Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Успех»
материал
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики»
Программа
работы классного руководителя
с коллективом класса «Успех»
Разработчик программы:
классный руководитель 9 класса
МБОУ «Новошимкусская СОШ
Яльчикского района
Чувашской Республики»
Воронова Вера Николаевна
с. Новые Шимкусы – 2019
Паспорт программы
Наименование | Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Успех» |
Нормативные документы (основания для разработки программы) |
|
Заказчики программы | Администрация МБОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики» |
Разработчики программы | Воронова Вера Николаевна – классный руководитель 9 класса «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики» |
Ресурсы | Материальные: компьютер, проектор, спортивный инвентарь, актовый зал, спортивный зал, класс. Кадровые:
Методические: электронные учебники, раздаточный материал, литература. |
Цель программы |
|
Задачи программы |
самосовершенствования.
постоянных занятиях физической культурой и спортом. 6. Формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности. 7. Формирование и развитие интереса к учению и познанию мира. 8. Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время. 9. Привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению. 10. Работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения. |
Сроки реализации программы | Сентябрь 2019 – май 2020 |
Перечень приоритетных мероприятий |
|
Ожидаемые результаты |
|
Риски реализации программы |
ведущее зачастую к спаду познавательной активности.
|
Формы контроля над реализацией | Система мониторинга один раз в полгода и в конце учебного года.
|
Пояснительная записка
Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины. Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.
Цель программы:
- Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников, усиление мотивации учебных целей.
Задачи программы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать культуру интеллектуального развития и самосовершенствования.
- Выработать у школьников ответственное отношение к учебному и физическому труду.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом.
- Формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности.
- Формирование и развитие интереса к учению и познанию мира.
- Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время.
- Привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению.
- Работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения.
Принципы реализации программы.
1.Комплексность (совместные усилия классного руководителя, психолога, социального педагога, родителей).
2.Дифференцированность (с учётом возраста, с учётом проблем в воспитании).
3. Последовательность (усложнение и повышение требований по мере их развития).
Считаю, что необходимо в работе придерживаться также следующих принципов:
-этичное отношения к личности, так как любой человек заслуживает уважения, даже если это ребенок;
-конструктивность в общении, так как любая работа должна приносить плоды и результаты совместного труда должны быть налицо;
-диалогичность и добровольность, так как ребёнок должен почувствовать в учителе друга, с которым можно строить отношения и доверять свои проблемы без принуждения.
Вся работа строится на принципе системности.
Этапы и сроки реализации программы:
№ | Этапы | Сроки |
1. | Подготовительный этап | Сентябрь, 2019 |
2. | Диагностический этап | Октябрь, 2019 |
3. | Развивающий этап | Ноябрь, 2019 – апрель, 2020 |
4. | Обобщающий этап | Май, 2020 |
Риски в реализации Программы
Любая программа, какой бы идеальной она ни была, предполагает риск, то есть отклонение или несоответствие ожидаемым результатам. Для минимизации рисков регулярно проводится диагностика и сравнение с прогнозируемыми результатами. Мероприятия корректируются.
- Раннее физиологическое развитие отдельных детей, ведущее зачастую к спаду познавательной активности.
- Негативное влияние на класс детей из неблагополучных семей, учащихся, дублирующих обучение и старших товарищей.
- Завышенная самооценка, чрезмерная самоуверенность отдельных учащихся.
Деятельность по реализации программы
Подготовительный этап
Цель: выявление особенностей развития и самооценки детей
Мероприятие |
1.Изучение документации (личное дело, журнал класса, медицинская карта) |
2. Беседа с родителями |
3. Посещение детей на дому |
4. Комплексная проверка здоровья учащихся |
5. Наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий |
Ожидаемый результат: полное представление о личности учащихся
Психолого–педагогическая характеристика класса.
В 9 классе в 2019 – 2020 учебном году обучается 10 человек, из них 9 мальчиков и 1 девочка. Класс по учебе средний. По итогам 8 класса 4 человека успевают на «4» и «5».
Многие из учащихся достаточно начитанны, умеют правильно выражать свои мысли, быстро схватывают учебный материал, хорошо запоминают. Они, естественно, старательны в учебной деятельности. Эти ребята всегда организованны, учатся с интересом, умеют правильно работать с учебным материалом.
Дети в классе достаточно трудолюбивы. Их привлекает сам процесс работы и конечный
результат.
Интересы ребят разнообразны. Мальчики увлекаются техникой, спортом, компьютером, девочки – музыкой, танцами.
Любят читать развлекательную литературу.
В кабинете обычно ребята бывают спокойны. В классе есть трудный подросток, требующий к себе особое внимание. Это – Смирнов Алексей.
