Модульная программа "Краеведение. истоки"
методическая разработка
Представлена программа дополнительного образования по краеведению, составленная в форме модулей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_kraevedenie.docx | 147.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план 1 года обучения
3. Содержание программы 1 года обучения
4. Учебно – тематический план 2 года обучения
5. Содержание программы 2 года обучения
6. Методическое обеспечение
7. Список использованной литературы
8. Приложение: «Календарно – тематический план»
Краткая аннотация: по программе «Краеведение. Истоки» могут обучаться школьники в возрасте от 12 до 17 лет.
Под краеведением в системе дополнительного образования понимается изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности, в нашем случае городского округа Кинель. Выбор тем программы объясняется важностью изучаемого материала для городской общественности, родителей и самих обучающихся:
- Знакомство с географией Кинеля способствует воспитанию экологической культуры, чувства хозяина родной земли;
- Кинель – многонациональный город, поэтому изучение взаимопроникновения культур людей разных национальностей, способствует развитию межнациональной толерантности;
- Кинель – город железнодорожников, этим объясняется изучение истории и современного состояния предприятий станции Кинель, знакомство с востребованными на железной дороге профессиями, и здесь же профориентация обучающихся;
- Трудовое и культурное наследие множества поколений людей, живших в родном городе, сконцентрировало лучший практический опыт, что способствует созданию благоприятных возможностей социализации молодёжи, её интеграции в жизнь общества г. о. Кинель;
- Вовлечение в работу молодёжных организаций города через практические дела и мероприятия позволяет сделать досуг подростков интересным и полезным, воспитывает привычки ЗОЖ.
Формируются:
- Знания об основных сферах социальной жизни, устройстве общества на основе изучения краеведческого материала;
- Успешные и коммуникативные личности через различные социальные практики,
- Умения и навыки творческой, учебно-исследовательской деятельности.
Много времени отводится социально – значимой и общественно – полезной деятельности обучающихся, потому что для подростков - это важный инструментсамореализации в социуме сверстников и взрослых.
Пояснительная записка
Программа посвящена изучению различных аспектов жизни городского округа Кинель Самарской области: о первом упоминании в архивных документах, до культурных, семейных и трудовых традиций. В основупрограммы положен местный краеведческий материал, который представлен в виде статей СМИ, брошюр, книг, фотографий, видеороликов, фильмов, проектов и пр. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания социального и исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие краеведения на разум и душу. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р)
- Приказ Министерства Просвещения России от 9.11. 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41»Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- образовательных организаций «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08. 2019 г. № 262 од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программа»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18. 11. 2015 № 09- 3242
- «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области № МО-16-09-01/826 ТУ).
Направленность программы: социально-педагогическая, поэтому особое внимание сосредоточено на социальной адаптации обучающихся, повышении уровня готовности к взаимодействию с различными социальными институтами.
Формируются:
- Знания об основных сферах социальной жизни, устройстве общества на основе изучения краеведческого материала;
- Через расширение социальной практики коммуникативные, успешные в различных сферах жизни города личности;
- Опыт творческой, учебно-исследовательской, социально-значимой деятельности.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.
Особенности программы – обучение основано на компетенциях
- Теоретическая часть программы содержит информацию по краеведению. Для того, чтобы информация превратилась в знания она должна использоваться для достижения какой-либо цели или решения проблемы. Этим объясняется разработка функциональных карт по темам программы, определяющих практическую деятельность обучающихся и способствующих индивидуализации обучения. Обучающиеся имеют доступ к функциональным картам через сеть Интернет, адрес доступа http://nsportal.ru/afonina-tamara-dmitrievna в разделе «Разное» (личный сайт педагога Афониной Т. Д.)
- Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе. Это дает возможность развивать память, наблюдательность, способствует развитию любознательности;
- Деятельность строится как проблемно – поисковая, обучающиеся находят дополнительную литературу, используют Интернет –ресурсы, архивные материалы, систематизируют информацию;
- Используются информационно-компьютерные технологии, что позволяет разнообразить формы работы;
- Тематическое содержание программы основывается на хронологическом подходе, т.е. в основном подчинено периодизации истории родного края. Задания строятся на постепенном усложнении, с учетом знаний, умений и навыков, полученных ранее;
- Содержание курса дает обучающимся возможность узнать о тех профессиях, которые необходимы городу в настоящее время.
Актуальность
Проявляется в направленности программы на социализацию и активизацию знаний обучающихся на основе их собственной творческой и коммуникативной деятельности в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте.
Педагогическая целесообразность программы состоит в сочетании методологических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики и на современные методики формирования краеведческих и патриотических навыков. В рамках реализации программы создан социально – педагогический кластер, что позволяет эффективно осуществлять процесс социализации обучающихся.
Основные приёмы:
- Исследовательская деятельность;
- Поисковая деятельность;
- Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий,
тематических лекций, праздников, конкурсов);
- Индивидуальная работа с обучающимися;
- Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно - познавательных программ, творческих отчетов).
