Семинар-практикум для МО «учителей-предметников», «учителей начальных классов», «воспитателей ГПД» СПОСОБЫ БЕГЛОГО ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ
материал

Ожгибесова Елена Ивановна

В статье представлены дефекты произношения школьников с проблемами слуха и способы беглого их исправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_begloe_ispravlenie_defektov.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для

МО «учителей-предметников», «учителей начальных классов»,

 «воспитателей ГПД»

СПОСОБЫ БЕГЛОГО ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ

Значительную часть времени неслышащиеобучающиеся проводят на уроках. Поэтому на каждом уроке учитель должен осуществлять контроль за произношением учеников в соответствии с профилем.  

        В целях формирования стойких произносительных навыков необходимо стремиться к тому, чтобы были использованы все возможности детей с нарушениями слуха, его сохранные анализаторы:зрительное восприятие, кинестетическиераздражения от движений речевых органов, тактильно-вибрационные ощущения, остатки слуха.

Всю коррекционную работу учитель должен проводить в тесном контакте с  учителем-дефектологом класса. Успех дальнейшего становления речевых навыков учащихся зависит от того, насколько верно при постоянном контроле над произношением педагог сумеет распознать ошибку учащегося и правильно ее исправить.

Недостатки звукопроизношения в речи у наших детей следующие:

Искажение звуко-буквенного состава слова, призвуки, неполная закрытая гнусавость, фальцет, сонантность, оглушение и озвончение согласных звуков, ошибки  в ударении, в орфоэпии.

Важным условием является также умение быстро, на ходу исправить допущенную ошибку, поэтому необходимо владеть приемами беглого исправления. К числу таких приемов относятся, прежде всего, требование сказать лучше, показ дактильным знаком, в произнесении какого звука допущена ошибка, показ отдельных признаков артикуляции звука (показ кистями рук, показ вибрации носа, гортани, отодвигания языка назад, выдоха через рот и т. п.) и, наконец, краткие словесные указания («подними язык», «опусти язык», «не вытягивай губы» и т.п.).

Искажение звуко-буквенного состава

(например, вместо слова сугробы ребенок произносит суброгы и тд.Т.е переставляет в слове звуки местами, пропускает звуки).

Устранение.

  1. Сопоставить дефектное произнесение слова с правильным (Ты сказал …, Верно ..)
  2. Разложить слово на слоги и попросить ребенка прочитать слово, затем попросить произнести слово самостоятельно.

Призвуки

При произнесении звуков П, Т, К в конце слова или перед глухими согласными слышится призвук в виде гласного, напоминающего А, Э, Ы (супэ, лукэ, апэтека, кэто). Дефект негрубый, распространённый.

Устранение.

  1. Если хорошие остатки слуха, то устраняется на основе слухо-зрительного и слухового подражания.
  2. Представить ошибку графически.
  3. Сопоставить правильное и дефектное воспроизведение слов с опорой на тактильно-вибрационный контроль.  Приложить руку ребёнка у своей гортани и попеременно произносить СУПЭ-СУП, УПЭ-УП, несколько преувеличивая силу и длительность призвука. Вслед за этим вы побуждаете ребёнка произнести сначала слог, затем слово без призвука.
  4. Показать, что после согласного нет звука, приложив указательный палец к губам.

Неполная закрытая гнусавость

Это когда вместо М, Н говорят дети МБА, МПА, НДА, НТА  (самболёт,  мпыло,  ндос,  кнтига). Это грубый, стойкий дефект, часто даёт рецидивы.  

Устранение.

  1. Обратить внимание ребёнка на ошибку и предложить её исправить.
  2. Графическое изображение ошибки.
  3. Дать прослушать протяжное М (н) и одновременно видит артикуляцию, затем пытается сам произнести.
  4. Протяжное М, при этом осуществляется контроль за вибрацией щёк и крыльев носа. Затем просим произнести М в обратных слогах АМ_______, ВОСЕМЬ_____

Фальцет (повышение голоса на некоторых гласных и согласных звуках)

Это грубый, стойкий дефект, часто даёт рецидивы.  

Устранение.

  1. Предложить ребёнку произнести протяжно, например, звук М. Тянуть звук  как можно дольше, потому что нередко к концу такого произнесения голос снижается. Произнеся А, ПА или М, следует обратить внимание ученика на различие в звучании нормального и фальцетного голоса, используя при этом остаточный слух.
  2. Если остатков слуха нет или они слишком малы, надо обратить внимание ученика на то, что при нормальном голосе вибрирует грудная клетка (положить руку на грудь!), а при фальцете вибрации нет.

Сонантность (замена ряда согласных звуков на Й)

Дефект грубый, влияющий на внятность речи.

Устранение.

  1. Дать ученику возможность уловить с помощью остатков слуха различие в звучании глухого согласного С (Ш, Х) и гласного, которым он заменяется. Для этого надо сопоставить звукосочетания са-йа, аса-айа, а также правильно и неправильно произносимые слова: семь-йемь и тп
  2. Можно проиллюстрировать характер допускаемой ошибки путем записи соответственных букв, слогов и слов (например: са-йа, нос-ной).

Оглушение звонких согласных звуков. Озвончение глухих согласных звуков.

Устранение.

  1. Прием сопоставления: сопоставить неправильное и правильное произнесение звуков.
  2. Графически изобразить ошибку.
  3. Тактильно-вибрационный контроль. Для этого следует приложить одну руку ученика к шее в области гортани, другую поднести ко рту. Таким образом, он убедится в том, что при с (ш, х) струя выдыхаемого воздуха сильная, а вибрация гортани отсутствует. А при произнесении звонких звуков вибрация гортани присутствует.

Дефекты гласных

  • Неправильное положение языка (кончик языка недостаточно оттянут назад)

Гласные звучат как О-О(немецкое), У-И

Устранение.

Обратить внимание ребёнка положение языка. Можно показать при помощи положении рук, можно посмотреть профиль

  • Расширенная артикуляция гласных

 Сущность в том, что гласный произносится при более широком, чем обычно, растворе рта. (А звучит как Э, о-А, У-О, Э-А, И-Э, Ы-Э).  При контроле обратить внимание на расстояние между резцами (перед зеркалом)

Список использованной литературы

Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М., 2008

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи  дошкольников с нарушенным слухом. – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар для учителей начальных классов "Помощь детям младшего школьного возраста в исправлении дефектов произношения"

В последние десятилетия одной из актуальных проблем является ухудшение речевого развития детей. И мы  рассмотрим причины нарушений и виды помощи, какие вы, как учителя можете оказать ...

Методические рекомендации по теме: Беглое устранение дефектов речи у учащихся.

Данный материал поможет в работе учителям и воспитателям школ 1, 2 вида по формированию произношенияя учащихся....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ДЕЛОВАЯ ИГРА «В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Коллектив учителей разбивается на две группы путем жеребьевки, получает задания на каждом этапе и работает в сотрудничестве. После каждого этапа следует обсуждение и комментирование, выслушиваются раз...

Участие в конкурсе "Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов"

Приняла участие в конкурсе на присуждение премии Губернатора Московской области "Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов" в 2019 г.По итогам конкурса стала победителем м...

Портфолио на конкурс "Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов" 2024

Портфолио на конкурс "Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов" 2024...

Справка представление претендента на присуждение премии «Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов»

Справка представление претендента на присуждение премии «Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов»...