растения открытого грунта, закрытого грунта. Однолетние, двулетние, многолетние, цветковые растения: признаки группы. Красивоцветущие растения: признаки группы.
Стили садово-паркового строительства. Строение парка: составные части, устройство, оформление, стиль, характеристика стиля. Элементы цветочно-декоративного оформления в пейзажном, регулярном, смешанном стиле садово – паркового строительства. Типичный парк культуры и отдыха в России.
Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении. Хвойные деревья: виды, внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении. Хвойные кустарники: виды, внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении. Ель голубая, пихта, туя, можжевельник высокий: внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении. Местные хвойные деревья и кустарники
Практическое повторение. Уход за комнатными растениями в телице. Подкормка комнатных растений. Виды зимних работ в парке. Расчистка дорожек. Обмолот и фасовка семян цветочных растений собранных осенью.
Требования к знаниям и умениям обучающихся, воспитанников
- Должен знать:
- Уход за деревьями и кустарниками;
- Механизацию работ в декоративном садоводстве;
- Устройство садовых дорожек, площадей и спортивных площадок;
- Устройство и содержание газонов;
- Правила безопасности труда и производственной санитарии;
- Методы борьбы с вредителями и болезнями цветочно-декоративных
- растений;
- Технику безопасности при работе с ядохимикатами.
- Должен уметь:
- выполнять работы, связанные с уходом и выращиванием цветочных,
- декоративных, древесно-лиственных растений;
- выполнять работы по озеленению и благоустройству территории;
- применять средства механизации;
- выполнять работы по обрезке сучьев, валке, раскряжевке хлыстов на
- сортименты ручным инструментом;
- выполнять ремонт грунтовых, гранитных и щебеночных дорожек в
- парках, садах, скверах.
- осуществлять посев газонов, ремонт, и все виды ухода за ним.
- соблюдать требования безопасности труда;
- составлять почвосмесь для различных видов растений.
4.5.План коррекционно-развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников
I полугодие
№ пп | Коррекционно – развивающие задачи | Темы уроков | Коррекционно – развивающие упражнения | ||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | ||||
1. | Коррекция пространственной ориентировки | - Приемы осеннего ухода за цветником: оправка границ клумб. - Обработка почвы с помощью лопаты. - Признаки созревания плодов и семян деревьев и кустарников. - Цикламен: характеристика, условия выращивания, использование. Сроки цветения. | Моделирование, обсуждение и анализ ситуаций. Игры на развитие коммуникативных навыков Профориентационная игра "Самая - самая" "Профессия - специальность" "Угадай профессию" "Цепочка профессий" Упражнение "Знаешь ли ты свою будущую профессию?" «Мои возможности» | + | + | + | + | ||||
2. | Коррекция аналитических процессов (классификация, обобщение, сравнение) | - Оценка состояния растений. - Борьба с вредителями - Сезонноцветущие горшочные растения закрытого грунта. Общая характеристика. - Черенкование – основной способ размножения комнатных растений. | Моделирование ситуаций поведения на уроке, перемене. Игры на развитие коммуникативных навыков Упражнения на развитие восприятия пространственных представлений "Составление узоров из геометрических фигур»; «Лабиринты»; "Рисунок в прямом и перевернутом виде",«Геометрический диктант», «Что изменилось», «Запутанные дорожки» | + | + | + + | |||||
3. | Коррекция внимания | - Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. - Инвентарь для работы в цветнике. - Черенкование – основной способ размножения комнатных растений. - Повторение пройденного материала. | Моделирование ситуаций поведения на уроке, перемене. Игры на развитие коммуникативных навыков Упражнения на развитие восприятия пространственных представлений "Составление узоров из геометрических фигур»; «Лабиринты»; "Рисунок в прямом и перевернутом виде",«Геометрический диктант», «Что изменилось», «Запутанные дорожки» | + | + | + | + |
II четверть
№ пп | Коррекционно – развивающие методики | Темы уроков | Коррекционно – развивающие упражнения | |||||||
II | III | IV | I | II | III | IV | ||||
1. | Коррекция пространственной ориентировки | - Деревья, кустарники в парке, сквере, виды посадок, характеристика видов. - Ремонт кашпо: освобождение кашпо от земли. - Цветковые растения открытого грунта. - Многолетние цветковые растения. | Упражнение на развитие пространственных представлений Графические диктанты | + | + | + | ||||
2. | Коррекция аналитических процессов (классификация, обобщение, сравнение) | - Лиственные и хвойные деревья. - Строение парка. Составные части, устройство, оформление. - Парк культуры и отдыха в России. - Местные деревья и кустарники - Хвойные деревья: виды, внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении. | «Существенные признаки» «Классификация» «Что лишнее» «Найди общее» | + | + | + + | + | |||
3 | Коррекция внимания | - Зеленые насаждения: виды, значение. - Виды зимних работ в парке. - Однолетние цветковые растения: признаки группы. - Обмолот и фасовка семян цветочных растений собранных осенью. - Хвойные кустарники: виды, внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении. - Повторение пройденного материала. | «Путаные линии» «Таблицы». «Внимание» «Слова — невидимки» | + | + | + + | + | + |
4.6. Формы контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с использованием технологического оборудования
Система контроля в процессе обучения предполагает:
- наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием обучающихся, воспитанников;
- проведение мониторинга качества успешности;
- непосредственный контроль выполнения трудовых приемов и операций в практической деятельности
4.7 Перечень практических работ обучающихся, воспитанников.