Педагогические технологии; метод проектов, метод коллективных творческих дел, педагогика сотрудничества.
Цель: Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, патриота родного края средствами социально – педагогического партнёрства.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать систему знаний, умений, навыков по краеведению;
- Способствовать использованию современных компьютерных технологий и Интернет ресурсов для создания творческих проектов по темам программы.
Развивающие:
- Развить умения думать, умения исследовать, уменияобщаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
Воспитательные:
- Сформировать гражданскую позицию, патриотизм;
- Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- Воспитать нравственные качества по отношению кокружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);
- Приобщить обучающихся к здоровому образу жизни.
Возраст обучающихся — школьники 12-17 лет. Содержание изучаемого материала одно и то же для обучающихся любого возраста, но осуществляется разноуровневое обучение, которое проявляется в дифференциации методов обучения через систему различных заданий, согласно возрасту обучающихся.
Срок реализации программы - 2 года.
Формы организации деятельности: по группам.
В объединение принимаются все желающие, специального отбора не производится.
Режим занятий.
Занятия для обучающихся проводятся согласно расписания. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Наполняемость одной группы предусматривает численность группы от 10 человек.
Ожидаемые результаты обучения
Образовательные:
Обучающиеся будут иметь представление о:
- Том, что такое краеведение, краеведческие документы, методиках получения краеведческих знаний и т. д.;
- Событиях прошлого, которые оставили заметный след в истории и жизни города;
- Людях и семьях, прославивших г. о. Кинель;
- Роли железной дороги в жизни и судьбах горожан;
- Культурном наследии Кинеля и современном состоянии города;
- Сложной и разнообразном организации жизни города, о взаимосвязи и единстве трудовой, культурной деятельности жителей, относящихся к разным социальным слоям;
- Организациях молодёжи на территории г. о. Кинель и их роли в жизни социума Кинеля.
- Будут знать:
- Правила ТБ во время проведения занятий;
- Географию и топонимику Кинеля;
- Быт, традиции народов, населяющих г. о. Кинель;
- Историю и современность предприятий ж/ узла станции Кинель;
- Поэтов, художников, и спортсменов Кинеля.
Будут уметь:
- Собирать, обрабатывать, систематизировать краеведческий материал;
- Создавать и презентовать проекты по темам программы.
Воспитательные:
Будут стремиться к:
- Сохранению трудовых и культурных традиций города;
- Увековечиванию памяти земляков, погибших при исполнении воинского и гражданского долга;
- Освоению основ этики горожанина.
Развивающие:
- Приобретут навыки поисково-исследовательской, социально - значимой и общественно – полезной деятельности.
Основные принципы, идеи построения программы:
1. Принцип природосообразности, подразумевающий учет возрастных особенностей обучающихся;
2. Принцип культуросообразности, т.е. воспитание с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев;
3. Идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности обучающегося, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он, прежде всего, способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход;
4. Идеи демократизации и сотрудничества, не основе которых создаются условия для развития отношений взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия;
5. Идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные способности обучающихся за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления;
6. Идея эмоциональности воспитательных воздействий, реализация которой способствует развитию чувственной сферы обучающихся, гуманизирует отношения людей. Главным образом это осуществляется через дела, которые являются яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.
Организация образовательного процесса
Методы:
1. Словесный метод;
2. Наглядный метод;
2. Инструктивно-репродуктивный метод;
3. Проблемно-поисковый метод;
4. Индуктивные и дедуктивные методы.
Формы:
1. Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;
2. Практическое занятие, викторина, консультация;
3.Решение проблем с помощью педагога; работа в музеях, архивах, на конференциях;
4. Работа в форме досугового клуба;
5. Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся.
Условия эффективности реализации программы.
- Применение различных форм и методов, совершенствующих учебно-воспитательный процесс;
- Наличие учебно-методической литературы;
- Использование диагностических методик;
- Взаимодействие родителей, классного руководителя, педагога дополнительного образования и обучающихся в рамках поисково – исследовательской деятельности;
- Создание атмосферы дружелюбия и поддержки между обучающимися, педагогами, и родителями.
Результатом работы является приобретение обучающимися универсальных учебных действий, а именно:
Личностные действия:
Обучающие научатся ориентироваться:
- В важнейших для города событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
- В нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Приобретут способность:
- К самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- К развитию в себе этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Получат возможность для формирования:
- Основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я - гражданин города Кинеля», чувства сопричастности и гордости за свой край;
- Мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- Эстетических чувств на основе знакомства с многонациональной культурой города Кинеля;
- Чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные действия:
Обучающиеся научатся:
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Получат возможность:
- Анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- В сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
- Самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием и т. д.;
- Вносить необходимые изменения в исполнение проекта (задания), как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия
Обучающиеся научатся:
- Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- Узнавать символику города;
- Описывать достопримечательности города;
- Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- Использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с контурной картой, картой города Кинель.
