Рабочая программа по элективному курсу
элективный курс (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х. Авилов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района
«Авиловская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Авиловская СОШ»)
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Авиловская СОШ» Протокол №________ от ____ . ___.2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ №___________ от ____ . ____.2019 г. Директор МБОУ «Авиловская СОШ» С.В. Петров ____________________ |
Рабочая программа
элективного курса «Профессии будущего в России» ФГОС ООО
Уровень общего образования: среднего общего
Класс: 10
Количество часов:1 всего 35 часов
Учитель: Скибина Татьяна Алексеевна, 1 категория
Программа разработана на основе: Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программы основного общего образования, авторской программы «Технология основных сфер профессиональной деятельности. Профессиональное
самоопределение» автор В.Д. Симоненко (из учебника общеобразовательного
учреждения составители: А.Н. Богатырев, О.П. Очинин, В.Д. Симоненко и др.).
Год разработки: 2019- 2020 год
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
Слабуха Е.В.
____________________
____. ____.2019 г.
1.Раздел. Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Профессии будущего в России»» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2.Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
3. Примерной программы по « Технологии» основного и среднего (полного) общего образования ( Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 года № 03-1263); (Стандарты второго поколения);
4. Авторской программы основного общего Примерной программы основного общего образования, авторской программы «Технология основных сфер профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение» автор В.Д. Симоненко (из учебника общеобразовательного учреждения составители: А.Н. Богатырев, О.П. Очинин, В.Д. Симоненко и др.).
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Авиловская СОШ», приказ № 154 от 29.06.2016год;
7. Учебного плана МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
8. Календарного графика МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное
самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом
потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в
современных социально – экономических условиях.
Задачи курса:
1. Создать условия для повышения готовности подростков к социальному,
профессиональному и культурному самоопределению в целом;
2. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их
соответствующими знаниями и умениями;
3. Диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать
психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля
дальнейшего обучения;
4. Формировать внутреннюю мотивацию на продолжение образования и реализации
своих профессиональных перспектив;
5. Проводить информационную работу с образовательными учреждениями “Куда
пойти учиться” и создать банк информационного материала, который поможет в
дальнейшем самоопределении;
6. Расширить познавательный интерес к сельскохозяйственным профессиям.
Учебно-методический комплект
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно – методического комплекта:
1) Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб. Для общеобразовательных
организаций/(А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.); под редакцией С.Н.
Чистяковой. -9-е изд. –М.: Просвещение, 2014.
2) «Технология основных сфер профессиональной деятельности. Профессиональное
самоопределение» автор В.Д. Симоненко (из учебника общеобразовательного
учреждения составители: А.Н. Богатырев, О.П. Очинин, В.Д. Симоненко и др.).
Сроки реализации рабочей программы.
Рабочая программа по предмету может изменяться с учётом специфики класса. Сроки реализации программы 1 год – 34 уч. недели.
Согласно учебному плану, действующему расписанию и годовому календарному плану МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019 -2020 учебный год на изучение элективного курса «Профессии будущего в России» в 10 классе отводится –35 часов.
2.Раздел. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Профессии будущего в России»
Личностными результатами освоения, обучающимися учебного предмета
являются:
-проявление познавательных интересов и активности в данном учебном предмете;
-выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих
желаний;
-овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности;
-самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей
социализации;
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета являются
универсальные учебные действия (УУД):
-планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе
заданных алгоритмов;
-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
-самостоятельная организация и выполнение различных работ;
-приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию
выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности;
-выявление потребностей профессии;
-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
-оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых
норм;
-диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
Предметными результатами освоения учебного предмета являются:
-рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора
профессии;
-классификация видов профессий;
-планирование деятельности по выбору профессии;
-оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии.
Система оценки достижения планируемых предметных результатов:
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной
форме. В элективном курсе может использоваться зачетная форма
проверки знаний.
Критерии оценки устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных
понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет
применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу
на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным
материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся
допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно
или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса,
но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания
при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется
при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем
необходимо для оценки 3.
Критерии оценки докладов, сообщений и презентаций:
«5» баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите:
обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных
точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция,
сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены
требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные
вопросы.
«4» балла – основные требования к докладу или сообщению и их защите выполнены, но
при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала;
отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются
упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
«3» балла – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема
освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на
дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
«2» балла – тема не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание проблемы.
3.Раздел. Содержание учебного предмета
1. Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Содержание занятий.
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и
построение личного профессионального плана.
2. Проектирование профессиональной карьеры (6 часов)
Система профессионального образования, уровни образования, формы образования.
образовательные стандарты. Типы учебных заведений, условия приема и обучение.
Анализ ролевого поведения. Управление конфликтом. Классификация конфликтов.
Причины возникновения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Эффективное
реагирование в конфликтных отношениях. Профилактика конфликтных отношений в
коллективе.
Понятие «имиджа» и его составляющие. Внешность делового человека. Вербальные и
невербальные составляющие имиджа. Самопрезентация.
Пути поиска информации о трудоустройстве. Правильное комплектование пакета
документов. Автобиография, резюме. Телефонный путь поиска работы. Собеседование,
факторы, влияющее на его успешность.
