пед.совет на тему Динамическая пауза, перегрузки обучающихся
материал

Богдашкина Софья Васильевна

                Здоровые дети – это благополучие  нашего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения  в последние годы постоянно ухудшается, а это вызывает тревогу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете в феврале 2018 г. С.В.Богдашкиной

Протокол №2 от 20.02.18 г.

Тема: «Динамическая пауза, перегрузки обучающихся»

                Здоровые дети – это благополучие  нашего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения  в последние годы постоянно ухудшается, а это вызывает тревогу. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от  неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности  детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно от того, как будет построен учебный процесс, с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей.

        Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности. Это  временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной и напряженной работе. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключится на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Эффективность работы учащихся на любом этапе  урока во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного  и дидактического материала, применением различных средств обучения.      

       Уже на этапе адаптации к школе  перед учителем встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью. Оказывается, одним из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологией обучения. Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, соревнования конкурсы, праздники, путешествия. В игровой форме проходит устный счет: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают ответы. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках. Часто на уроках организовываю групповую и парную работу, в ходе которой детям легче учиться вместе. Эти работы в какой-то мере помогают решать одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

    Учитель начальных классов в целях профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения проводит физкультурные паузы и упражнения для глаз, минуты  психо- эмоциональной  разрядки, выполняет с детьми упражнения на релаксацию. Для увеличения объема двигательной активности на уроках физкультуры- традиционные мероприятия: «Веселые старты», «День здоровья» . Особое значение на уроках отводятся физминуткам. Они обеспечивают активный отдых учащимся, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Из опыта своей работы хочу привести  примеры оздоровительных мероприятий, которые использую в урочное и внеурочное время для  преодоления утомляемости учащихся.

Физкультурные минутки и паузы   проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Время проведения физминуток – это 15-20 минута урока. Длительность проведения обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4- 6 раз. За это  время удается снять общее и локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Упражнения для снятия общего и локального   утомления;

Упражнения для кистей рук и пальчиков;

Гимнастика для мышц глаз;

Гимнастика для слуха;

Упражнения, корректирующие  осанку;

Дыхательная  гимнастика.

В процессе письма дети, как правило, пишут не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуется: упражнения для снятия общего или локального утомления и упражнения для кистей рук.

Очень часто на уроке  преобладающей деятельностью является слушание и говорение. Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном этапе урока используют дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

--Дыхательная медитация.( Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете носом аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)

-- «Каша кипит».  (Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых»).

-- «Ветерок»  (Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «Ворсинку»).

-- «Ныряние»

-- «Шарик». Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи.

        Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать: здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

     Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни Кроме физминуток  для активного отдыха можно использовать физические упражнения и динамические паузы.  Они проводятся на третьем уроке. При хорошей погоде они проводятся на свежем воздухе, а в плохую погоду – в хорошо проветриваемом помещении. В программу динамических пауз можно вводить общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Ритмическая гимнастика проводится  под музыку с контролем дыхания. Состоит она из разминки, в которую входят гимнастические упражнения и танцевальный комплекс. В комплекс входят упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. А игры на свежем воздухе и в помещении помогут интереснее провести свободное время, стать более организованным и самостоятельным благодаря правилам игры. Подвижные игры на переменах и во время динамических пауз: «Мяч по кругу», «Удочка», «Городки», «Кто первый?», «Музыкальная палочка», «Птицы в клетке», «Эстафета зверей» и т. д.

      Формирование потребности в ЗОЖ, начинающиеся на уроках физкультуры , и «Мир вокруг нас» , продолжается и на таких внеклассных мероприятиях как декады «Мы за здоровый образ жизни», , проведение спортивных мероприятий , познавательно-развлекательные игры и конкурсы.

       В настоящее время воспитание и обучение в образовательных учреждениях  является фактором риска для здоровья. Особенно остро стоит проблема здоровья детей и педагогов при инновационной деятельности. Это связано с большим объемом информации (включая принятие решения); хронический дефицит времени на принятие решения; высокий уровень мотивации, что приводит к  развитию невротических состояний. Для обеспечения нормального роста и развития каждому ребёнку требуется ежедневная двигательная активность. Существуют рекомендации, что детям необходима энергичная физическая активность до 40 часов в неделю. Ежедневные систематические упражнения оптимизируют жизнеспособность. Такие дети будут иметь меньше жировых отложений, сильную и более эластичную мышечную систему и достаточную функциональную подготовку. Однако в современном обществе дети  всё больше сталкиваются с ограниченными двигательными возможностями.

      Самое ценное, что есть у человека – это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее время состояние здоровье детей вызывает большую тревогу.

         Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 % детей поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерб здоровью ученика.

.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

динамические паузы и физкультминутки.

Комплексы упражнений  для проведения на уроках пауз и физкультминуток, для снятия локального утомления....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

презентация к педагогическому совету по теме "Мониторинг работы с обучающимися, имеющими повышенную учебную мотивацию и обучающимися "группы риска"

Обзор внутришкольной  системы управления качеством образования. Создание и эффективное функционирование в образовательном процессе внутришкольной системы оценки качества образования....