Получат возможность:
- Самостоятельно подбирать литературу по теме;
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета.
Коммуникативные действия
Обучающиеся научатся:
- Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- Ориентироваться на позицию партнера в общении;
- Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Получат возможность:
- Готовить и презентовать рефераты, проекты, выступления;
- Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, сообщества края;
- Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Критерии и способы определения результативности
Критериями определения результативности являются:
Внешние результаты реализации программы:
- Достижения обучающихся на районных, областных, всероссийских и
международных конкурсах и чтениях;
- Устойчивый интерес к краеведению;
- Увеличение направленности и разнообразия проектов.
Внутренний результат:
Положительные изменения, происходящие в личности ребенка:
саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, и осознание профессионального выбора.
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, участие в мероприятиях, решение задач поискового и исследовательского характера.
Формы подведения итогов реализации программы:
Продуктивные: ученические проекты, фестивали, научно – практические конференции, выступления на открытых мероприятиях и т.д.
Документальные: тесты, анкеты, протоколы проведения аттестации обучающихся.
Учебный план «Краеведение. Истоки» 1 год обучения
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | География и этнос г. о. Кинель | 30 | 16 | 14 |
2 | Топонимика | 19 | 11 | 8 |
2 | История и современность г. о. Кинель | 33 | 14 | 19 |
3 | Железная дорога – сердце города Кинель | 26 | 12 | 14 |
Итого: | 108 | 53 | 55 |
Модуль1.«География и этнос г. о. Кинель» (30 час.)
Модуль состоит из двух независимых тем, которые можно назвать «Где я живу» и «Кто мои соседи», в рамках, изучения которых формируется образ многонационального города Кинель.
Реализация этого модуля направлена на обучение методам краеведения, в том числе приёмам сотрудничества с социумом города.
Практическая значимость модуля – это развитие умений работы с фотоаппаратом, видеокамерой и другой высокотехнологичной техникой, необходимой для создания презентаций, видеоклипов, фильмов и т. д.При создании фотоальбомов и видеороликов используется технология коллективного творческого дела.
Модуль разработан с учётом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбора метода/ средств изучения тем и форм представления результата. Такой подход создаёт условия для творческого развития личности ребёнка, его самореализации в окружающем мире.
Цель: укрепление любви к родному городу и уважения к людям, живущим в нём
Задачи:
- формирование системы знаний о городе, как об уникальном месте России;
- воспитание экологической культуры и культуры проживания в родном городе;
- укрепление традиций толерантного общежития людей разной национальности.
Содержание модуля
Теория. Определение краеведения как науки, принадлежащей к типу комплексных наук, которая придает городу(местности), не имеющего «авторского происхождения», историзм, открывает в его прошлом, что-то совершенно новое, ценное. Методы краеведения: литературный, статистический, визуальный, т. д.
Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика г. Кинеля.
Положение города на карте Кинельского района. Районные центры, граничащие с Кинельским районом.
Административные здания города.
Растительный и животный мир. Природные водоёмы г Кинель.реки, озёра. Рукотворный водоём: озеро Ладное.
Город Кинель – крупный научный центр.
Общий обзор народонаселения г. Кинель.
Быт, традиции, фольклор, обряды, кухня русского народа.
Быт, традиции, фольклор, обряды, кухня мордовского народа.
Быт, традиции, фольклор, обряды, кухня чувашского народа.
Взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур на территории г. Кинель. День народного Единства.
Практика. Экскурсия на площадь Мира
Экскурсия в музей ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля по теме «Музейные экспонаты – источник краеведческих знаний».
Поход на озеро Ладное, зарисовки и фото природы города, создание альбома и /или видеоролика «Любимые места Кинеля».
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
- сформируется целостная картина о природе и народонаселении города, о разнообразии и одновременно взаимопроникновении культур разных национальностей;
- воспитается бережное отношение к окружающей среде и городу, желание сохранять и преумножать его богатства.
Учебно - тематический план модуля «География и этнос г. о Кинель»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Краеведение как наука | 1 | 1 | Входящая диагностика – наблюдение, анкетирование | |
2 | Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, 3площадь, административный центр, символика г. Кинеля. | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
3 | Положение города на карте Кинельского района. Районные центры, граничащие с Кинельским районом. | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа | |
4 | Административные здания города | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа | |
5 | Растительный ии животный мир | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
6 | Природные водоёмы г Кинель.: реки, озёра. Рукотворный водоём: озеро Ладное | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
7 | Общий обзор народонаселения г. Кинель. | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа | |
8 | Быт, традиции, фольклор, обряды, кухня русского народа. | 4 | 2 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
9 | Быт, традиции, фольклор, обряды, кухня мордовского народа. | 4 | 2 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
10 | Быт, традиции, фольклор, обряды, кухня чувашского народа. | 4 | 2 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
11 | Взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур на территории г. Кинель. День народного Единства. | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра |
12 | Исследовательская и и проектная работа | 5 | 2 | 3 | Защита проектов |
13 | Подведение итогов | 1 | 1 | Анкетирование | |
Итого | 30 | 16 | 14 |
Модуль 2 «Топонимика»(19 час.)