По словам родителей, ребята не всегда соблюдают режим труда и отдыха, не все требования взрослых выполняются.
Класс в целом дружный. Каждый дорожит мнением коллектива.
Учащиеся активно участвуют в жизни школы и класса. К учителям относятся уважительно, требования педагогов обычно выполняют.
Диагностический этап
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение детей,
выявление их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и проведение диагностик). По результатам работы составляется «Психологический каждого ребенка и классного коллектива в целом », обсуждается и составляется план работы, в котором предполагается:
- выявление имеющихся ресурсов;
- постановка цели на предстоящий учебный год;
- определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.
Направления и формы работы:
1. Изучение личности школьников
Анкетирование учащихся:
- Опросник Айзенка.
- Оценка психологического состояния по Айзенку.
- Методика КОС
- Экспресс-методика характеристических особенностей личности.
2. Изучение классного коллектива:
Анкетирование
- Социометрия.
- Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере»
- Уровень воспитанности и самооценки класса.
- Ранжирование учебных предметов.
- Диагностическая методика «Доминирующие мотивы»
Изучение личности школьников
Оценка психологического состояния (по Айзенку).
Согласно данным, полученным в ходе анализа результатов оценки психологического состояния (по опроснику Айзенка), учащиеся были достаточно искренни. Из 10 человек 3 дали по 4-5 вопросам ложные ответы, по-видимому, желая казаться лучше, чем есть на самом деле.
У 3 человек из класса повышенный уровень экстраверсии и нейротизма. Это холерики. 3 человек – умеренные экстраверты и 4 человек – флегматики.
Нейротизм - это эмоционально психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс, они долго переживают конфликты, "не могут взять себя в руки", часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.
Экстраверсия - это открытость, общительность, ориентация в принятии решений на внешние факторы, мнение других людей.
Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.
Флегматик-интраверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.
Методика КОС.
Для определения уровня коммуникативных и организаторских способностей учащихся я использовала методику КОС, которая показала, что в классе из 10 человек высокий уровень коммуникативных способностей у 5 учащихся, эти дети также обладают и хорошими организаторскими способностями, у 4 учащихся низкий уровень коммуникативных способностей, 1 человек из них имеют и очень низкий уровень организаторских способностей.
Методика КОС
Изучение классного коллектива
Диагностическая методика изучения
классного коллектива «Социометрия»
В классе всего 10 учащихся, из них 9 мальчиков и 1 девочка, почти половину класса (4 человек) можно отнести к лидерам. 1 человек - предпочитаемые, остальные - принятые.
Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере»
Данная методика позволяет определить, что наиболее значимо для детей, без чего их жизнь немыслима.
Результаты таковы: 90% учащихся главной составляющей отметили «дом, семья», на втором месте по значимости «друзья» (73%), на третьем – «школа» (52%). В остальном интересы детей разные: «компьютерные игры» - 33%, «спорт» - 28%, «библиотека, чтение» - 15%, «ДШИ» - 7%, кружки - 5%.
Уровень воспитанности и самооценки класса.
Уровень самооценки класса – средний – 3,8
Уровень воспитанности – 76%
Ранжирование учебных предметов
По степени значимости учащиеся так распределили основные учебные предметы:
1 место – обществознание,
2 место – русский язык,
3 место – чувашский язык.
Диагностическая методика
«Доминирующие мотивы».
Данная методика позволяет изучить наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения детей и организовать работу с семьей и учеником для преодоления проблем в учении.
Мотивы долга и ответственности – 2ч.
Мотивы самоопределения и самосовершенствования – 1ч.
Мотивы собственного благополучия – 2ч.
Мотивы престижности – 1ч.
Мотивы избежания неприятностей – 2ч.
Мотивы содержания учебной деятельности – 3ч.
Мотивы отношения к процессу учения – 1ч.
Ожидаемый результат.
- Учащиеся будут иметь устойчивые положительные результаты обучения;
- Качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
- Проявление самостоятельной творческой активности детей;
- Призовые места в мероприятиях на различных уровнях.
Развивающий этап
Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе
психодиагностических данных.
Учитывая психодиагностические данные, были разработаны основные направления совместной деятельности, ориентированные на достижение поставленной цели, определены цели, задачи совместной деятельности и формы работы.
Основные направления совместной деятельности
Направление «Саморазвитие»
Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить.
Сенека
Цели: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию
Основные задачи:
- формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;
- развитие интеллектуальных способностей детей;
- развитие мышления, памяти, внимания.
