Семинар-практикум для МО «учителей-предметников», «учителей начальных классов», «воспитателей ГПД» СПОСОБЫ БЕГЛОГО ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ
материал
В статье представлены дефекты произношения школьников с проблемами слуха и способы беглого их исправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_begloe_ispravlenie_defektov.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для
МО «учителей-предметников», «учителей начальных классов»,
«воспитателей ГПД»
СПОСОБЫ БЕГЛОГО ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ
Значительную часть времени неслышащиеобучающиеся проводят на уроках. Поэтому на каждом уроке учитель должен осуществлять контроль за произношением учеников в соответствии с профилем.
В целях формирования стойких произносительных навыков необходимо стремиться к тому, чтобы были использованы все возможности детей с нарушениями слуха, его сохранные анализаторы:зрительное восприятие, кинестетическиераздражения от движений речевых органов, тактильно-вибрационные ощущения, остатки слуха.
Всю коррекционную работу учитель должен проводить в тесном контакте с учителем-дефектологом класса. Успех дальнейшего становления речевых навыков учащихся зависит от того, насколько верно при постоянном контроле над произношением педагог сумеет распознать ошибку учащегося и правильно ее исправить.
Недостатки звукопроизношения в речи у наших детей следующие:
Искажение звуко-буквенного состава слова, призвуки, неполная закрытая гнусавость, фальцет, сонантность, оглушение и озвончение согласных звуков, ошибки в ударении, в орфоэпии.
Важным условием является также умение быстро, на ходу исправить допущенную ошибку, поэтому необходимо владеть приемами беглого исправления. К числу таких приемов относятся, прежде всего, требование сказать лучше, показ дактильным знаком, в произнесении какого звука допущена ошибка, показ отдельных признаков артикуляции звука (показ кистями рук, показ вибрации носа, гортани, отодвигания языка назад, выдоха через рот и т. п.) и, наконец, краткие словесные указания («подними язык», «опусти язык», «не вытягивай губы» и т.п.).
Искажение звуко-буквенного состава
(например, вместо слова сугробы ребенок произносит суброгы и тд.Т.е переставляет в слове звуки местами, пропускает звуки).
Устранение.
- Сопоставить дефектное произнесение слова с правильным (Ты сказал …, Верно ..)
- Разложить слово на слоги и попросить ребенка прочитать слово, затем попросить произнести слово самостоятельно.
Призвуки
При произнесении звуков П, Т, К в конце слова или перед глухими согласными слышится призвук в виде гласного, напоминающего А, Э, Ы (супэ, лукэ, апэтека, кэто). Дефект негрубый, распространённый.
Устранение.
- Если хорошие остатки слуха, то устраняется на основе слухо-зрительного и слухового подражания.
- Представить ошибку графически.
- Сопоставить правильное и дефектное воспроизведение слов с опорой на тактильно-вибрационный контроль. Приложить руку ребёнка у своей гортани и попеременно произносить СУПЭ-СУП, УПЭ-УП, несколько преувеличивая силу и длительность призвука. Вслед за этим вы побуждаете ребёнка произнести сначала слог, затем слово без призвука.
- Показать, что после согласного нет звука, приложив указательный палец к губам.
Неполная закрытая гнусавость
Это когда вместо М, Н говорят дети МБА, МПА, НДА, НТА (самболёт, мпыло, ндос, кнтига). Это грубый, стойкий дефект, часто даёт рецидивы.
Устранение.
- Обратить внимание ребёнка на ошибку и предложить её исправить.
- Графическое изображение ошибки.
- Дать прослушать протяжное М (н) и одновременно видит артикуляцию, затем пытается сам произнести.
- Протяжное М, при этом осуществляется контроль за вибрацией щёк и крыльев носа. Затем просим произнести М в обратных слогах АМ_______, ВОСЕМЬ_____
Фальцет (повышение голоса на некоторых гласных и согласных звуках)
Это грубый, стойкий дефект, часто даёт рецидивы.
Устранение.
- Предложить ребёнку произнести протяжно, например, звук М. Тянуть звук как можно дольше, потому что нередко к концу такого произнесения голос снижается. Произнеся А, ПА или М, следует обратить внимание ученика на различие в звучании нормального и фальцетного голоса, используя при этом остаточный слух.
- Если остатков слуха нет или они слишком малы, надо обратить внимание ученика на то, что при нормальном голосе вибрирует грудная клетка (положить руку на грудь!), а при фальцете вибрации нет.
Сонантность (замена ряда согласных звуков на Й)
Дефект грубый, влияющий на внятность речи.
Устранение.
- Дать ученику возможность уловить с помощью остатков слуха различие в звучании глухого согласного С (Ш, Х) и гласного, которым он заменяется. Для этого надо сопоставить звукосочетания са-йа, аса-айа, а также правильно и неправильно произносимые слова: семь-йемь и тп
- Можно проиллюстрировать характер допускаемой ошибки путем записи соответственных букв, слогов и слов (например: са-йа, нос-ной).
Оглушение звонких согласных звуков. Озвончение глухих согласных звуков.
Устранение.
- Прием сопоставления: сопоставить неправильное и правильное произнесение звуков.
- Графически изобразить ошибку.
- Тактильно-вибрационный контроль. Для этого следует приложить одну руку ученика к шее в области гортани, другую поднести ко рту. Таким образом, он убедится в том, что при с (ш, х) струя выдыхаемого воздуха сильная, а вибрация гортани отсутствует. А при произнесении звонких звуков вибрация гортани присутствует.
Дефекты гласных
- Неправильное положение языка (кончик языка недостаточно оттянут назад)
Гласные звучат как О-О(немецкое), У-И
Устранение.
Обратить внимание ребёнка положение языка. Можно показать при помощи положении рук, можно посмотреть профиль
- Расширенная артикуляция гласных
Сущность в том, что гласный произносится при более широком, чем обычно, растворе рта. (А звучит как Э, о-А, У-О, Э-А, И-Э, Ы-Э). При контроле обратить внимание на расстояние между резцами (перед зеркалом)
Список использованной литературы
Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М., 2008
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар для учителей начальных классов "Помощь детям младшего школьного возраста в исправлении дефектов произношения"
В последние десятилетия одной из актуальных проблем является ухудшение речевого развития детей. И мы рассмотрим причины нарушений и виды помощи, какие вы, как учителя можете оказать ...
Методические рекомендации по теме: Беглое устранение дефектов речи у учащихся.
Данный материал поможет в работе учителям и воспитателям школ 1, 2 вида по формированию произношенияя учащихся....
ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ДЕЛОВАЯ ИГРА «В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Коллектив учителей разбивается на две группы путем жеребьевки, получает задания на каждом этапе и работает в сотрудничестве. После каждого этапа следует обсуждение и комментирование, выслушиваются раз...
Участие в конкурсе "Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов"
Приняла участие в конкурсе на присуждение премии Губернатора Московской области "Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов" в 2019 г.По итогам конкурса стала победителем м...
Портфолио на конкурс "Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов" 2024
Портфолио на конкурс "Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов" 2024...
Справка представление претендента на присуждение премии «Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов»
Справка представление претендента на присуждение премии «Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов»...