Основная идея модуля – через названия улиц, площадей, через мифы и легенды о городе, через биографии людей - жителей города, в честь которых названы улица (Кутикова) и озеро (Ладное) способствовать пробуждению интереса к достопримечательностям родного города.
Модуль направлен на обучение первоначальным умениям журналиста/репортёра, на совершенствование навыков работы в команде и с партнёрами из социума города; приучает к самоконтролю и ответственности за порученное дело. Поэтому метод проектов является основной педагогической технологией данного модуля.
Цель: формирование гражданина и патриота родного города средствами топонимики
Задачи:
- формирование системы знаний о топонимике Кинеля;
-совершенствование умения и навыков при работе с картами, в частности с картой города Кинель;
- создание условий для проявления обучающимися творческих способностей.
Содержание модуля
Теория. Наука топонимика. Объяснение названия города Кинель: мифы, предания, легенды
Первые улицы г. Кинеля
Улицы Кинеля, названные в честь славных граждан города
Улицы г. Кинеля, названные в честь исторических событий
Улицы г. Кинеля, названные в честь известных писателей, поэтов
Улицы г. Кинеля, названные в честь политических деятелей
Объяснение названий рек, озёр, рукотворных водоёмов города. Легенды, предания
История возникновения названий посёлков Горный, Лебедь, Елшняги
Практика. Зарисовки и фото улицы и озёра, названных в честь славных жителей города, встречи с жителями этих улиц; организация или участие в традиционных праздниках улиц, сотрудничество с журналистами газеты «Кинельская жизнь» и «Неделя Кинеля».
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
- Приобретается опыт самостоятельной деятельности в рамках создания проектов по направленности «Топонимика Кинеля»
Учебно - тематический план модуля «Топонимика»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Наука топонимика. Объяснение названия города Кинель: мифы, предания, легенды. | 1 | 1 | Входящая диагностика – наблюдение, анкетирование | |
2 | Первые улицы г. Кинеля | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
3 | Улицы г. Кинеля, названные в честь исторических событий. | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа | |
4 | Улицы г. Кинеля, названные в честь известных писателей, поэтов. | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа | |
5 | Улицы г. Кинеля, названные в честь политических деятелей | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа | |
6 | Улицы Кинеля, названные в честь славных граждан города | 4 | 1 | 3 | Педагогические наблюдения, беседа |
7 | Объяснение названий рек, озёр, рукотворных водоёмов города. Легенды, предания | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
8 | История возникновения названий посёлков Горный, Лебедь, Елшняги | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа | |
9 | Исследовательская и и проектная работа | 5 | 2 | 3 | Защита проектов |
10 | Подведение итогов | 1 | 1 | Анкетирование | |
Итого: | 19 | 11 | 8 |
Модуль 3 «История и современность г. о. Кинель» (33 час.)
Реализация модуля направлена на изучение истории Кинеля от упоминания в письменных источниках до настоящего времени.
Основная идея модуля:
– показать, что Кинель сегодня – это результат труда предыдущих поколений;
- убедить, что будущее города определит добросовестный труд его жителей, наших современников. При этом вкладом школьников в общее дело является ответственное отношение к учёбе.
Реализация этого модуля направлена на саморазвитие и самовоспитание обучающихся путём партнёрства с представителями социума, через работу с архивными документами, материалами СМИ и пр.
Цель: воспитание ответственности за будущее Кинеля
Задачи:
- формирование системы знаний по истории города Кинель;
- воспитание научного подхода к краеведческим документам, источникам информации и др.;
- совершенствование умений и навыков практической деятельности на благо города.
Содержание модуля
Теория. Хронология развития городского округа Кинель: от упоминания в письменных источниках до получения статуса городского округа.
История посёлка и станции Кинель до 1918 года.
Хроника. События, люди до 1941 года
Грозные годы 1941 -1945 годов.
Послевоенный период истории города.
Почётные граждане города Кинель.
История г. Кинель через призму человеческих судеб. Кинельцы - участники и погибшие в локальных вооруженных конфликтах.
История г. Кинель через призму человеческих судеб. Кинельцы – ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
Поэты нашего города. Кинель в стихах местных поэтов. Встречи с местными поэтами Макеевой В. Н., Пономарёвой Т. Н., Леоновой Д.Л., Комаровой Л.А. и др.
Художники нашего города: Цырятьева Г., Маслова Е. и др. Творческая жизнь города.
Спортсмены нашего города.Общественная жизнь города.
Практика
Экскурсия:
- совместная экскурсионная поездка детей и родителей к памятнику семьи Володичкиных посёлка городского типа Алексеевка «Трагедия семьи в трагедии народа.
- в ЗАГС «Семья – ячейка общества»;
- в городской дом культуры на передвижную выставку современных художников г. Кинель. (По возможности).