Основные виды деятельности:
- Проведение предметных олимпиад
- Участие на научно-практических конференциях
- Участие в играх-конкурсах «Чувашская ласточка», «Кенгуру», «Русский медвежонок», предметных чемпионатах
- Шефская помощь одноклассникам, отстающим в учебе
Ожидаемый результат:
- формирование уверенности в себе, целеустремленности, настойчивости в достижении цели;
- формирование личности свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности
Результаты программы по итогам 2018-2019 учебного года:
Мониторинг успеваемости
8 класс 1 четверть | 8 класс 2 четверть | 8 класс 3 четверть | 8 класс 4 четверть | |
Отличники | 1 | 0 | 1 | 1 |
На «4» и «5» | 3 чел. | 4 чел. | 5 чел. | 4 чел. |
Неуспевающие |
Повысился уровень учебной мотивации, дети стали более активно участвовать в различных мероприятиях, конкурсах.
Направление «Здоровье»
Нет здоровья - нужно здоровье; есть здоровье - нужно всё остальное.
Р. Алеев
Цель: развитие физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующей познавательной активности
Основные задачи:
- Физическое развитие посредством спорта и физической культуры;
- Приобщение к активному отдыху на природе;
- Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом;
- Учить жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух»
Основные виды деятельности:
- Спортивные часы
- «Веселые старты», Дни Здоровья
- Спортивные соревнования
- Посещение спортивных секций
- КВН
- Игры на воздухе
Ожидаемый результат
- Участие в спортивных соревнованиях 100% учащихся.
- Повышение спортивного мастерства у 70% учащихся.
- Снижение уровня простудных заболеваний.
- Укрепление силы воли учащихся, выработка умений достигать цели.
Результаты программы по итогам 1,2,3 четвертей 2011-2012 учебного года:
В течение учебного года девятиклассники принимали участие в школьных и районных спортивных соревнованиях по различным видам спорта.
Итоги
Название мероприятия | Личное или командное участие | Уровень | Результат |
Легкоатлетическая эстафета | Афанасьев Александр | Школьный | 1 место |
Соревнование по гиревому спорту на первенстве школы среди 8-9 кл. | Николаева Арина | Школьный | 2 место |
Соревнование по гиревому спорту на первенстве школы среди 8-9 кл. | Петров Андрей | Школьный | 1 место |
Легкоатлетическая эстафета | Афанасьев Александр | Районный | 3 место |
Направление «Труд»
Все дается только труду. Все — труду людскому, таков лозунг истории.
Д.И. Менделеев
Цели: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других.
Основные задачи:
- Оказание посильной помощи ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших;
- Участие в школьных и районных экологических субботниках;
- Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих.
Основные виды деятельности:
- Экологический субботник
- Операция «Ветеран»
- Наши младшие друзья
- Дежурство в классе
- Весенняя неделя добра
Ожидаемый результат
- проявление инициативы в организации внеклассной работы;
- ответственное выполнение поручений классного руководителя, учителей, родителей;
- оказание помощи нуждающимся: престарелым, ветеранам;
- формирование личности практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции.
Результаты программы по итогам 2018-2019 учебного года:
В осенний период учащиеся принимали активное участие в уборке картофеля.
В рамках акции «Новогодняя игрушка» ребята подарили воспитанникам детского сада «Золотая рыбка» игрушки. Во время месячника «Именем детства – во имя детства» преподнесли книжки и раскраски для младших друзей.
Регулярно дети оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны.
Осенью и весной проводился экологический субботник, в котором принимали участие все учащиеся класса.
В данный период дети ухаживают за рассадой для цветочных клумб.
Направление «Путешествия»
Путешествия учат больше, чем что бы то ни было.
Иногда один день, проведенный в других местах,
дает больше, чем десять лет жизни дома.
А. Франс
Цели: развитие активной социальной деятельности и инициативы детей, изучение истории родного края, страны
Основные задачи:
- Воспитания чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;
- Воспитание чувства прекрасного;
- Развитие уважительного отношения к истории и культуре родного края.
Основные виды деятельности:
- Посещение музеев ( мир аквариумов, национальный музей);
- Посещение музея М.Сеспеля;
- Посещение музея космонавтики с. Шоршелы;
- Посещение краеведческого музея, картинной галереи, районной библиотеки;
- Экскурсии к памятникам;
- Театральные представления, выступления.
Ожидаемый результат
Духовное обогащение учащихся, познание истории и культуры родного края.
Результаты программы по итогам 2018-2019 учебного года:
В течение учебного года совместно с учащимися 9 класса посетили:
- Музеи г. Чебоксар
- Музей М. Сеспеля в Канашском районе
- Музей космонавтики с. Шоршелы
- Краеведческий музей, картинную галерею, районную библиотеку;
Регулярно организовываем походы, экскурсии на природу.