Удаление сломанных и засохших растений и их частей и цветника.
Дополнительная подвязка растений.
Уборка мусора.
Оправка границ клумб.
Определение видового состава растений цветника.
Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка.
Сортировка выкопанных клубней картофеля.
Сбор ботвы картофеля граблями.
Вынос ботвы с поля.
Окапывание пня со всех сторон, подрубание и подпиливание корней, выворачивание пня.
Сбор плодов и семян. Укладка их в картонные коробки семян для просушки.
Сбор листьев с изучаемых деревьев и кустарников. Укладка листьев между листами газет под пресс.
Обрезка отплодоносивших стеблей малины. Вскапывание почвы, внесение удобрений. Выкапывание корневых отпрысков на старых посадках.
Внесение в почву минеральных и органических удобрений. Обработка почвы с помощью лопаты.
Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.
Уборка растительных остатков на территории цветника.
Вскапывание почвы на заданную глубину.
Очистка площадок от опавших листьев. Вынос листвы в компостную яму.
Рыхление приствольных лунок.
Перекопка почвы в цветнике.
Сбор семян цветковых растений.
Полив, подкормка огурцов и перцев.
Уход за комнатными растениями: подкормка, удаление отмерших частей растения, обмывание мыльным раствором, перевалка.
Размножение комнатных растений.
Подготовка земляных смесей для выращивания примулы и цинерарии. Заполнение 13-сантиметрового горшка земляной смесью.
Составление букетов для украшения школы.
Освобождение кашпо от земли, замена досок, застилание кашпо укрывочным материалом, засыпание кашпо дренажем, перевалка земли.
Обмолот и фасовка семян цветочных растений собранных осенью.
4.8. Перечень экскурсий
1. ЖЭУ
4.9. Внеклассная работа
1. Подготовка изделий к экономической ярмарке-выставке.
2. Подготовка изделий к КТД «Вахта памяти».
3. Участие в дистанционных конкурсах.
VI Перечень учебно-методического обеспечения
- Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 6 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 8 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
- Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 6 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
- Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 8 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
Наглядно - дидактические пособия, демонстрационный материал
1. Набор муляжей овощей.
2. Набор муляжей фруктов и ягод.
3. Коллекция семян и плодов.
4. Гербарий деревьев и кустарников.
5. Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников.
6. Гербарий культурных растений.
7 Лото по ключам «Овощи и фрукты».
8. Гербарий деревьев и кустарников.
9. Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников.
10. Игра «Соберем букет».
Плакаты
«Овощи», «Фрукты», «Собираем урожай», «Деревья», «Лиственные и хвойные деревья», «Размножение растений», «Части растений», «Цветы», «Кустарники и травы».
Презентации
«Розы», «Дикорастущие розы», «Сирень». «Виды зеленых насаждений», «Однолетние цветковые растения», «Многолетние цветковые растения», «Двулетние цветковые растения», «Цветники», «Стили садово-паркового строительства», «Букеты», автор Огорельцева Т.Н. составлены на основе см. список литературы.
VII Список литературы
- Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 6 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 8 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
- Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 6 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
- Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 8 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
Интернет ресурсы
1. Методический центр http://www.numi.ru
2. Российская "Сеть творческих учителей" http://www.it-n.ru
3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru
Контрольно-измерительные материалы
Тест «Общие правила техники безопасности».
Выбери и подчеркни правильный ответ:
1. Перед началом работы:
а) надеть спецодежду,
б) подготовить рабочее место,
в) выбрать инструменты.
2. При подготовке рабочего места:
а) выставить весь инструмент,
б) выставить необходимый инструмент,
в) взять новый инструмент.
3. Работу необходимо начинать:
а) с разрешения учителя,
б) по своему желанию.
4. Работа выполняется:
а) на закрепленном учителем месте,
б) самому выбрать место для работы.
5. Во время работы нужно:
а) ходить по классу (теплице),
б) находиться на рабочем месте,
в) беседовать с товарищами.
6. По окончании работы нужно:
а) убрать рабочее место,
б) оставить инструмент на рабочем месте,
в) снять спецодежду.