Встречи:
- с членами молодёжной палаты и др.,
- с жителями г. Кинель - участниками ликвидации Чернобыльской АЭС, участниками локальных вооружённых конфликтов;
-с художниками, поэтами, спортсменами, общественными деятелям города.
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
- обучающиеся станут носителями моральных и нравственных ценностей прошлых и настоящих поколений;
- сформируется осознание того, что малый город Кинель, являясь частью России, вносит вклад в её развитие и процветание.
Учебно - тематический план модуля «История и современность
г. о. Кинель.»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Хронология развития городского округа Кинель: от упоминания в письменных источниках до получения статуса городского округа | 1 | 1 | Входящая диагностика – наблюдение, анкетирование | |
2 | История посёлка и станции Кинель до 1918 года | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
3 | Хроника.события, люди до 1941 года | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
4 | Грозные годы 1941 -1945 годов. | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
5 | Послевоенный период истории города. | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
6 | Почётные граждане города Кинель | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа |
7 | История г. Кинель через призму человеческих судеб. Кинельцы - участники и погибшие в локальных вооруженных конфликтах. | 3 | 1 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
8 | История г. Кинель через призму человеческих судеб. Кинельцы – ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС | 3 | 1 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
9 | Поэты нашего города. Кинель в стихах местных поэтов. Встречи с местными поэтами Макеевой В. Н., Пономарёвой Т. Н., Леоновой Д.Л., Комаровой Л.А. и др | 3 | 1 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
10 | Художники нашего города: Цырятьева Г., Маслова Е. и др. Творческая жизнь города. | 3 | 1 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
11 | Спортсмены нашего города.Общественная жизнь города. | 4 | 1 | 3 | Педагогические наблюдения, беседа |
12 | Исследовательская и проектная работа | 5 | 2 | 3 | Защита проектов |
13 | Подведение итогов | 1 | 1 | анкетирование | |
Итого: | 33 | 14 | 19 |
Модуль 4 «Железная дорога – сердце города Кинель»(26 час.)
Основная идея модуля – создание условий для получения знаний о крупнейшей ж/д станции России – станции Кинель средствами социально – педагогического партнёрства.
Реализация модуля расширит поле профессионального самоопределения, научит реально оценивать свои возможности, стимулирует сохранение привычек здорового образа жизни.
Модуль разработан с учётом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый обучающийся после ознакомительного уровня изучения тем, имел возможность углубить и конкретизировать учебный материал.
Цель: формирование системы знаний о железнодорожной станции Кинель, необходимой для выбора обучающимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.
Задачи:
- формирование целостной картины работы железнодорожной станции Кинель, её роли в сети ж/д России;
- воспитание гордости за историю ж/д станции Кинель и железнодорожниках, прославивших её своим трудом;
- создание условий для выбора обучающимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.
Содержание модуля
Теория.
Создание и развитие станции Кинель. Предприятия железнодорожного узла станции Кинель Куйбышевской железной дороги.
Трудовые династии и орденоносцы железнодорожных предприятий.
Работа железнодорожного узла в годы ВОВ.
Современная станция Кинель. Перспективы развития
Железнодорожные профессии: начальник станции, главный инженер станции, диспетчер, осмотрщик вагонов и другие.
Практика.
Экскурсии:
В диспетчерский (командный) пункт станции Кинель.;
В музей вагонного депо, локомотивное депо
Встречи с интересными людьми – железнодорожниками г. Кинель.
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
- сформируется система знаний о предприятиях ж/д станции Кинель, о профессиях, востребованных на железнодорожной дороге;
- разовьётся желание успешно учится для овладения высокотехнологичными профессиями.
Учебно - тематический план модуля«Железная дорога
– сердце города Кинель»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Создание и развитие станции Кинель | 3 | 2 | 1 | Входящая диагностика – наблюдение, анкетирование |
2 | Предприятия железнодорожного узла станции Кинель Куйбышевской железной дороги. | 1 | 1 | Педагогические наблюдения, беседа | |
3 | Трудовые династии и орденоносцы железнодорожных предприятий. | 3 | 1 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
4 | Работа железнодорожного узла в годы ВОВ | 3 | 1 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
5 | Современная станция Кинель. Перспективы развития | 4 | 2 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа |
6 | Железнодорожные профессии: начальник станции, главный инженер станции, диспетчер, осмотрщик вагонов и другие. | 4 | 1 | 3 | Педагогические наблюдения, беседа |
7 | Исследовательская и проектная работа | 7 | 3 | 4 | Защита проектов |
8 | Подведение итогов | 1 | 1 | Анкетирование | |
Итого: | 26 | 12 | 14 |
Учебный план ДОП «Краеведение. Истоки» 2 года обучения
№ п/п | Название модуля. | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
2 | Традиции здорового образа жизни города Кинеля | 36 | 14 | 22 |
4 | Кинель через призму профессиональной деятельности горожан | 36 | 18 | 18 |
5 | Молодёжные организации города Кинель | 36 | 18 | 18 |
Итого | 108 | 50 | 58 |
Модуль 1. «Традиции здорового образа жизни города Кинеля»(36 час.)