3. Классификация профессий (14 часов)
Основные признаки профессиональной деятельности.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Составление формул профессий. Профессиограммы специалистов
сельского хозяйства.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность,
уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные
свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.
Здоровье и профессионализм.
4.Профессиональные интересы, склонности, способности (3 часа)
Различие в проявлении интересов и склонностей. Ведущие свойства специальных
способностей (по Е.А. Климову)
Способности. Задатки. Определение своих способностей к определенному виду
специальностей. Изучение своих способностей к различным видам деятельности.
5. Профессиональное самоопределение (11 часов)
Изучение современного рынка труда. Понятие «рынок труда», «трудовой контракт»,
организации, которые помогают человеку найти работу; предпочтения учащихся в выборе
профессии; рейтинг и специфика наиболее востребованных профессий, пути их
получения. Проект - доклад «Новые профессии в России»
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Занятость населения.
Безработица.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ,
условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональное прогнозирование и
профессиональное самоопределение. Практическая работа. Анализ личного
профессионального плана.
Практическая работа. Создание портфолио достижений обучающегося
1. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической
культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.
2. Технологическая культура - основа прогрессивного развития производства и общества.
3. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой,
познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.
Технологическая культура и профессиональная деятельность
Сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная
этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы - покупатели», разрешение
конфликтных ситуаций.
Готовность к выбору профиля, профессии
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных
видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии
склонностям учащихся.
Практическая работа: определение способности учащихся к выбору профессии.
Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении
жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы.
4.Раздел. Календарно-тематическое планирование
элективного курса по профориентации «Профессии будущего в России».
№ урока | Наименования разделов и тем | Кол-во часов | Даты прохождения | ||||
План | факт | ||||||
Раздел 1. «Введение» | 1 | ||||||
1 | 1 | Предмет и задачи курса. | 1 | 06.09. | |||
Раздел 2. « Планирование профессиональной карьеры» | 6 | ||||||
2 | 1 | Понятие карьеры | 1 | 13.09. | |||
3 | 2 | Виды карьеры. | 1 | 20.09. | |||
4 | 3 | Построение карьеры по вертикали и горизонтали. | 1 | 27.09. | |||
5 | 4 | Возможности личности в профессиональной деятельности («хочу»,«могу», «надо»). | 1 | 04.10. | |||
6 | 5 | Мотивы выбора профессии. | 1 | 11.10. | |||
7 | 6 | Ошибки при выборе профессии . | 1 | 18.10. | |||
Раздел 3. «Классификация профессий» | 14 | ||||||
8 | 1 | Понятие профессии, специальности. | 1 | 25.11. | |||
9 | 2 | Классификация профессий. Формула профессии. | 1 | 08.11. | |||
10 | 3 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. | 1 | 15.11. | |||
11 | 4 | Характеристика профессий типа «человек – человек». | 1 | 22.11. | |||
12 | 5 | Характеристика профессий типа «человек – природа». | 1 | 29.11. | |||
13 | 6 | Характеристика профессий типа «человек – техника». | 1 | 06.12. | |||
14 | 7 | Характеристика профессий типа «человек – знаковые системы» | 1 | 13.12. | |||
15 | 8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 | 20.12. | |||
16 | 9 | Рейтинг профессий. Самые-самые…Популярные профессии в сельском хозяйстве. | 1 | 27.12. | |||
17 | 10 | Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности | 1 | 10.01. | |||
18 | 11 | Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Условия труда. | 1 | 17.01. | |||
19 | 12 | Понятие о профессиограмме. Профессиограмы специалистов сельского хозяйства. | 1 | 24.01. | |||
20 | 13 | Классификация профессий. Составление формул профессий. | 1 | 31.01. | |||
21 | 14 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | 07.02. | |||
Раздел 4. «Профессиональные интересы, склонности, способности» | 3 | ||||||
22 | 1 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе. | 1 | 14.02. | |||
23 | 2 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах. | 1 | 21.02. | |||
24 | 3 | Система профессионального образования. | 1 | 28.02. | |||
Раздел 5. «Профессиональное самоопределение» | 11 | ||||||
25 | 1 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Спрос на профессии сельского хозяйства. | 1 | 06.03. | |||
26 | 2 | Основы технологической культуры. | 1 | 13.03. | |||
27 | 3 | Технологическая культура и профессиональная деятельность. | 1 | 20.03. | |||
28 | 4 | Готовность к выбору профиля, профессии. | 1 | 03.04. | |||
29 | 5 | Самые популярные мужские и женские профессии. | 1 | 10.04. | |||
30 | 6 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 1 | 17.04. | |||
31 | 7 | Успех в жизни. Что значит быть успешным? | 1 | 24.04. | |||
32 | 8 | Личный профессиональный план. | 1 | 08.05 | |||
33 | 9 | Личный профессиональный план. | 1 | 15.05. | |||
34 | 10 | Защита проектов- докладов. «Новые профессии в России» | 1 | 22.05. | |||
35 | 11 | «Моя профессия» -письменная работа. | 29.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Элективный курс «Создай свой бизнес» Класс 9 Часов 34 Б...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...
Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).Массовая культура – важнейший феномен...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...