Ответы 1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-б, 6- а
Входящий срез на начало учебного года
Контрольная работа 10 класс
Уч-ка (цы) 10 кл. ________________________
Задание №1
Садово-огородный инвентарь – это комплекс инструментов, применяемых для ручной обработки почвы, ухода за растениями, уборки сада и огорода, для транспортировки отходов, удобрений и урожая.
Перечисли, известный тебе садово-огородный инвентарь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2
На какие две группы делятся удобрения?
________________________________ и_____________________________
Задание №3
Обведи названия органических удобрений:
- торф;
-аммиачная селитра;
-птичий помет;
- навоз;
- аммофос;
- суперфосфат.
Задание №4
Какое плодовое дерево долговечнее: яблоня или груша?
_______________________
Задание №5
На какие две группы делятся плодовые деревья?
________________________ и _____________________________
Задание №6
Обведи названия семечковых плодовых деревьев:
- яблоня;
-слива;
-груша;
- абрикос;
- вишня
Задание №7
Нарисуй, известный тебе косточковый плод и подпиши его.
Задание №8
Вставь пропущенное слово: ___________________ – это декоративный элемент сада, засаженный красивоцветущими летниками или многолетниками; может быть обустроен в виде клумбы, бордюра, рабатки.
Задание №9
Подчеркните название цветника, который засаживается цветами только одного вида:
- рабатка;
- бордюр;
- миксбордер;
- клумба;
Задание №10
Как назвать одним словом цветковые растения, достигающие своей декоративной ценности на второй год выращивания?
___________________________
Задание 11
Как называют обогреваемое сооружение защищенного грунта, предназначенное для выращивания растений в холодное время года?
___________________________
Задание 12
Перечисли названия цветковых культур, которые ты видишь на иллюстрации:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы:
1) грабли, лопатка, рыхлитель
2) органические и неорганические
3)3,4
4) яблоня
5) хвойные и плодовые
6) 2,4,5
7)
8) клумба
9) 2
10)двулетние
11) теплица
12)
Проверочная работа по профильному труду
Дата:
Класс: 10
Учитель: Раковская С.В.
Тестовые задания
Отметьте значком «+» все правильные ответы (один или насколько).
Ответ: 1)1-а,б,в,г,д,е,з; 2-ж, и, к; 2) б, г, е, ж; 3) а,в; 4) в; 5) б,в,д
Контрольная работа по профильному труду
Дата:
Класс: 10
Учитель: Раковская С.В.
Тестовые задания
Отметьте значком «+» все правильные ответы (один или насколько).
1. К выгоночным растениям относятся: А) тюльпан Б) цинерария В) нарцисс Г) крокус Д) пион Е) роза | 6. Плоды хвойного дерева: А) ягоды Б) шишки В) почковые наросты Г) хвоя |
2. К грунтовым цветковым растениям закрытого грунта относятся: А) гербера Б) тюльпан В) гвоздика Г) калла | 7. К красивоцветущим относятся кустарники: А) с красивой листвой Б) с красивыми цветами В) высокие кустарники Г) низкие кустарники |
3. Перечислите стили садово-паркового строительства: А)_______________ Б)________________ В)________________ | 8. Красивоцветущие кустарники это: А) роза Б) рябина В) малина Г) сирень |
4. К хвойным кустарникам относятся: А) туя Б) ель голубая В) можжевельник Г) осина Д) пихта | 9. К отличительным признакам дикоратущих роз относятся: А) шины на побегах Б) яркая зелень В) крупные цветки Г) ярко окрашенные плоды Д) высота куста |
5. Перечислите местные хвойные деревья: А) _________________ Б) __________________ В) __________________ Г) ___________________ | 10. Ранневесенний уход за деревьями и кустарниками заключается в следующем: А) обрезка кустарников Б) прореживание кустарников В) снятие укрытий Г) перекопка почвы вокруг кустарника Д) внесение удобрений Е) полив |
Ответы: 1) В, 2) А, 3) Регулярный стиль, Пейзажный стиль, Японские сады 4) В, 5) Кедр, Сосна, Ель, 6) Б, 7) Г, 8) А, Г.9) Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Профессиональная подготовка (Рабочий зеленого хозяйства) 1 курс (10 класс)"
Рабочая программа «Профессиональная подготовка (Рабочий зелёного хозяйства) 1 курс» адресована обучающимся 10 класса КУ «Нефтеюганская коррекционная школа-интернат VIII вида». Програм...
Рабочая программа "Зеленая планета"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по географии или экологии...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
Календарно - тематическое планирование по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Календарно - тематическое планирование...
Олимпиада по производственному обучению (Рабочий зеленого хозяйства) 12 класс
Олимпиада по производственному обучению (Рабочий зеленого хозяйства) 12 класс...
Проект "Зеленое хозяйство"
Социально значимый проект " Тепличный комплекс "Зеленое хозяйство"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по трудовому направлению «Зеленое хозяйство»
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)7 на 2022 – 2023 учебный год...
- Мне нравится (1)