Реализация этого модуля направлена на обучение первичным правилам здорового образа жизни, приобретение привычек ЗОЖ.
Обучение в рамках модуля даёт детям возможность познакомиться с комплексами упражнений для снятия физической и психологической усталости, понять роль окружающей среды и спорта в жизни человека.
Много времени отводится участию в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, поэтому наряду с личностно – ориентированными технологиями применяется метод проектов и КТД.
Цель: Создание условий для воспитания привычек здорового образа жизни
Задачи:
- изучение традиций здорового образа жизни народов, населяющих город Кинель;
- воспитание стойкой неприязни к алкоголю, табаку и наркотикам;
- пропаганда и популяризация среди сверстников привычек ЗОЖ.
Содержание модуля
Теория:
Составляющие здорового образа жизни. Мотивация привычек ЗОЖ
Личная гигиена, режим дня школьника
Сбалансированные физические нагрузки
Комплекс упражнений для снятия усталости мышц, глаз и т. д.
Роль внешней среды для поддержания здоровья. Роль жителей города в сохранении экологии города
Роль зелёных насаждений в формировании здоровой окружающей среды. Вклад жителей города в озеленении
Роль спорта в поддержании привычек ЗОЖ
Негативное влияние алкоголя, табакокурения и употребление наркотиков на здоровье детей и подростков
Практика:
Участие в мероприятиях по озеленению города. Создание альбома, содержащего фотографии и рисунков любимых мест города, составляющих зелёный фон города
Участие в турнирах, соревнованиях спортивной направленности
Участие в конкурсах, фестивалях по пропаганде ЗОЖ.
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля:
- Будут сформированы привычки здорового образа жизни и стойкое неприятие алкоголя, табака и наркотиков.
Учебно - тематический план модуля «Традиции здорового образа жизни города Кинеля»
№ п/п | Название темы | «Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Составляющие здорового образа жизни. Мотивация привычек ЗОЖ | 3 | 1 | 2 | Входящая диагностика- наблюдения, анкетирование |
2 | Личная гигиена, режим дня школьника | 3 | 1 | 2 | Наблюдения, беседа |
3 | Сбалансированные физические нагрузки | 3 | 1 | 2 | Наблюдения, беседа |
4 | Комплекс упражнений для снятия усталости мышц, глаз и т. д. | 4 | 2 | 2 | Наблюдения, беседа |
5 | Роль внешней среды для поддержания здоровья. Роль жителей города в сохранении здоровой окружающей среды | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
6 | Роль зелёных насаждений в формировании здоровой окружающей среды. Вклад жителей города в озеленении | 3 | 1 | 2 | Наблюдения, беседа |
7 | Роль спорта в поддержании привычек ЗОЖ. | 6 | 2 | 4 | Наблюдения, беседа |
8 | Негативное влияние алкоголя, табакокурения и употребление наркотиков на здоровье детей и подростков | 3 | 1 | 2 | Ролевая игра |
9 | Исследовательская и проектная работа | 7 | 3 | 4 | Защита проектов |
10 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | тестирование |
Итого: | 36 | 14 | 22 |
Модуль 2 «Кинель через призму профессиональной деятельности горожан»(36 час.)
Цель: создание информационного поля о крупных предприятиях и организациях города, необходимого для профессиональной ориентации обучающихся
Задачи:
- формирование системы знаний о рынке труда, необходимых городу профессиях и возможностях их получения, используя ресурсы социо – культурного кластера.
Содержание модуля
Теория:
Разнообразие профессий современного общества
Профессии образования и культуры
Медицина в городе
Почтовая связь в городе
Средства массовой информации в городе
Телевидение «Надежда». Встреча с работниками местного телеканала. Организации МЧС города
Правоохранительные органы города
Рабочие профессии, обеспечивающие нормальную жизнь города
Сельскохозяйственные профессии
Практика.
Экскурсии:
Экскурсия в редакцию газеты «Кинельская жизнь» и «Неделя Кинеля»,
На почту.
В городскую библиотеку,
В пожарную часть города,
В сельскохозяйственную академию и Кинельский государственный техникум (по возможности в «День открытых дверей»);
Создание альбома рабочих профессий родителей, содержащий рассказ об этих профессиях и фотографии родителей на рабочих местах (по возможности)
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля:
- обучающиеся получат знания о крупных предприятиях и организациях города, о востребованных профессиях и возможности их получения;
- воспитается уважение к труду родителей;
- разовьётся интерес к выбору будущей профессии.
