Проведение фонетических зарядок во внеурочное время (семинар-практикум для воспитателей ГПД)
консультация
В статье описываются требования к проведению фонетических зарядок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_foneticheskih_zaryadok_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 19.16 КБ |
provedenie_foneticheskih_zaryadok_vo_vneurochnoe_vremya.pptx | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение фонетических зарядок во внеурочное время
(семинар-практикум для воспитателей ГПД)
Что такое фонетические зарядки (ФЗ)? Это специальные упражнения, которые проводятся с целью закрепления ранее усвоенных произносительных навыков, предупреждения их распада, подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться или закрепляться на занятии.
Когда и как проводится ФЗ? ФЗ проводится перед самоподготовкой или на 1-ом занятии в течение 3-5 минут.
ФЗ и любое занятие нужно проводить с использованием ИСА, КИ, FM- систем.
ФЗ проводится при хоровом проговаривании. Но возможно и индивидуальное проговаривание учащимися, которые допускают ошибки. При воспроизведении речевого материала в сопряжённом и отражённом проговаривании необходимо использовать движения речевой ритмики.
Планируем работу на ФЗ таким образом, чтобы дежурные звуки (звук) закреплялись изолированно, в слогах, в словах, фразах.
Где берем темы ФЗ?
Фонетические зарядки проводятся в соответствии с планом фонетических зарядок. План проведения фонетических зарядок предоставляет сурдопедагог, работающий на классе. Тема фонетической зарядки не меняется в течение недели. В течение недели последовательно отрабатываются умения воспроизводить звук:
согласные звуки: а) в прямой позиции; б) в позиции между гласными звуками; в) в обратной позиции (кроме звонких парных согласных); г) в стечении с другими согласными (звонкий звук чтобы не оглушался); д) во всех указанных позициях;
гласные звуки: а) под ударением, в начале слова; б) в ударной и безударной позиции; в) в различных позициях (в нач слова, в конце слова, между согласными); г) во всех позициях. С учетом задач подбирается речевой материал.
Где и как отбирать речевой материал?
Речевой материала должен быть знаком детям, соответствовать возрасту детей, уровню речи детей, необходим в речевой практике детей, речевой материал должен отвечать фонетической теме зарядки. Материал фонетической зарядки, по возможности, подбирается с учетом темы данного урока. Если не получается связать речевой материал с темой урока, то можно связать с предметом, можно взять тот материал, который изучался, можно взять слова, фразы обиходно-разговорного характера.
Какие виды работ на ФЗ можно использовать?
В выборе видов работ педагог должен проявить творчество!!!! Но не забывайте о времени - 3-5 мин.
Какие виды работ Вы используете на ФЗ? Как правило, это подражание на основе слухового или слухо-зрительного восприятия, чтение слогов, слов (целиком и по частям), словосочетаний, фраз, называние картинок, ответы на вопросы, решение примеров.
На одной ФЗ необходима смена не менее двух видов речевой деятельности: от менее самостоятельных к более самостоятельными (подражание при сопряженном с педагогом воспроизведении речевого материала и при отраженном его повторении – чтении – рядовая речь (числительные, дни недели, падежи и тд) самостоятельное называние – ответы на вопросы и выполнение заданий).
Смена видов речевой деятельности:
- воспроизведение речевого материала по подражанию и чтение;
- воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение и рядовая речь;
- воспроизведение речевого материала по подражанию и самостоятельное называние;
- рядовая речь и ответы на вопросы, выполнение заданий;
- воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.
Виды работ
- Восприятие на слух слогов, слов, написанных на доске и их воспроизведение
- Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение (урожай, богатый урожай)
- Чтение слов, словосочетаний с последующим восприятием на слух
- Чтение предложений с наращиванием (Будем писать. Будем писать рассказ. Будем писать большой рассказ.)
- Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения (в садах, в лесах – поспели ягоды, поют птицы)
- Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками.
- Подбор слов и словосочетаний по образцу. (одна тетрадь, две тетради, волк-волчонок, лиса - лисенок)
- Составление по образцу и их чтение (У волка – логово. У лисы - )
- Подбор слов, противоположных по значению.
- Составление предложения по опорным словам
- Составление словосочетаний (ягоды …, цветы …)
- Ответы на вопросы
- Выполнение поручений (Решите пример. Назовите осенние месяцы)
Как осуществлять коррекцию на ФЗ?
- замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;
- замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»;
- с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»;
- с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля;
- показ дактильного знака,
- использование элементов фонетической ритмики и т.д.
Список использованной литературы
Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М., 2008
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФЗ проводится в течение 3-5 минут на первом занятии или перед самоподготовкой Использование ИСА, КИ, FM - систем ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
согласные звуки : а ) в прямой позиции (СА, СО); б ) в позиции между гласными звуками (АСА, АСО); в) в обратной позиции АС, ОС (кроме звонких парных согласных ); г) в стечении с другими согласными СТА, СПА (звонкий звук чтобы не оглушался ); д ) во всех указанных позициях; гласные звуки : а ) под ударением, в начале слова Алла; б ) в ударной и безударной позиции ; в) в различных позициях (в нач слова, в конце слова, между согласными); г ) во всех позициях. С учетом задач подбирается речевой материал.
Смена видов речевой деятельности: воспроизведение речевого материала по подражанию и чтение; воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение и рядовая речь; воспроизведение речевого материала по подражанию и самостоятельное называние; - рядовая речь и ответы на вопросы, выполнение заданий; воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.
Виды работ Восприятие на слух слогов, слов, написанных на доске и их воспроизведение Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение (урожай, богатый урожай) Чтение слов, словосочетаний с последующим восприятием на слух Чтение предложений с наращиванием (Будем писать. Будем писать рассказ. Будем писать большой рассказ.) Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения (в садах, в лесах – поспели ягоды, поют птицы) Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками. Подбор слов и словосочетаний по образцу. (одна тетрадь, две тетради, волк-волчонок, лиса - лисенок) Составление по образцу и их чтение (У волка – логово. У лисы - ) Подбор слов, противоположных по значению. Составление предложения по опорным словам Составление словосочетаний (ягоды …, цветы …) Ответы на вопросы Выполнение поручений (Решите пример. Назовите осенние месяцы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации по организации и проведению фонетических зарядок в школе для детей с нарушенным слухом"
Проведение фонетических зарядок в школе...
Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"
Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...
"Ценностная значимость формирования толерантности у учащихся во внеурочное время" - выступление на ШМО воспитателей.
Формировать толерантность - значит помогать детям входить в мир с признанием его многообразия. Это особенно важно в наше время, в котором наметилось провостояние по национальному, религиозному признак...
Семинар - практикум для воспитателей "Планирование и проведение звуковой культуры речи в разновозрастных группах ДОУ"
Не секрет, что с каждым годом наблюдается тенденция к росту речевых нарушений у дошкольников. Зачастую причиной речевых нарушений является плохо развитый артикуляционный аппарат. И начав работу по раз...
Поговорки и рифмовки для фонетических зарядок и физминуток
Поговорки,рифмовки и небольшие стихотворения для физминуток и фонетических зарядок...
Развитие навыков диалогической речи на основе фонетических зарядок.
Методическая разработка по теме "Развитие навыков диалогической речи на основе фонетических зарядок"....
Семинар-практикум для молодых воспитателей "Формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Материал выступления старшего воспитателя на семинаре-практикуме предназначен для молодых воспитателей, которые в начале своей педагогической деятельности испытывают определенные трудности в организац...