Проведение фонетических зарядок во внеурочное время (семинар-практикум для воспитателей ГПД)
консультация

Ожгибесова Елена Ивановна

В статье описываются требования к проведению фонетических зарядок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение фонетических зарядок во внеурочное время

(семинар-практикум для воспитателей ГПД)

Что такое фонетические зарядки (ФЗ)? Это специальные упражнения, которые проводятся с целью закрепления ранее усвоенных произносительных навыков, предупреждения их распада, подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться или закрепляться на занятии.

Когда  и как проводится ФЗ? ФЗ проводится перед самоподготовкой или на 1-ом занятии в течение 3-5 минут.

ФЗ и любое занятие нужно проводить с использованием ИСА, КИ, FM- систем.

ФЗ проводится при хоровом проговаривании. Но возможно и индивидуальное проговаривание учащимися, которые допускают ошибки. При воспроизведении речевого материала в сопряжённом и отражённом проговаривании необходимо использовать движения речевой ритмики.

Планируем работу на ФЗ таким образом, чтобы дежурные звуки (звук) закреплялись изолированно, в слогах, в словах, фразах.

Где берем темы ФЗ? 

Фонетические зарядки  проводятся в соответствии с планом фонетических зарядок. План проведения фонетических зарядок предоставляет сурдопедагог, работающий на классе. Тема фонетической зарядки не меняется в течение недели. В течение недели последовательно отрабатываются умения воспроизводить звук:

согласные звуки: а) в прямой позиции; б) в позиции между гласными звуками; в) в обратной позиции (кроме звонких парных согласных); г) в стечении с другими согласными (звонкий звук чтобы не оглушался); д) во всех указанных позициях;

гласные звуки: а) под ударением, в начале слова; б) в ударной и безударной позиции; в) в различных позициях (в нач слова, в конце слова, между согласными); г) во всех позициях. С учетом задач подбирается речевой материал.

Где и как отбирать речевой материал?

Речевой материала  должен быть  знаком детям, соответствовать возрасту детей, уровню речи детей, необходим в речевой практике детей, речевой материал  должен отвечать фонетической теме зарядки.  Материал фонетической зарядки, по возможности, подбирается с учетом темы данного урока. Если не получается связать речевой материал с темой урока, то можно связать с предметом, можно взять тот материал, который изучался, можно взять слова, фразы обиходно-разговорного характера.

Какие виды работ на ФЗ можно использовать?

В выборе видов работ педагог должен проявить творчество!!!! Но не забывайте о времени - 3-5 мин.

Какие виды работ Вы используете на ФЗ? Как правило, это подражание на основе слухового или слухо-зрительного восприятия, чтение слогов, слов (целиком и по частям), словосочетаний, фраз, называние картинок, ответы на вопросы, решение примеров.

На одной ФЗ необходима смена не менее двух  видов речевой деятельности: от менее самостоятельных к более  самостоятельными (подражание при сопряженном с педагогом воспроизведении речевого материала и при отраженном его повторении – чтении – рядовая речь (числительные, дни недели, падежи и тд) самостоятельное называние – ответы на вопросы и выполнение заданий).

Смена видов речевой деятельности:

- воспроизведение речевого материала по подражанию и чтение;

- воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение и рядовая речь;

- воспроизведение речевого материала по подражанию и самостоятельное называние;

- рядовая речь и ответы на вопросы, выполнение заданий;

- воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.

Виды работ

  • Восприятие на слух слогов, слов, написанных на доске и их воспроизведение
  • Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение (урожай, богатый урожай)
  • Чтение слов, словосочетаний с последующим восприятием на слух
  • Чтение предложений с наращиванием (Будем писать. Будем писать рассказ. Будем писать большой рассказ.)
  • Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения (в садах, в лесах – поспели ягоды, поют птицы)
  • Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками.
  • Подбор слов и словосочетаний  по образцу. (одна тетрадь, две тетради, волк-волчонок, лиса - лисенок)
  • Составление по образцу и их чтение (У волка – логово. У лисы - )
  • Подбор слов, противоположных по значению.
  • Составление предложения по опорным словам
  • Составление словосочетаний (ягоды …, цветы …)
  • Ответы на вопросы
  • Выполнение поручений (Решите пример. Назовите осенние месяцы)

Как осуществлять коррекцию на ФЗ?

- замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;

- замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»;

- с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»;

- с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля;

- показ дактильного знака,

- использование элементов фонетической ритмики и т.д.

Список использованной литературы

Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М., 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проведение фонетических зарядок во внеурочное время

Слайд 2

ФЗ проводится в течение 3-5 минут на первом занятии или перед самоподготовкой Использование ИСА, КИ, FM - систем ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Слайд 3

согласные звуки : а ) в прямой позиции (СА, СО); б ) в позиции между гласными звуками (АСА, АСО); в) в обратной позиции АС, ОС (кроме звонких парных согласных ); г) в стечении с другими согласными СТА, СПА (звонкий звук чтобы не оглушался ); д ) во всех указанных позициях; гласные звуки : а ) под ударением, в начале слова Алла; б ) в ударной и безударной позиции ; в) в различных позициях (в нач слова, в конце слова, между согласными); г ) во всех позициях. С учетом задач подбирается речевой материал.

Слайд 4

Смена видов речевой деятельности: воспроизведение речевого материала по подражанию и чтение; воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение и рядовая речь; воспроизведение речевого материала по подражанию и самостоятельное называние; - рядовая речь и ответы на вопросы, выполнение заданий; воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.

Слайд 5

Виды работ Восприятие на слух слогов, слов, написанных на доске и их воспроизведение Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение (урожай, богатый урожай) Чтение слов, словосочетаний с последующим восприятием на слух Чтение предложений с наращиванием (Будем писать. Будем писать рассказ. Будем писать большой рассказ.) Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения (в садах, в лесах – поспели ягоды, поют птицы) Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками. Подбор слов и словосочетаний по образцу. (одна тетрадь, две тетради, волк-волчонок, лиса - лисенок) Составление по образцу и их чтение (У волка – логово. У лисы - ) Подбор слов, противоположных по значению. Составление предложения по опорным словам Составление словосочетаний (ягоды …, цветы …) Ответы на вопросы Выполнение поручений (Решите пример. Назовите осенние месяцы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...

"Ценностная значимость формирования толерантности у учащихся во внеурочное время" - выступление на ШМО воспитателей.

Формировать толерантность - значит помогать детям входить в мир с признанием его многообразия. Это особенно важно в наше время, в котором наметилось провостояние по национальному, религиозному признак...

Семинар - практикум для воспитателей "Планирование и проведение звуковой культуры речи в разновозрастных группах ДОУ"

Не секрет, что с каждым годом наблюдается тенденция к росту речевых нарушений у дошкольников. Зачастую причиной речевых нарушений является плохо развитый артикуляционный аппарат. И начав работу по раз...

Поговорки и рифмовки для фонетических зарядок и физминуток

Поговорки,рифмовки и небольшие стихотворения для физминуток и фонетических зарядок...

Развитие навыков диалогической речи на основе фонетических зарядок.

Методическая разработка по теме "Развитие навыков диалогической речи на основе фонетических зарядок"....

Семинар-практикум для молодых воспитателей "Формы взаимодействия с семьями воспитанников"

Материал выступления старшего воспитателя на семинаре-практикуме предназначен для молодых воспитателей, которые в начале своей педагогической деятельности испытывают определенные трудности в организац...