Учебно - тематический план модуля «Кинель через призму профессиональной деятельности горожан»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Разнообразие профессий современного общества | 1 | 1 | ||
2 | Профессии образования и культуры | 2 | 1 | 1 | |
3 | Медицина в городе | 2 | 1 | 1 | |
4 | Почтовая связь в городе | 2 | 1 | 1 | |
5 | Средства массовой информации в городе | 2 | 1 | 1 | |
6 | Средства массовой информации в городе | 2 | 1 | 1 | |
7 | Телевидение «Надежда». Встреча с работниками местного телеканала. | 2 | 1 | 1 | |
8 | Организации МЧС города | 2 | 1 | 1 | |
9 | Правоохранительные органы города | 2 | 1 | 1 | |
10 | Рабочие профессии, обеспечивающие нормальную жизнь города | 6 | 3 | 3 | |
11 | Сельскохозяйственные профессии | 4 | 2 | 2 | |
12 | Исследовательская и проектная работа | 7 | 3 | 4 | |
13 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 18 | 18 |
Модуль 3. «Молодёжные организации города Кинель» (36 час.)
Цель: через практические дела и мероприятия вовлечение в деятельность молодёжных организаций города. Сделать досуг подростков интересным и полезным.
Задачи:
- формирование системы знаний о молодёжном движении и молодёжных организациях города;
- воспитание желания быть полезными родному городу;
- создание условий для приобретения опыта самостоятельной деятельности в рамках социальной работы.
Содержание модуля
Теория.
ДМО – «Альянс молодых», Молодёжная палата
Кто такие скауты. Скаутское движение в Кинеле. Скаутский отряд «Родник»
Объединение «Пресс-служба»
Молодежный вестник «Квартал»
Молодежное объединение старшеклассников «Ровесник»
Общественное добровольное объединение «Клуб исторической реконструкции и русского боевого многоборья «Русь изначальная»
Добровольческое движение Самарской области (Самарский центр добровольчества)
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля:
- сформируется система знаний о молодёжном движении в городе, о его целях и задачах;
- разовьются навыки и умения практической деятельности по пропаганде идей молодёжного движения, социально – значимой и общественно - полезной деятельности;
- досуг станет интересным и полезным.
Учебно - тематический план модуля «Молодёжные организации города Кинель» (36 час.)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Кинель, ДМО – «Альянс молодых», Молодёжная палата | 4 | 2 | 2 | |
2 | Кто такие скауты. Скаутское движение в Кинеле. Скаутский отряд «Родник» | 4 | 2 | 2 | |
3 | Объединение «Пресс-служба». | 4 | 2 | 2 | |
4 | Молодежный вестник «Квартал | 4 | 2 | 2 | |
5 | Молодежное объединение старшеклассников «Ровесник» | 4 | 2 | 2 | |
6 | Общественное добровольное объединение «Клуб исторической реконструкции и русского боевого многоборья «Русь изначальная» | 4 | 2 | 2 | |
7 | Добровольческое движение Самарской области (Самарский центр добровольчества) | 4 | 2 | 2 | |
8 | Исследовательская и проектная работа | 6 | 3 | 3 | |
9 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 18 | 18 |
Ресурсное обеспечение:
Материально – техническое:помещение, столы и стулья для каждого обучающегося, бумага для записей, папки с файлами для хранения записей и фотографий, электронные носители информации, фотоаппарат, видеокамера.
Методическое обеспечение программы:
Нормативные документы:
- «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области № МО-16-09-01/826 ТУ);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18. 11. 2015 № 09- 3242;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41»Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- образовательных организаций «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08. 2019 г. № 262 од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программа»;
- Приказ Министерства Просвещения России от 9.11. 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р);
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации».
Разное:
- Дополнительная образовательная программа «Краеведение. Истоки»;
- Научная, краеведческая, историческая литература:
- Ашурков В.Н. Историческое краеведение/ В. Н. Ашурков, Д. В. .Кацюба., Г.Н Матюшкин–М.;Просвещение, 1980. – 340 с.
- Кинель – 170 лет: Книга – альбом/Авт. Текстов Пестова Е., Белоусов В., Чирков Л., Латыфич К., Капустина О. – Самара: Издат. Дом «Агни». 2007. – 158 (1) с.: ил.
- Клевлин В. Г. Дорога к земле/ В. Г. Клевлин– Самара: ПО «СамВен», 1994. – 135 с.
- Клычкова Л. М. Кинельский ж/д узел. 1657 – 1914 гг: Дипломная работа/ Л. М. Клычкова. – Самара, - 2011. – 56 с.
- Краснова Е. М. Судьбы людские/ Е М. Краснова – Типография «За Родину», 1992. 54 с.
- Междуречье: История Кинельского района/Ред. совет Кривобоков В. И, Шинкевич М. Ю., Жиров А. Я. и др. – Кинель: Террас – Плюс -: Самарский Дом печати, 1998. – 132 с.: ил, цв. ил.
- Методика социально-образовательного проекта "Гражданин"/Сост. Пахомов В.П. - Самара, 2005 - 54 с.
- Пахомов В.П., Сайфутдинова Л.Р. Проект "Гражданин" как эффективное средство развития лидерских качеств детей и подростков в ВДЦ "Орлёнок": Методическое пособие. – Самара: Изд-во "НТЦ", 2007. – 36 с.
- Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц М./ Е. М. Поспелов. - Русские словари, ООО "Изд-во Астрель", ООО "Изд-во АСТ", 2001. – 201с.
- Рабикович М.Т. Очерки русской культуры и этнографии русского феодального города: горожане, их общественная жизнь и домашний быт/М. Т. Рабикович. -М.,1978. – 118 с.
- Интернет- ресурсы;
- Книги, журналы, содержащие краеведческий материал
- Материалы периодических изданий «Кинельская жизнь», «Неделя Кинеля», «Междуречье»
- Географические карты
Дидактические материалы:
- Набор карточек:
– памяток приосмотре памятника культуры, посещении музея, выставки, участии в конкурсе, проведении мастер – класса «Я умею…» и т. д.,
- анкеты
- тесты по темам программы
- Проекты, в которых систематизирован краеведческий материал, по темам:
- Жители г. Кинель – ликвидаторы Чернобыльской аварии;
- Кучкин Г. П.- герой Советского Союза, участник боевых действий в республике Афганистан;
- Презентация и фильм «Русские»;
- Пожар;
- О вреде алкоголизма;
- Образ женщины в русских народных сказках;
- Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства;
- Мемориальные комплексы патриотической направленности на территории города Кинеля;
- Мой путь в профессию на примере жизненного пути почётного гражданина города Кинеля В. Ф Афанасьева;
- Трудовые династии железнодорожников станции Кинель;
- Обретение мощей преподобного Максима Грека в Кинеле;
- Видео и фотоматериалы о городе Кинель, в том числе видеоролики:
- Добрая дорога детства,
- В добрый путь,
- Кинель- территория безопасного труда,
- Мемориальные комплексы Кинеля,
- Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства,
- Профессионализм и мужество – основа работы пожарных (на основе работы 34 ПСО г.о. Кинель)
- Стихи обучающихся, опубликованные в сети Интернет, школьной газете «Позитив», молодёжном городском вестнике «Квартал»;
- Инструкции по технике безопасности.
Сценарии:
- Встречи обучающихся объединения «Краеведение. Истоки» с поэтами города Кинеля;
- Открытого мероприятия на тему «Профессия мужественных людей»;
- Памяти С. Н. Ефремова – выпускника ГБОУ СОШ № 11, погибшего в Афганистане;
- Встречи с Героем Советского Союза Г. П. Кучкиным;
- Встречи с почётным гражданином города Кинель В. Ф. Афанасьевым;
- Сказки «Бибика» по правилам дорожного движения;
- Игры по краеведению «Знаешь ли ты свой город»;
- План – конспект занятия объединения «Информационные технологии в современном обществе».
Инструмент реализации программы – кластер.
Кластер включает в себя субъекты образовательного процесса, взаимодействие с которыми обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы «Краеведение. Истоки»». Это: родители обучающихся, школы, городские библиотеки, архивы, музеи, ветеранские организации подразделений федеральных органов РФ на территории Кинеля, военкомат, полиция, ГИБДД, другое.
Кластер – это объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно – досуговых, материально – технических, финансово – экономических), которое позволяет более эффективно осуществлять процесс обучения.
Кластер, с другой стороны, это - инструмент для достижения следующих образовательных результатов:
Личностных:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества;
- Формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметных:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметных:
- Понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- Осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Кинеле и Кинельском округе;
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности, т. е. овладение приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием краеведческих понятий;
- Умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- Умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и края.
Список использованной литературы:
Для педагога:
- Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. – Москва: Академия, 2014. – 329 с
- Гликман, И. З. Теория и методика воспитания. Воспитатика / И.З. Гликман. - М.: Школьные технологии, 2018. - 320 c.
- Дарижабон З. В. Организация краеведческой деятельности подростка как основы социализации его личности [Электронный ресурс]/ З. В.Дарижабон. – Режим доступа:http://eaysyenqlishrtb.ucoz.ru (10.09.2019 г)
- Дыбова Н. В. Формы и методы обучения учащихся краеведению /Н. В. Дыбова.- Москва: Академия, 2015. – 98 с.
- Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения/П.В. Иванов.- Петрозаводск, 2016. -34 с.
- Котейко Т. В. . Дидактические игры по краеведению [Электронный ресурс]/ Т. В. Котейко.- Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/20/istoricheskoe_kraevedenie_metodicheskie_rekomendatsii.doc (26.08. 2019)
- Методика историко-краеведческой работы в школе /под ред.Н.С.Борисова. - М: Просвещение. - 2014. – 101 с.
- Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
- Для обучающихся:
- Баринова, А. Бодался Овен с Козерогом / А. Баринова // Здоровье. – 20017. – №1. – С. 16-18.
- Мишин, Г. А. Событий и судеб сплетенье / Г.А. Мишин. - М.: Приволжское книжное издательство, 2016. - 296 c.
Для родителей:
1.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.
2. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Цели :· образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....
Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"
Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....