Многие ребята посещают кружки, занимаются танцами, участвуют в организации районных мероприятий, выезжают с концертными программами в другие районы Чувашии.
Учащиеся принимают активное участие в смотрах и конкурсах: «Ростки возрождения», КВН, «Грация», «Фольклорный фестиваль».
Программа классных часов:
1. Классные часы:
- Я - выпускник.
- «Семья – мой дом родной».
- Здоровье и выбор профессии
- Афганистан болит в моей душе.
- Знаменитые музеи
- Я и мои поступки
2. Беседы для развития позитивного отношения ученика к собственному интеллекту:
- Как успешно сдать экзамены?
- Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»
- Мир человеческих чувств
- Умеем ли мы общаться?
- «Час вопросов и ответов»
3. Ролевые игры, конкурсы, праздники;
- Осенние посиделки
- Новогодний бал.
- «Что? Где? Когда?»
- Конкурс «А ну-ка, парни!»
- Конкурс солдатской песни.
- Конкурс «А ну-ка, девушки!»
- Встреча с выпускниками школы
4. Конкурс исследовательских проектов.
Родительские собрания:
- «Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей.
2. Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы».
3. Развитие познавательного интереса у школьников в семье.
4. Итоговая аттестация выпускников основной школы. Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?
Обобщающий этап
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках
реализации программы работы классного руководителя с коллективом
класса «Успех».
Программа воспитательной работы по развитию классного коллектива «Успех» рассчитана на 2019 – 2020 учебный год. Срок реализации заканчивается в мае 2020 года. Были подведены промежуточные результаты. Они отражены в таблице «Характеристика уровня личностного роста».
Характеристика уровня личностного роста.
№ п/п | Содержание показателей | 7 класс | 8 класс 1 полугодие |
1. | Мотивация учебно-познавательной деятельности · учится охотно · учится с интересом, но под контролем · учится под контролем · нет интереса, активность низкая · равнодушен к учебе | 3,5 | 3,75 |
2. | Сформированность интеллектуальных умений | 3,7 | 3,9 |
3. | Степень обучаемости (по усвоению учебного материала) | 3,5 | 3,82 |
4. | Навыки учебного труда (умение планировать и контролировать свою деятельность) | 3,4 | 3,82 |
5. | Результативность индивидуальных занятий (проявление инициативы) | 3 | 3,82 |
6. | Уровень утомляемости (Соблюдение режима дня и развитие способности внимания) | 3 | 4 |
9. | Коммуникабельность. Степень влияния в коллективе | 3,7 | 4 |
10. | Уровень развития навыков самообслуживания | 4 | 4,5 |
11. | Внешний вид и аккуратность | 4 | 4,5 |
12. | Интересы и развлечения | 3,9 | 4,2 |
13. | Уровень этической культуры | 3,4 | 3,4 |
14. | Работа над вредными привычками | 4 | 5 |
15. | Отношение к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни | 3,2 | 4,5 |
16. | Общественная активность | 3,5 | 4 |
17. | Исполнение должностных обязанностей | 4 | 4,3 |
Оценки по пятибалльной шкале выставлены самими учащимися. В таблице представлен средний балл по классу по всем показателям. Данные таблицы свидетельствуют о незначительном личностном росте учащихся.
На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия:
Мероприятие |
1. Отслеживание достижений в развитии учащихся по всем направлениям. Сравнительный анализ. |
2. Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы. |
3. Самопрезентация личных достижений учащихся. |
Ожидаемый результат:
- понимание полученных результатов, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;
- понимание того, за счёт чего можно повысить уровень познавательной активности учащихся.
Специалисты, привлечённые к реализации программы:
- Смирнова Елена Васильевна, зам. директора по воспитательной работе МБОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики».
- Аверьянова Елена Витальевна, социальный педагог МБОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА
ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА для 10-11 класса . Можно использовать при создании системы работы классного руководителя....
Программа работы классного руководителя с коллективом класса
Программа работы классного руководителя с коллективом класса...
Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Ступеньки на пути к ответственности»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана классным руководителем сроком на два года. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом ег...
Программа работы классного руководителя с коллективом класса
Младший школьный возраст – самый важный период в жизни ребенка, благоприятный для физического, духовного, нравственного, умственного развития школьника. В этот период он становится более с...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....
Программа работы классного руководителя с коллективом класса
Я считаю, что главной задачей классного руководителя является создание дружного, сплочённого, боеспособного, в хорошем смысле этого слова, классного, во всех смыслах этого слова коллектива, умею...